Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях


Скачать 8.72 Mb.
Название Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях
страница 1/49
Тип Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Общей хирургии


«Утверждаю»

заведующий кафедрой

______________________

« »_________________ 20__

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

3 курса специальности 060103.65 Педиатрия

по учебной дисциплине Общая хирургия
Тема. Введение.

Занятие № 1. Вводное.
Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013

Протокол №___
Методическая разработка составлена

Проф. Лаврешиным П.М.

« » ____________________ 2013


г. Ставрополь, 2013

Тема №1. Введение.

Занятие №1. Введение.
Учебные вопросы занятия:

1. Понятие о хирургии и хирургических болезнях.

2. Краткая история хирургии.

3. Современной состояние хирургии.

4. Организация хирургической службы.
Место проведения занятия:

- учебная комната, хирургическая клиника;

Материально-лабораторное обеспечение:

- таблицы, слайды, рисунки.

- оборудование подразделений хирургического стационара.
Учебные и воспитательные цели

- Дать понятие о хирургии и ее развитии; ознакомить студентов с задачами хирургической клиники и организацией хирургического отделения.

- Частные цели занятия – в результате работы на занятии студент должен:

Знать:

- историю хирургии;

- задачи хирургической клиники;

- структуру и организацию хирургического стационара;

- основные принципы деонтологии;

- основные этапы лечения больных с наиболее распространенными видами хирургических заболеваний;

Уметь:

- применять основные принципы деонтологии;

Владеть:

- навыками общения с больными, родственниками и медперсоналом;

Обладать набором компетенций:

способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1);

Иметь представление о:

- организации и структуре хирургического отделения;

- принципах деонтологии.

Рекомендуемая литература:

1. Общая хирургия. Учебник / С.М. Петров. – М.: С/П, 2010.

2. Общая хирургия. Учебник / В.К. Гостищев. – М.: Медицина, 2010.

3. Лекции по курсу общей хирургии. г.Ставрополь 1998.

4. Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии. Острополец С.С. // Клиническая педиатрия. 2006. - №2.

5. Нестеренко Ю. Деонтология в хирургии [Электронный источник http://www.medeffect.ru]

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:


  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на: историю хирургии, врачебную этику и деонтологию.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на важность врачебной этики в работе хирургического отделения. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
Ответьте на следующие вопросы.

  1. Определение хирургии?

  2. Хирургия – врачебная специальность, наука и искусство?

  3. Какими качествами и знаниями должен обладать хирург?

  4. Каковы задачи обучения на кафедре общей хирургии?

  5. Какие основные принципы деонтологии и врачебной этики существуют в хирургической клинике?

  6. Моральный облик и общая культура врача?

  7. Каковы основные этапы обследования хирургического больного?

  8. Какова связь между правильно поставленным диагнозом и правильным лечением?

  9. История хирургии как самой древней из врачебных специальностей?

  10. Организация хирургической клиники и устройство хирургического блока.



Решите входные тесты.

Данное занятие имеет особое место в работе врача, так как является базисным для любой врачебной специальности.



  1. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.
При отработке 1-го учебного вопроса занятия - Исторические аспекты хирургии - обратите внимание на развитие отечественной хирургии, роль отечественных хирургов.
При отработке 2-го учебного вопроса – Врачебная этика и деонтология – обратите внимание на важность этих понятий в работе любой врачебной специальности, особенно врача хирурга.
По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.
3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.

Приложение 1
АННОТАЦИЯ
Хирурги́я (др.-греч. χειρουργική, от др.-греч. χείρ — рука и ἔργον — действие, работа) — область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода. Хирургическое лечение состоит из нескольких последовательных этапов: подготовки больного к операции, обезболивания (наркоза) и самого хирургического вмешательства. Хирургическая операция включает: операционный доступ (разрез кожи или слизистой оболочки), оперативного лечения органа, восстановление целостности тканей, нарушенных во время операции.

