Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы


Скачать 0.82 Mb.
Название Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы
страница 1/5
Тип Учебные пособия
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебные пособия
  1   2   3   4   5
Практическое занятие № 1


Тема:

Стоматологическое материаловедение – прикладная наука о мате-риалах для стоматологии. «Идеальный» стоматологический мате-риал. Классификация стоматологических материалов и принципы ее построения. Основные свойства материалов и их значение для восстановительной стоматологии. Понятие теоретической прочности и концентрации напряжений.




Цель:

- изучить задачи предмета стоматологического материаловедения.

- сформировать представление о понятии «идеальный» стоматоло-гический материал.

- рассмотреть классификации стоматологических материалов по химической природе и по назначению;

- уметь охарактеризовать физические, химические, механические, тех-нологические, биохимические свойства материалов и методы их оценки.




Метод проведения:

Групповое занятие.

Место проведения:

Учебная аудитория, клинический кабинет, зуботехни-ческая лаборатория, кабинет мануальных навыков, лаборатория стоматологического материаловедения.

Обеспечение:

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, стома-тологические установки, стоматологические инструменты, стоматологические материалы.

Учебные пособия: фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.

Средства контроля: контрольные вопросы, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля, домашние задания.

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом фантомного кабинета. Определение прикладной науки стоматологического материаловеде-ния. Требования к «идеальному» материалу восстановительной стоматологии. Классификации стоматологических материалов по химической природе и по назначению. Основные свойства материалов, методы их исследования. Понятие теоретической прочности и концентрации напряжения.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материалов различных классов (керамики, металлов, полимеров и стоматологических материалов для профилактики заболеваний зубов и гигие-ны; восстановительных материалов в терапевтической стоматологии; материа-лов в ортопедической стоматологии при частичной и полной потере зубов; материалов для лечения аномалий прикуса и зубных рядов; материалов для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области.

4. Инструкция по технике безопасности.

5. Самостоятельная работа. Освоение студентами рабочего места, пра-вил поведения и внешнего вида. Изучение стоматологических материалов по химической природе и по назначению.

6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.

Техника безопасности

Во время практических занятий студенты должны выполнять следующие правила: соблюдать дресс-код - ношение специальной медицинской одежды (халаты, колпаки, сменная обувь, длинные волосы – под колпаком), поддер-живать санитарно-гигиенический порядок на своем рабочем месте.

Перед началом работы студенты должны изучить правила техники безопасности, которые составлены согласно «Правил устройства и эксплуата-ции стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и зуботехнических лабораторий». Перед началом работы необходимо убедиться в том, что прибо-ры заземлены и включены, все манипуляции по уходу и ремонту оборудования должны выполняться после их обесточивания. После окончания работы стома-тологическое оборудование необходимо отключить от электросети. При работе с сильнодействующими веществами необходимо соблюдать осторожность. Приготовление стоматологических материалов должно осуществляться согласно инструкции.

Аннотация

Стоматологические материаловедение – это наука, изучающая во взаимосвязи состав, строение, свойства, технологию производства и применения материалов для стоматологии, а также закономерности изменения свойств материалов под влиянием физических, механических и химических факторов. Речь идет о факторах, действующих в специфических условиях полости рта в процессе функционирования зубочелюстной системы, что и позволило выделить стоматологические материалы в отдельную область знаний.

В настоящее время практикующие стоматологи понимают, что без глубокого знания свойств стоматологических материалов невозможно достигнуть функциональной полноценности, эстетичности и долговечности при восстановлении зубов. Намечая план оказания стоматологической помощи, врач всегда стоит перед выбором наиболее подходящего материала. Осуществить правильный его выбор, пользуясь только своим опытом и интуицией, очень не просто, так как конец ХХ века и начало нынешнего ознаменовались бурным развитием стоматологических материалов, поэтому стоматолог должен уметь оценить возможности новых разработок и новых методов применения материалов в клинике, что требует глубокого понимания взаимосвязи их химических основ и свойств. Знание основ материаловедения, различий свойств материалов в зависимости от химической природы, технологии применения позволит использовать в стоматологической практике научно-обоснованные критерии выбора нужного материала.

