ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена на основании:
Авторской программы В. Д. Симоненко, Т. А. Степченко «Азбука потребителя»: Программа курса по выбору для 8-9 классов (предпрофильная подготовка).-С.220.// Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс, 2009.-240с.
Предлагаемый элективный курс может рассматриваться как спецкурс, где углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, например «Экономика», «Обществознание», «Право», и как прикладной элективный курс, цель которого — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.
Функциональное назначение данного курса может быть также выражено как в дополнении содержания последующего профильного курса, так и в удовлетворении разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
«Азбука потребителя» является началом формирования потребительской культуры школьников, которое продолжается в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы потребительской культуры».
Содержание курса «Азбука потребителя» призвано сформировать знания в области правового регулирования защиты прав потребителей, а также выработать умения в применении правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров потребителям или оказании им услуг (выполнении работ).
Как потребители мы ежедневно вступаем в правовые отношения, заключая договоры купли-продажи, договор перевозки, оказания медицинских, образовательных услуг и др. Самой незащищенной в таких ситуациях является молодежь, так как не имеет определенных знаний и практического опыта. Поэтому при составлении данной программы заложен компетентностный подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором все учебные занятия ориентируются на практические результаты.
Так как все мы — потребители независимо от возраста, профессии, статуса, то первая тема программы посвящена знакомству с понятием «потребитель» в жизни и в законе «О защите прав потребителей», выяснению сущности потребительской культуры и формированию качеств культурного потребителя.
Изучая вторую тему, учащиеся знакомятся с основными правами потребителей с целью последующего применения их в соответствующих ситуациях на практике.
Поток ежедневной информации, поступающей из различных СМИ, заставляет нас быть бдительными в плане ее достоверности, и нам порой непросто определить, какому источнику следует доверять: продавцу, производителю, рекламе или друзьям. Третья тема посвящена изучению основных источников информации, видам информации, маркировке товаров и знакомству учащихся с законом «О рекламе».
Когда мы владеем достоверной информацией, то нам важно знать, где наиболее выгодно совершить ту или иную покупку. Краткая информация о различных видах магазинов, о скидках и лотереях, особенностях приобретения товаров через Интернет-магазины и на дому у покупателей представлена в четвертой теме программы.
Пятая тема знакомит с различными видами денег и основными правилами, которые надо знать, чтобы не стать жертвой фальшивомонетчиков.
Последующие две темы помогут нам дать ответы на вопросы, связанные с покупкой товаров и оказанием услуг (выполнением работ): как не пойти на поводу у нерадивого продавца и не купить у него некачественный товар? Что такое маркировка товаров? Опасен ли индекс «Е»? Что делать в случае приобретения товара с недостатком и в каких случаях можно обменять качественный товар? Каково правовое поле потребителя в том случае, если услуга оказана не в срок, а работа выполнена некачественно?
Завершает программу тема о системе государственных органов по защите прав потребителей, где учащиеся практикуются в составлении основных гражданско-правовых документов.
Образовательной целью программы является формирование у учащихся системы знаний в области защиты прав потребителей и выработка через умения и навыки ключевых гражданских, социальных и правовых компетенций.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
овладение учащимися основами знаний разумного потребительского поведения;
развитие у школьников самостоятельности, креативности, мотивационно-ценностной готовности и адекватной самооценки;
формирование практических умений и навыков отстаивать свои права в случае их нарушения в рамках законодательства и составления проектов основных гражданско-правовых документов;
воспитание у учащихся толерантности, социальной ответственности,
организованности и требовательности в правовом поле деятельности;
обеспечение готовности к реализации способностей в сфере коммуникации «покупатель-продавец» и повышения адаптивности школьников к современным рыночным условиям с учетом их интересов и склонностей.
Исходя из цели и задач, содержание курса следует реализовывать через систему форм и методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и позволяющим им включаться в социально активные виды деятельности: дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги, тесты, анализ проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов и др.
Особенности курса:
практико-ориентированный подход в изложении содержания;
опора на социальный опыт учеников;
формирование активной потребительской позиции;
обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников;
решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения школьников в будущем.
Элективный курс базируется на основе следующих принципов:
принцип научности и доступности обучения;
принцип системности обучения и связи теории с практикой;
принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
принцип наглядности.
Элективный курс «Основы потребительских знаний» тесно взаимосвязан с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами как:
иностранный язык (термины, маркировка, символы);
русский язык (правила написания терминов):
право (права и обязанности граждан, знакомство с законами РФ);
химия (красители, жиры);
основы безопасной жизнедеятельности;
технология;
экономика.
Данный курс призван познакомить обучающихся с основами профессий 21 века: промоутер, рекламный агент, продавец-консультант, риэлтор, менеджер, супервайзер, медиа-планер, инженер-технолог по качеству, торговый агент, мерчендайзер, юрист; с деятельностью предпринимателя.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, из них на аналитическое изучение материала отведено 25 ч, на практические занятия - 9 ч.
Основные формы организации учебной деятельности – урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-зачёт, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-консультация, интегрированный урок, театрализованный урок, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-деловая игра, урок-ролевая игра.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результативность обучения и мотивация к получению новых знаний обеспечиваются применением современных педагогических технологий: индивидуально-дифференцированный подход, блочная подача материала, проблемное обучение, технология развития критического мышления. Также курс предполагает самостоятельную работу школьников с различными источниками информации и базами данных. Для контроля знаний обучающихся создан банк контрольных заданий, соответствующий целям программы, имеются входные и выходные контрольные теоретические тесты.
Например, на первом занятии предлагается ответить на вопрос: «Должен ли потребитель приобретать колбасу вместе с увязочным материалом, веревками, или с металлическими клипсами, которыми скреплены ее концы?»
Варианты ответов: а) да, должен; б) нет, не должен; в) не знаю.
Чаще всего, ответы следующие: да, должен – 60% уч-ся; нет, не должен – 10% уч-ся; не знаю – 30 % уч-ся. На заключительном занятии на данный вопрос теста учащиеся отвечают «нет, не должен» - 100%.
По окончании курса «Основы потребительских знаний» обучающиеся должны:
Иметь представление:
о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию;
о правовых законодательных актах, регулирующих права и защиту интересов потребителей;
об органах по защите прав потребителей: арбитражном суде, Государственном Антимонопольном комитете, Госстандарте России, Госсанэпидемслужбе России.
Знать/понимать:
место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека;
специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;
основы теории потребительского поведения;
свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав;
современную систему штрихового кодирования;
элементы маркировки на товарах.
Уметь:
разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;
анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества;
различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;
защищать свои права в случае их нарушения;
решать ситуации, применяя закон РФ «О защите прав потребителей»;
оформлять исковые заявления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни владея:
методикой расшифровки штрихового кода;
технологией упаковки товаров;
технологией покупки товаров: одежды, обуви, бытовой техники;
технологией покупки товаров в кредит;
технологией определения элементов маркировки товаров.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Название темы
|
Теорет. занятия
|
Практ. занятия
|
Всего
|
1
|
Все мы — потребители. Стартовый контроль.
|
2
|
|
1
|
2
|
Какие права имеют потребители
|
2
|
2
|
4
|
3
|
Как не потеряться в мире информации
информации
|
2
|
4
|
6
|
4
|
Такие разные магазины
|
2
|
2
|
4
|
5
|
Наш постоянный спутник — деньги
|
2
|
2
|
4
|
6
|
Если товар оказался некачественным...
|
2
|
2
|
4
|
7
|
Услуги, которые мы получаем
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Защита прав потребителя
|
2
|
2
|
4
|
9
|
Обобщение
|
2
|
|
|
|
Итого:
|
18
|
16
|
34
|
Содержание учебного курса
Тема 1. Все мы — потребители
Опорные понятия: договор, кассовый чек, потребность, потребитель, рациональность потребителя, товарный чек.
Понятие «потребитель» в законе «О защите прав потребителей». Основные документы, необходимые потребителю для отстаивания своих прав: договор, кассовый и товарный чеки и др.
Понятие «рациональность потребителя» с экономической точки зрения.
Тема 1. Какие права имеют потребители
Опорные понятия: закон, изготовитель, исполнитель, продавец.
История становления институтов по защите прав потребителей в мире и в России. Основные права потребителей в соответствии с законом «О защите прав потребителей»: право на просвещение в области зашиты своих прав; на надлежащее качество товаров; на безопасность гона ров; право на информацию; на возмещение морального вреда; право на судебную защиту и право на государственную, общественную защиту.
Практикум: анализ проблемных ситуаций, решение творческих задач.
Тема 3. Как не потеряться в мире информации
Опорные понятия: информация, маркировка, пищевые добавки, реклама, стандарт, сертификат соответствия, товарный знак, этикетка.
Виды источников информации для потребителей. Достоверная, недостоверная информация.
Информация о производителе, о продавце. Информация о товаре на этикетке.
Маркировка товаров: основные группы знаков.
Применение и назначение пищевых добавок (индекс Е).
Товарный знак и штриховой код товара. Подделка товаров и обман покупателей.
Знакомство с законом «О рекламе».
Практикум: «Мы и реклама», «Информация о товаре».
Тема 4. Такие разные магазины
Опорные понятия: дисконтная карта, купон, лотерея, магазин, скидка, распродажа, флаер.
Виды магазинов: традиционные, самообслуживания (супер- и гипер-маркеты); бутики, салоны.
Пользование дисконтной картой. Игра в лотерею. Особенности покупки товаров через интернет-магазины.
Продажа товаров на дому у покупателей. Торговля по схеме «Пирамида». Психология поведения потребителя при покупке товаров.
Практикум: «Мой выбор», «Ярмарка».
Тема 5. Наш постоянный спутник — деньги
Опорные понятия: валюта, деньги, доходы, потребительский бюджет, расходы.
Деньги настоящие и фальшивые. Способы защиты денежных знаков. Пластиковые карты. Способы защиты. Правила пользования банкоматом.
Рациональное распределение бюджета. Практикум: «Мои сбережения».
Тема 6. Если товар оказался некачественным...
Опорные понятия: гарантийный срок, договор купли-продажи, качество товара, недостаток товара, срок годности, срок службы.
Признаки качественных товаров, фальсифицированный товар.
Недостаток товара. Виды недостатков: явные, скрытые, существен ные.
Специальные сроки, устанавливаемые на товары: гарантийный срок, срок годности, срок службы.
Обмен качественных товаров: условия и сроки обмена.
Знакомство с Правилами торговли.
Практикум: анализ конкретных ситуаций.
Тема 7. Услуги, которые мы получаем
Опорные понятия: договор, неустойка, полис, страхование.
Что такое договор. Виды договоров: купли-продажи, перевозки, договор-заказ и др. Условия заключения письменного договора.
Сроки выполнения и окончания работ. Неустойка. Расчет и выплати неустойки.
Оказание услуг. Услуги сотовой связи. Заключение договора с оператором. Видеопрокат.
Услуги туристических агентств. Существенные условия заключения договора.
Потребитель в роли пассажира. Права пассажиров.
Образовательные услуги. Источники информации и условия заключения договора.
Практикум: анализ проблемных ситуаций. «Заключение и заполнение договора».
Тема 8. Защита прав потребителя
Опорные понятия: адвокат, исковое заявление, моральный вред, рекламация, суд.
Развитие потребительского движения в мире и в России.
Государственные органы по защите прав потребителей: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере за щиты прав потребителей и благополучия человека.
Общественные организации защиты прав потребителей: их особенности и права.
Международная конфедерация обществ потребителей. «Спрос» журнал без рекламы. Правила обращения в суд.
Практикум: составление искового заявления. Анализ ситуаций.
Формы и средства контроля
Формы контроля – проверочные работы, творческие работы учащихся, отчеты по экскурсии.
I вариант
1. Верно ли, что импортные порошки лучше российских?
2. Какие недостатки признаются существенными?
3. По каким показателям можно отличить некачественную кожу?
4. Что значит «старый час»?
5. Назовите коды Китая и Польши.
I I вариант
1. Неслыханное происходит на автомобильном рынке США, покупатели записываются в очередь на автомобили. О каких моделях идет речь?
2. В центре лечебного питания изобрели лечебный хлеб. Как Вы думаете, из чего он сделан?
3. В результате спроса оборот «Пепси» в России увеличился более чем на 60%. Имеют ли покупатели как участники «Пепсимиллиономании» права потребителя?
4. Какие шампанские вина отечественного производства имеют наибольший рейтинг?
5. Какими продуктами и добавками ароматизируют чай?
Ответы I вариант
1. Импортные порошки красиво упакованы, приятно пахнут, значит, в меньшей степени могут вызвать аллергию. Мнение специалиста: они отличаются друг от друга только рекламой. Качество стирки не зависит от торговой марки.
2. Невозможность или недопустимость использования товара по назначению: если не может быть устранен, либо появиться вновь после устранения; для устранения требуются большие затраты.
3. При соприкосновении с кожей ладонь запотевает, не пропускает влагу; нога запотевает, обувь не разнашивается и не принимает форму ноги; плохо поддается формовке, при носке появляются складки.
4. Возраст с момента уборки превышает год – два; настой темно-коричневый, иногда мутный; вкус – горьковатый и затхлый; аромат древесный, говорят: «Пахнет салом».
5. Китая – 690, Польши- 590.
I I вариант
1. Джип-Чероки, Джип-Грант-Чероки, Форд-Мустанг, Шевроле-Сабурбон, Шевроле-Блейзер.
2. Из цельного пшеничного зерна, предварительно проращенного.
3. По правилам гражданского законодательства и пари не устанавливают прав и обязанности сторон, за исключением случаев наличия лицензии на сделки. Кроме того, Закон РФ «О рекламе» запрещает рекламу, которая вводит в заблуждение относительно рекламируемого товара, злоупотребляет доверием покупателей, не содержит информации об условиях использования по назначению.
4. «Новый свет», «Советское шампанское», полусладкое «Надежда».
5. Травами, сухими фруктами, эфирными маслами фруктов; эссенциями, которые являются искусственными ароматизаторами.
Вопросы по применению Закона РФ «О защите прав потребителей»
Вариант 1:
1. Покупатель пробрел стиральную машину иностранного производства. Инструкции на русском языке нет. Как установить программу для работы машины покупатель не знает. Что делать покупателю?
2. Сроки предъявления требований в случае выяснения существенных недостатков по причинам, возникшим до передачи товара потребителю.
3. С какого дня исчисляется гарантийный срок на товары?
4. Может ли покупатель получить чек на купленные товары в продовольственном магазине?
5. В каких случаях продавец освобожден от ответственности за неисполнением обязательств перед потребителем?
Вариант 2:
1. Права покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества.
2. Сроки для замены товара ненадлежащего качества.
3. Права потребителей по устранению недостатков в купленном товаре.
4. Может ли покупательница обменять не подошедшую по фасону блузку?
5. Случаи применения неустойки в размере 1% за просрочку требований потребителя.
Ответы
Вариант 1:
1. В данном случае магазин не предоставил полную информацию о товаре. Товар не может быть использован по назначению. Покупатель вправе потребовать предоставления надлежащей информации и, если в согласованный срок информация не будет предоставлена, расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы – ст.10, 18.
2. В течение гарантийного срока или срока годности, а если эти сроки не установлены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, но в пределах установленного срока службы, или в течение десяти лет, если срок службы не установлен - ст. 19.
3. Со дня продажи товаров потребителю – ст.19 п.2.
4. Да, на основании ст.18 Закона «О защите прав потребителей» по требованию потребителя продавец обязан выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
5. Продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательства перед потребителем, если докажет, что неисполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом РФ.
Вариант 2:
1. Безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов на устранение, уменьшение покупной цены, замена на аналогичный товар или другой марки, расторжение договора купли-продажи – ст. 18.
2. В 7-дневный срок со дня предъявления требований покупателя; в 20-дневный срок, если требуется дополнительная проверка качества в течении месяца, если товар для обмена отсутствует – ст. 20.
3.Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме.
4. Потребитель имеет право обменять (не вернуть) непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар в магазине, где его приобрели. Данное право сохраняется в течение 14 дней со дня покупки. Товар должен иметь первоначальный вид, фабричный ярлык – ст. 25.
5. При нарушении сроков: замены некачественного товара; ремонта, расходов на исправление недостатков потребителям, возмещении убытков, связанных с расторжением договора купли-продажи – ст.23.
Ситуационные задачи
1. 30 ноября 2009 года в магазине Иванов П.С. купил посудомоечную машину «Аристон-457». В январе 2010 года машина вышла из строя, и Иванов П.С. сдал её в магазин на гарантийное обслуживание под расписку, но прошло полгода, а машину не вернули.
Какие права имеет покупатель в данном случае?
2. Поступает много жалоб от покупателей бытовой техники импортного производства, при покупке которой зачастую вручаются инструкции на разных иностранных языках.
В чем заключаются обязанности продавца?
Какие права имеют покупатели в данных ситуациях?
3. Музыкальный центр сломался в течение гарантийного срока. Покупатель обратился в магазин с просьбой о замене. Продавец согласился заменить музыкальный центр в течение месяца со дня обращения покупателя в магазин.
Проанализируйте соблюдение прав покупателя по срокам замены.
4. 20 сентября Сидорова В.И. сдала в мастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила за ремонт 450 рублей. Когда в назначенный день Сидорова В.И. пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеряны. Стоимость туфель работники мастерской возместить отказались.
Определить права Сидоровой В.И. по Закону РФ «О защите прав потребителей».
5. У покупателя автомобиля ВАЗ Серегин И.К. возникли проблемы с купленным автомобилем до истечения гарантийного срока. Он обратился в автосервис с просьбой провести гарантийный ремонт. Ремонт длился более четырех месяцев. Серегин И.К. решил воспользоваться своими правами потребителя и заменить автомобиль на аналогичный.
Определить права покупателя и обязанности продавца (изготовителя) в данной ситуации
Перечень учебно-методических средств обучения
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Азбука потребителя: Учебн. пособие по элективному курсу для 8—9 кл. — М.: Вита-Пресс, 2005 2006.
АншаковМ. Г., БарминаН. Ю. Постатейный комментарий к закону «О защите прав потребителей». — М., 2006.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. — М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
Заморенова Н. Г., Яковлев А. П. Справочник потребителя. — М.: Юриспруденция, 2006.
Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов об-щеобразоват. учрежд. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др.; Под общ. ред. П. Крючковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Вита-Пресс, ИИФ «Спрос» КонфОП, 2001.
Пиляева В. В. Защита прав потребителей: Словарь-справочник с законодательными актами и образцами документов. — М.: АСТ: Аст-рель: Транзиткнига, 2006.
Чепурной И. П. Защита прав потребителей: Виды и способы обмана покупателя при продаже продовольственных товаров. — Ростов н/Д: Феникс, 2003
|