Скачать 0.5 Mb.
|
Номер и тема занятия: 4.08 Заболевания мочевого пузыря Вид занятия: Клиническое практическое занятие. Продолжительность занятия: 6 часов (3 ч семинарское занятие, 3 ч самостоятельная работа студентов) Цель занятия: Ознакомить с особенностями клиники и течения циститов у детей, современными методами диагностики и лечения. Тема и ее актуальность. Цистит — это воспалительное заболевание слизистой и подслизистого слоя мочевого пузыря. Цистит является одним из наиболее часто встречающихся инфекции мочевыводящих путей (ИМВП) у детей. Точной статистики распространенности острого и хронического цистита в нашей стране нет, так как нередко заболевание остается нераспознанным, а больные наблюдаются по поводу ИМВП. Циститы встречаются у детей любого пола и возраста, но девочки дошкольного и младшего школьного возраста болеют им в пять-шесть раз чаще. Распространенность цистита среди мальчиков и девочек грудного возраста приблизительно одинакова, тогда как в старшем возрасте девочки болеют циститом значительно чаще. В основе диагностики микробно-воспалительных заболеваний органов мочевой системы лежит микробиологическое исследование мочи с выделением возбудителя и оценкой степени бактериурии. Последняя может носить транзиторный характер. Нередко при этом бактерии, попавшие в мочу, не вызывают воспалительного процесса. Критерием диагноза ИМС является обнаружение как минимум 105 колониеобразующих единиц бактерий в 1 мл свежей мочи. Этот критерий признан “золотым cтандартом” в диагностике ИМС. Однако высокая степень бактериурии может быть обусловлена микробной контаминацией мочи. В то же время низкая степень бактериурии при наличии клинических и лабораторных данных не всегда может позволить исключить микробно-воспалительный процесс в почечной ткани. С другой стороны, обнаружение диагностически значимой бактериурии не дает представления об уровне инфицирования мочевой системы (почечная паренхима или мочевые пути). Трудности установления топического диагноза влекут за собой гипердиагностику, что, несомненно, отражается и на дальнейшей тактике лечения заболевания. Четкое представление об уровне инфицированности мочевой системы имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как позволяет определить весь комплекс организационных, диагностических и лечебных мероприятий. Согласно данным зарубежных исследователей в структуре ИМС преобладает инфекция нижних мочевых путей. Необходимо отметить, что диагноз "инфекция мочевой системы" должен быть использован только до проведения специальных исследований, позволяющих уточнить уровень поражения. Топическая диагностика микробно-воспалительного процесса (почки, мочевой пузырь) необходима не только для верификации диагноза, но и для обоснования длительности антимикробной терапии. Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: 1. Собрать целенаправленный анамнез. 2. Обследовать больного с оценкой данных объективного исследования.
4. Выделять основные клинические синдромы, оценивать тяжесть состояния. 5. Проводить дифференциальную диагностику с другими заболеваниями нефрологического профиля (пиелонефрит, тубуло-интерстициальный нефрит). 6. Уметь назначать антибактериальную терапию, учитывая этиологический фактор (по результатам бактериологического посева мочи) и/или с учетом принципов эмпирической антибактериальной терапии. 7. Обосновать клинический диагноз, формулировать согласно классификации с учетом функционального состояния почек. 8. Прогнозировать исход заболевания, отметить индивидуальность конкретного случая. 9. Составить план диспансерного наблюдения, этапы лечения. 10. Соблюдать этику и принципы деонтологии. Схема интегративных связей по теме: «Заболвания мочевого пузыря»
Перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения данной темы: ПК 13, ПК 15, ПК 22, ПК 25, ПК 26, ПК 32, ПК 60, ПК 61. Содержание занятия:
(основные вопросы для обсуждения): 1. Основные синдромы (дизурических расстройств, интоксикации, болевой) инфекции мочевой системы. Характер мочевого синдрома. Вопросы этиологии. 2. Дифференциальный диагноз – определение уровня поражения (пиелонефрит-цистит). 3. Классификация циститов. 4. Лабораторные и инструментальные методы диагностики (УФМ, цистоскопия, уродинамическое обследование). 5. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря – этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. 6. Принципы лечения циститов у детей; - антимикробные препараты, используемые при лечении циститов; - фитотерапия циститов; 7. Физиотерапевтические методы дифференцированного лечения нейрогенных дисфункций мочевого пузыря, циститов. 8. Тактика диспансерного наблюдения. Оздоровительные мероприятия. II. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме (диагностика ведущих синдромов, интерпретация анамнеза, объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследования, выделение диагностических критериев, дифференциальный диагноз на клиническом примере). Демонстрация клинического случая – цистит, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Обсуждение лечебно-диагностической тактики. III. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Основные понятия, категории по теме занятия: Цистит. Инфекция мочевой системы. Инфекция мочевыводящих путей. Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Уроантисептики. Перечень тем рефератов к занятию:
Образовательные технологии, используемые на занятии: Основная – технология модульного обучения, дополнительно – технология проблемного обучения. Пример проблемной ситуации: «В кардиоревматологическом отделении девочка 8 лет. Жалобы – учащенное, болезненное мочеиспускание…» В виде деловой игры обсуждаются различные варианты диагностического алгоритма, вопросы дифференциального диагноза и лечебной тактики. Учебно-методическое обеспечение занятия: Основная литература:
2. Дополнительная литература:
1982.-29 с.
С.178-181.
Материально-техническое обеспечение занятия:
|
Самостоятельная работа студентов Цель занятия Продолжительность занятия: 6 часов (2 ч семинарское занятие, 4 ч самостоятельная работа студентов) |
Методические рекомендации для студентов 4 курса. Педиатрия План практического занятия Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических... |
||
Тема занятия: «Ретушь иллюстраций. Создание зимнего пейзажа». Цель занятия Цель занятия: познакомиться с понятием ретуширования и продолжить формирование у учащихся навыков работы с изменением цветового решения... |
Лабораторная работа 1 4 лабораторная работа 2 13 лабораторная работа... Интернете разнообразную информацию – описательную, графическую, картографическую и пр. При разработке сайтов необходимо уметь работать... |
||
Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо «Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо» |
Согласовано утверждаю Важным видом учебной деятельности студентов в соответствии с фгос спо нового поколения является самостоятельная работа студентов... |
||
Программа дисциплины «Информатика» Е дисциплины «Информатика» учебным планом отводится 200 часов, в том числе лекционные занятия – 34 часов, лабораторные работы – 72... |
Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в... ... |
||
Самостоятельная работа студента, 4 час. Кср. Цель и задачи дисциплины Формирование системы знаний и умений, связанных с представлением об отечественной истории |
Самостоятельная работа студентов (срс) Специализация Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование |
||
Самостоятельная работа студентов (срс) «Энергетические установки подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования» |
Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного... |
||
4. Самостоятельная работа студентов в межсессионный период Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ |
Самостоятельная работа студентов (срс) Предметом изучения дисциплины «Английский язык» является иноязычная коммуникативная компетенция |
||
Самостоятельная работа студентов с учебно-методической Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса заочного обучения вгифк. Заочная система обучения предусматривает,... |
Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение |
Поиск |