Методические рекомендации
по организации надлежащего извещения иностранных лиц.
Введение. 3
Часть I. Основные правила организации извещения иностранных лиц, участвующих в арбитражном процессе. 5
Глава 1. Общий порядок извещения иностранных лиц. 5
Глава 2. Усложненный порядок извещения иностранных лиц 7
через компетентный орган. Общие правила. 7
Глава 3. Организация извещения через механизм, предусмотренный Гаагской конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года. 10
Параграф 1. Условия Гаагской конвенции о вручении за границей судебных документов 1965 года. 11
Параграф 2. Как определить уполномоченный центральный орган государства. 11
Параграф 3. Порядок оформления судебного поручения (запроса) на вручение документов за границей. 13
Параграф 4. Требования к переводу направляемых судебных актов. 15
Параграф 5. Требования к пересылке документов для вручения. 16
Параграф 6. Направление судебного извещения иными альтернативными способами. 17
Параграф 7. Правила оценки надлежащего извещения иностранного лица. 17
Параграф 8. Возмещение расходов на вручение судебных документов. 18
Глава 4. Организация извещения через механизм, предусмотренный договорами между государствами – участниками СНГ (Киевское соглашение и Минская Конвенция). 22
Глава 5. Организация извещения через механизм, предусмотренный двусторонними международными договорами между государствами. 23
Глава 6. Организация извещения в случае отсутствия заключенного международного договора. 24
Глава 7. Процессуальные сроки. 25
Выводы. 28
Часть II. Практические рекомендации по организации извещения иностранных лиц в отдельных странах. 29
Глава 1. Порядок извещения иностранных лиц, участвующих в процессе, при проживании (нахождении) на территории Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии 29
Глава 2. Порядок извещения иностранных лиц, участвующих в деле, при проживании (нахождении) на территории Монголии. 33
Глава 3. Порядок извещения иностранных лиц, участвующих в деле, при проживании (нахождении) на территории Канады. 35
Глава 4. Порядок извещения иностранных лиц, участвующих в деле, при проживании (нахождении) на территории Китайской Народной Республики. 41
Глава 5. Порядок извещения иностранных лиц, участвующих в деле, при проживании (нахождении) на территории Республики Кипр. 47
Глава 6. Порядок извещения иностранных лиц, участвующих в деле, при проживании (нахождении) на территории Соединенных штатов Америки. 50
Приложение № 1. Образцы документов, направляемых по Гаагской конвенции 1965 года. 54
Приложение № 2. Образец поручения и подтверждения о вручении, направляемых по Киевскому соглашению 1992 года. 57
Приложение №3. Перечень международных договоров об оказании правовой помощи по странам. 59
Приложение №4. Заявления стран-участниц Гаагской конвенции 1965 года о языках составления, перевода вручаемых за границей документов 73
Приложение № 5. Адреса Центральных органов стран-участниц Гаагской конвенции 1965 года, компетентных принимать запросы о вручении за границей документов. 75
Приложение №6. Полезные ссылки. 81
Введение.
Мы все живём в незамкнутом мире – системе, в которой все элементы взаимодействуют. В условиях объективной необходимости поддержания и развития экономических, правовых и иных связей между государствами и их субъектами и эффективного регулирования возникающих при этом отношений неотъемлемой частью мирового сообщества стал принцип взаимодействия и сотрудничества государств.
Глобализация экономических связей в современном мире ведет к увеличению гражданско-правовых отношений с иностранными лицами, а в случае возникновения спора – к увеличению дел, рассматриваемых в арбитражных судах России с их участием.
Извещение стороны о судебном процессе и совершаемых судом процессуальных действиях является одним из основных элементов права на судебную защиту – основополагающего принципа судопроизводства, гарантированного Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Понятие международной правовой помощи тесно связано с таким явлением как сотрудничество или «общение» государств между собой, хотя только этим не ограничивается.
В силу особого порядка признания судебных решений одного государства на территории другого отношения по поводу судебного извещения иностранных лиц регулируются помимо национального законодательства нормами международного права.
Иностранные лица в арбитражном процессе пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами (часть 1 статьи 254 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Несоблюдение (ненадлежащее соблюдение) процедуры вручения документов по поручению арбитражного суда может быть причиной отмены судебного акта арбитражного суда. Поэтому четкое соблюдение процедуры извещения иностранных лиц очень важно.
Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность и необходимость анализа правил судопроизводства, во-первых, с точки зрения правового регулирования рассмотрения дел с иностранным элементом с позиций национального законодательства и, во-вторых, практики применения норм международного права.
Данный вопрос имеет не только аналитическое, но и существенное практическое значение, поскольку от избранного способа извещения ответчика о времени и месте судебного заседания зависят скорость судебного производства, эффективность судебной защиты, а также результативность исполнения решения суда.
Целью разработки данных рекомендаций явилось разъяснение процедуры (алгоритма) организации надлежащего извещения арбитражным судом участвующих в деле иностранных лиц о совершаемых процессуальных действиях.
Учитывая приграничное расположение Республики Бурятия, а также соседство и наличие множественных экономических связей с Монголией, Китайской Народной Республикой, наличие в республике создаваемых иностранными лицами предприятий, связь отдельных из них с так называемыми «оффшорами», задачами настоящих методических рекомендаций являются:
- сбор необходимой справочной информации по поводу организации надлежащего извещения арбитражным судом участвующих в деле иностранных лиц;
- анализ отдельных вопросов правоприменительной практики по данному поводу;
- анализ практики Арбитражного суда Республики Бурятия в отношении международного извещения лиц, находящихся или проживающих в Монголии, Китайской Народной Республике, Республике Кипр, Британских Виргинских островах, США, Канаде;
- пошаговое разъяснение порядка совершения судом действий по извещению иностранных лиц, находящихся или проживающих на территории указанных государств.
Исходя из обозначенных цели и задач настоящие рекомендации состоят из двух основных частей:
I. Основные правила организации судебного извещения иностранных лиц, участвующих в арбитражном процессе.
II. Особенности судебного извещения иностранных лиц, находящихся и (или) проживающих на территории Китайской Народной Республики, Монголии, Республики Кипр, Великобритании, США, Канады (по странам).
В качестве методического пособия к настоящим рекомендациям подготовлены и составлены таблицы-приложения с указанием перечня заключенных Российской Федерацией международных договоров, оговорок других стран относительно применения Гаагской конвенции 1965 года и т.д.
При подготовке настоящих рекомендаций использованы разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, аналитические материалы, размещенные на сайтах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области, данные с сайта Гаагской конференции, методические рекомендации Арбитражного суда Красноярского края, размещенная в системе КонсультантПлюс судебная практика других арбитражных судов, практика Арбитражного суда Республики Бурятия.
|