Скачать 2.7 Mb.
|
"Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (ГОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России) Материаловедение Практическое руководство под редакцией проф. С.Н. Гаражи Ставрополь 2011 ЧАСТЬ I Практическое занятие № 1
План занятия 1. Проверка выполнения домашнего задания. 2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом фантомного кабинета. Определение прикладной науки стоматологического материаловедения. Требования к «идеальному» материалу восстановительной стоматологии. Классификации стоматологических материалов по химической природе и по назначению. Основные свойства материалов, методы исследования их. Понятие теоретической прочности и концентрации напряжения. 3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материалов различных классов (керамика, металлы, полимеры); стоматологических материалов: для профилактики заболеваний зубов и гигиены; восстановительных материалов в терапевтической стоматологии; материалов в ортопедической стоматологии при частичной и полной потере зубов; материалов для лечения аномалий прикуса и зубных рядов; материалов для хирургического лечения дефектов и деформации челюстно-лицевой области. 4. Инструкция по технике безопасности. 5. Самостоятельная работа. Освоение студентами рабочего места, правил поведения и экипировки внешнего вида. Изучение стоматологических материалов по химической природе и по назначению. 6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам. 7. Тестовый контроль знаний. 8. Задание на следующее занятие. Техника безопасности. Во время практических занятий студенты должны выполнять следующие правила: соблюдать дресс-код - ношение специальной медицинской одежды (халаты, колпаки, сменная обувь, длинные волосы – под колпаком), поддерживать санитарно-гигиенический порядок на своем рабочем месте. Перед началом работы студенты должны изучить правила техники безопасности, которые составлены согласно «Правил устройства и эксплуатации стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и зуботехнических лабораторий». Перед началом работы необходимо убедиться в том, что приборы заземлены и включены, все манипуляции по уходу и ремонту оборудования должны выполняться после их обесточивания. После окончания работы стоматологическое оборудование необходимо отключить от электросети. При работе с сильнодействующими веществами необходимо соблюдать осторожность. Приготовление стоматологических материалов должно осуществляться согласно инструкции. Аннотация Стоматологические материаловедение – это наука, изучающая во взаимосвязи состав, строение, свойства, технологию производства и применения материалов для стоматологии, а также закономерности изменения свойств материалов под влиянием физических, механических и химических факторов. Речь идет о факторах, действующих в специфических условиях полости рта в процессе функционирования зубочелюстной системы, что и позволило выделить стоматологические материалы в отдельную область знаний. В настоящее время практикующие стоматологи понимают, что без глубокого знания свойств стоматологических материалов невозможно достигнуть функциональной полноценности, эстетичности и долговечности восстановления зубов. Намечая план оказания стоматологической помощи, врач всегда стоит перед выбором наиболее подходящего материала. Осуществить его правильный выбор, пользуясь только своим опытом и интуицией, очень не просто, так как конец ХХ века и начало нынешнего ознаменовались бурным развитием стоматологических материалов, поэтому стоматолог должен уметь оценить возможности новых разработок и новых методов применения материалов в клинике, что требует глубокого понимания взаимосвязи их химических основ и свойств. Знание основ материаловедения, различий свойств материалов в зависимости от химической природы, технологии применения позволит использовать в стоматологической практике научно-обоснованные критерии выбора нужного материала. Несмотря на значительные достижения стоматологического материаловедения в последние годы, ни один из созданных материалов нельзя признать «идеальным». «Идеальный» материал для восстановительной стоматологии должен полностью отвечать следующим требованиям: - быть биосовместимым; - противостоять всем возможным воздействиям среды полости рта; - обеспечить прочную и постоянную связь со структурой твердых тканей зуба; - полностью воспроизводить их внешний вид; - обладать комплексом физико-механических свойств, соответствующих свойствам восстанавливаемых натуральных тканей и способствовать их регенерации. Все стоматологические материалы подразделяют на три основных класса в зависимости от химической природы: - неорганические материалы или керамика; - металлы; - полимеры. Каждый класс, в свою очередь, подразделяется на типы, отличающиеся структурой и свойствами (схема 1). ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПОЛИМЕРЫ МЕТАЛЛЫ КЕРАМИКА Эластомеры Твердые Воски Сплавы Стекла Неорганические соли Кристаллическая керамика Интерметаллические соединения Схема 1. Классификация стоматологических материалов по химической природе*. *На основе классификации W.J.O'Brien “Dental Materials and Their Selection”, Quintessence Publ.Co., Inc, 3 изд., с.1. Каждый класс материалов, несмотря на фамильное сходство входящих в него многочисленных типов, характеризуется довольно широким спектром свойств. Например, входящие во второй класс металлы и сплавы обладают различными показателями прочности, температуры плавления, цветом, но для всех металлов характерна ковкость, электро- и термопроводимость, типичный металлический блеск. Металлы имеют высокую прочность и жесткость (высокий модуль упругости). Поэтому в восстановительной стоматологии их применяют при необходимости протеза выдерживать значительные механические нагрузки, в то же время металлы быстро проводят тепло, не эстетичны, что ограничивает их применение. Керамика и полимеры – термоизоляторы, обладают светлым цветом и полупрозрачностью, следовательно, их можно применять для защиты зуба от смены температур полости рта и для создания эстетических пломб и протезов, воспроизводящих естественный вид натуральных зубов. В стоматологии нередко используется комбинация материалов различной химической природы, так как ни один из материалов нельзя признать идеальным. Многообразие стоматологических материалов заключается не только в различии их по химической природе, но также в особенностях их применения в стоматологии или в их назначении. Материалы, имеющие одинаковую химическую природу, но разное назначение, могут существенно отличаться по составу и свойствам. Для систематизации стоматологических материалов, чтобы было легче ориентироваться при выборе восстановительного материала и подборе вспомогательных и временных материалов, применяемых на этапах лечения и изготовления зубных протезов, большую помощь может оказать классификация материалов, построенная по принципу их назначения в стоматологии. Такой принцип классификации нельзя признать идеальным, так как некоторые материалы (например, цементы) имеют многочисленные виды применения в различных областях стоматологии. Но, несмотря на указанный недостаток, предложенная классификация позволяет разделять стоматологические материалы, исходя из основных требований, которые предъявляются к ним условиями применения в той или иной области стоматологии. Классификация стоматологических материалов по назначению является основной классификацией стоматологических материалов (схема 2). Схема 2. Основная классификация стоматологических материалов по назначению. Основные свойства стоматологических материалов Главной целью стоматологического материаловедения является создание комплекса «идеальных» материалов для полости рта. Под действующими факторами полости рта подразумеваются: колебания температуры, высокая постоянная влажность, присутствие электролитной среды. Перечисленные факторы отражаются на свойствах материалов – физических, химических, технических, технологических, биологических эстетических. Современное стоматологическое производство представляет собой промышленный комплекс, в котором используется множество технологических процессов: прессование, литье деталей определенной конструкции, паяние, нанесение керамических и пластмассовых покрытий и т.д., используются также различные аппараты: для штамповки, литья, вакуумные печи для обжига керамики и др. Все это требует от врача-ортопеда не только знаний технологического процесса, но и влияния нарушения его на свойства материала и органы полости рта и организм в целом. К физическим свойствам материалов относятся: плотность, температура плавления и кипения, теплоемкость, теплопроводность, термические коэффициенты линейного и объемного расширения, поверхностное напряжение, цвет, фазовые превращения и др. В стоматологическом материаловедении используются разнообразные методы исследования и испытания, которые дают возможность установить природу материала, состав, свойства и, при необходимости, определить качество готовых стоматологических изделий. Методы физического анализа: рентгенологический, рентгеноструктурный, магнитная и ультразвуковая дифектоскопии и дилатометрический. Рентгенологический анализ дает возможность установить виды, типы и размеры кристаллических решеток металлов и сплавов. Рентгеноструктурный анализ дает возможность установить даже микроскопические дефекты внутри материала. Магнитная дефектоскопия позволяет выявить дефекты в поверхностном слое (до 2 мм) металлических материалов. Ультразвуковая дефектоскопия позволяет осуществлять эффективный контроль качества на большой глубине. Дилатометрический метод основан на определении изменений объема, происходящих в материале при фазовых превращениях, применяется для определения кристаллических точек в твердых образцах. Коэффициент теплопроводности измеряется по количеству тепла в калориях в секунду, которое проходит через образец материала толщиной в 1 см и площадью 1 см3, когда разница температуры на концах образца составляет 10С. Чем выше этот показатель, тем более способно вещество пропускать через себя тепловую энергию, и наоборот. Коэффициент теплопроводности выражается в кал/см·с·0С. (таблица 1). Таблица 1 Значение коэффициента теплопроводности (К) натуральных тканей в сравнении с рядом восстановительных материалов (по данным W. J. O'Brien)
Важным физическим свойством материалов является коэффициент (термического) линейного расширения (КТЛР). КТЛР показывает изменение относительной длины образца данного материала, когда его температура возрастет или упадет на 10С. В таблице 2 приведены коэффициенты термического расширения некоторых веществ, представляющих интерес для стоматологии. Таблица 2 Значение коэффициента термического линейного расширения (α) для некоторых стоматологических материалов (по данным W. J. O'Brien)
К химическим относятся те свойства, которые проявляются при химическом взаимодействии материала с окружающей средой полости рта. Металлы и другие материалы в процессе отработки подвергаются действию кислот и растворов. Материалы, находящиеся в полости рта подвержены действию слюны, пищи, имеющих различную – кислую или щелочную среду. Процессы выделения металлов из состава сплавов, окисление металлов при нагревании, полимеризация, взаимодействие между ионами фтора, кальция и фосфора, входящих в составы профилактических материалов, с твердыми тканями зубов, твердение материалов и др. представляют собой химические реакции. Одним из требований, предъявляемым к конструктивным материалам, является их химическая инертность. Ряд металлов и сплавов не могут быть использованы для изготовления зубных конструкций из-за коррозионной неустойчивости, приводящий к разрушению металла. К химическим свойствам относят также окисляемость и растворимость. Для определения коррозионной стойкости в различных условиях используют метод испытаний в жидкости с полным погружением, в парах, в кипящем солевом растворе, в атмосфере, в лабораторных условиях. Механические свойства характеризуют способность материалов сопротивляться действию внешних сил. К основным механическим свойствам относят прочность, твердость, вязкость, упругость, пластичность, хрупкость. Механические свойства материалов подчиняются законам механики и изучаются в разделе физики, который отражает закономерности влияния энергии и силы на физическое тело. Жевательные и другие функциональные нагрузки – это силы, которые действуют на стоматологические материалы в условиях полости рта. В зависимости от функции различных групп зубов (резцы, клыки, премолляры, моляры) жевательная нагрузка колеблется от 50 до 30-500 Н (Ньютон), наибольшая приходится на жевательные зубы. Механические свойства определяют как поведет себя материал под действием этих сил. Механические свойства твердых тел – прочность на растяжение, сжатие, изгиб, кручение, удар, твердость – характеризуют сопротивление материалов воздействию различных нагрузок и в значительной мере определяют область их применения при восстановлении зубов. Под действием нагрузки в твердом теле происходят изменения (деформации) или оно разрушается. Различают упругие (эластичные) или обратимые деформации (после снятия нагрузки к твердому телу возвращается первоначальная форма) и остаточные (пластичные) или необратимые (после прекращения действия нагрузки формы и размеры тела изменяются). Материалы по различным свойствам разделяют на: - изотропные (свойства материалов одинаковы в любых направлениях, например, металлы, каучук); - анизотропные (свойства в различных направлениях не одинаковые, например, дерево, волокна, слоистые пластики). Важным свойством материала является прочность. Прочность – это способность материала без разрушения (деформации) противостоять действию внешних сил. Деформация – это изменение размеров и формы тела под действием приложенных к нему сил. Предел прочности – это степень деформации материала до наступления разрыва, определяется процентом вытяжения или сжатия материала под воздействием сил вытяжения или компрессии. Теоретическая прочность материала исходит из его строения, межмолекулярных связей, может предсказать его прочность, но его реальная прочность в 10-100 раз ниже. Реальные изделия не имеют идеальных гладких поверхностей. Пломбы, искусственные коронки, мостовидные протезы имеют неправильную геометрическую форму с изгибами, углами, надрезами, в которых будут концентрироваться напряжения под действием жевательных нагрузок, их называют концентраторами напряжения. Если концентраторы действуют в хрупком материале, таком как керамика, в нем образуется трещина, которая мгновенно распространяется по материалу и приводит к разрушению, внезапно, без видимых деформаций. Металлы способны течь и удлиняться до 120% от их первоначальной длины, прежде чем разрушиться. Полимеры в основном не прочны и очень эластичны по сравнению с металлами и керамикой, что объясняется особенностями молекулярного строения: сильные связи внутри полимерных цепей и слабые – между цепями. Технические свойства определяют способность материалов подвергаться различным видам обработки. К ним относятся испытания на литье, ковкость, штамповку, прокатку, волочение, пайку и обработку режущими инструментами, свариваемость. Под биологическими свойствами материалов понимают возможное воздействие их на биологическую среду, в которой они находятся. Все конструкционные и вспомогательные материалы не должны оказывать отрицательное влияние на ткани и жидкости, с которыми они контактируют, изменять микрофлору полости рта, нарушать митотический процесс, влиять на рН, нарушать кровообращение, чувствительность, тем более не вызывать воспаления и т.д. Все конструкционные материалы проходят специальную проверку на животных и в биологических средах на биологическую инертность. Стоматологический материал должен отвечать определенным токсико-гигиеническим требованиям. Схема ориентировочной основы действия
Контрольные вопросы 1. Дайте определение стоматологического материаловедения как прикладной науки. Почему стоматологическое материаловедение выделено в отдельную область знаний? 2. Что такое «идеальный» стоматологический материал? 3. Существует ли универсальный «идеальный» стоматологический материал? Поясните свой ответ. 4. Как классифицируют стоматологические материалы? Назовите классификацию и поясните на каком принципе они основаны. 5. Расскажите о классификации стоматологических материалов по химической природе. Почему в стоматологии применяются материалы различной химической природы? 6. Расскажите об основной классификации стоматологических материалов. Какой принцип положен в основу этой классификации? 7. Какие свойства материалов определяют возможность их применения в различных областях стоматологии? 8. Какие показатели характеризуют физиологические свойства стоматологических материалов? 9. Методы физического анализа? 10. Какие показатели характеризуют химические свойства стоматологических материалов? Требования к конструкционным материалам по химическим показателям. 11. Какие показатели характеризуют механические свойства стоматологических материалов? 12. Что такое концентрация напряжения и концентратор напряжения? Опишите взаимосвязь между формой концентратора напряжения и величиной напряжения. 13. Сравните в общем виде стоматологические материалы различной химической природы: металлы, керамику, полимеры по их физико-механическим свойствам. 14. Что такое теоретическая и практическая прочность? Почему на практике невозможно создать материалы, обладающие прочностью, равной теоретической? 15. Почему необходимо проведение доклинических (технических, биологических) испытаний, и невозможно ограничиться только клиническими испытаниями (наблюдениями)? 16. На какие типы делят материалы, исходя из их способности воспринимать механические нагрузки? Ситуационные задачи 1. Что послужило выделению стоматологического материаловедения в отдельную область знаний?
2. Что изучает стоматологическое материаловедение как наука?
3. Какие требования должны предъявляться к «идеальному» материалу для восстановительной стоматологии?
4. Соотнесите типы материалов согласно химической природы:
5. Соотнесите типы материалов по назначению для профилактики заболеваний зубов и гигиены:
6. Соотнесите типы материалов по назначению для восстановления зубов в терапевтической стоматологии:
7. Соотнесите типы материалов по назначению для лечения частичной и полной потери зубов в ортопедической стоматологии:
8. Соотнесите типы материалов по назначению для ортодонтического лечения аномалий прикуса и зубных рядов:
9. Соотнесите типы материалов по назначению для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области:
|
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные... «Идеальный» стоматологический мате-риал. Классификация стоматологических материалов и принципы ее построения. Основные свойства материалов... |
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы,... В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона... |
||
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы,... В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона... |
Учебные пособия: стенды, таблицы, рисунки, схемы, слайды Тема. Пропедевтика терапевтической стоматологии. Эргономика в стоматологии. Структура и организация стоматологической поликлиники.... |
||
Программа книгоиздания России Издательская программа «Учебники и... Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы З. А. Нефедова |
Учебные пособия Кабинет № |
||
Правила пользования Сервисом sakhamovie. Ru Интернет и различных электронных устройств просматривать в режиме лицензионный полнометражный или короткометражный контент, в том... |
Инструкция пользователя к программе «Учебные планы» Программный модуль «Учебные планы» является частью информационной системы «универис», неразрывно связан с другими программами и использует... |
||
Пояснительная записка настоящие учебные планы и программы разработаны... Учебные программы предназначены для профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих по профессии электросварщик... |
Пояснительная записка настоящие учебные планы и программы разработаны... Учебные программы предназначены для профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих по профессии электросварщик... |
||
В. П. Малащенко доктор филологических наук, профессор В 24 Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. 448 с |
Анкета для сайта трм Г. Учебно-методические работы (учебные пособия, руководства для врачей, монографии и т д.) |
||
Планируемые результаты изучения учебной темы Фрагмент учебно-методического пособия «Учебные ситуации на уроках информатики в рамках реализации фгос». Тяпкина Е. В., Юматова Е.... |
Практическая грамматика английского языка Лариса Романова Целью учебного пособия является систематизация знаний, полученных в школе, и подготовка к вступительным экзаменам в высшие учебные... |
||
Учебники и учебные пособия криминалистика учебник ... |
Описание представленного в презентации материала. Слайд1 Зубкова Екатерина Александровна, учитель информатики и икт государственного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной... |
Поиск |