Скачать 252.16 Kb.
|
Номер и тема занятия: 4.28 Хронические воспалительные заболевания кишечника Вид занятия: Клиническое практическое занятие. Продолжительность занятия: 6 часов (2 ч семинарское занятие, 4 ч самостоятельная работа студентов) Цель занятия: ознакомить с классификацией, этиологией, патогенезом, особенностями клиники, диагностики, дифференциальной диагностики хронических воспалительных заболеваний кишечника у детей с последующим определением тактики лечения. Тема и ее актуальность. К хроническим воспалительным заболеваниям толстой кишки (ВЗТК), согласно МКБ-Х, относят неспецифический язвенный колит, болезнь Крона и недифференцированные эрозивно-язвенные колиты. Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что численность больных неспецифическими воспалительными заболеваниями неуклонно растет. Распространенность данных заболеваний в настоящее время среди детей разных стран оценивается от 3,4 до 16-20 на 100000. Эти патологические процессы, формируясь в детском и молодом возрасте, протекают в последние годы тяжелее, чаще становятся резистентными к традиционному лечению, и поэтому раньше приводят к инвалидизации пациентов. Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- студент должен продемонстрировать практические навыки обследования больного с заболеваниями органов пищеварения (оценить физическое развитие, пальпация живота); - студент должен уметь интерпретировать данные копрологического исследования, иммунограммы, колоноскопии, УЗИ, назначить необходимые обследования по дополнительным тестам;
Схема интегративных связей по теме: «Хронические воспалительные заболевания кишечника»
Содержание занятия:
(основные вопросы для обсуждения):
II. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме (пальпация области живота, пальпация сигмовидной и слепой кишки, их характеристика, оценка внекишечных проявлений, интерпретация анамнеза, объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследования на клиническом примере). III. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Основные понятия, категории по теме занятия: Неспецифический язвенный колит Болезнь Крона Недифференцированный колит Колитический синдром Внекишечные проявления Индекс активности неспецифического язвенного колита и болезни Крона Гормонозависимость, гормоночувствительность, гормонорезистентность Перечень тем рефератов к занятию:
Образовательные технологии, используемые на занятии: Основная – технология модульного обучения, дополнительно – технология проблемного обучения. Пример проблемной ситуации: «В приемный покой поступает мальчик 9 лет с жалобами на учащенный стул с примесью крови». В виде деловой игры обсуждаются различные варианты диагностического алгоритма, вопросы дифференциального диагноза и лечебной тактики. Роли: родители (анамнез заболевания), врач приемного покоя, врач-эндоскопист, врач-лаборант, врач-гастроэнтеролог, врач клинический фармаколог, врач-рентгенолог, врач-паталогоанатом, детский хирург. Учебно-методическое обеспечение занятия: Основная литература:
Дополнительная литература:
Материально-техническое обеспечение занятия:
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки:
Контроль исходного уровня знаний и умений. Задания для самоконтроля: Задание 1. Решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме.
Эталоны ответов к тестам: 1–2, 2-5, 3-4, 4-1, 5-3, 6-5, 7-2, 8-4, 9-5, 10-1 Если возникли затруднения при ответе на данные тесты рекомендуется вернуться к «Блоку информации по теме». Если ответы не вызывают затруднений – задание 2. Задание 2. Заполните таблицу 1. Таблица 1. Клинические и лабораторные изменения, при наличии которых необходимо заподозрить воспалительные заболевания кишечника
Ответ: правильное заполнение таблицы Таблица 1. Клинические и лабораторные изменения, при наличии которых необходимо заподозрить воспалительные заболевания кишечника
Если правильно заполнена таблица 1 – задание 3(если возникли сложности – вернитесь к «Блоку информации по теме». Задание 3. Заполните таблицу 2 Таблица 2. Параметры, необходимые для определения педиатрического индекса активности болезни Крона
Ответ: правильное заполнение таблицы 2. Параметры, необходимые для определения педиатрического индекса активности болезни Крона
Если правильно заполнена таблица 2 – задание 4 (если возникли сложности – вернитесь к «Блоку информации по теме». Задание 4. Заполните таблицу 3. Таблица 3. Эндоскопические признаки неспецифического язвенного колита и болезни Крона
Ответ: правильное заполнение таблицы 3. Эндоскопические признаки неспецифического язвенного колита и болезни Крона
Если правильно заполнена таблица 3 – задание 5 (если возникли сложности – вернитесь к «Блоку информации по теме»). Задание 5: заполните таблицу 4 Таблица 4. Выбор оптимальной формы лекарственной формы Месалазина при неспецифическом язвенном колите
Ответ: правильное заполнение таблицы 4. Таблица 4 Выбор оптимальной формы лекарственной формы Месалазина при неспецифическом язвенном колите
Задание 6. Проведите клиническое обследование ребенка с воспалительным заболеванием кишечника
Контроль конечного уровня усвоения темы (тестовый контроль и решение ситуационных задач). Тестовые вопросы:
5. Какое утверждение неверно в отношении глюкокортикоидной терапии при неспецифических воспалительных заболеваниях кишечника у детей ?
