Содержание
1. Введение 4
2. Цель и задачи дисциплины 4
3. Требования к уровню освоения содержания курса 4
4. Объем дисциплины, виды учебной работы 4
5. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля 6
5.1. Содержание дисциплины 6
5.2. Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля 8
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса 9
7. Материально-техническое обеспечение курса 10
8. Методические рекомендации преподавателям 10
9. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 12
10. Перечень основной и дополнительной учебной литературы 14
1. Введение
Рабочая программа учебной дисциплины «Музыкальная информатика» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО углубленной подготовки 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады в части получения соответствующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ПК 1.4. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
Учебная дисциплина «Музыкальная информатика» в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к Профессиональному циклу.
2. Цель и задачи дисциплины
Целью курса является:
обеспечение студенту базовой подготовки в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, которая будет гарантировать необходимый уровень его информационной культуры и позволит будущему специалисту грамотно и комфортно организовывать свою жизнедеятельность, в том числе и профессиональную.
Задачами курса являются:
Овладение студентами персональным компьютером и периферийными устройствами на пользовательском уровне, овладение навыками работы с наиболее часто используемыми в профессиональной сфере текстовыми, звуковыми и иными профессиональными программами.
Овладение доступом к информации без ограничения по объему и скорости, а также обращение к любому, сколь угодно удаленному, источнику информации, что позволяет разнообразить виды профессиональной, творческой и учебной деятельности, совершенствовать существующие и разрабатывать новые подходы к решению профессиональных проблем.
3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
- делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;
- использовать программы цифровой обработки звука;
- ориентироваться в частой смене компьютерных программ.
знать:
- способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- часто используемые компьютерные программы для записи нотного текста;
- основы MIDI-технологий.
4. Объем дисциплины, виды учебной работы
Обязательная учебная нагрузка студента – 40 часов, время изучения – 4 семестр. Форма итогового контроля – зачет.
Тематический план
Специальность – 53.02.02 (070214) «Музыкальное искусство эстрады»
Форма обучения – очная
Наименование
разделов и тем
|
Макс.
нагр.
студ. ч
|
Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения
всего групп, уроки
|
Самост.
раб.
студ.
|
IV семестр
|
|
|
|
Раздел 1. Введение
|
2
|
2
|
|
Основные блоки ПК. Структура хранения информации: файлы и папки на дисках.
|
2
|
2
|
|
Раздел 2. Введение в Windows
|
8
|
8
|
|
Общие сведения
|
2
|
2
|
|
Навигация в Windows:
|
2
|
2
|
|
Стандартные приложения Windows. Универсальные функции Windows.
|
4
|
4
|
|
Раздел 3. Редактор Word
|
16
|
10
|
6
|
Общие сведения
|
2
|
2
|
|
Работа с текстом: набор, редактирование и форматирование текстов различной тематики: деловая бумага, декоративный документ, газетный стиль
|
8
|
4
|
4
|
Работа с таблицами
|
2
|
2
|
|
Форматирование большого документа
|
4
|
2
|
2
|
Раздел 4: Нотный редактор Sibelius
|
16
|
10
|
6
|
Общие сведения
|
2
|
2
|
|
Способы ввода и правки нотного текста
|
6
|
4
|
2
|
Работа с объектами
|
4
|
2
|
2
|
Стили аранжировки
|
4
|
2
|
2
|
Раздел 5: Программа создания фонограмм и обработки звука Adobe Audition
|
18
|
10
|
8
|
Общие сведения
|
2
|
2
|
|
Режим Форма волны
|
2
|
2
|
|
Методика коррекции звука
|
6
|
2
|
4
|
Режим Мультитрек
|
2
|
2
|
|
Микширование и эффекты реального времени
|
6
|
2
|
4
|
ИТОГО:
|
60
|
40
|
20
|
Распределение учебной нагрузки по семестрам
Специальность –53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады»
Форма обучения – очная
Вид учебной работы
|
Всего
|
Номер семестра
|
IV
|
Аудиторные занятия (теоретические занятия)
|
40
|
40
|
Самостоятельная работа
|
20
|
20
|
Всего
|
60
|
60
|
Вид итогового контроля
|
|
Зачет
|
5. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
5.1. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение
Студент должен знать: назначение основных блоков ПК; определения файлов, папок, дисков и их правил адресации; структуру хранения информации на носителях.
Студент должен уметь: определять место хранения информации, читать и записывать адрес файла/папки.
Основные блоки ПК
История создания ПК. Основные блоки ПК. Краткая характеристика.
Файлы и папки на дисках
Понятия: файл, папка, имя файла. Дерево папок. Путь к файлу, варианты записи. Носители информации, правила именования. Работа с группой файлов. Правила записи масок (шаблонов).
Контрольная работа №1. Файлы и папки на диске
Раздел 2. Введение в Windows
Студент должен знать: виды и структура окон; правила навигации и универсальные функции Windows.
Студент должен уметь: пользоваться универсальными функциями и стандартными программами Windows; пользоваться справочной системой.
Общие сведения
Понятие программы, приложения, документа. Виды программного обеспечения. Структура экрана Windows.
Навигация по Windows
Виды окон и меню. Работа с папками, ярлыками, Проводником, справочной системой.
Создание, сохранение и открытие документа в приложении
Стандартные функции программ, работающих в среде Windows. Универсальные функции приложений, работающих в среде Windows: команды работы с документами, с Буфером Обмена.
Контрольная работа №2. Навигация в Windows.
Раздел 3. Редактор Word
Студент должен знать: назначение и возможности редактора Word
Студент должен уметь: создавать текстовые документы различного назначения и сложности; использовать графические возможности редактора; создавать таблицы; форматировать документы большого размера.
Общие сведения
Структура экрана. Примерный порядок создания текстового документа. Общие правила работы при наборе и редактировании текста. Использование панелей инструментов и команд меню.
Работа с текстом
Приемы форматирования текстов различного вида. Использование колонок и связанных надписей. Использование графических возможностей редактора.
Работа с таблицами
Способы создания таблиц: команды, инструменты. Использование таблиц для создания макета документа: журнальной статьи, рекламного буклета и т.д.
Контрольная работа №3. Создание комплекта документов в редакторе Word для одного мероприятия: афиша, приглашение, программа.
Форматирование большого документа в Word
Нумерация страниц. Создание списков. Сноски: виды, формат и создание.
Стили форматирования как совокупность параметров текста, их изменение и создание.
Оглавление: стили заголовков, создание и обновление.
Средства быстрой навигации по документу.
Контрольная работа №4. Создание текстового документа – реферата с описанием выбранного мероприятия. Обязательное применение способов форматирования большого документа.
Раздел 4: Нотный редактор Sibelius
Студент должен знать: способы создания нового документа; способы ввода нотного текста.
Студент должен уметь: вводить нотный текст различными способами; редактировать; выделять партии инструментов.
Общие сведения
Структура окна. Методы навигации. Создание нового документа.
Способы ввода и правки нотного текста
Ввод нотного текста мышью. Алфавитный набор. Приемы выделения и редактирования введенного нотного текста.
Работа с объектами
Способы ввода вокального текста. Способы редактирования вокального текста. Ввод экспрессий, аккордов. Изменение типа ключей, инструментов, тональности, размера. Добавление линий, вспомогательных символов.
Стили аранжировки
Аранжировка и транспонирование. Добавление интервалов, добавление нот.
Контрольная работа №5. Создание партитуры музыкального произведения.
В данной работе требуется создать партитуру выбранного музыкального произведения.
Раздел 5: Программа создания фонограмм и обработки звука Adobe Audition
Студент должен знать: принципы компьютерной обработки звука, звуковые стандарты.
Студент должен уметь: настраивать параметры программы, создавать, редактировать и конвертировать аудиофайл, обрабатывать аудиофайл фильтрами и эффектами, монтировать клипы и создавать аудиодиски.
Общие сведения
Режимы работы. Рабочее пространство программы и особенности среды. Принципы редактирования
Режим Форма волны
Выделение областей, масштабирование звуковой волны. Копирование, вырезание, вставка, удаление звука. Изменение амплитуды. Работа с маркерами.
Методика коррекции звука
Инструменты выделения. Работа с эффектами: панель Набор эффектов, управление настройками. Амплитудная коррекция, борьба с помехами и шумами, коррекция с помощью фильтров, динамическая обработка звука, управление временными параметрами и высотой тона. Применение спецэффектов.
Контрольная работа №6. Коррекция звукового файла.
Режим Мультитрек
Работа с сессиями. Маршрутизация звука. Шины, посылы, мастер-трек. Работа с треками. Работа с клипами.
Микширование и эффекты реального времени
Область управления треком. Микшер. Настройка эффектов реального времени. Фэйды и кроссфэйды многодорожечных клипов. Огибающие автоматизации клипа и трека, контрольные точки.
Контрольная работа №7. Монтаж и редактирование аудиофайла.
5.2. Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
Контроль знаний, умений и навыков студентов по предмету «Музыкальная информатика» помогает оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения знаниями, умениями и навыками и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения данного предмета проверочную, обучающую и развивающую функции. Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результате обучения.
Контроль охватывает весь объем содержания учебной дисциплины: 40 часов.
Данной программой контроля проверяются следующие знания:
теоретические представления о компьютерных средствах и методах общеобязательного применения, используемых в современных информационных технологиях;
новейшие стандарты представления данных и знаний.
Данной программой контроля проверяются умения:
применять персональные компьютеры в повседневном решении профессиональных задач.
Данная программа контроля помогает проследить реализацию требований к уровню общей образованности выпускника:
умение анализировать и проектировать свою деятельность;
способность самостоятельно и эффективно решать проблемы поиска и создания информации;
способность самостоятельно приобретать новые знания.
Данная программа контроля предполагает использование периодического вида контроля.
Периодический контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по разделам, темам дисциплины. Он осуществляется методом контрольных практических заданий.
Часть контрольных заданий выполняется студентами самостоятельно в виде проекта оформления выбранного мероприятия. В редакторе Word создается пакет документов: афиша, приглашение, программа и реферат-описание мероприятия.
Содержание контрольных заданий
Курс
|
Се-ме-стр
|
Формы контроля (контрольная работа, зачёт, экзамен)
|
Содержание текущего, промежуточного или итогового контроля
|
Обоснование степени
сложности
|
II
|
III
|
Контрольная работа №1
|
Правила именования и адресации файлов и папок. Нахождение файлов и папок по заданному адресу.
|
Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требования ми программы
|
II
|
III
|
Контрольная работа №2
|
Использование универсальных функций и стандартных приложений ОС Windows.
|
II
|
III
|
Контрольная работа №3
|
Создание комплекта документов в редакторе Word для одного мероприятия: афиша, приглашение, программа.
|
II
|
III
|
Контрольная работа №4
|
Создание текстового документа – реферата с описанием выбранного мероприятия. Обязательное применение способов форматирования большого документа: ссылок, сносок, списков, оглавления
|
II
|
IV
|
Контрольная работа №5
|
Создание многоголосой партитуры
|
II
|
IV
|
Контрольная работа №6
|
Коррекция звукового файла
|
II
|
IV
|
Контрольная работа №7
|
Монтаж и редактирование аудиофайла
|
Критерии оценки контрольных практических работ
Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке.
Оценка знаний и умений студентов отвечает следующим требованиям:
объективности (действительный уровень усвоения учебного материала);
индивидуального характера (уровень знаний конкретного студента);
гласности (должна быть оглашена);
обоснованности (должна быть мотивированной и убеждающей).
Критерии оценок знаний и умений студентов:
«5» - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, за умение связывать теорию с практикой, умение находить различные возможности для решения практических задач.
«4» - если студент освоил учебный материал, хорошо в нем ориентируется, осознанно применяет знания для решения практических задач, но при выполнении заданий имеются отдельные неточности.
«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но слабо ориентируется в применении знаний для решения практических задач.
«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не ориентируется в данном материале, не может применять знания для решения практических задач.
Таким образом, совокупность видов, форм, методов контроля позволяют получить достаточно точную и объективную картину овладения студентами знаний, умений и навыков по данному предмету.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Карта учебно-методического обеспечения дисциплины «Музыкальная информатика»
Форма обучения – очная, всего часов – 60 , из них уроки – 40 ч
Специальность – 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады»
Таблица №1. Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Библиографическое
описание издания
|
Вид занятия, в котором используется
|
Число обеспечива-емых часов
|
Количество экземпляров
|
Учебный кабинет
|
Библиотека колледжа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Adobe Audition 2.0. Профессиональная обработка звука: официальный учебный курс: [пер.с англ.]. – М.: ТРИУМФ, 2006
|
Практика
Самост.работа
|
18
|
|
|
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых Знаний, 2009.
|
Практика
Самост.работа
|
24
|
1
|
|
Леонтьев В.П. Windows 7 и Office 2010. Универсальный справочник. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010
|
Практика
Самост.работа
|
22
|
1
|
|
Партика Д. Adobe Audition 1.5 для Windows / Пер. с англ. Д.С. Ремизова. – М.: НТ Пресс, 2006
|
Практика
Самост.работа
|
18
|
1
|
|
Степаненко О.С. Adobe Audition 3.0: создание фонограмм и обработка звука. – М., 2010
|
Практика
Самост.работа
|
18
|
1
|
|
Учебник по программе Sibeiius 4. – Батуми, 2012
|
Практика
Самост.работа
|
16
|
1
|
|
Шафрин Ю. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий. – М., 2009.
|
Практика
Самост.работа
|
10
|
1
|
|
Шафрин Ю. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. – М., 2009.
|
Практика
Самост.работа
|
14
|
1
|
|
Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими материалами (разработками)
Библиографическое описание издания
|
Вид занятия, в котором используется
|
Число обеспечиваемых часов
|
Кол-во экземпляров
|
Учебный кабинет
|
Библиотека колледжа
|
Валединский В.Д. Информатика. Словарь компьютерных терминов. – М., 2009
|
Самостоятельная работа
|
20
|
1
|
|
Леонтьев В.П. Осваиваем Word. – М., 2010.
|
Самостоятельная работа
|
4
|
3
|
|
Петелин Р.Ю. Домашняя звукозапись для начинающих. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011
|
Самостоятельная работа
|
8
|
1
|
|
7. Материально-техническое обеспечение курса
Обеспечение дисциплины средствами обучения
Наименование и описание средств обучения
|
Вид занятия,
в котором используется
|
Число обеспечиваемых часов
|
Кол-во экземпляров
|
1. Персональный компьютер
|
Практика
|
60
|
5
|
2. Принтер
|
Практика
|
60
|
2
|
3. Сканер
|
Практика
|
60
|
1
|
4. Программное обеспечение:
- операционная система Windows 7
- текстовый редактор «Word»
- нотный редактор «Sibelius»
- программа обработки звука Adobe Audition
|
Практика
|
60
|
5
|
Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерного класса.
8. Методические рекомендации преподавателям
Основной упор в дисциплине «Музыкальная информатика» делается на практические занятия.
В программе используются три типа практических заданий:
- включающие пошаговые инструкции к выполнению. В них проверяется умение пользоваться конкретными возможностями программного обеспечения.
- предполагающие выполнение по предлагаемому образцу. Здесь проверяется умение находить и применять различные возможности программного обеспечения.
- задается тема и общие параметры конечного результата, а способы и методы выполнения студент должен найти самостоятельно.
По мере изучения материала задания приобретают более общий вид. Это дает возможность студентам самостоятельно анализировать и проектировать свою деятельность, решать проблемы поиска и создания информации на основе полученных знаний, умений и навыков.
9. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов - это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. Самостоятельная работа студента предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и творческое усвоение.
Целью разрабатываемой системы самостоятельных работ является развитие познавательной самостоятельности студентов; систематизации, закрепления и углубления теоретических знаний, формирование умений использовать различные источники информации, самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, развития исследовательских умений.
Основным видом самостоятельной работы является практика.
В результате выполнения самостоятельной работы по данному курсу студент должен:
знать:
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
структуру хранения информации на носителях;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- партитуры музыкальных произведений;
- аудиоклипы.
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание самостоятельной работы
Темы
|
Задания
|
Содержание заданий
|
Часы
|
1. Работа с текстом
|
1. Создание текстовых документов различного типа
|
1. Создать комплект документов для одного мероприятия: пригласительный билет, афишу, программу
|
4
|
2. Форматирование большого документа
|
1. Создание текстовых документов большого размера с использованием различных стилей
|
1. Создать текстовый документ – реферат с описанием выбранного мероприятия, оформленный с использованием различных стилей: списки, сноски, заголовки
|
2
|
3. Способы ввода и правки нотного текста
|
1. Создать нотный текст
|
1. Создать и отредактировать многоголосую партитуру
|
2
|
4. Работа с объектами
|
1Создать нотный текст
|
1. Создать нотный текст с различными объектами
|
2
|
5. Стили аранжировки
|
1. Провести аранжировку с использованием различных стилей
|
1. Сделать аранжировку партитуры
|
2
|
6. Методика коррекции звука
|
1. Коррекция аудиофайла
|
1. Сделать корректировку аудиофайла с шумами и помехами
|
4
|
7. Микширование и эффекты реального времени
|
1. Обработка аудиофайла
|
1. Обработать многодорожечный файл
|
4
|
Всего:
|
|
|
20
|
Выполненные задания представляются студентами в электронном виде на любом носителе.
10. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
Основная литература
Adobe Audition 2.0. Профессиональная обработка звука: официальный учебный курс: [пер.с англ.]. – М.: ТРИУМФ, 2006
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых Знаний, 2009.
Леонтьев В.П. Windows 7 и Office 2010. Универсальный справочник. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010
Партика Д. Adobe Audition 1.5 для Windows / Пер. с англ. Д.С. Ремизова. – М.: НТ Пресс, 2006
Степаненко О.С. Adobe Audition 3.0: создание фонограмм и обработка звука. – М., 2010
Учебник по программе Sibeiius. – Батуми, 2012
Шафрин Ю. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий. – М., 2009.
Шафрин Ю. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. – М., 2009.
Дополнительная литература
Валединский В.Д. Информатика. Словарь компьютерных терминов. – М., 2009
Леонтьев В.П. Осваиваем Word. – М., 2010.
Петелин Р.Ю. Домашняя звукозапись для начинающих. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011
|