Скачать 0.94 Mb.
|
Аннотация психолого-педагогической программы по сохранению и укреплению профессионального здоровья педагогов МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район» В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения физического, психического и социального здоровья педагогов в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога (воспитателя), его роли в образовательном процессе детей. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. По данным Э.М.Казина, у трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами, 60% учителей испытывают психологический дискомфорт во время работы, 85% находятся в постоянном стрессовом состоянии. Даже молодые педагоги имеют большое количество хронических заболеваний, ведущими из которых являются заболевания органов дыхания (71,2%), сердечно-сосудистой системы (63%), хронические ларингиты (46%), вегето-сосудистая дистония (72,1%). Многие исследования позволили определить причины возникновения этого явления:
В связи с этим организация работы по сохранению физического, психического и социального здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования. Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия, что необходимо в профессиональной деятельности педагогов. Предлагаемая программа нацелена на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряженности и повышение эмоциональной устойчивости, профилактики физического здоровья педагогических работников. Актуальность: Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Пояснительная записка В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, неограниченная продолжительность рабочего времени, высокая плотность межличностных контактов, большое количество стрессовых ситуаций, значительная нагрузка на голосовой аппарат. Все эти и многие другие факторы отрицательно сказываются на здоровье учителя, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний (Л.М. Митина, С.Г. Ахмерова, О.Ф. Жуков и др.). В этих сложных условиях учитель должен быть готов к преодолению физических и нервных нагрузок без снижения качества и эффективности образовательного процесса. Вместе с тем современные исследования указывают на крайне низкие показатели психического, физического и социального здоровья учителей как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. По данным Л.М. Митиной, для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «педагогическое истощение». Анализируя сложившуюся ситуацию, многие ученые приходят к выводу, что нельзя сводить проблему здоровья только к внешним биологическим, экологическим, социально-экономическим причинам ухудшения условий жизни учителей. Ключевую проблему составляют низкая престижность здоровья, недостаточное осознание учителями его ценности, незнание и неумение применять на практике средства формирования и сохранения здоровья, осуществлять профессиональную деятельность на основе здоровье сберегающих принципов, что влечет за собой стрессовую тактику обучения и воспитания. . Чтобы проверить данные учёных на практике, мы провели небольшое исследование педагогического коллектива МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район». Педагогический состав нашей школы состоит из 34 учителей. Из них 23 классных руководителя, 1 педагог – организатор, 10 педагогов дополнительного образования, 3 учителя физкультуры, инструктор ЛФК. 98% педагогического коллектива имеет высшее образование, все учителя владеют ИКТ и применяют их в учебном процессе. В школе нет текучести кадров, педагогический коллектив стабильный, профессионально грамотный. Для анализа возрастного состава коллектива был взят за основу педагогический стаж каждого члена педагогического коллектива с периодом 10 лет. Педагоги 1 группы (педагогический стаж – до 10 лет) составили 12,5 %, 2 группы (педагогический стаж - 11-19 лет) – 20 %, 3 группы (20 – 30 лет) – 33 %, 4 группы (31 год и больше) – 23%. Наименьший педагогический стаж имеют два человека (начали работать 1 сентября 2015 года), наибольший педагогический стаж (45 лет) – один человек. Таким образом, анализ данных позволяет утверждать, что выбранная группа испытуемых отражает общую ситуацию в системе образования – «старение кадров» - 56 % респондентов составляет возрастную группу, чей педагогический стаж составляет не менее 20 лет. Лишь 27% педагогов регулярно занимаются физическими упражнениями, а режима питания придерживаются только 8 % учителей. Вызывает тревогу и состояние психологического здоровья, что выражается в несоответствии желаемых и реальных жизненных приоритетов. Анализируя социальную составляющую профессионального здоровья учителей школы, мы выяснили, что только 32% педагогов школы удовлетворены организацией труда. Указанные факты подтверждают необходимость формирования у учителя культуры профессионального здоровья как совокупности мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых здоровьесберегающих установок, знаний и умений по конструированию, поддержанию и укреплению здоровья, позволяющих продуктивно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность. Исходя из данных исследований, можно наметить 4 основных направления комплексной программы «Профессиональное здоровье учителя»:
Цели и задачи программы, этапы реализации Целями программы «Профессиональное здоровье учителя» являются:
Задачи программы:
Основные формы работы:
Предполагаемые результаты:
Комната психологической разгрузки Учителя все время стараются взвалить на свои плечи огромную работу. Когда справиться с ней становится сложно, приходит на помощь психологическая разгрузка. Взрослые люди не меньше, чем дети, склонны к эмоциональному выгоранию. Они все время стараются узнать как можно больше инноваций, прочитать все методические новинки. И достаточно часто не умеют самостоятельно управлять собственными эмоциями. Это провоцирует быструю утомляемость, что очень мешает педагогу во время работы. Специалист поможет пополнить эмоциональный запас, наладить отношения с сотрудниками, не поддаваться стрессам, добиться дисциплины на уроке, быстро распределять свое рабочее время. Таким образом, комната психологической разгрузки очень важна в учебном заведении. Ведь именно психолог работает со школьниками и коллегами таким образом, чтобы те научились управлять собой, правильно воспринимать окружающий мир и знать основы психологической культуры. Эти моменты очень важны для того, чтобы весь учебный процесс был спокойным. Направленность программы. Комната психологической разгрузки (КПР) предназначена для профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний (утомление, переутомление, перенапряжение), а также для профилактики нервно – психических заболеваний учителей школы. Занятия, проводимые в КПР, предусматривают поэтапное обучение приёмам психической саморегуляции. Новизна. Программу следует рассматривать как комплекс психологических тренингов, который обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического здоровья. Целесообразность программы. КПР – это одна из психологических форм и методов саморегуляции (мышечная релаксация, аутогенная тренировка, визуализация, психосинтез); место, где педагог может снять напряжение, стресс, утомление; возможность решить некоторые проблемы психологического здоровья Цели КПР: улучшение эмоционального состояния педагогов восстановление психического равновесия снятие нервного напряжения путём «разблокировки» мышечных зажимов. Основные задачи 1. Организация образовательного процесса в соответствии с установленным режимом работы МБОУ. 2. Организация работы комнаты психологической разгрузки, направленной на повышение профессионального мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития школьников. Функции 1. Планирование и организация изучения и внедрения в практику передового психологического опыта, новейших достижений педагогической, психологической, других специальных наук, а также новых психологических и педагогических технологий. 2. Разработка дидактических и методических материалов в соответствии с направлением работы комнаты психологической разгрузки. Основные направления работы в КПР:
Режим работы КПР Занятия проводятся 2 раза в неделю. Сеанс психологической разгрузки может заключаться в 10 – 15 минутном отдыхе на фоне звукового воздействия (звуки моря, пение птиц и другие «звуки природы», музыкальные программы) или специально подобранных слайд – программ. С учётом того, что сеансы проводятся во время большой перемены, последняя фаза должна быть мобилизующей, яркой, содержать динамические слайды. Материально – техническое обеспечение КПР
Примерные комплексы упражнений для занятий в КПР Занятие 1 Упражнение «Цвет моего настроения» По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению. Упражнение «Дыхание ноздрями» Дышать по очереди одной ноздрей 3 раза, затем другой 3 раза. Упражнение «Шарик» Сесть на коврик. Ведущий: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я: «Вот так шарик надуваем и рукою проверяем. Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем» Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу…» Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты на большом широком лугу. Прекрасный теплый летний день. Ты чувствуешь, как солнечные лучики целуют твои руки, ноги, спину. Тебе приятно смотреть на чудесный, роскошный зеленый ковёр. Ты с удовольствием слушаешь гомон птиц, которые рассказывают друг другу новости…И вдруг твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какой у него стебель, листья. Это чудесный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие приятные чувства он у тебя вызывает… Ты с нежностью дотрагиваешься до него, будто гладишь…Ты чувствуешь себя спокойно… Тебе хорошо и приятно... Побудь в этом состоянии…Это место на лугу только твоё, его никто не знает, кроме тебя…Но вот пора возвращаться. Ты всегда можете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Открой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия». Упражнение «Солнышко» Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержать дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться. Упражнение «Кнопка мозга» Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втянуть живот и потянуться вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Упражнение «Звуки» Произносить звук « а-а-а» 3 раза. Этот звук снимает боль, оказывает мощное действие на весь организм, способствует насыщению тканей мозга. Упражнение «Цвет моего настроения» Занятие 2 Упражнение « Цвет моего настроения» Упражнение «Ушки-ай» Покачивать головой, как будто кому-то говорите «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи не двигаются. Одновременно с каждым покачиванием – вдох. Упражнение «Дыхание животом» Ведущий: «Лягте на спину на коврик. Расслабьтесь. Правую руку положите на грудь, левую - на живот. Теперь вы будете дышать только животом. При таком дыхании и на вдохе приподнимается ладонь, лежащая на животе, а ладонь, лежащая на груди, остаётся всё время неподвижной». Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: « Ты у чистого ручья…» Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь прекрасный теплый летний день. Ты у чистого ручья. Ты удивляешься чистотой воды в нем, необыкновенной прозрачностью. Тебе нравится слушать журчание воды. Это успокаивает тебя. Тебе хорошо и спокойно. Тебе нравится наблюдать, как вода перебегает с одного камушка на другой. Если ты хочешь попить кристально чистой воды, сделай это …(возвращение)». Упражнение «Струночка» Встать, ноги вместе, руки подняты вверх. «Растягивать» все тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом; затем поочерёдно только правой стороной тела (рука, бок, нога) и только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение «Ушки» Минутный массаж ушных раковин. «Делайте это упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши: вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх – вниз, вперед – назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Это упражнение поможет подготовиться к любой напряженной работе». Упражнение «Звуки» Произносить звук « а-а-а» 3 раза. Затем знакомимся со звуком «о-о-о», который помогает работать клеточкам нашего организма» Упражнение Цвет моего настроения» Занятие 3 Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Кошка» «Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторите ее движения, поворачиваясь, то вправо, то влево, при этом перенося тяжесть тела с одной стороны тела на другую. Шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе «шагов». Упражнение «Насос». «Представьте, что вы накачиваете шину автомобиля. Вдох – наклон, кончился наклон – кончился вдох. Выдох - подъем» Релакс - упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Путешествие на белом облаке» Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты лежишь на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Ты смотришь в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Ты наслаждаешься небом и чудесным видом вокруг. Ты полностью расслаблен и доволен. Ты видишь, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Ты очарованы его простой красоты. Посмотри, как оно медленно приближается к тебе. Тебе хорошо и спокойно, ты совершенно расслаблен. Облачко очень медленно подплывает ближе. Ты наслаждаешься красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над тобой. Ты полностью расслаблен и наслаждаешься этой картиной. Представь себе, что ты медленно встаешь и поднимаешься к маленькому белому облачку. Ты паришь все выше и выше. Наконец, ты достиг этого маленького, чудесного белого облачка и ступаешь прямо на него. Оно приглашает тебя в далёкое путешествие…(Возвращение)» Упражнение «Мытье головы» Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее. Упражнение «Ленивая восьмерка» Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом – сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» – это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере. Упражнение «Звуки» Произносить звук «о-о-о» 3 раза. Затем знакомимся со звуком «э-э-э», который активизирует работу головного мозга. Упражнение «Цвет моего настроения» Занятие 4 Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Сова» На вдохе – поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, на выдохе опустить плечо. То же — с левым плечом. Упражнение «Потягивание» Встать, ноги на ширине плеч, руки сжать в кулаки и опущены вниз. На медленном вдохе поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола. Релакс - упражнение «Путешествие в мир фантазии»: « деревом…» Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядьте удобно или лягте, закройте глаза. Лето… Вы лежите под прекрасным деревом на тёплой летней травке. Над вами широко раскинулась крона дерева. Сквозь ветви проникают золотые лучи солнечного света. Изумрудно – зелёные листья дерева вместе с солнечным светом образуют сказочные узоры. Ветерок слегка колышет листья, оживляя узоры. Вы слышите шелест листьев – узоров, их мягкое, нежное пение…расслабленным взором вы рассматриваете зелёные ладошки листьев, видите крупные прожилки на них. Ваши глаза и уши вбирают сказочную силу радости Жизни. Сказочность и ожидание волшебства пробуждают дремлющие в организме силы жизни. Каждая клеточка вашего тела наполняется жизненной силой, учится быстро восстанавливаться. Наблюдайте за игрой солнечного света в зелёной листве. Почувствуйте, как выше тело стало здоровее, мощнее… (возвращение)» Упражнение «Дракон» Изображаем дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море. Упражнение «Огонь и лед» Встаньте вкруг. По команде «огонь» начинаем интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый выбирает произвольно. По команде «лед» застываем в позе, в которой застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередуются обе команды, меняя время выполнения той и другой. Упражнение «Звуки» Произносить звук «э-э-э» 3 раза. Затем знакомимся со звуком «с-с-с», который полезен для сердца. Упражнение «Цвет моего настроения» Занятие 5 Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Три вдоха, три выдоха» Упражнение «Дыхание» Сосредоточить свое внимание на дыхании. Сделать долгий, неторопливый вдох, вдыхая медленно и глубоко, и затем, выдох, расслабляясь и освобождаясь, когда воздух выходит наружу. - 3 раза. Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на своем дне рождении…» Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты на своем дне рождении. Кругом звучит музыка. Все веселятся. Ты наслаждаешься праздником. Тебе дарят подарки, это замечательные подарки, о которых ты давно мечтал. Тебя окружают люди, которых ты любишь. Ты полностью расслаблен и доволен….…. (возвращение)» Упражнение «Черепаха» Имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сторонам. Упражнение «Упрямый лоб» Скрестить пальцы на лбу (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову назад, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Упражнение «Звуки» Произносить звук «с-с-с» 3 раза. Затем знакомимся со звуком «я-я-я», который полезен для нервной системы. Упражнение «Цвет моего настроения» Занятие 6 Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Дыхание с облегчением» Ведущий: «Лягте на спину. Постарайтесь расслабиться и ни о чём не думать. Вспомните о чём – нибудь не очень приятном для вас. Постарайтесь во внутренних ощущениях найти именно те, которые появились при неприятном воспоминании. Продолжайте думать о неприятном и одновременно следите за своими ощущениями, связанными с этими» негативными мыслями. Начните дышать глубже животом, представляя каждый выдох как выдох облегчения, вместе с которым уходит и часть неприятных ощущений, снимается часть тяжести, связанной с неприятными мыслями и воспоминаниями. И вот что удивительно: вы действительно чувствуете себя лучше с каждым выдохом. Только не забывайте, что следить за процессом «снятия тяжести с души» нужно непрерывно. Очень важно при выполнении этого упражнения направить внимание исключительно на свои внутренние ощущения, всё время следить за ними, не отвлекаться на новые неприятные мысли или воспоминания, которые могут последовать за первоначальными, если ваше внимание не будет занято только первыми воспоминаниями. Продолжаем дышать, «выдыхая тяжесть с души» (5-7- минут). Заканчиваем выполнение упражнения. Сравните, насколько уменьшились неприятные ощущения и как изменилось ваше настроение» Упражнение «Растяжки для ног» Ноги на ширине плеч. На вдохе поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. На выдохе медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой; остаться в этом положении на пять секунд (пауза) и вернуться в и.п. Стараться не сгибать ноги и руки. То же и для другой руки. Релакс - упражнение «Путешествие в мир фантазии»:« Ты на большом красивом корабле…» Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты плывешь на большом красивом корабле. Прекрасное синее море. Над головой удивительное чистое голубое небо. Ты капитан этого корабля. И ты можешь бороздить любые моря. Тебе очень хорошо на этом корабле. Ты чувствуешь, как ветер овевает твое лицо. Плеск воды сопровождает тебя, твое дыхание ровное и спокойное ... (возвращение)» Упражнение «Замок» Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх; 2) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же с парой пальцев разных рук. Упражнение «Дерево» «Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватив их. Представьте, что вы семечко, которое прорастает и становиться деревом. Медленно поднимаетесь на ноги и превращаетесь в дерево. Вытягиваем руки вверх, напрягаем тело. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево, становитесь легкими и расслабляетесь» Упражнение «Звуки» Произносить звук «я-я-я» 3 раза. Затем знакомимся со звуком «х-х-х», который помогает при стрессах. Упражнение «Цвет моего настроения» Занятие 7 Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Растяжки для ног» Ноги на ширине плеч. На вдохе поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. На выдохе медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой; остаться в этом положении пять секунд и вернуться в и.п. Не сгибать ног и рук. То же — для левой руки и правой ноги. Упражнение «Расслабляющее дыхание» «В этом упражнении мы постараемся почувствовать, как по – разному работают «вдох» и «выдох». Вдох – возбуждает, мобилизует, усиливает напряжение мышц, сопровождается ощущением прохлады. Выдох – успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла. Вот теперь мы будем на пользу себе использовать эту замечательную функцию выдоха для более полного расслабления и успокоения эмоций. Это очень просто. На выдохе мышцы нужно расслабить. Повторите выдох ещё несколько раз. А теперь постарайтесь при вдохе и выдохе дышать только животом. При этом всё время мысленно представляйте движение и напряжение мышц на вдохе, расслабление – на выдохе.» Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на воздушном шаре…» Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты летишь на большом воздушном шаре. Ты медленно поднимаешься вверх. Ты ощущаешь воздух, который с шелестом обтекает тебя. Тихо здесь, совершенно тихо. Ты ощущаешь свое дыхание… ровное и спокойное. Шар медленно парит над лесом, деревья, словно густая, светлая зелень. Деревня, как из книги сказок. Она будь-то, собрана из игрушечного конструктора. Ты видишь животных на лугу. Утки, гуси, словно белые точки … (возвращение)» Упражнение «Травинка на ветру» Изображаем всем телом травинку (сесть на стуле или на полу на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх). Упражнение «Упрямая шея» Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3–5 раз. Упражнение «Звуки» Произносить звук «х-х-х» 3 раза. Затем знакомимся со звуком «м-м-м», который восстанавливает равновесие всех органов и систем. Упражнение «Цвет моего настроения» Занятие 8 Упражнение «Цвет моего настроения» Упражнение «Ладошки» Встать прямо, согнуть руки в локтях (локти вниз). Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд делать 4 резких, ритмичных вдоха носом («шмыгать»). Затем руки опустить, и отдохнуть 3-4 секунды – пауза. Сделать ещё 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. Упражнение «Обними плечи» Вытянуть, руки согнутые в локтях и поднять на уровне плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгать» носом. Руки параллельно друг другу, их не менять (при этом все ровно, какая рука сверху – правая или левая). Релакс-упражнение «Океан» Инструкция: «Встаньте, спина прямая. Вдохните через нос, почувствуйте, как воздух заполняет лёгкие. Медленный выдох ртом. Сделайте паузу. Сосчитаем до пяти (повторить 3-5 раз). Остановитесь и почувствуйте, как спало напряжение. А теперь удобно сядьте или лягте на спину. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Проверьте, нет ли напряжения в теле? Если такое напряжение вы где – то обнаружили, то ,напрягая и расслабляя мышцы, избавьтесь от него. Закройте глаза и представьте себе океан. Вы видите уходящую в бесконечную даль водную гладь, волны поднимаются, растут и, останавливаясь на песке прямо у ваших ног, отползают обратно. Продолжайте наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются назад. Если вы о чём – то думаете, то ваши мысли уносятся вместе с волнами прямо в океан. Смотрите на этот безбрежный океан. Вы чувствуете запах моря, слышите шум волн. Вы смотрите на море и чувство покоя переполняет вас. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Откройте глаза. Потянитесь». Упражнение «Домик» Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев. Упражнение « Движение под музыку» Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком. Упражнение «Звуки» Произносить звук «м-м-м» 3 раза. Затем знакомимся со звуком «е-е-е», который освобождает от отрицательных эмоций и отрицательной энергии. Упражнение «Цвет моего настроения» Список литературы 1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. 2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. – 2004. – № 1 3. Динейка К.В. Движение, дыхания, психофизическая тренировка. – Москва, 1986. 4. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой./ Авт.-сост.Л.Орлова.– Москва:АСТ; Минск:Харвест, 2006. 5. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. – Москва, 1988. 6. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. – Москва, 2004. 7. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – Москва, 1990. 8. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.– 2005.– № 6. 9. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника. - Москва, 2008. «Группа здоровья» для учителей Двигательная активность — это естественная потребность человека в движении. Ученые установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, наступает гиподинамия — недостаточная двигательная активность (Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 2006). [2,с.15]. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности. Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний (Мотыльков Р.Е.и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни// Теория и практика физической культуры.-2007. №9. - С. 14 -19). [5,с.39].Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма. Направленность программы: Формирование у учителей потребности в здоровом образе жизни. Новизна: Программу следует рассматривать как новую и целенаправленную форму двигательной активности, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Целесообразность программы: Занятия оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний. Цель: Сформировать потребность в здоровом образе жизни. Задачи:
Отличительные особенности. Программа предназначена для учителей разного возраста. Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний. Возраст: В группе здоровья занимаются учителя от 20 до 46 и более лет. Сроки: Программа рассчитана на один год. Формы и режим занятий: Занятия проводятся после уроков два раза в неделю. Во время проведения занятий в группе «здоровья» применяются различные формы: игра, соревнование, беседа. Ожидаемый результат: Улучшение уровня здоровья учителей. Потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Учебно-тематический план для учителей
|
Практические рекомендации по формированию, укреплению и сохранению... Книга предназначена для педагогов, студентов педагогических учебных заведений, родителей и широкого круга людей |
Коррекционно-развивающей программы дошкольных образовательных учреждений... Данная область программы охватывает содержание работы по защите, сохранению и укреплению здоровья всех воспитанников и определяет... |
||
Перечень тестовых заданий Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения |
Пояснительная записка Образовательная программа Бюджетного учреждения... Бюджетное учреждение Орловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
||
Структура образовательной программы: Пояснительная записка Организация... Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей |
Методическое пособие Министерство образования и науки республики... Методическое пособие предназначено для педагогов и методистов среднего и профессионального образования по диагностике психологического... |
||
На объектах и территориии, обслуживаемых Охрана здоровья населения – это комплексная задача государственного масштаба. Активное участие в реализации мер по сохранению и укреплению... |
Рабочая программа по предмету «Английский язык», 6 класс мбоу «Затонская сош» Умк английский в фокусе/ Spotlight для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, основной общеобразовательной программы основного... |
||
Пояснительная записка. 1 Нормативная база Цели и задачи работы образовательного... Основные задачи психолого-педагогической работы с детьми логопедических групп |
Положение об организации перемен Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы и регламентирует организацию школьной... |
||
Название программы К организации и проведению научных исследований в молодежной среде, научно-методическому обеспечению работы с молодежью, организационно-управленческой... |
Анализ деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению... Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №653 с углубленным изучением иностранных... |
||
Программа развития классного коллектива «восхождение» Место реализации программы: Чувашская Республика, Алатырский район, село Ахматово, мбоу «Ахматовская сош» |
Публичный доклад мбоу сош №6 ст. Новолеушковской муниципального образования... Мбоу сош №6 ст. Новолеушковской муниципального образования Павловский район Краснодарского края |
||
Должностная инструкция Мбоу для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования городского... |
Положение о II районной психолого-педагогической ярмарки инноваций Общие положения Положение о II районной психолого-педагогической ярмарки инноваций (далее – Ярмарка) определяет миссию, цели, задачи, сроки, порядок... |
Поиск |