6. Согласно рекомендациям ECCO, применение будесонида показано при следующих состояниях, кроме:
Ответы:1-4, 2-5,3-4, 4-5, 5-3, 6-3 Задача 1. Девочка 14 лет, на протяжении 1,5 лет предъявляет жалобы на боли в животе, появляющиеся во время дефекации. Стул 2-3 раза в сутки, неоформленный/с примесью крови и гноя. В течение последнего года наблюдается нарастающая слабость, снижение аппетита, похудение. Кожные покровы бледные. Ребенок от 6-й беременности, вторых стремительных родов на 37-й неделе. При рождении масса 2800 г, длина 48 см. Искусственное вскармливание с рождения. Осмотр: кожа чистая, бледная. Живот умеренно вздут. При глубокой пальпации по ходу толстой кишки отмечается болезненность, урчание. Печень+1 см от края реберной дуги. Общий анализ крови: Hb - 114 г/л, Ц.п. - 0,83, Эр - 3,8х1012/л; Лейк -11,8х109/л; п/я -14%, с/я - 55%, э - 2%, л - 23%, м - 6%, СОЭ - 18 мм/час. Общий анализ мочи: цвет светло-желтый, прозрачная; рН - 5,5; плотность - 1021; белок-нет; сахар-нет; эп. пл. - небольшое количество; Л-1-2 в п/з; Эр - нет; слизь -немного. Биохимический анализ крови: общий белок - 56 г/л, альбумины - 52%. глобулины; α1 - 5%, α2 - 13%, β - 10%, γ - 20%; амилаза - 54 Ед/л (норма 10-120), тимоловая проба - 4 ед, билирубин - 12 мкмоль/л, из них связ. - 2 мкмоль/л. Копрограмма: цвет темно-коричневый, неоформленный; рН - 7,5; мышечные волокна - небольшое количество; крахмал внутриклеточный - немного; йодофильная флора - незначительное количество; слизь - много; Л- 15-20 в п/з; Эр - 14-17 в п/з. Анализ кала на скрытую кровь: реакция Грегерсона - положительная. Колоноскопия: осмотрена вся ободочная и 30 см подвздошная кишки. Слизистая оболочка подвздошной кишки в виде «булыжной мостовой». Подвздошно-ободочная кишка представлена чередованием пораженных и непораженных зон. Неравномерный отек слизистой оболочки чередуется c участками глубоких изъязвлений. Язвы продольные, определяются поперечные фиссуры. Гистология: поражены всё оболочки кишечной стенки, отмечается глубокий фиброз, эпителио-клеточные гранулемы с клетками Пирогова-Лангерганса. Задание
Задача 2. Мальчик 2 лет. В течение 6 месяцев у ребенка разжиженный учащенный со слизью до 5-6 раз в день стул, в последние 2 месяца в кале появились прожилки крови, редко сгустки крови, за последние 3 недели примесь крови в кале стала постоянной. Беспокоят боли в животе, часто перед дефекацией, снижение аппетита, похудание, субфебрильная температура. Амбулаторное лечение курсами антибиотиков, бактериофагом и пробиотиками без стойкого эффекта. Ребенок доношенный, 1 в семье, на естественном вскармливании до 6 месяцев. С 1 года атонический дерматит, пищевая аллергия на морковь, цитрусовые, белок коровьего молока. Мать 27 лет, здорова. Отец 32 года, здоров. Бабушка (по матери) - гастрит, колит, лактазная недостаточность. Осмотр: рост 85 см, масса 11,5 кг. Бледность кожных покровов и слизистых оболочек, на коже лица и голеней участки гиперемии, расчесов, корочек. Сердце - ЧСС 116 ударов в минуту, тоны звучные, мягкий систолический шум в V т. Боткина, не связанный с тоном, экстракардиально не проводится. Живот вздут, болезненный при, пальпации ободочной кишки, петли сигмы и слепой спазмированы. Печень +1,5; +2; в/3, плотновата, симптомы Мерфи, Керра - положительны. Общий анализ крови: Hb - 96 г/л; Ц.п. - 0,8; Эр - 3,7x1012/л; ретикулоциты - 18%о; Лейк - 12,0х109/л; п/я - 7%, с/я - 43%, э - 5%; л - 36%, м - 9%, СОЭ -18 мм/час; тромбоциты - 330х109/л. Общий анализ мочи: цвет - светло-желтый, прозрачная; рН - 5,5; плотность -1018; белок - нет, сахар - нет; Л - 2-3 в п/з, Эр - нет Биохимический анализ крови: общий белок - 68 г/л, альбумины -53%, глобулины; α1 - 6%, α2 - 14%, β - 13%, γ - 14%, АлАТ - 40 Ед/л, АсАТ - 36 Ед/л, ЩФ - 162 Ед/л (норма 70-140), амилаза - 45 Ед/л (норма 10-120), тимоловая проба - 3 ед, общий билирубин - 13 мкмбль/л, из них связ. - 0 мкмоль/л, железо - 7 мкмоль/л, ОЖСС - 79 мкмоль/л (норма 36-72),СРБ(++). Копрограмма: кал полужидкой консистенции, коричневого цвета с красными вкраплениями, мышечные волокна непереваренные в умеренном количестве, нейтральный жир - нет, жирные кислоты - немного, крахмал