Хирургия является одной из самых древних специальностей в истории медицины.
 В государствах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Месопотамия) народная медицина долгое время оставалась основой врачевания. Существовали зачатки хирургических знаний, которые применяли в условиях мирной жизни и на поле боя: удаляли стрелы, перевязывали раны, останавливали кровотечения, применяя в ходе операций средства, снижающие боль: опий, белену, коноплю, мандрагору. На территории этих государств при раскопках было обнаружено множество хирургических инструментов.
 Большое влияние на развитие хирургии оказали врачи Древней Греции и Древнего Рима, такие как Асклепий (Эскулап), Асклепиад (128 — 56 гг. до н.э.). Цельс (I в. до н.э.) написал капитальный труд по хирургии, где впервые перечислил признаки воспаления: rubor (воспаление), tumor (отек), caler (повышение температуры), dolor (боль), предложил применение лигатур для перевязки сосудов во время операции, описал методы ампутаций и вправления вывихов, разработал учение о грыжах. Гиппократ (460 — 370 гг. до н.э.) написал несколько трудов по хирургии, впервые описал особенности заживления ран, признаки флегмоны и сепсиса, симптомы столбняка, разработал операцию резекции ребра при гнойном плеврите. Клавдий Гален (131 —201) предложил применять шелк для наложения швов на рану.
 Значительное развитие хирургия получила в арабских халифатах (VII — XIII вв.). В Бухаре, Хорезме, Мерве, Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире жили и работали выдающиеся врачи Ар-Рази (Ра-зес) (865-920) иИбн Сина (Авиценна) (980-1037).
 
Медицина Средневековья (XII —XIII вв.) находилась под гнетом церковной идеологии. Центрами медицины в этот период были университеты в Салерно, Болонье, Париже (Сорбонна), Падуе, Оксфорде, Праге, Вене. Однако уставы всех университетов контролировались церковью. В то время наиболее развитой областью медицины в связи с постоянно ведущимися войнами была хирургия, которой занимались не врачи, а костоправы и цирюльники. Хирургов не принимали в так называемое сообщество ученых-врачей, их считали обычными исполнителями. Такое положение не могло долго существовать. Опыт и наблюдения на полях сражений создали предпосылки для активного развития хирургии.
 
В эпоху Ренессанса (XV—XVI вв.) появилась плеяда выдающихся врачей и естествоиспытателей, внесших значительный вклад в развитие анатомии, физиологии и хирургии: Парацельс (Теофаст фон Гогенгейм) (1493— 1541), Леонардо да Винчи (1452— 1519), В. Гарвей (1578— 1657). Выдающийся анатом А. Везалий (1514— 1564) был отдан инквизиции лишь за то, что утверждал, что у мужчины 12 пар ребер, а не 11 (одно ребро должно было быть использовано для создания Евы).
 
Во Франции, где упорно не признавали хирургию как область медицины, хирурги раньше всего добились равноправия. Именно здесь открылись первые школы хирургов, а в середине XVIII в. — высшее учебное заведение — хирургическая академия. Ярким представителем французской школы хирургов был основоположник научной хирургии Нового времени А. Паре (1517 – 1590).
 
В XIX в. появились новые требования к медицинской науке, что привело к новым открытиям в области хирургии. В 1800 г. английский химик Г.Деви описал явления опьянения и судорожного смеха при вдыхании закиси азота, назвав ее веселящим газом. В 1844 г. закись азота была применена в качестве обезболивающего средства в зубной практике. В 1847 г. шотландский хирург и акушер Дж. Симеониспользовал хлороформ для обезболивания, в 1905 г. немецкий врач А. Эйнгорн синтезировал новокаин.
 
Основной проблемой хирургии во второй половине XIX в. явилось нагноение ран. Венгерский акушерИ.Земмельвейс (1818 — 1865) в 1847 г. стал применять в качестве дезинфицирующего средства хлорную воду. Английский хирург Дж. Листер (1827— 1912) доказал, что причиной нагноения являются живые микроорганизмы, попадающие в рану из воздуха, и предложил для борьбы с возбудителями инфекций использовать карболовую кислоту (фенол). Таким образом, в 1865 г. он ввел в хирургическую практику антисептику и асептику.

В 1857 г. французский ученый Л.Пастер (1822— 1895) открыл природу брожения. В 1864 г. американский зубной врач У. Мортон использовал эфир для обезболивания при удалении зуба. Немецкий хирург Ф. Эсмарх (1823 — 1908), один из пионеров асептики и антисептики, в 1873 г. предложил использовать кровоостанавливающий жгут, эластичный бинт и наркозную маску. Инструменты швейцарских хирургов Т. Кохера (1841 — 1917) и Дж. Пеана (1830— 1898) позволили оперировать в «сухой» ране. В 1895 г. немецкий физик В. К. Рентген (1845—1923) открыл лучи, способные проникать сквозь непрозрачные тела.

Открытие групп крови (Л. Ландштейнер, 1900; Я.Янский, 1907) дало хирургам эффективное средство борьбы с острой кровопотерей. Французский физиолог К.Бернар (1813—1873) создал экспериментальную медицину.
 
В России хирургия начала развиваться значительно позже, чем в странах Западной Европы. До XVIII в. в России хирургическая помощь почти полностью отсутствовала. Такие манипуляции, как кровопускание, прижигание, вскрытие нарывов, выполняли знахари и цирюльники.
 
При Петре I в 1725 г. были открыты Петербургская академия наук, военные сухопутные и адмиралтейские госпитали. На базе госпиталей стали создаваться школы, которые в 1786 г. были преобразованы в медико-хирургические училища. В 1798 г. были организованы медико-хирургические академии в Петербурге и Москве. В 1755 г. по инициативе М. В.Ломоносова был открыт Московский университет, а в 1764 г. при нем — медицинский факультет.
 Первая половина XIX в. дала миру таких замечательных русских ученых, как П. А. ЗагорскийИ. Ф. Буш, Ф.И.ИноземцевИ.Н.СеченовИ.П.ПавловН.Е.ВведенскийВ. В. ПашугинИ. И. МечниковС. Н. ВиноградскийН. Ф. ГамалеяЛ.И.ЛукашевичЛ.О. ГейденрейхМ.С.СубботинМ.Я. ПреображенскийА.А. БобровП.И.Дьяконов и др.

 Основоположником русской хирургии по праву считается великий хирург и анатом Н. И. Пирогов (1810— 1881). С помощью методов замораживания трупов и их распилов он подробно изучил все области человеческого тела и написал четырехтомный атлас по топографической анатомии, который долгое время являлся настольной книгой хирургов. Н.И.Пирогов заведовал кафедрой хирургии в Дерптском университете, кафедрой госпитальной хирургии и патологической анатомии в Петербургской медико-хирургической академии. Н. И. Пирогов раньше Л.Пастера предположил наличие в гнойной ране микроорганизмов, выделив с этой целью в своей клинике отделение для «зараженных госпитальными миазмами». Именно Н. И. Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз во время Кавказской войны (1847). Будучи основоположником военно-полевой хирургии, ученый разработал принципы организации помощи раненым — сортировки в зависимости от срочности оказания помощи, эвакуации, госпитализации. Он внедрил качественно новые методы иммобилизации, лечения огнестрельных ран, ввел неподвижную гипсовую повязку. Н. И. Пирогов организовал первые отряды сестер милосердия, которые оказывали помощь раненым на поле боя.
 
Н.В.Склифосовский (1836—1904) разработал операции при раке языка, зобе, мозговых грыжах.

 В.А.Оппель (1872—1932) — военно-полевой хирург, основоположник учения об этапном лечении раненых, был одним из основоположников эндокринной хирургии в России. В. А. Оппел много занимался изучением болезней сосудов, хирургией брюшной полости.

 С.И.Спасокукоцкий (1870— 1943) работал во многих областях хирургии, разработал высокоэффективный способ подготовки рук хирурга к операции, новые способы операций при паховых грыжах. Он был одним из пионеров грудной хирургии, а также стал одним из первых применять скелетное вытяжение при лечении переломов.
 
С.П.Федоров (1869—1936) явился родоначальником отечественной урологии и желчной хирургии.

  П.А.Герцен (1871 — 1947) был одним из основоположников советской клинической онкологии. Он предложил методы лечения грыж, впервые в мире успешно выполнил операцию по созданию искусственного пищевода.
 
А.В.Вишневский (1874— 1948) разработал различные виды новокаиновых блокад, занимался вопросами гнойной хирургии, урологии, нейрохирургии, был организатором Института хирургии АМН СССР в Москве.
 
Н.Н.Бурденко (1876—1946), хирург широкого профиля, в годы Великой Отечественной войны был главным хирургом Красной Армии. Он стал одним из основоположников советской нейрохирургии и первым президентом Академии медицинских наук СССР.

А.Н.Бакулев (1890—1967) был одним из основоположников сердечно-сосудистой и легочной хирургии — подразделов грудной хирургии в СССР.
 С.С.Юдин (1891-1954) в 1930 г. впервые в мире перелил трупную кровь человека. Также он предложил метод создания искусственного пищевода. С.С.Юдин долгое время был главным хирургом Института скорой помощи им. Н. В.Склифосовского.

 В настоящее время российская хирургия продолжает успешно развиваться. Большой вклад в развитие современной отечественной хирургии внесли выдающиеся хирурги академики В.С.Савельев, В.Д.Федоров, М.И.КузинА.В.ПокровскийМ.И.ДавыдовГ.И.Воробьев и др. Перспективными направлениями являются операции в барокамерах, микрохирургия, пластические операции, трансплантация органов и тканей, операции на открытом сердце с применением аппарата искусственного кровообращения и др. Работы в этих направлениях успешно продолжаются. Постоянно совершенствуются уже отработанные методики, активно внедряются новые технологии с применением современнейших инструментов, приспособлений и приборов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Похожие:

Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Тема занятия; -цель занятия; -основные вопросы темы
Занятие Теории кислот и оснований. Водородный показатель. Расчет и измерение pH
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Лекарственные формы для глаз. Мази. Вопросы, отражающие содержание...
Занятие Технология стерильных и асептически изготовляемых лекарственных форм в условиях аптеки
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Инструкция по организации исполнения расписания учебных занятий Термины,...
Перенос занятия – учебное занятие переносится на другое время. К определению «перенос занятия» относятся
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Индивидуальное занятие с детьми (моторная алалия)
Для родителей: учить правильно организовывать занятия в домашних условиях на примере индивидуального занятия с ребенком; показать...
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные...
«Идеальный» стоматологический материал. Классификация стоматологических материалов и принципы ее построения. Основные свойства материалов...
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Лекарственные формы с антибиотиками. Вопросы, отражающие содержание...
Занятие Технология стерильных и асептически изготовляемых лекарственных форм в условиях аптеки
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные...
«Идеальный» стоматологический мате-риал. Классификация стоматологических материалов и принципы ее построения. Основные свойства материалов...
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Методика для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Каждое занятие в детском саду посвящено определенной теме. Занятия включает в себя несколько видов деятельности: совместную – на...
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Краткое описание занятия
Занятие ориентировано на детей разного возраста и уровня готовности. Программа занятия имеет модульную структуру. Каждый модуль является...
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Занятие № Средства коллективной и индивидуальной защиты. Первичные...
Форма занятия: практическое занятие, при котором теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических...
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Занятие третье. Средства коллективной и индивидуальной защиты. Первичные...
Форма занятия: практическое занятие, при котором теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических...
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Название образовательного учреждения
Аннотация: Данная разработка представляет собой опыт занятия внеурочной деятельности в условиях реализации фгос «Чудеса из бумаги»....
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Самостоятельная работа студентов Цель занятия
Продолжительность занятия: 6 часов (3 ч семинарское занятие, 3 ч самостоятельная работа студентов)
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Самостоятельная работа студентов Цель занятия
Продолжительность занятия: 6 часов (2 ч семинарское занятие, 4 ч самостоятельная работа студентов)
Занятие №1. Введение. Учебные вопросы занятия: Понятие о хирургии и хирургических болезнях icon Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Асептика и антисептика в хирургии»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск