Комплексная безопасность образовательных учреждений
в условиях поликультурного общества
Методическое пособие
Министерство образования и науки республики татарстан
Институт педагогики и психологии профессионального образования российской академии образования
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Комплексная безопасность образовательных учреждений
в условиях поликультурного общества
Методическое пособие
Казань
Издательство «Данис»
ИПП ПО РАО
2015
УДК 377.5
ББК 74.57
К 62
|
Рекомендуется в печать
Ученым советом ИПП ПО РАО
|
К62 Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества: методическое пособие / коллектив авторов – Казань: Издательство «Данис», 2015. – 57 с.
.
Рецензенты: Грязнов А.Н.., д.псих.н., проф., в.н.с. ИПП ПО РАО,
Холоднов В.Г., к.юрид.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин АСО
,
В методическом пособии представлены методики тестов, анкет, опросников психолого-педагогической диагностики в антитеррористической деятельности образовательных учреждений и пакет нормативных документов по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении.
Методическое пособие предназначено для педагогов и методистов среднего и профессионального образования по диагностике психологического состояния и особенностей поведения обучающихся, свидетельствующих о формировании девиантных мировоззренческих установок и мер по их психолого-педагогической реабилитации.
© коллектив авторов ИПП ПО РАО, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Терроризм, вне зависимости от форм его проявления, представляет собой мировую угрозу стабильности общества, опасную своими масштабами, непредсказуемостью и причиняемыми последствиями. Безопасность многих стран сегодня стоит под ударом террора и экстремизма, что влечет за собой политические, экономические и моральные потери и уносит жизни невинных людей.
В последнее десятилетие Российская Федерация, как и весь мир, пережила масштабные атаки со стороны международного и внутреннего терроризма. Происходит качественное изменение терроризма, его трансформация от индивидуального к массовому; основными средствами устрашения стали убийства не конкретных людей, а неопределенного, как можно более широкого, круга лиц. Терроризм стал динамично развивающейся системой. Происходит постоянное развитие форм и методов осуществления террористической деятельности, установление связей и обмен опытом между террористическими группировками, в том числе с использованием глобальной коммуникационной сети Internet. Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов.
Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий. В этих условиях необходима комплексная работа на разных уровнях воспитания, начиная со школы, и в разных направлениях, включающая в себя культурно-просветительную, воспитательную, реабилитационную деятельность с привлечением ученых-религиоведов, деятелей культуры, психологов, педагогов и т.д. Период трансформации мировоззренческих установок и личностных качеств под воздействием идеологии экстремизма зависит во многом от личных особенностей и обстоятельств. В течение этого времени, при появлении первых признаков того, что молодой человек попал под деструктивное влияние, на него еще можно воздействовать. Поэтому необходима выработка и применение совместными усилиями ученых и практиков методик по диагностике психологического состояния и особенностей поведения, свидетельствующих о формировании девиантных мировоззренческих установок и мер по их психологической реабилитации.
Предлагаемый в пособии материал позволит получить первичные знания в области противодействия и профилактики терроризма.
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Первый тест направлен на выявление уровня гражданской (высокий, средний, низкий) идентичности граждан в соответствии со структурой гражданской идентичности личности.
I-когнитивный – приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку устойчивого экологического мышления и гражданской позиции;
II-мотивационный – превращение их в убеждения, установки, гражданский патриотизм; уважение к истории своей Родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; толерантность и великодушие к народу, принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры своего этноса;
III-поведенческий – участие в экологической деятельности, готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, готовность к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
Соответственно, вопросы были разделены на выявление трех важных компонентов гражданской идентичности:
Вторая анкета направлена на определение состояния безопасности и антитеррористической защищённости образовательной учреждения.
Третий экспресс - опросник «Индекс толерантности» разработан для диагностики общего уровня толерантности (авторы диагностики группа психологов центра «Гратис»). В основу опросника лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002).
В современной отечественной науке нет инструментария, позволяющего с социально-психологической точки зрения прогнозировать риск возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Мы предлагаем социально-психологическую методику, позволяющую оценить степень риска возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов с учетом таких факторов, как межнациональная межконфессиональная толерантность, межнациональная и межконфессиональная идентичность, агрессивность, стереотипность мышления, а также направленность социальных установок на разделение или интеграцию, волюнтаризм или фатализм, преобразование или изоляцию от мира или адаптацию к нему.
В данном пособии представлены следующие методики:
Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности.
Методика диагностики риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов (Чеверикина Е.А., Фахрутдинов Р.Р.), основой которой является диагностика степени выраженности таких факторов, как межнациональная межконфессиональная толерантность, межнациональная и межконфессиональная идентичность, агрессивность, стереотипность мышления, а также направленность социальных установок на разделение или интеграцию, волюнтаризм или фатализм, преобразование или изоляцию от мира или адаптацию к нему.
Каждый вид оценивания результатов исследования сопровождаются методикой их обработки.
Тест
«Выявление уровней гражданской идентичности
учащейся молодежи»
Просим Вас ответить на вопросы теста.
Серьезный подход к тестированию и открытое заявление о проблемах безопасности и антитеррористической защищённости - ПРИВЕТСТВУЕТСЯ
Заранее благодарны за сотрудничество!
Насколько необходимо для Вас углубление и расширение знаний о культуре своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Оцениваете свою гражданскую позицию по пятибалльной шкале
1
2
3
4
5
Довольны ли Вы принадлежностью к своей национальности? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Насколько глубоко Вы знаете национальную культуру своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению патриотических проблем и этнокультурным особенностям вашего региона? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранение национальной ответственности и общего социально-политического благополучия в стране? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
В какой мере для Вас важно сохранение существующих самобытных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на основе общечеловеческой ценностей? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
В какой степени Вам удается применять ценности гуманизма в процессе межнационального общения? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Насколько Вы готовы к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Как часто Вы участвуете в акциях, диспутах поликультурной и гражданской направленности? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
В какой степени за последние 2–3 года у Вас возросло желание участвовать в мероприятиях, направленных на разрешение национальных, региональных, этноконфессиональных проблем общества в рамках образовательной политики вашего образовательного учреждения (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
В какой мере каждый гражданин должен проявлять заботу об этнической самобытности своего народа, понимать и принимать специфику национальных ценностей других народов? (оценка в пятибалльной шкале)
Насколько, на Ваш взгляд, поликультурное воспитание молодежи поможет обществу выйти из социально-политического кризиса? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Если Вы станете свидетелем межэтнического конфликта, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной в установлении межкультурного диалога? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Соблюдаете ли Вы традиции и обычаи своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Как Вы оцениваете собственную роль в разрешении проблем, связанных с межэтническими конфликтами, и установлении активных взаимоотношений с другими этносами? (оценка в пятибалльной шкале)
1
2
3
4
5
Ключ к обработке теста
Ваш возраст (курс обучения)
Название вуза, факультета
Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:
0–1 обозначают отсутствие выраженности качества (0 – полное отсутствие, 1 – слабая степень выраженности),
2–3 обозначают среднюю степень выраженности (2 – ниже среднего, 3 – среднее значение),
4–5 обозначают высокую степень выраженности (4 – высокая, 5 – устойчиво высокая).
1. Когнитивный компонент гражданской идентичности (сформированность знаний, убеждений, наличие внутренней гражданской позиции).
1. Как Вы оцениваете собственные патриотические знания?
2. Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих знаний и знаний о культуре своего народа?
3. Как Вы оцениваете свою внутреннюю гражданскую позицию?
4. Насколько Вы довольны принадлежностью к своему народу?
5. Насколько глубоко Вы знаете культуру своего народа?
6. Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению патриотических проблем и этнокультурным и социокультурным особенностям вашего региона?
2. Мотивационный компонент гражданской идентичности (наличие ведущих ценностей своей национальной культуры).
1. Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранение своего народа и общего социально-политического благополучия в стране?
2. В какой мере для Вас важно сохранение существующих самобытных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе, поддержание традиций вашего народа?
3. Насколько распространяете Вы понимание гуманизма (доброты, бережности) на гуманное отношение человека к природе, человека к своему этносу?
4. Насколько Вы готовы к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий?
5. Насколько важным, по Вашему мнению, является развитие общественного экологического движения в учебном заведении?
6. Насколько значимо для Вас получать положительный эмоциональный настрой от способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения?
3. Поведенческий компонент гражданской идентичности (готовность к действиям в защиту своей Родины, своего народа).
1. Как часто Вы участвуете в акциях, диспутах культурной и патриотической направленности?
2. В какой степени за последние 2–3 года у Вас возросло желание участвовать в мероприятиях, направленных на разрешение национальных, региональных, этноконфессиональных проблем общества в рамках образовательной политики вуза?
3. В какой мере Ваше участие в патриотической деятельности определено тем, что каждый человек должен проявлять заботу об этнической самобытности своего народа, научиться понимать и принимать специфику культурных ценностей других этнических коллективов?
4. Насколько, на Ваш взгляд, этнокультурное и патриотическое воспитание молодежи поможет обществу выйти из социально-экологического кризиса?
5. Если Вы станете свидетелем межэтнического конфликта, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной в установлении межкультурного диалога?
6. Соблюдаете ли Вы традиции и обычаи своего народа?
7. Как Вы оцениваете собственную роль в разрешении проблем, связанных с межэтническими конфликтами, и установлении активных взаимоотношений с другими этносами?
Обработка результатов теста
На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень модернизированности гражданской идентичности учащейся молодежи. В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования модернизированности гражданской идентичности как интегральной величины было предусмотрено выделение трех основных уровней – низкого, среднего и высокого.
Высокий уровень сформированности гражданской идентичности личности (25–35 баллов), предполагает необходимые изменения установок к элементам образа жизни современного общества и формирование личностью устойчивого мышления, стремление к знаниям, убеждениям и гражданской позиции; гражданский патриотизм; уважение к истории своей родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; толерантность и великодушие к народу, принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры своего этноса; готовность к действиям в защиту своей Родины, своего народа, участие в патриотической деятельности, готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, готовность к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
Средний уровень сформированности гражданской идентичности личности (14–24 баллов), предполагает незначительные изменения установок к элементам образа жизни современного общества; не выраженное стремление к знаниям, убеждениям и гражданской позиции; нормальный гражданский патриотизм; уважение к истории своей Родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; неразвитыми чувствами толерантности и великодушия к народу; средним восприятием ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры своего этноса; действиями в защиту своей Родины, своего народа; неактивным желанием участвовать в патриотической деятельности; нормальной готовностью к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, незначительной готовностью к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
Низкий уровень сформированности гражданской идентичности личности (0–13 баллов), предполагает незначительные изменения установок к элементам образа жизни современного общества; недостаточную развитость мышления, наличие фрагментарных патриотических представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и творческой работе; неактивную гражданскую позицию; отсутствие гражданского патриотизма; неуважение к истории своей родины и безответственность за ее судьбу в современном мире; не толерантное и великодушное отношение к своему народу; непринятие ведущих ценностей своей национальной культуры и культуры своего этноса; бездействие в защиту своей родины, своего народа, неактивное участие в экологической деятельности, отсутствие готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, низкий уровень готовности к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
|