внеклеточный - довольно много. Резко положительная реакция Грегерсона. Л - 12-15-30 в п/з, Эр - 30-40-50 в п/з, слизь - много. Колонофиброскопия: осмотрены ободочная и 30 см подвздошной кишки. Слизистая оболочка подвздошной кишки бледно-розовая, очагово гиперемирована, отечна, со смазанным сосудистым рисунком, множественными кровоизлияниями, линейными язвами до 0,6 см на стенках восходящей и поперечной кишок. Выражена контактная кровоточивость. Слизистая оболочка сигмовидной и прямой кишки бледно-розовая, очагово гиперемирована, выражена контактная кровоточивость. Лестничная биопсия. Гистология фрагментов слизистой оболочки ободочной кишки: интенсивная лимфоретикулезная и эозинофильная инфильтрация слизистой оболочки и подслизистого слоя с лейкостазами, уменьшение в эпителии крипт бокаловидных клеток, криптогенные абсцессы. Задание
Задача 3 Мальчик 5 месяцев. Болен в течение 3 дней: ухудшился аппетит, появилась вялость, срыгивания, затем рвота (до 2-3 раз в сутки), жидкий стул (5-6 раз в сутки) и повысилась температура тела до 37,5-38,6°С. На третий день состояние ухудшилось: адинамия, сонливость, отказ от еды, участился стул до 12 раз в сутки (жидкий, обильный, водянистый с большим количеством слизи и зелени, в некоторых порциях примесь крови). На 4-й день болезни госпитализирован в тяжелом состоянии: резкая вялость, адинамия, отказывается от еды, температура тела до 37,8°С. Кожа сухая, бледная с мраморным рисунком, периоральный цианоз, конечности холодные. Тургор снижен. Язык сухой, обложен налетом. Дыхание пуэрильное до 46 в минуту. Тоны сердца приглушены. Пульс удовлетворительного наполнения до 150 в минуту, ритм правильный. Живот умеренно вздут газами, при пальпации урчание и болезненность во всех отделах. Сигмовидная кишка не спазмирована, анус сомкнут, кожа вокруг ануса мацерирована. В кожных складках - опрелость. Печень и селезенка +2 см. стул за прошедшие сутки - 10 раз, жидкий типа "болотной тины", рвота -3 раза после приема пищи. Накануне заболевания ел творог и кефир, хранившиеся в холодильнике тря дня, манную кашу на молоке. В семье есть сестра 4-х лет, посещает детский сад. Общий анализ крови: НЬ - 120 г/л, Эр – З,5х10¹²/л, Лейк - 12,0х10⁹/л; п/я - 10%, с/я - 60% э - 0%, л - 28%, м - 2%; СОЭ - 25 мм/час. КОС: рН крови - 7,32; PCOz - 30 мм рт.ст, BE - (-8,0), РОz - 78 мм рт.ст. Биохимический анализ крови: АлАТ - 40 Ед/л, АсАТ - 34 Ед/л, тимоловая проба - 5 ед., калий плазмы - 2,5 ммоль/л, натрий - 130 ммоль. Общий анализ мочи: удельный вес - 1010, белок - 0,033%о, сахар -нет, ацетон (++), лейкоциты - 3-5 в п/з. |
![]() | Продолжительность занятия: 6 часов (3 ч семинарское занятие, 3 ч самостоятельная работа студентов) | ![]() | Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических... |
![]() | Цель занятия: познакомиться с понятием ретуширования и продолжить формирование у учащихся навыков работы с изменением цветового решения... | ![]() | Интернете разнообразную информацию – описательную, графическую, картографическую и пр. При разработке сайтов необходимо уметь работать... |
![]() | «Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо» | ![]() | Важным видом учебной деятельности студентов в соответствии с фгос спо нового поколения является самостоятельная работа студентов... |
![]() | Е дисциплины «Информатика» учебным планом отводится 200 часов, в том числе лекционные занятия – 34 часов, лабораторные работы – 72... | ![]() | ... |
![]() | Формирование системы знаний и умений, связанных с представлением об отечественной истории | ![]() | Специализация Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование |
![]() | «Энергетические установки подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования» | ![]() | Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного... |
![]() | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ | ![]() | Предметом изучения дисциплины «Английский язык» является иноязычная коммуникативная компетенция |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса заочного обучения вгифк. Заочная система обучения предусматривает,... | ![]() | Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение |
Поиск |