Рассмотрено и согласовано
на заседании педагогического совета лицея
Протокол № 4 от 09.01.2014 г.
Секретарь _______________ Л.М. Волощук
|
«Утверждаю»
Директор лицея № 51
________________ В.В. Чапцева
Приказ № 1 от 09.01. 2014 г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации перемен
Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы и регламентирует организацию школьной перемены с целью создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.
Создание условий, способствующих сохранению
и укреплению здоровья школьников
2.1. С целью обеспечения сохранения здоровья учащихся перемены должны проходить организованно.
От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке.
Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления). После первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности.
После второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению.
К концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться».
2.2. Продолжительность перемен в соответствии с режимом работы школы от 10 до 20 минут.
2.3. Во время перемен для учащихся организуется горячее питание в соответствии с нормамиСанПиНа и графиком, утвержденным директором школы.
2.4. Формы организации перемен:
- подвижные игры для младших школьников;
- музыкально-танцевальные перемены;
-отдых в “зеленой зоне” и специально оборудованных местах, самостоятельные игры детей.
2.5. За организацию перемен несут ответственность педагог-организатор, дежурный учитель, дежурный класс, учитель, дежурный администратор.
3. Создание условий, способствующих обеспечению безопасности жизни и здоровья школьников.
3.1 Ответственность за безопасность и здоровье школьников во время перемен несет учитель. Временем ответственности учителя считается перемена перед уроком. Учителя следят за порядком на переменах, воздерживают учеников от слишком подвижных игр, так как это может стать причиной травмы.
3.2. Учителя физической культуры организуют переодевание детей в спортивную форму перед уроком во время перемены, после урока за 4-5 минут до конца урока, чтобы учащиеся не опоздали на следующий урок и имели возможность восстановить организм после физического напряжения.
3.3. Учителя музыки, иностранного языка, физической культуры для проведения уроков (до и после занятия) в младших классах в специализированном помещении (спортзале, кабинете иностранного языка, музыки) должны организованно перевести детей в другой кабинет.
3.4. В зонах общего отдыха на переменах ответственность за безопасность и здоровье школьников несут работники школы, назначенные директором школы ответственными за конкретную территорию школы. Вся территория школы распределена на зоны ответственности следующим образом:
1 этаж:
1) левое крыло - рекреация от входной двери до входа на второй этаж – ответственный вахтер;
2) рекреация перед столовой, лестница, большой и малый спортивные залы, библиотека – ответственный дежурный администратор;
3) столовая – ответственный социальный педагог;
4) правое крыло - рекреация лыжная база, лестница на 2 этаж – ответственный воспитатель;
2 этаж:
5) рекреация начальной школы, лестничная площадка – ответственные учителя начальной школы (дежурство по одному дню в неделю согласно графику, утвержденному директором школы);
6) рекреация старшей школы, лестничные площадки -ответственные учителя, работающие в кабинетах 2 этажа, по возможности, не имеющие классного руководства (дежурство по одному дню в неделю согласно графику, утвержденному директором школы);
3этаж:
7) рекреация начальной школы, лестничная площадка – ответственные учителя начальной школы (дежурство по одному дню в неделю согласно графику, утвержденному директором школы);
8) рекреация старшей школы, лестничные площадки - ответственные учителя, работающие в кабинетах 3 этажа, по возможности, не имеющие классного руководства (дежурство по одному дню в неделю согласно графику, утвержденному директором школы).
Положение об организации дежурств
по гимназии
Настоящее Положение устанавливает права и ответственность сотрудников администрации, учителей и учащихся при исполнении ими обязанностей дежурных.
-
Общие положения
1.1. Дежурства по лицею организуются с целью обеспечения дисциплины и порядка в гимназии во время перемен и до начала уроков, обеспечения безопасности функционирования лицея, своевременного обнаружения чрезвычайных ситуаций и оказания помощи ответственным лицам в ликвидации их последствий.
1.2. К несению дежурства привлекаются лица из числа сотрудников администрации, учителей, и учащихся.
1.3. Устанавливаются следующие категории дежурных учителей по лицею:
дежурный администратор;
дежурный учитель по этажу (крылу этажа),
дежурный учитель по столовой;
дежурный класс.
1.4. Дежурство организуется в рабочие дни. Время дежурства:
дежурного администратора – с 7:30 до 17 часов;
дежурного классного руководителя – с 7.30 до окончания занятий класса;
дежурных учителей по столовой – с 9:40 до 13 часов;
дежурных учителей по этажу: начальная ступень (1 и 2 этажи) – с 8 до 15 часов; базовая и старшая ступени (3 и 4 этажи) – с 8:00 до 16 часов с возможностью сокращения срока окончания дежурства при отсутствии занятий в классах этажа;
дежурного класса – с 7:40 до окончания занятий класса.
1.5. Дежурство устанавливается на основе графика, утвержденного директором лицея.
-
Основные задачи дежурных
2.1. Дежурный администратор:
организация и руководство дежурством учителей, младшего обслуживающего персонала и учащихся по поддержанию порядка и дисциплины в помещениях гимназии до начала занятий, после их окончания и во время перемен;
выявление лиц, нарушающих дисциплину и порядок, установленную форму одежды и принятие к ним мер воздействия для устранения выявленных нарушений;
оказание в необходимых случаях содействия и помощи охранникам в поддержании пропускного режима и обеспечении безопасности гимназии;
оперативное выявление фактов порчи имущества и помещений гимназии и доведение этой информации до руководства гимназии;
контроль проведения учителями занятий вариативной части учебного плана и дополнительного образования в соответствии с расписанием;
оперативное реагирование на выявленные угрозы и признаки возникновения чрезвычайных ситуаций, сигналы и звонки от органов власти и системы ГО и ЧС: доклад директору гимназии либо начальнику штаба ГО и ЧС гимназии, действия по их указаниям и распоряжениям;
действия по организации экстренной эвакуации гимназии при возникновении ЧС (согласно должностной инструкции).
2.2. Дежурный учитель по этажу (крылу этажа):
руководство учащимися дежурного класса на этаже (крыле этажа);
обеспечение сохранности и поддержание внешнего вида мебели, стен, туалетов, интерьера рекреаций;
поддержание порядка и дисциплины учащимися в коридорах, рекреациях, туалетах во время перемен;
обеспечение покидания классных помещений, коридоров и рекреаций этажа учащимися после окончания занятий;
контроль выполнения учителями требований внутреннего распорядка гимназии в отношении проветривания классных помещений и отсутствия детей в классе на переменах.
2.3. Дежурный учитель по столовой:
руководство учащимися дежурного класса по столовой;
пресечение попыток выноса из столовой продуктов питания и напитков;
поддержание порядка и чистоты в помещении столовой.
2.4. Классный руководитель дежурного класса:
инструктаж учащихся дежурного класса;
контроль организации и хода дежурства дежурным классом;
оперативная реакция на выявленные недостатки и трудности при несении дежурства дежурным классом
2.7. Ответственный дежурный дежурного класса
расстановка учащихся дежурного класса по постам;
замена дежурных учащихся на посту (при необходимости);
контроль исполнения должностных обязанностей учащимися дежурного класса при несении дежурства;
ведение Листа наблюдения и контроля ответственного дежурного; своевременная сдача его в установленное время дежурному администратору.
2.8. Дежурный учащийся
Учащиеся дежурного класса несут дежурство на отдельных постах. На одном посту может быть несколько дежурных.
Во время несения дежурства учащийся дежурного класса выполняет задачи, возложенные на него классным руководителем при проведении инструктажа перед заступлением на службу либо при оперативной замене. Дежурный подчиняется непосредственно дежурному учителю по этажу (крылу этажа) и ответственному дежурному дежурного класса и действует по их указаниям в рамках возложенных на него задач. При необходимости обращается за помощью к дежурному учителю по этажу либо к любому другому учителю.
-
Порядок исполнения службы
3.1. Основным отчётным документом дежурных учителей по гимназии является рапортичка, заполняемая дежурным администратором. С приходом в гимназию дежурный администратор вносит в рапортичку сведения о наряде дежурных. В течение дня дежурные вносят в рапортичку сведения о событиях, связанных с дежурством, а в конце расписываются в ней об окончании дежурства.
3.2. При приходе в гимназию дежурные учителя сообщают о прибытии дежурному администратору и получают у него инструктаж об особенностях исполнения службы в той или иной конкретной обстановке.
3.3. Дежурный администратор при проведении инструктажа выявляет причины, препятствующие или осложняющие выполнение дежурными учителями их обязанностей, принимает возможные меры по устранению этих причин, согласовывая их с администрацией гимназии. В случае необходимости дежурный администратор решает вопрос о замене дежурных учителей.
3.4. Классный руководитель дежурного класса назначает ответственного дежурного и следит за расстановкой учащихся по постам; в случае необходимости корректирует распределение по постам. В течение дня ответственный дежурный следит за несением дежурства классом, докладывает своему классному руководителю о выполнении дежурными своих обязанностей, получает от него указания и приводит их в исполнение.
3.5. Дежурные учителя по раздевалке в период до начала занятий и в переменах следят за процессом переодевания учащихся, обращая особое внимание на выявление учащихся без сменной обуви и нарушителей установленной формы одежды. Выявленных нарушителей дежурные по раздевалке препровождают к дежурному администратору для принятия мер.
3.6. Пропуск учащихся в коридоры и рекреации гимназии открывается в 8:10 и заканчивается после второго звонка на 1 урок. Учащиеся, пришедшие в гимназию после второго звонка, считаются опоздавшими на занятия.
3.7. Дежурный администратор фиксирует в рапортичке фамилии лиц, нарушающих форму одежды и опаздывающих на занятия. По отношению к указанным лицам дежурный администратор принимает меры, установленные приказом директора гимназии «О соблюдении правил внутреннего распорядка гимназии».
3.8. На переменах все дежурные находятся на закрепленной за ними территории гимназии (раздевалке, столовой, коридорах и рекреациях). Дежурный администратор контролирует исполнение дежурными учителями их обязанностей, организуя процесс несения дежурства. Дежурные учителя принимают меры по поддержанию дисциплины и порядка, соблюдения учителями требований распорядка дня в отношении проветривания классных помещений и отсутствия в них учащихся на переменах, выявлению случаев недисциплинированности, нанесения ущерба помещениям, порчи имущества и т.д. Обо всех случаях подобного рода ставят в известность дежурного администратора. По отношению к нарушителям делают им замечания и требуют их устранения; в необходимых случаях по указанию дежурного администратора составляют пояснительную записку на имя директора гимназии.
3.9. По окончании дежурства дежурные учителя обходят закрепленные за ними территории, проверяя отсутствие света и, закрытие дверей классных помещений. Об окончании дежурства и его итогах докладывают дежурному администратору и расписываются в рапортичке. Дежурный администратор принимает доклад. Дежурство дежурного учителя по этажу считается оконченным после его доклада дежурному администратору и росписи в рапортичке.
3.10. По окончании занятий дежурный администратор проверяет сдачу учителями классных журналов и в случае отсутствия их в шкафу для хранения журналов принимает оперативные меры по их розыску. В необходимых случаях связывается с учителем, проводившим уроки в классе последним. В случае пропажи классного журнала немедленно докладывает об этом директору гимназии.
3.11. Об окончании дежурства и его итогах дежурный администратор докладывает директору гимназии. Дежурство по гимназии считается оконченным после приема доклада директором гимназии и визирования им рапортички.
3.12. При отсутствии директора гимназии дежурный администратор докладывает ему об итогах дежурства по мобильному телефону. При отсутствии связи или иных причинах, делающих невозможной оперативную связь с директором гимназии, но не требующих немедленного реагирования руководства, дежурный администратор докладывает об итогах дежурства директору гимназии на следующий день при прибытии в гимназию.
-
Права дежурных
4.1 Дежурный администратор
Дежурный администратор непосредственно руководит всеми лицами, исполняющими обязанности дежурных учителей по гимназии.
Дежурный администратор имеет право:
проверять исполнение обязанностей дежурными по гимназии, делать им замечания и требовать от них надлежащего исполнения обязанностей;
контролировать действия охраны, добиваясь четкого и строгого исполнения ими служебных обязанностей;
оперативно решать вопросы пропускного режима, соблюдения учащимися формы одежды и другие вопросы, не требующие вмешательства директора гимназии либо заместителя директора гимназии по АХЧ;
осуществлять оперативный контроль безопасного функционирования гимназии. При возникновении чрезвычайных обстоятельств, вплоть до момента доклада о происшествии директору гимназии, принимать решения от имени директора и действовать по устранению чрезвычайной ситуации.
4.2. Дежурный учитель по этажу (крылу этажа)
Дежурный учитель по этажу (крылу этажа) исполняет свои обязанности в тесном взаимодействии с учащимися дежурного класса по этажу (крылу).
Дежурный учитель по этажу имеет право:
организовывать и руководить дежурством учащихся дежурного класса по этажу (крылу этажа) во время перемен;
принимать оперативные решения по поддержанию порядка и дисциплины на этаже (крыле этажа), выявлению виновников нарушений дисциплины и порядка, устранению нарушений и ликвидации их последствий;
привлекать в необходимых случаях свободных учителей для оказания помощи в поддержании и наведении порядка и дисциплины;
контролировать выполнение учителями требований по проветриванию помещений класса и отсутствию детей в классном помещении во время перемен.
.
4.4. Дежурный учитель по столовой
Дежурный учитель по столовой имеет право:
требовать от учащихся соблюдения чистоты, порядка и дисциплины в столовой, соблюдения требований личной гигиены при приеме пищи;
потребовать от учащегося возврата в столовую при попытке выноса из неё напитков и продуктов питания;
пресекать попытки нарушения порядка и очерёдности в пункте раздачи пищи; разрешать возникающие конфликты.
4.6. Дежурные учащиеся
Учащиеся дежурного класса в пределах возложенных на них обязанностей имеют право:
требовать от всех учащихся соблюдения формы одежды, дисциплины и правил поведения;
обращаться за помощью в наведении и поддержании порядка к дежурному учителю.
-
Обязанности дежурных
При исполнении обязанностей дежурные руководствуются требованиями, содержащимися в соответствующих должностных инструкциях.
-
Ответственность дежурных
Дежурные по гимназии несут персональную ответственность за обеспечение и поддержание в гимназии порядка, чистоты, обеспечение сохранности имущества и мебели, соблюдение учащимися правил внутреннего распорядка и дисциплины.
За недобросовестное и некачественное исполнение своих должностных обязанностей дежурные по гимназии несут ответственность в пределах трудового законодательства. Учащиеся дежурного класса несут дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей.
-
Контроль исполнения службы.
Контроль исполнения службы дежурными осуществляется дежурным администратором. Свои замечания и оценку качества дежурства он заносит в рапортичку дежурного администратора. В конце недели все рапортички анализируются специальным лицом, назначенным директором гимназии, который готовит на их основе докладную записку. В записке перечисляются фамилии как наиболее отличившихся, так и недостаточно добросовестно исполнявших свои обязанности учителей, а также фамилии классных руководителей, чьи классы отмечены дежурным администратором как отлично исполнявших обязанности дежурного класса, так и плохо выполнявших их.
Докладные записки сдаются директору гимназии, визируются им и используются при решении вопросов продвижения по службе, аттестования, премирования сотрудников.
Директор гимназии Г.И.Юсупова
|