Самостоятельная работа студентов Цель занятия


Скачать 0.5 Mb.
Название Самостоятельная работа студентов Цель занятия
страница 1/3
Тип Самостоятельная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Самостоятельная работа
  1   2   3
Номер и тема занятия:

4.08 Заболевания мочевого пузыря

Вид занятия: Клиническое практическое занятие.

Продолжительность занятия: 6 часов (3 ч семинарское занятие, 3 ч самостоятельная работа студентов)

Цель занятия: Ознакомить с особенностями клиники и течения циститов у детей, современными методами диагностики и лечения.

Тема и ее актуальность. Цистит — это воспалительное заболевание слизистой и подслизистого слоя мочевого пузыря. Цистит является одним из наиболее часто встречающихся инфекции мочевыводящих путей (ИМВП) у детей. Точной статистики распространенности острого и хронического цистита в нашей стране нет, так как нередко заболевание остается нераспознанным, а больные наблюдаются по поводу ИМВП.

Циститы встречаются у детей любого пола и возраста, но девочки дошкольного и младшего школьного возраста болеют им в пять-шесть раз чаще. Распространенность цистита среди мальчиков и девочек грудного возраста приблизительно одинакова, тогда как в старшем возрасте девочки болеют циститом значительно чаще.

В основе диагностики микробно-воспалительных заболеваний органов мочевой системы лежит микробиологическое исследование мочи с выделением возбудителя и оценкой степени бактериурии. Последняя может носить транзиторный характер. Нередко при этом бактерии, попавшие в мочу, не вызывают воспалительного процесса. Критерием диагноза ИМС является обнаружение как минимум 105 колониеобразующих единиц бактерий в 1 мл свежей мочи. Этот критерий признан “золотым cтандартом” в диагностике ИМС. Однако высокая степень бактериурии может быть обусловлена микробной контаминацией мочи. В то же время низкая степень бактериурии при наличии клинических и лабораторных данных не всегда может позволить исключить микробно-воспалительный процесс в почечной ткани. С другой стороны, обнаружение диагностически значимой бактериурии не дает представления об уровне инфицирования мочевой системы (почечная паренхима или мочевые пути). Трудности установления топического диагноза влекут за собой гипердиагностику, что, несомненно, отражается и на дальнейшей тактике лечения заболевания. Четкое представление об уровне инфицированности мочевой системы имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как позволяет определить весь комплекс организационных, диагностических и лечебных мероприятий. Согласно данным зарубежных исследователей в структуре ИМС преобладает инфекция нижних мочевых путей.

Необходимо отметить, что диагноз "инфекция мочевой системы" должен быть использован только до проведения специальных исследований, позволяющих уточнить уровень поражения. Топическая диагностика микробно-воспалительного процесса (почки, мочевой пузырь) необходима не только для верификации диагноза, но и для обоснования длительности антимикробной терапии.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • Антибактериальные препараты, уросептики (спектр воздействия, дозировки, побочные эффекты);

  • Клинику, диагностику инфекции мочевых путей, пиелонефриты (классификация, диагностика, лечение);

  • Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей;

  • Семиотику заболеваний органов мочевой системы;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

1. Собрать целенаправленный анамнез.

2. Обследовать больного с оценкой данных объективного исследования.

  1. Интерпретировать результаты дополнительных методов исследования для оценки состояния мочевых путей (суточный ритм мочеиспускания - СРМ, урофлоуметрия - УФМ, уродинамическое обследование, микционная цистоуретрография – МЦУГ, цистоскопии, интерпретация результатов УЗИ почек и мочевого пузыря до и после микции, оценка остаточной мочи).

4. Выделять основные клинические синдромы, оценивать тяжесть состояния.

5. Проводить дифференциальную диагностику с другими заболеваниями нефрологического профиля (пиелонефрит, тубуло-интерстициальный нефрит).

6. Уметь назначать антибактериальную терапию, учитывая этиологический фактор (по результатам бактериологического посева мочи) и/или с учетом принципов эмпирической антибактериальной терапии.

7. Обосновать клинический диагноз, формулировать согласно классификации с учетом функционального состояния почек.

8. Прогнозировать исход заболевания, отметить индивидуальность конкретного случая.

9. Составить план диспансерного наблюдения, этапы лечения.

10. Соблюдать этику и принципы деонтологии.

Схема интегративных связей по теме: «Заболвания мочевого пузыря»

  1. Нормальная физиология — механизмы, обеспечивающие мочевыведение.

  2. Нормальная анатомия – иннервация мочевого пузыря.

  1. Пропедевтика детских болезней — методика обследования детей с заболеваниями органов мочевыводящей системы, семиотика.

  2. Клиническая фармакология — спектр действия, дозы, побочные действия антибактериальных препаратов и др.

  3. Лекции и практические занятия (IV курс VII-VIII семестр, тема «Пиелонефриты» (клиника, диагностика, лечение).


Перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения данной темы:

ПК 13, ПК 15, ПК 22, ПК 25, ПК 26, ПК 32, ПК 60, ПК 61.

Содержание занятия:

  1. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

(основные вопросы для обсуждения):

1. Основные синдромы (дизурических расстройств, интоксикации, болевой) инфекции мочевой системы. Характер мочевого синдрома. Вопросы этиологии.

2. Дифференциальный диагноз – определение уровня поражения (пиелонефрит-цистит).

3. Классификация циститов.

4. Лабораторные и инструментальные методы диагностики (УФМ, цистоскопия, уродинамическое обследование).

5. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря – этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.

6. Принципы лечения циститов у детей;

- антимикробные препараты, используемые при лечении циститов;

- фитотерапия циститов;

7. Физиотерапевтические методы дифференцированного лечения нейрогенных дисфункций мочевого пузыря, циститов.

8. Тактика диспансерного наблюдения. Оздоровительные мероприятия.

II. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме (диагностика ведущих синдромов, интерпретация анамнеза, объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследования, выделение диагностических критериев, дифференциальный диагноз на клиническом примере). Демонстрация клинического случая – цистит, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Обсуждение лечебно-диагностической тактики.

III. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Основные понятия, категории по теме занятия:

Цистит.

Инфекция мочевой системы.

Инфекция мочевыводящих путей.

Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря.

Уроантисептики.

Перечень тем рефератов к занятию:

  1. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. Классификация. Диагностика. Физиотерапия.

  2. Диспансерное наблюдение, оздоровительные мероприятия у детей с нейрогенными дисфункциями мочевого пузыря, циститами.

  3. Энурез.

Образовательные технологии, используемые на занятии: Основная – технология модульного обучения, дополнительно – технология проблемного обучения. Пример проблемной ситуации: «В кардиоревматологическом отделении девочка 8 лет. Жалобы – учащенное, болезненное мочеиспускание…» В виде деловой игры обсуждаются различные варианты диагностического алгоритма, вопросы дифференциального диагноза и лечебной тактики.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

Основная литература:

  1. Детские болезни: учебник в 2х т./Н.П.Шабалов. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2010. – 928 с.: ил., тв. (учебник для ВУЗов)

2.

Дополнительная литература:

  1. Коровина Н.А., Мумладзе Э.Б., Захарова И.Н. Циститы у детей. Учебное пособие.- Москва, 1998.

  2. Аверьянова Н.И., Шипулина И.А., Зарницына Н.Ю. Лазеротерапия в комплекс­ном лечении уроренальных инфекций // Российский педиатрический журнал. -2000. - №4.-С. 54-58.

  3. Аковбян В.А. Рациональная терапия инфекций, передаваемых половым путем // Consilium medicum.-T.2. - №2. - 2000. -С. 159-161.

  4. Аляев Ю.П.Винаров А.З., Воскобойников В.Б. Острый цистит: этиология, клини­ка, лечение //Лечащий врач. - 2002. - №4. - С. 61-63.

  5. Белобородова Н.В., Меновщикова Л.Б. Рекомендации по рациональному при­менению антибиотиков у детей с урологической патологией //Consilium medicum. -Т.2.-№2.-2000.-С. 162-166.

  6. Белобородова Н.В., Меновщикова Л.Б. Монодоза фосфомицина трометамола (монурала) - новый эффективный режим антибактериальной профилактики при инфекциях мочевыводящих путей у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 1998. - №3.-С. 21-25.

  7. Вербицкий В.И., Чугунова О.Л., Яковлева СВ. и др. Особенности течения, кли­ники, диагностики и лечения некоторых заболеваний органов мочевой системы у детей раннего возраста // Педиатрия. - №2. - С. 4

  8. Вишневский Е.Л. Функциональные нарушения уродинамики нижних мочевых пу­тей удетей (клиника, диагностика, лечение)//Автореф.....д-ра мед. наук. - М.,

1982.-29 с.

  1. Возианов А.Ф., Сеймивский Д.А., Бекмуратов У. Болезни мочевого пузыря уде­тей. - Киев: Здоровье, 1992-:-- 216 с.

  2. Голоколосова А.С. Значение некоторых клинико-иммунологических показателей диагностики пиелонефрита у детей//Автореф. дисс.....к.м.н. - М., 1977. - 24с.

  3. Грэхам-Смит Д.Г., Аронсон Дж.К. Оксфордский справочник по клинической фар­макологии и фармакотерапии. - М.: Медицина, 2000. - 740 с.

  4. Деревянко И.И. Антибактериальная терапия острого цистита // Consilium medicum. -T.2. - №4. - 2000. - С. 152-155.

  5. Джавад-Заде М.Д., Державин В.М.,Вишневский Е.Л. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. - М.: Медицина, 1989. - С. 384.

  6. Запруднов A.M., Мазанкова Л.Н., Григорьев К.И., Съемщикова Ю.П., Панкратова В.Н. Хламидиоз у детей. - М.:ГЭОТАР МЕДИЦИНА.2000. - С. 62.

  7. Коровина Н.А., Мумладзе Э.Б., Захарова И.Н. Циститы удетей. - М.,1998. - С. 26.

  8. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Мумладзе Э.Б., АльМакрамани Али Ахмед. Анти­бактериальная терапия цистита удетей // Вопросы современной педиатрии. -2002.

  9. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Мумладзе Э.Б, Заплатников А.Л. Антимикробная терапия инфекций мочевой системы удетей. - М.,1998. - С. 64.

  10. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Мумладзе Э.Б, Заплатников А.Л. Рациональный выбор антимикробной терапии при инфекции мочевой системы удетей. - М., 2000. - С. 64.

  11. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Мумладзе Э.Б, Гаврюшова Л.П. Протокол диагно­стики и лечения пиелонефрита у детей. - М., 2000. - С. 48.

  12. Кузнецова О.П., Воробьев П.А., Яковлев СВ. Инфекции мочевыводящих путей. -М.: Ньюдиамед, 1996.

  13. Ладынина Е.А., Морозова Р.С Фитотерапия.-Л.:Медицина, 1987.

  14. Лопаткин Н.А., Кудрявцев Ю.В., Пугачев А.Г. и др. Морфологические предпосылки развития рецидивирующего цистита у детей // Урология. - 2000. - №1. - С. 3-5.

  15. Лопаткин Н.А., Пугачев А.Г. Детская урология (Руководство). - М.: Медицина, 1986.

  16. Лопаткин Н.А., Кудрявцев Ю.В., Пугачев А.В. и др. Морфологические предпосыл­ки развития рецидивирующего цистита удетей //Урология. - 2000. - №1. - С. 3-5.

  17. Малаховский Ю.Е., Савинич Е.В., Макарец Б.Г. и др. О некоторых подходах к ди­агностике и терапии инфекции мочевыводящих путей // Педиатрия. - 1998. -№3.-С. 100-104.

  18. Папаян А.В., Савенкова Н.Д. Клиническая нефрология детского возраста. -Санкт-Петербург: Сотис, 1996.

  19. Практические рекомендации по антибактериальной терапии инфекции мочевой системы удетей внебольничного происхождения (пособие для врачей) /Под ред. Страчунского Л.С, Коровиной Н.А. -. Москва, 2002. - 22 с.

  20. Пугачев А.Г, Ешмухамбетов С. Н.Хроничекий цистит у детей.-Алма-Ата, 1983. -152с.

  21. Рекомендации по противомикробной терапии неосложненного бактериального цистита и острого пиелонефрита у женщин. Американское общество инфекци­онных болезней//Клин, фармакология и терапия. - №2. - 2000. -С. 10-13.

  22. Сеймивский Д.А., Голод И.М., Носов А.Т. Клинико-морфологическое обоснова­ние патогенетического лечения детей с хроническим циститом // Урология и нефрология. - 1990. - №6. - С. 16-19.

  23. Сенцова Т.Б., Яцык П.К., Ахмедов Ю.М. и др.Микрофлора кишечника и состоя­ние противоинфекционного иммунитета удетей с хроническим обструктивным пиелонефритом // Педиатрия. - 1994. - №2. - С. 39-43.

  24. СтрачунскийЛ.С, Козлов С.Н. Пенициллины. Ч 2. Ингибиторозащищенные и ком­бинированные пенициллины // Клиническая антимикробная терапия. -1.2. - №2. -2000.-С. 67-70.

  25. СтрачунскийЛ.С, Шевелев А.Н. Антибактериальная терапия инфекций мочевы­водящих путей у детей // Детский доктор. - №5. - 2000. - С. 32-33.

  26. Тучин В. С. соавт. Лечение растениями и народными средствами. - Ч. 2. - 1991.

  27. Ушкалова Е.А. Фармакотерапия инфекций нижних отделов мочевыводящих пу­тей у амбулаторных больных // Межд. журнал медицинской практики. - №9. -2000.-С. 71-74.

  28. Рекомендации по противомикробной терапии неосложненного бактериального цистита и острого пиелонефрита у женщин. Американское общество инфекционных болезней. Клин. фармакол. и тер. 2000; 2: 10–3.

  29. National Formulary. №33. London. The Pharmaceutical Press 1997, Mar; 253.

  30. Страчунский Л.С., Шевелев А.Н. Антибактериальная терапия инфекций мочевыводящих путей у детей. Детский доктор. 2000; 5: 32–3.

  31. Захарова И.Н. Инфекции мочевой системы у детей: современные представления об этиологии // Нефрология и диализ. – 2001. – т.3 №1. – С.20-24.

  32. Коровина Н.А., Захарова И.Н. и др. Диагностика и лечение пиелонефрита у детей (Пособие для врачей). – М.2003.

  33. Коровина Н.А., Захарова И.Н. и др. Диагностика и лечение пиелонефрита у детей (Пособие для врачей) // Нефрология и диализ. – 2003. – т.5 №2. – С.170-177.

  34. Коровина Н.А., Захарова И.Н. и др. Практические рекомендации по антибактериальной терапии инфекций мочевой системы внебольничного происхождения у детей (Пособие для врачей). – М.2002.

  35. Коровина Н.А., Захарова И.Н. и др. Рациональный выбор антибактериальной терапии инфекций мочевой системы у детей (Руководство для врачей). – М.2000.

  36. Коровина Н.А., Мумладзе Э.Б. и др. Циститы у детей: этиология, клиника, диагностика и лечение (для практических врачей). – М.2001.

  37. Люлько А.В., Волкова Л.Н. и др. Цистит. – Киев.:Здоровья. – 1988. – 176с.

  38. Франц М., Хорл У. Наиболее частые ошибки диагностики и ведения инфек

  39. ций мочевых путей // Нефрология и диализ. – 2000. – т.2 №4. – С.340-347.

  40. Цыгин А.Н., Зоркин С.Н. и др. К вопросу о протоколе лечения инфекций мочевых путей в детском возрасте // Нефрология и диализ. – 2003. – т.5 №2. –

С.178-181.

  1. www. Pediatriajornal/ru .

  2. www.jpna. 2008.com


Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер, мультимедийное оборудование

  • Истории болезни детей с острым и хроническим циститами, нейрогенными дисфункциями мочевого пузыря, амбулаторные карты развития ребенка, выписки из историй болезни. План оздоровительных мероприятий.

  • Таблицы: «Классификация циститов», «План оздоровительных мероприятий»

  • Мультимедийные презентации «Энурез», «Хронический пиелонефрит. Хронический цистит. Клинический случай».

  • Ситуационные задачи, тестовый контроль.
  1   2   3

Похожие:

Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Самостоятельная работа студентов Цель занятия
Продолжительность занятия: 6 часов (2 ч семинарское занятие, 4 ч самостоятельная работа студентов)
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Методические рекомендации для студентов 4 курса. Педиатрия План практического занятия
Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических...
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Тема занятия: «Ретушь иллюстраций. Создание зимнего пейзажа». Цель занятия
Цель занятия: познакомиться с понятием ретуширования и продолжить формирование у учащихся навыков работы с изменением цветового решения...
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Лабораторная работа 1 4 лабораторная работа 2 13 лабораторная работа...
Интернете разнообразную информацию – описательную, графическую, картографическую и пр. При разработке сайтов необходимо уметь работать...
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо
«Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо»
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Согласовано утверждаю
Важным видом учебной деятельности студентов в соответствии с фгос спо нового поколения является самостоятельная работа студентов...
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Программа дисциплины «Информатика»
Е дисциплины «Информатика» учебным планом отводится 200 часов, в том числе лекционные занятия – 34 часов, лабораторные работы – 72...
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в...
...
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Самостоятельная работа студента, 4 час. Кср. Цель и задачи дисциплины
Формирование системы знаний и умений, связанных с представлением об отечественной истории
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Самостоятельная работа студентов (срс)
Специализация Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Самостоятельная работа студентов (срс)
«Энергетические установки подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования»
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям
Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного...
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon 4. Самостоятельная работа студентов в межсессионный период
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Самостоятельная работа студентов (срс)
Предметом изучения дисциплины «Английский язык» является иноязычная коммуникативная компетенция
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Самостоятельная работа студентов с учебно-методической
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса заочного обучения вгифк. Заочная система обучения предусматривает,...
Самостоятельная работа студентов Цель занятия icon Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск