Скачать 1.1 Mb.
|
Высылаю Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (г.Москва, №11414 ГОЧС, 1999 г.) для дальнейшей рассылки в органы управления по делам ГО ЧС субъектов Российской Федерации Приволжско-Уральского региона. Приложение Методические рекомендации..., на 19 листах, только адресату. Заместитель руководителя Департамента федеральной поддержки территорий Н.Г .Дяблов МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ Всероссийский научно-исследовательский институт По проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МОСКВА ВНИИ ГОЧС 1999 Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (далее – «Методические рекомендации….») содержат основные положения по подготовке территорий и рекомендации по действиям органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), уполномоченных на решениё задач по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных за конов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), касающихся вопросов защиты на селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Методические рекомендации предназначены для использования органами управления региональных, территориальных, местных и объектовых подсистем РСЧС, уполномоченных на решение задач жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях, а также могут быть использованы в качестве методического пособия для учебно-методических центров и учебных заведений. В Методических рекомендациях учтены замечания и предложения министерств, государств комитетов Российской Федерации, региональных центров и органов управления по делам ГО и ЧС. Методические рекомендации разработаны под редакцией Дзыбова М.М. В подготовке Методических рекомендаций приняли участие: к.т.н. Пучков ВА., Павлов КН., Стельмашенко В.Г., кт.н. с.и.с. Лебедев А.И., к.т.н с.и.с. Аксенов Е.Ф. к.т. н. с.м.с Мытенков В.М., к.т.н. с.и.с. Зорин Г.Ф., к.т.н. доцент Пчелкин ВИ., Царева ЕП. ®ВНИИ ГОЧС, 1999 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………5 1.1. Основные понятия, термины и определения…………………………………………....5 1.2. Основные принципы организации первоочередного жизнеобеспечения населения…………………………………………………………………8 1.3. Общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения …………………………………………………….………….10 1.4. Общие вопросы организации первоочередного жизнеобеспечения населения…………………………………………………………..…..11 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВО ОЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ …....…...13 2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и систему жизнеобеспечения ……………………………………….………13 2.2. Влияние фактора времени на потери населения в чрезвычайных ситуациях ……15 3.ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДIIОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ……… 18 3.1. Исходные данные для организации первоочередного жизнеобеспечения населения ……………………………………………………….……….18 3.2. Оценка возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению аселения…………………………………………………………………22 3.3. Оценка подготовленности территории к решению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения……………………………….………..23 3.4. Выбор и планирование мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения ………………………………………………………..………25 4. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ……………..…………..29 4.1. Действия органов управления при переводе сил в режим повышенной готовности ………………………………………………………………29 4.2. Организация первоочередного жизнеобеспечения на селения в режиме чрезвычайной ситуации…………………………………………………………….31 4.3. Действия органов управления и сил по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при землетрясениях ………………………………….………33 4.4. Действия органов управления в сил по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при авариях на радиационно и химически опасных объектах ……………………………………………………………….36 4.5. Действия органов управления и сил по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при наводнениях ..…………………………………..………..36 ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС ……………………………………………………………..37 2. Формы и показатели документов для оценки подготовленности субъектов Российской Федерации к первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях…………………………………………………………………….50 3. Перечень мероприятий по организации жизнеобеспечения населения в случае землетрясения ……………………………………………………………58 4.Перечень основных законодательных и нормативных актов, определяющих требова- ния к первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях……. . 71 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основные понятия, термины и определения 1.1.1. Чрезвычайная ситуация (ЧС состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству я окружающей природной среде. П р и м е ч а н и е. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (трансграничные, федеральные, глобальные, региональные, местные и локальные). 1. 1 .2. Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация. 1.1.3. 3она бедствия: часть зоны чрезвычайной ситуации требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации. 1.1.4. Пострадавшее население: часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб. 1 . 1 .5. Жизнеобеспечение населения (ЖОН): создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для его жизнедеятельности в обществе. 1.1 .6. Виды жизнеобеспечения населения (виды ЖОН): сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам услуги и соответствующие материально-технические средства для удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностей населения. 1.1.7. Система жизнеобеспечения населения (система ЖОН): сочетание органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающее и поддерживающее условия для жизнедеятельности населения. Система жизнеобеспечения состоит из подсистем, реализующих для населения соответствующие его виды. 1 . 1 .8. Жизнеобеспечёние населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС): совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке. 1 1.9. Вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации (вид ЖОН в зоне ЧС): деятельность по удовлетворению какой либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации. П р и м е ч а н и е. К видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное и информационное обеспечение. 1.1.10. Система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (‘система ЖО ЧС): структурное звено функциональной под- системы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящие из органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. 1.1.11.Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях: набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях. 1.1.12. Первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрез вы чайной ситуации (‚первоочередное ЖОН в зоне ЧС: своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации. 1.1.13. Управление жизнеобеспечением населения в чрезвычайных ситуациях (управление ЖОН ЧС): осуществление исполнительной властью в органами местного самоуправления всех уровнёй, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заблаговременной подготовки системы и подсистем ЖОН ЧС к функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также оперативное управление процессом ЖОН ЧС непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника чрезвычайной ситуации. 1.1.14. Подготовка системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (подготовка системы ЖОН ЧС): планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы ЖОН ЧС. 1 .1. 15. Оперативное управление процессом жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (оперативное управление процессом ЖОН ЧС): решение органами управления системы ЖОН ЧС практических задач по жизнеобеспечению населения, возникающих в период ликвидации чрезвычайной ситуации. 1. 1 16. Подсистема жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (подсистема ЖОН- ЧС): часть системы жизнеобеспечения на селения в чрезвычайных ситуациях, реализующая один из его видов. 1.1.17. Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (орган управления системы ЖОН ЧС организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации. 1.1. 18. Силы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (силы ЖОН- ЧС): подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации. 1.1 .19. Служба обеспечения населения в чрезвычайной ситуации (служба ЖОН- ЧС): функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. 1. 1 20. Система обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (средства ЖОН): коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. 1 .1.21. Мобильный комплекс первоочередного жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций (мобильный комплекс ЖОН ЧС): совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов) приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта, предназначенных для снабжения пострадавшего населения первоочередными жизненно важными материальными средства ми и (или) коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, а также медицинским обеспечением. 1.1.22. Резерв материальных ресурсов для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (резерв ресурсов ЖОН ЧС): запасы материальных средств, заблаговременно накапливаемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации 1.1.23. Устойчивость системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (устойчивость системы ЖОН ЧС): способность системы ЖОН ЧС стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях. 1.1.24. Показатель устойчивости системы жизнеобеспечения на селения в чрезвычайных ситуациях (показатель устойчивости системы ЖОН ЧС): отношение возможностей системы ЖОН ЧС по выполнению стоящих перед ней задач после воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации к ее возможностям до возникновения чрезвычайных ситуаций. 1.1.25. Подготовленность системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (подготовленность системы ЖОН ЧС): состояние готовности системы ЖОЫ ЧС к действиям в условиях прогнозируемых чрезвычайных ситуаций. 1.1.26. Показатель подготовленности системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (показатель подготовленности системы ЖОН ЧС): отношение возможностей системы ЖОН ЧС к первоочередным потребностям населения при возникновении поражающих факторов и воздействии вероятных для данного региона источников чрезвычайной ситуации. 1.1 .27. Принципы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (принципы ЖОII ЧС): основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. 1 . 1 .28. Требования к первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях (требования ЖОН ЧС): совокупность основных условий практической направленности, из которых следует исходить при выборе, планировании и проведении мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. 1.2. Основные принципы организации первоочередного жизнеобеспечения населения 1.2.1. Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности. 1.2.2. Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация. |
Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения... Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи территориальным органам мчс россии, федеральным органам... |
Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения... Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи территориальным органам мчс россии, федеральным органам... |
||
Методические рекомендации создание пунктов временного размещения... Принципы создания пвр и организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях |
Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения... Надежно защитить от радиоактивного, химического и других видов заражения (загрязнения) системы водоснабжения и автономные водозаборы... |
||
Методические рекомендации по антитеррористической защищенности объектов... Методические рекомендации предназначены для использования в практической деятельности руководителями объектов жизнеобеспечения при... |
Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению... Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного... |
||
Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... |
Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... |
||
Методические рекомендации по организации мероприятий гражданской... Методические рекомендации предназначены для обеспечения организационной и нормативной правовой поддержки руководящих работников и... |
Методические рекомендации по оценке риска здоровью населения от воздействия... Методические рекомендации предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей... |
||
Методические рекомендации по организации курсового обучения работающего... Методические рекомендации по организации курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных... |
Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный... Социальная роль деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите населения от чрезвычайных... |
||
Методические рекомендации по созданию, организации работы, оборудованию... Варианты создания укп (в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемой территории и количества проживающего в нем... |
Методические рекомендации проведение мероприятий по световой маскировке... СНиП 01. 53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства» и определяют порядок, способы, средства и... |
||
Методические рекомендации по курсовому обучению работающего населения... Методические рекомендации предназначены для организации курсового обучения персонала (далее работающего населения) предприятий, учреждений... |
Инженерное обеспечение эвакуации населения цели и задачи инженерного... Инженерно-техническое обеспечение эвакуации и жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации |
Поиск |