Несмотря на значительные достижения стоматологического материаловедения в последние годы, ни один из созданных материалов нельзя признать «идеальным». «Идеальный» материал для восстановительной стоматологии должен полностью отвечать следующим требованиям:

- быть биосовместимым;

- противостоять всем возможным воздействиям среды полости рта;

- обеспечивать прочную и постоянную связь со структурой твердых тканей зуба;

- полностью воспроизводить их внешний вид;

- обладать комплексом физико-механических свойств, соответствующих свойствам восстанавливаемых натуральных тканей, и способствовать их регенерации.

Все стоматологические материалы подразделяют на три основных класса в зависимости от химической природы:

- неорганические материалы, или керамика;

- металлы;

- полимеры.

Каждый класс, в свою очередь, подразделяется на типы, отличающиеся структурой и свойствами (схема 1).


ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

КЕРАМИКА

МЕТАЛЛЫ

ПОЛИМЕРЫ

Неорганические соли

Кристаллическая керамика

Стекла

Интерметаллические соединения

Сплавы

Твердые

Эластомеры

Воски


Схема 1.


Схема 1. Основные классы стоматологических материалов.

Каждый класс материалов, несмотря на фамильное сходство входящих в него многочисленных типов, характеризуется довольно широким спектром свойств. Например, входящие во второй класс металлы и сплавы обладают различными показателями прочности, температуры плавления, цветом, но для всех металлов характерны ковкость, электро- и термопроводимость, типичный металлический блеск. Металлы имеют высокую прочность и жесткость (высокий модуль упругости). Поэтому в восстановительной стоматологии их применяют при необходимости протеза выдерживать значительные механические нагрузки, в то же время металлы быстро проводят тепло, не эстетичны, что ограничивает их применение.

Керамика и полимеры – термоизоляторы, обладают светлым цветом и полупрозрачностью, следовательно, их можно применять для защиты зуба от смены температур в полости рта и для создания эстетических пломб и протезов, воспроизводящих естественный вид натуральных зубов.

В стоматологии нередко используется комбинация материалов раз­личной химической природы, так как ни один из материалов нельзя признать «идеальным». Многообразие стоматологических материалов заключается не толь­ко в различии их по химической природе, но также в особенностях их применения в стоматологии или в их назначении. Материалы, имею­щие одинаковую химическую природу, но разное назначение, могут су­щественно отличаться по составу и свойствам.

Для систематизации сто­матологических материалов, чтобы было легче ориентироваться при выборе восстановительного материала и подборе вспомогательных и временных материалов, применяемых на этапах лечения и изготовле­ния зубных протезов, большую помощь может оказать классификация материалов, построенная по принципу их назначения в стоматологии.

Такой принцип классификации нельзя признать идеальным, так как не­которые материалы (например, цементы) имеют многочисленные варианты применения в различных областях стоматологии. Но, несмотря на ука­занный недостаток, предложенная классификация позволяет разделять стоматологические материалы, исходя из основных требований, кото­рые предъявляются к ним условиями применения в той или иной об­ласти стоматологии.

Классификация по назначению является основной классификацией стоматологических материалов (схема 2).



Схема 2. Основная классификация стоматологических материалов по назначению.
Основные свойства стоматологических материалов

Главной целью стоматологического материаловедения является создание комплекса «идеальных» материалов для полости рта. Под действующими факторами полости рта подразумеваются: колебания температуры, высокая постоянная влажность, присутствие электролитной среды. Перечисленные факторы отражаются на свойствах материалов – физических, химических, технических, технологических, биологических, эстетических.

Современное стоматологическое производство представляет собой промышленный комплекс, в котором используется множество технологических процессов: прессование, литье деталей определенной конструкции, паяние, нанесение керамических и пластмассовых покрытий и т.д., а также различные аппараты: для штамповки, литья, вакуумные печи для обжига керамики и др.

Все это требует от врача-ортопеда знания технологического процесса, но и влияния нарушения его на свойства материала и органы полости рта и организм в целом.

К физическим свойствам материалов относятся: плотность, температура плавления и кипения, теплоемкость, теплопроводность, термические коэффициенты линейного и объемного расширения, поверхностное напряжение, цвет, фазовые превращения и др.

В стоматологическом материаловедении используются разнообразные методы исследования и испытания, которые дают возможность установить природу материала, состав, свойства и, при необходимости, определить качество готовых стоматологических изделий.

Методы физического анализа: рентгенологический, рентгеноструктурный, магнитная и ультразвуковая дефектоскопия и дилатометрический.

Рентгенологический анализ дает возможность установить виды, типы и размеры кристаллических решеток металлов и сплавов.

Рентгеноструктурный анализ дает возможность установить даже микроскопические дефекты внутри материала.

Магнитная дефектоскопия позволяет выявить дефекты в поверхностном слое (до 2 мм) металлических материалов.

Ультразвуковая дефектоскопия позволяет осуществлять эффективный контроль качества на большой глубине.

Дилатометрический метод основан на определении изменений объема, происходящих в материале при фазовых превращениях, применяется для определения кристаллических точек в твердых образцах.

Коэффициент теплопроводности измеряется по количеству тепла в калориях в секунду, которое проходит через образец материала толщиной в 1 см и площадью 1 см3, когда разница температуры на концах образца составляет 10С. Чем выше этот показатель, тем вещество более способно пропускать через себя тепловую энергию, и наоборот. Коэффициент теплопроводности выражается в кал./см3.·сек.·0С. (таблица 1).
Таблица 1

Значение коэффициента теплопроводности (К) натуральных тканей

(по данным W. J. O'Brien)

Наименование материала

К,

кал./см3.·сек.·0С

Наименование материала

К,

кал./см3.·сек.·0С

Эмаль

0,95

гидроксилапатит

3,0

Цемент

1,45

цинк-фосфат цемент

3,1

Кость

1,4

стеклополиалкенатный цемент

1,5

Вода

1,42

акриловый базисный материал

0,37

Гипс

3,1

сплав Au Ag Pb

300

Амальгама

54








Важным физическим свойством материалов является коэффициент термического линейного расширения (КТЛР). КТЛР показывает изменение относительной длины образца данного материала, когда его температура возрастет или упадет на 10С. В таблице 2 приведены коэффициенты термического расширения некоторых веществ, представляющих интерес для стоматологии.
Таблица 2

Значение коэффициента термического линейного расширения (α) для некоторых стоматологических материалов (по данным W. J. O'Brien)

Наименование материала

α, (1/0С) х10-6

Диапазон температур, 0С

Коронка зуба

11,4

20-50

Корень зуба

8,3

20-50

Акриловый базисный материал

76

20-50

Амальгама

6,2

20-50

Цинкоксидэвгенольный цемент

35

20-50

Гуттаперча

54,9

25-38


К химическим относятся те свойства, которые проявляются при химическом взаимодействии материала со средой полости рта. Металлы и другие материалы в процессе отработки подвергаются действию кислот и растворов. Материалы, находящиеся в полости рта, подвержены действию слюны, пищи, имеющих различную – кислую или щелочную - среду.

Процессы выделения металлов из состава сплавов, окисления металлов при нагревании, полимеризации, взаимодействия между ионами фтора, кальция и фосфора, входящих в составы профилактических материалов, с твердыми тканями зубов, твердения материалов и др. представляют собой химические реакции.

Одним из требований, предъявляемым к конструктивным материалам, является их химическая инертность. Ряд металлов и сплавов не может быть использован для изготовления зубных конструкций из-за коррозионной неустойчивости, приводящей к разрушению металла. К химическим свойствам относят также окисляемость и растворимость. Для определения коррозионной стойкости в различных условиях используют метод испытаний в жидкости с полным погружением, в парах, кипящем солевом растворе, атмосфере, лабораторных условиях.

Механические свойства характеризуют способность материалов сопро-тивляться действию внешних сил. К основным механическим свойствам отно-сят прочность, твёрдость, вязкость, упругость, пластичность, хрупкость. Механические свойства материалов подчиняются законам механики и изучаются в разделе физики, который отражает закономерности влияния энергии и силы на физическое тело. Жевательные и другие функциональные нагрузки – это силы, которые действуют на стоматологические материалы в условиях полости рта. В зависимости от функции различных групп зубов (резцы, клыки, премоляры, моляры) жевательная нагрузка колеблется от 50 до 30-500 Н (Ньютон), наибольшая приходится на жевательные зубы. Механические свойства определяют, как поведет себя материал под действием этих сил.

Механические свойства твердых тел – прочность на растяжение, сжатие, изгиб, кручение, удар, твердость – характеризуют сопротивление материалов воздействию различных нагрузок и в значительной мере определяют область их применения при восстановлении зубов. Под действием нагрузки в твердом теле происходят изменения (деформации), или оно разрушается. Различают упругие (эластичные), или обратимые деформации (после снятия нагрузки к твердому телу возвращается первоначальная форма), и остаточные (пластичные), или необратимые (после прекращения действия нагрузки формы и размеры тела изменяются).

Материалы по различным свойствам разделяют:

- на изотропные (свойства материалов одинаковы в любых направлениях, например, металлов, каучука);

- на анизотропные (свойства в различных направлениях не одинаковые, например, дерева, волокнов, слоистых пластиков).

Важным свойством материала является прочность.

Прочность – это способность материала без разрушения (деформации) противостоять действию внешних сил.

Деформация – это изменение размеров и формы тела под действием приложенных к нему сил.

Предел прочности – это степень деформации материала до наступления разрыва, определяется процентом вытяжения или сжатия материала под воздействием сил вытяжения или компрессии.

Теоретическая прочность материала исходит из его строения, межмолекулярных связей, может предсказать его прочность, но его реальная прочность в 10-100 раз ниже. Реальные изделия не имеют идеальных гладких поверхностей. Пломбы, искусственные коронки, мостовидные протезы имеют неправильную геометрическую форму с изгибами, углами, надрезами, в которых будут концентрироваться напряжения под действием жевательных нагрузок, их называют концентраторами напряжения. Если концентраторы действуют в хрупком материале, таком как керамика, в нем образуется трещина, которая мгновенно распространяется по материалу и приводит к разрушению внезапно, без видимых деформаций.

Металлы способны течь и удлиняться до 120% от их первоначальной длины, прежде чем разрушиться. Полимеры в основном не прочны и очень эластичны по сравнению с металлами и керамикой, что объясняется особенностями молекулярного строения: сильные связи внутри полимерных цепей и слабые – между цепями.

Технические свойства определяют способность материалов подвергаться различным видам обработки. К ним относятся испытания на литье, ковкость, штамповку, прокатку, волочение, свариваемость, пайку и обработку режущими инструментами.

Под биологическими свойствами материалов понимают возможное воздействие их на биологическую среду, в которой они находятся. Все конструкционные и вспомогательные материалы не должны оказывать отрицательного влияния на ткани и жидкости, с которыми они контактируют, изменять микрофлору полости рта, нарушать митотический процесс, влиять на рН, нарушать кровообращение, чувствительность, тем более - не вызывать воспаления и т.д.

Все конструкционные материалы проходят специальную проверку на животных и в биологических средах - на биологическую инертность. Стоматологический материал должен отвечать определенным токсико-гигиеническим требованиям (схема 3)
Схема ориентировочной основы действия

Этапы работы

Средства и условия работы

Критерии для

самоконтроля

1

2

3


I. Организация работы в кабинете мануальных навыков

1. Подготовьте и наденьте медицинскую одежду и сменную обувь

Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходное знание лекционного материала по оборудованию. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей

Вид аккуратный.

Рабочее место оборудовано согласно регламенту.

Знание кафедральных требований.

Тетрадь с выполненным заданием.


II. Техника безопасности

После надевания меди-цинской одежды убери-те все свободно вися-щие элементы одежды и спрячьте волосы под колпак. Внимание обра-щено на инструктаж преподавателя по ос-новным опасностям и вредностям. Подпись в журнале преподавателя о прохождении инструктажа.

Инструкции по технике безопасности. Типовые правила, устав поликлиники и кафедры.

Электрическое оборудование: правила обращения и эксплуатации.

Сильнодействующие лекарственные препараты: правила хранения.

Журнал по технике безопасности.

Аккуратный вид.

Внимательное обращение с электрическим оборудованием, аппаратурой для методов исследования. Знание правил хранения медикаментов по спискам «А» и «Б».


Стоматологическое материаловедение, ознакомление со стоматологическими материалами в зависимости от химической природы:

I. Керамика

1.Неорганические соли

2.Стекла

3. Кристаллическая керамика

Студенты ознакомились с представителями керамики.

II. Металлы

1. Сплавы

2. Интерметаллические соединения

Студенты ознакомились с представителями металлов, применяемых в стоматологии.

III. Полимеры

1. Твердые

2. Воски

3. Эластомеры

Студенты ознакомились с представителями полимеров.

Ознакомление с материалами согласно классификации по назначению:

I. Материалы для про-филактики заболеваний зубов и гигиены

1. Фторсодержащие и реминерализирующие материалы

2. Средства для чистки зубов

3. Герметики

4. Отбеливающие средства

Студенты ознакомились с представителями всех групп профилактических материалов.

II. Восстановительные материалы для лечения зубов в терапевтической стоматологии

1. Пломбировочные материалы для:

а) для восстановления коронки зуба;

б) для корневых каналов зубов.

2. Материалы для основ и прокладок

3. Адгезивные материалы

Студенты ознакомились с представителями всех групп материалов, применяемых в терапевтической стоматологии.

III. Материалы для лечения при частичной и полной потере зубов в ортопедической стоматологии


1. Основные конструкционные - для зубных протезов:

а) несъемных;

б) съемных.

2. Вспомогательные:

а) клинические;

б) зуботехнические.

Студенты ознакомились с представителями основных и вспомогательных материа-лов, применяемых в орто-педической стоматологии.

IV. Материалы для ортопедического лечения аномалий прикуса и зубных рядов.

1. Для ортодонтической проволоки и дуг;

2. Для брекетов;

3. Для фиксации ортопедических аппаратов

Студенты ознакомились с материалами для ортодонти-ческого лечения.

V. Материалы для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области.

1. Для восстановления костных и мягких тканей лица.

2. Для зубных имплантатов.

Студенты ознакомились с материалами для лечения дефектов и деформаций, применяемыми в хирургической стоматологии.


Контрольные вопросы

1. Дайте определение стоматологического материаловедения как прикладной науки. Почему стоматологическое материаловедение выделено в отдельную область знаний?

2. Что такое «идеальный» стоматологический материал?

3. Существует ли универсальный «идеальный» стоматологический материал? Поясните свой ответ.

4. Как классифицируют стоматологические материалы? Назовите классификацию и поясните, на каком принципе они основаны.

5. Расскажите о классификации стоматологических материалов по химической природе. Почему в стоматологии применяются материалы различной химической природы?

6. Расскажите об основной классификации стоматологических материалов. Какой принцип положен в основу этой классификации?

7. Какие свойства материалов определяют возможность их применения в различных областях стоматологии?

8. Какие показатели характеризуют физиологические свойства стоматологических материалов?

9. Методы физического анализа?

10. Какие показатели характеризуют химические свойства стоматологических материалов? Требования к конструкционным материалам по химическим показателям.

11. Какие показатели характеризуют механические свойства стоматологических материалов?

12. Что такое концентрация напряжения и концентратор напряжения? Опишите взаимосвязь между формой концентратора напряжения и величиной напряжения.

13. Сравните в общем виде стоматологические материалы различной химической природы: металлы, керамику, полимеры по их физико-механическим свойствам.

14. Что такое теоретическая и практическая прочность? Почему на практике невозможно создать материалы, обладающие прочностью, равной теоретической?

15. Почему необходимо проведение доклинических (технических, биологических) испытаний и невозможно ограничиться только клиническими испытаниями (наблюдениями)?

16. На какие типы делят материалы, исходя из их способности воспринимать механические нагрузки?

Ситуационные задачи

1. Что послужило выделению стоматологического материаловедения в отдельную область знаний?

Факторы

Да

Нет

1. Физические свойства







2. Химические свойства







3. Механические свойства







4. Технологические свойства







5. Условия полости рта







6. Влажность







7. Механические нагрузки







8. Биосовместимость







9. Эстетика








2. Что изучает стоматологическое материаловедение как наука?

Предмет изучения

Да

Нет

1. Состав материалов







2. Строение материалов







3. Свойства и изменение их под воздействием факторов:

- физических;

- химических;

- механических;

- технологических;

- механических свойств полости рта.








3. Какие требования должны предъявляться к «идеальному» материалу для восстановительной стоматологии?

Требования

Да

Нет

1. Быть биосовместимым







2. Противостоять всем возможным воздействиям полости рта







3. Обеспечивать прочную и постоянную связь со структурой твердых тканей зубов







4. Полностью воспроизводить их внешний вид







5. Обладать комплексом физико-механических свойств, соответствующих натуральным тканям зубов







6. Способствовать оздоровлению натуральных тканей зубов и их регенерации








4. Соотнесите типы материалов согласно их химической природе:

Типы материалов

керамика

металлы

полимеры

1. Стекла










2. Эластомеры










3. Сплавы










4. Воски










5. Неорганические соли










6. Твердые полимеры










7. Кристаллическая керамика










8. Интерметаллические соединения











5. Соотнесите типы материалов по назначению для профилактики заболеваний зубов и гигиены:

Типы материалов

Материалы для профилактики заболеваний зубов и гигиены

1. Адгезивные




2. Для брекетов




3. Герметики




4. Фторсодержащие




5. Для восстановления коронки зубов




6. Для чистки зубов




7. Отбеливающие




8. Для имплантатов




9. Реминерализирующие





6. Соотнесите типы материалов по назначению для восстановления зубов в терапевтической стоматологии:

Типы материалов

Материалы для восстановления зубов

1. Для восстановления костных тканей лица




2. Для восстановления корневых каналов




3. Конструкционные для протезов




4. Для восстановления коронки зуба




5. Для зубных имплантатов




6. Адгезивные материалы




7. Материалы для основ и прокладок




8. Герметики




9. Отбеливающие




10. Для брекетов





7. Соотнесите типы материалов по назначению для лечения частичной и полной потери зубов в ортопедической стоматологии:

Типы материалов

Материалы для восстановления частичной или полной потери зубов

1. Для восстановления коронки зуба




2. Герметики




3. Конструкционные для несъемных протезов




4. Для брекетов




5. Вспомогательные клинические




6. Адгезивные




7. Конструкционные для съемных протезов




8. Вспомогательные зуботехнические




9. Для зубных имплантатов





8. Соотнесите типы материалов по назначению для ортодонтического лечения аномалий прикуса и зубных рядов:

Типы материалов

Материалы для ортодонтического лечения

1. Адгезивные




2. Герметики




3. Для зубных имплантатов




4. Проволоки и дуги




5. Для брекетов




6. Фторсодержащие




7. Реминерализирующие




8. Для фиксации аппаратов





9. Соотнесите типы материалов по назначению для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области:

Типы материалов

Материалы для хирургического лечения дефектов и деформаций

1. Материалы для основ и прокладок




2. Для зубных имплантатов




3. Фторсодержащие




4. Герметики




5. Для фиксации брекетов




6. Для восстановления костных и мягких тканей лица




7. Для основ и прокладок




8. Вспомогательные клинические



  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные...
«Идеальный» стоматологический материал. Классификация стоматологических материалов и принципы ее построения. Основные свойства материалов...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы,...
В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы,...
В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Учебные пособия: стенды, таблицы, рисунки, схемы, слайды
Тема. Пропедевтика терапевтической стоматологии. Эргономика в стоматологии. Структура и организация стоматологической поликлиники....
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Программа книгоиздания России Издательская программа «Учебники и...
Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы З. А. Нефедова
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Учебные пособия Кабинет №

Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Правила пользования Сервисом sakhamovie. Ru
Интернет и различных электронных устройств просматривать в режиме лицензионный полнометражный или короткометражный контент, в том...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Инструкция пользователя к программе «Учебные планы»
Программный модуль «Учебные планы» является частью информационной системы «универис», неразрывно связан с другими программами и использует...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Пояснительная записка настоящие учебные планы и программы разработаны...
Учебные программы предназначены для профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих по профессии электросварщик...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Пояснительная записка настоящие учебные планы и программы разработаны...
Учебные программы предназначены для профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих по профессии электросварщик...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon В. П. Малащенко доктор филологических наук, профессор
В 24 Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. 448 с
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Анкета для сайта трм
Г. Учебно-методические работы (учебные пособия, руководства для врачей, монографии и т д.)
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Планируемые результаты изучения учебной темы
Фрагмент учебно-методического пособия «Учебные ситуации на уроках информатики в рамках реализации фгос». Тяпкина Е. В., Юматова Е....
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Практическая грамматика английского языка Лариса Романова
Целью учебного пособия является систематизация знаний, полученных в школе, и подготовка к вступи­тельным экзаменам в высшие учебные...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Учебники и учебные пособия криминалистика учебник
...
Учебные пособия : фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы icon Описание представленного в презентации материала. Слайд1
Зубкова Екатерина Александровна, учитель информатики и икт государственного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск