Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования


Скачать 0.86 Mb.
Название Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования
страница 1/7
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Комплексная безопасность образовательных учреждений

в условиях поликультурного общества

Методическое пособие

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\документы\нац образование\научно-методический семинар с моин рт\antiterror-300x210.gif

Министерство образования и науки республики татарстан
Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования


АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комплексная безопасность образовательных учреждений

в условиях поликультурного общества

Методическое пособие

Казань

Издательство «Данис»

ИПП ПО РАО

2015


УДК 377.5

ББК 74.57

К 62

Рекомендуется в печать

Ученым советом ИПП ПО РАО




К62 Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества: методическое пособие / коллектив авторов – Казань: Издательство «Данис», 2015. – 57 с.




.


Рецензенты: Грязнов А.Н.., д.псих.н., проф., в.н.с. ИПП ПО РАО,

Холоднов В.Г., к.юрид.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин АСО

,

В методическом пособии представлены методики тестов, анкет, опросников психолого-педагогической диагностики в антитеррористической деятельности образовательных учреждений и пакет нормативных документов по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении.

Методическое пособие предназначено для педагогов и методистов среднего и профессионального образования по диагностике психологического состояния и особенностей поведения обучающихся, свидетельствующих о формировании девиантных мировоззренческих установок и мер по их психолого-педагогической реабилитации.









© коллектив авторов ИПП ПО РАО, 2015

ВВЕДЕНИЕ
Терроризм, вне зависимости от форм его проявления, представляет собой мировую угрозу стабильности общества, опасную своими масштабами, непредсказуемостью и причиняемыми последствиями. Безопасность многих стран сегодня стоит под ударом террора и экстремизма, что влечет за собой политические, экономические и моральные потери и уносит жизни невинных людей.

В последнее десятилетие Российская Федерация, как и весь мир, пережила масштабные атаки со стороны международного и внутреннего терроризма. Происходит качественное изменение терроризма, его трансформация от индивидуального к массовому; основными средствами устрашения стали убийства не конкретных людей, а неопределенного, как можно более широкого, круга лиц. Терроризм стал динамично развивающейся системой. Происходит постоянное развитие форм и методов осуществления террористической деятельности, установление связей и обмен опытом между террористическими группировками, в том числе с использованием глобальной коммуникационной сети Internet. Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов.

Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий. В этих условиях необходима комплексная работа на разных уровнях воспитания, начиная со школы, и в разных направлениях, включающая в себя культурно-просветительную, воспитательную, реабилитационную деятельность с привлечением ученых-религиоведов, деятелей культуры, психологов, педагогов и т.д. Период трансформации мировоззренческих установок и личностных качеств под воздействием идеологии экстремизма зависит во многом от личных особенностей и обстоятельств. В течение этого времени, при появлении первых признаков того, что молодой человек попал под деструктивное влияние, на него еще можно воздействовать. Поэтому необходима выработка и применение совместными усилиями ученых и практиков методик по диагностике психологического состояния и особенностей поведения, свидетельствующих о формировании девиантных мировоззренческих установок и мер по их психологической реабилитации.

Предлагаемый в пособии материал позволит получить первичные знания в области противодействия и профилактики терроризма.

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Первый тест направлен на выявление уровня гражданской (высокий, средний, низкий) идентичности граждан в соответствии со структурой гражданской идентичности личности.

I-когнитивный – приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку устойчивого экологического мышления и гражданской позиции;

II-мотивационный – превращение их в убеждения, установки, гражданский патриотизм; уважение к истории своей Родины и  ответственность за ее судьбу в современном мире; толерантность и великодушие к народу, принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры  своего этноса;

III-поведенческий – участие в экологической деятельности, готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, готовность к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.

Соответственно, вопросы были разделены на выявление трех важных компонентов гражданской идентичности:

Вторая анкета направлена на определение состояния безопасности и антитеррористической защищённости образовательной учреждения.

Третий экспресс - опросник «Индекс толерантности» разработан для диагностики общего уровня толерантности (авторы диагностики группа психологов центра «Гратис»). В основу опросника лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002).

В современной отечественной науке нет инструментария, позволяющего с социально-психологической точки зрения прогнозировать риск возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Мы предлагаем социально-психологическую методику, позволяющую оценить степень риска возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов с учетом таких факторов, как межнациональная межконфессиональная толерантность, межнациональная и межконфессиональная идентичность, агрессивность, стереотипность мышления, а также направленность социальных установок на разделение или интеграцию, волюнтаризм или фатализм, преобразование или изоляцию от мира или адаптацию к нему.

В данном пособии представлены следующие методики:

  • Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности.

  • Методика диагностики риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов (Чеверикина Е.А., Фахрутдинов Р.Р.), основой которой является диагностика степени выраженности таких факторов, как межнациональная межконфессиональная толерантность, межнациональная и межконфессиональная идентичность, агрессивность, стереотипность мышления, а также направленность социальных установок на разделение или интеграцию, волюнтаризм или фатализм, преобразование или изоляцию от мира или адаптацию к нему.

Каждый вид оценивания результатов исследования сопровождаются методикой их обработки.

Тест

«Выявление уровней гражданской идентичности
учащейся молодежи»

Просим Вас ответить на вопросы теста.

Серьезный подход к тестированию и открытое заявление о проблемах безопасности и антитеррористической защищённости - ПРИВЕТСТВУЕТСЯ

Заранее благодарны за сотрудничество!


  1. Насколько необходимо для Вас углубление и расширение знаний о культуре своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Оцениваете свою гражданскую позицию по пятибалльной шкале

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Довольны ли Вы принадлежностью к своей национальности? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Насколько глубоко Вы знаете национальную культуру своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению патриотических проблем и этнокультурным особенностям вашего региона? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранение национальной ответственности и общего социально-политического благополучия в стране? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. В какой мере для Вас важно сохранение существующих самобытных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на основе общечеловеческой ценностей? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. В какой степени Вам удается применять ценности гуманизма в процессе межнационального общения? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Насколько Вы готовы к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Как часто Вы участвуете в акциях, диспутах поликультурной и гражданской направленности? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. В какой степени за последние 2–3 года у Вас возросло желание участвовать в мероприятиях, направленных на разрешение национальных, региональных, этноконфессиональных проблем общества в рамках образовательной политики вашего образовательного учреждения (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. В какой мере каждый гражданин должен проявлять заботу об этнической самобытности своего народа, понимать и принимать специфику национальных ценностей других народов? (оценка в пятибалльной шкале)

  2. Насколько, на Ваш взгляд, поликультурное воспитание молодежи поможет обществу выйти из социально-политического кризиса? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Если Вы станете свидетелем межэтнического конфликта, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной в установлении межкультурного диалога? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Соблюдаете ли Вы традиции и обычаи своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Как Вы оцениваете собственную роль в разрешении проблем, связанных с межэтническими конфликтами, и установлении активных взаимоотношений с другими этносами? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

Ключ к обработке теста

Ваш возраст (курс обучения)

Название вуза, факультета

Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:

01 обозначают отсутствие выраженности качества (0 – полное отсутствие, 1 – слабая степень выраженности),

23 обозначают среднюю степень выраженности (2 – ниже среднего, 3 – среднее значение),

45 обозначают высокую степень выраженности (4 – высокая, 5 – устойчиво высокая).

1. Когнитивный компонент гражданской идентичности (сформированность знаний, убеждений, наличие внутренней гражданской позиции).

1. Как Вы оцениваете собственные патриотические знания?

2. Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих знаний и знаний о культуре своего народа?

3. Как Вы оцениваете свою внутреннюю гражданскую позицию?

4. Насколько Вы довольны принадлежностью к своему народу?

5. Насколько глубоко Вы знаете культуру своего народа?

6. Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению патриотических проблем и этнокультурным и социокультурным особенностям вашего региона?

2. Мотивационный компонент гражданской идентичности (наличие ведущих ценностей своей национальной культуры).

1. Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранение своего народа и общего социально-политического благополучия в стране?

2. В какой мере для Вас важно сохранение существующих самобытных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе, поддержание традиций вашего народа?

3. Насколько распространяете Вы понимание гуманизма (доброты, бережности) на гуманное отношение человека к природе, человека к своему этносу?

4. Насколько Вы готовы к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий?

5. Насколько важным, по Вашему мнению, является развитие общественного экологического движения в учебном заведении?

6. Насколько значимо для Вас получать положительный эмоциональный настрой от способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения?

3. Поведенческий компонент гражданской идентичности (готовность к действиям в защиту своей Родины, своего народа).

1. Как часто Вы участвуете в акциях, диспутах культурной и патриотической направленности?

2. В какой степени за последние 2–3 года у Вас возросло желание участвовать в мероприятиях, направленных на разрешение национальных, региональных, этноконфессиональных проблем общества в рамках образовательной политики вуза?

3. В какой мере Ваше участие в патриотической деятельности определено тем, что каждый человек должен проявлять заботу об этнической самобытности своего народа, научиться понимать и принимать специфику культурных ценностей других этнических коллективов?

4. Насколько, на Ваш взгляд, этнокультурное и патриотическое воспитание молодежи поможет обществу выйти из социально-экологического кризиса?

5. Если Вы станете свидетелем межэтнического конфликта, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной в установлении межкультурного диалога?

6. Соблюдаете ли Вы традиции и обычаи своего народа?

7. Как Вы оцениваете собственную роль в разрешении проблем, связанных с межэтническими конфликтами, и установлении активных взаимоотношений с другими этносами?

Обработка результатов теста

На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень модернизированности гражданской идентичности учащейся молодежи. В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования модернизированности гражданской идентичности как интегральной величины было предусмотрено выделение трех основных уровней  – низкого, среднего и высокого.

Высокий уровень сформированности гражданской идентичности личности (25–35 баллов), предполагает необходимые изменения установок к элементам образа жизни современного общества и формирование личностью устойчивого мышления, стремление к знаниям, убеждениям и гражданской позиции; гражданский патриотизм; уважение к истории своей родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; толерантность и великодушие к народу, принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры своего этноса; готовность к действиям в защиту своей Родины, своего народа, участие в патриотической деятельности, готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, готовность к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.

Средний уровень сформированности гражданской идентичности личности (14–24 баллов), предполагает незначительные изменения установок к элементам образа жизни современного общества; не выраженное стремление к знаниям, убеждениям и гражданской позиции; нормальный гражданский патриотизм; уважение к истории своей Родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; неразвитыми чувствами толерантности и великодушия к народу; средним восприятием ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры своего этноса; действиями в защиту своей Родины, своего народа; неактивным желанием участвовать в патриотической деятельности; нормальной готовностью к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, незначительной готовностью к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.

Низкий уровень сформированности гражданской идентичности личности (0–13 баллов), предполагает незначительные изменения установок к элементам образа жизни современного общества; недостаточную развитость мышления, наличие фрагментарных патриотических представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и творческой работе; неактивную гражданскую позицию; отсутствие гражданского патриотизма; неуважение к истории своей родины и безответственность за ее судьбу в современном мире; не толерантное и великодушное отношение к своему народу; непринятие ведущих ценностей своей национальной культуры и культуры своего этноса; бездействие в защиту своей родины, своего народа, неактивное участие в экологической деятельности, отсутствие готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, низкий уровень готовности к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Министерство образования и науки РФ ано впо «смольный институт российской...
Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Министерство образования и науки автономной республики крым рвуз...
Развитие университетского педагогического образования на украине в XIX первой половине XX века
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Министерство образования и науки республики татарстан государственное...
Татарстан Республикасы, Түбән Кама шәһәре, Яшьлек урамы, 23 йорт, тел. 8-8555-30-51-08
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Министерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины подготовка студентов, обучающихся по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования...
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: кафедра...
С 41 Социальная экология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 280 с
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: кафедра...
С 41 Социальная экология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 280 с
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon 1 Особенности предоставления образовательных услуг
Президента Российской Федерации, Указы Президента Республики Татарстан, решения Правительства Российской Федерации, решения Правительства...
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Учебное пособие по дисциплинеисторияказань 2016 удк 159. 9 (075. 8)
Министерство образования и науки российской федерациифедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального...
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Инструкция для уполномоченного представителя Министерства образования...
Уполномоченные представители Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее Министерства) информируются о месте расположения...
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики»
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Министерство образования и науки российской федерации федеральное...

Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Российской Федерации Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
«Разъяснениями по формированию учебного плана основной профессиональной программы начального профессионального образования/среднего...
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Правила внешнего благоустройства и санитарного содержания муниципального...
Российской Федерации”, Конституцией Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан от 28. 07. 2004 г. №45 –зрт “О местном самоуправлении...
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Методическое пособие: Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской...
Методическое пособие Министерство образования и науки республики татарстан Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования академия социального образования icon Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск