Скачать 0.52 Mb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Урюпинский агропромышленный техникум» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к профессиональному модулю 01: « Методические рекомендации по проведению занятий по вождению колёсного трактора.» Разработал : Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения ПРЕДИСЛОВИЕ Дальнейшее увеличение среднегодового объема производства сельскохозяйственной продукции и обеспечение более полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в продуктах питания и промышленности в сырье осуществляется за счет роста производительности труда.В этих целях запланировано оснащение хозяйств тракторами повышенной мощности, высокопроизводительными комбайнами, широкозахватными и многорядными машинами.Важный этап в развитии тракторостроения и возделывания сельскохозяйственных культур — переход на повышенные рабочие скорости движения тракторов и скоростные способы обработки почвы, дальнейшая механизация и автоматизация всех сельскохозяйственных процессов.Виды работ, выполняемые трактористом, становятся разнообразнее. Это обязывает педагогические коллективы совершенствовать методику обучения трактористов-машинистов, улучшать материально-техническую базу обучения, что позволит выпускникам умело использовать сельскохозяйственную технику, добиваться высоких показателей в работе. Индивидуальное вождение тракторов — начальное звено в производственном обучении будущих трактористов. Качество дальнейшего обучения, производительность труда в период работы, долговечность работы тракторов и другие показатели зависят от освоения студентами приемов пуска и упражнений по управлению тракторами.Это обязывает мастеров производственного обучения проводить занятия по индивидуальному обучению на высоком методическом уровне, технически грамотно, с учетом индивидуальных особенностей студентов.Совершенствование методики обучения, сочетание обучения с производительным трудом, обучение на современных тракторах — все это повышает уровень обучения вождению тракторов, улучшает трудовое воспитание студентов. 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ. Воспитывающий характер обучения. Учебный материал, излагаемый мастером, должен отражать задачи перспективного строительства в сельскохозяйственном производстве. Мастер на конкретных примерах, убедительных фактах показывает превосходство и достижения в области тракторостроения, сельскохозяйственного машиностроения.Надо следить, чтобы студенты соблюдали требования культуры производства, образцово ухаживали за тракторами, инструментами, и оборудованием, экономно использовали рабочее время, материалы и топливо.Обучать вождению трактора надо в производственных условиях, где студенты сами подготавливают трактор к работе, проводят техническое обслуживание.Мастер учит студентов беречь трактор, немедленно устранять неисправности. Он должен объяснить, почему нельзя работать на неисправной машине. Надо требовать, чтобы студенты плавно трогали трактор с места, без рывков, правильно тормозили и поворачивали.Мастер подчеркивает, что для повышения срока службы двигателя и экономного расходования топлива надо сокращать до минимума работу двигателя на холостом ходу, правильно выбирать режим его работы.Мастер следит за тем, чтобы при проведении технического обслуживания студенты неразливали масло, горючее, экономно использовали обтирочный материал. Систематичность, последовательность и доступность обучения. Систематичность обучения означает, что студенты овладевают строго определенным кругом знаний, умений и навыков в определенном порядке.При последовательном изучении все вновь изучаемое опирается на ранее пройденное, В этом случае студенты не только закрепляют пройденный материал, но п подготавливаются к усвоению последующего. Принцип систематичности и последовательности в обучении способствует постепенному переходу от легкого материала к более трудному, от простых упражнений к сложным.Степень сложности упражнений должна соответствовать подготовке и способностям студентов. Нельзя давать непосильные упражнения. Их надо усложнять постепенно, приучая самостоятельно преодолевать трудности, иногда под руководством мастера.Но упражнения не должны быть и слишком легкими, так как несложная работа снижает интерес, порождает поверхностное отношение к делу, не воспитывает настойчивости.При обучении вождению тракторов мастер постепенно осуществляет переход от простых элементов к сложным, от отдельных приемов к совместным согласованным действиям. Этот метод предусматривает последовательное увеличение нагрузки, обеспечивает развитие самостоятельности и инициативы. Индивидуальный подход к студентам. Мастер должен .хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности, и учитывать их в учебно-воспитательной работе. Для того чтобы учесть индивидуальные особенности каждого студента, мастер до начала занятий знакомится с их характеристиками, беседует с каждым студентом. Одинакового подхода ко всем студентам не существует. Одни подвижны, сообразительны, с быстрой реакцией, другие отличаются замедленной реакцией, менее способны. Одни обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, другие рассеянны, несобранны. Часть имеет хорошую зрительную память, другие — слуховую. Мастер наблюдает за поведением, поступками, характером, их отношением к занятиям, труду, заинтересованностью к избранной профессии. 2 Связь теории с практикой. Правильное сочетание теории с практикой — основное требование учебного процесса при подготовке трактористов. Студенты не только получаютзнания, но и применяют их на практике. На теоретических занятиях студенты получают в классе краткие сведения об общем устройстве трактора и принципе работы двигателя. В процессе обучения мастер опирается на ранееполученные знания обучаемых, их опыт. Студент должен не механически, а продуманно выполнять все действия. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ВОЖДЕНИЮ ТРАКТОРОВ В результате индивидуальных занятий по вождению тракторов и проведению технического обслуживания у студентов вырабатываются первоначальные умения и навыки. В процессе обучения мастер должен научить студентов выполнять определенные упражнения; помочь им выработать умения и первоначальные навыки по безопасному выполнению операций по подготовке трактора к работе и вождению; научить их бережно относиться к тракторам, экономно использовать топливо и смазочные материалы. Инструктаж студентов. При проведении индивидуальных занятий по обучению вождению тракторов мастер проводит групповой и индивидуальный инструктаж. Групповой инструктаж проводят перед началом занятий со всеми студентами группы. Во время этого инструктажа излагают основной теоретический материал по теме, поясняют цель задания и указывают литературу, которую необходимо прочитать. Индивидуальный инструктаж проводится непосредственно при выполнении задания с одним или двумя студентами. Инструктаж бывает предварительный (вводный), текущий (в процессе выполнения задания) и заключительный (разбор занятия). Вводный инструктаж проводится на месте выполнения задания. Во время вводного инструктажа объясняют и показывают приемы запуска, вождения, остановки трактора и проведения технического обслуживания. Вводный инструктаж — один из важнейших элементов занятия. В процессе вводного инструктажа мастер объясняет и демонстрирует все приемы выполнения задания. Текущий инструктаж проводится во время выполнения задания. В процессе текущего инструктажа мастердает краткие указания и делает замечания по выполнению упражнений. Заключительный инструктаж проводится в конце занятий. Мастер отмечает положительные действия студентов, указывает на недостатки, объявляет оценку и дает задание на следующий день. Выполнение упражнений. Каждое задание выполняют в два этапа. На первом этапе мастер объясняет и демонстрирует приемы выполнения задания. Затем он предлагает студенту повторить проделанные им действия. На втором этапе мастер практически закрепляет объяснение, прививает умение и первоначальный навык в выполнении задания. Студент сам выполняет упражнения, а мастер контролирует его действия, делает замечания. 3 При обучении, в целях предупреждения ошибок рекомендуется руководствоваться следующими указаниями: - четкость действий следует вырабатывать у студентов уже в начальный период формирования умений и навыков. Ошибка начального периода легко превращается в устойчивый навык, исправить который очень трудно; - каждую ошибку следует сразу же исправить, даже если для этого потребуется продолжительное время; - недостаточно устранить ошибку, надо объяснить, к каким опасным последствиям она может привести. Мастер при проведении вводного инструктажа указывает на типичные ошибки. Например, на занятиях по запуску и остановке пускового двигателя мастер, объяснив порядок остановки двигателя, отмечает, что бывают случаи, когда студент, не выключив муфту сцепления пускового двигателя и не уменьшив частоту вращения коленчатого вала, сразу выключает магнето пускового двигателя. Это может вызвать «разнос» пускового двигателя и преждевременный выход из работы магнето.Для того чтобы предупредить ошибки, мастер предлагает студенту перед выполнением упражнений рассказать, как можно предотвратить возможные ошибки в работе. Такой методический прием позволяет мастеру проверить знания студента и активизирует их деятельность.Стремление студентами не допускать ошибок будет безрезультатным, если они не осознают их. Мастер должен отмечать правильные действия студента, указывать на его ошибки (иногда используя наводящие вопросы). Мастер дает возможность студентам самостоятельно исправить ошибки. Студент может растеряться, и упражнение покажется ему невыполнимым. В этом случае мастер дополнительно демонстрирует операцию. Чтобы задания выполнялись успешно, мастер предостерегает от непродуманных действий, неряшливости. Если студент может контролировать свои действия и самостоятельно предотвращать ошибки, значит он сознательно осваивает упражнения. Режим занятий и учебная нагрузка. Индивидуальные занятия по вождению тракторов проводят параллельно с теоретическими занятиями, как правило, в одну смену. Студенты после теоретических занятий согласно графику приступают к вождению трактора на учебном полигоне. Если полигон расположен от учебного корпуса на расстоянии 200—250 м, то целесообразно проводить занятия с одним студентом в течение одного часа. Если же расстояние от корпуса теоретических занятий до учебного полигона больше 250 м, можно проводить занятия с двумя студентами в течение двух часов.Не рекомендуется заниматься с одним студентом более двух часов, чтобы не перегружать его и не отрывать на длительное время от теоретических занятий. Организация проведения занятий. Индивидуальные занятия по вождению тракторов проводят на учебном полигоне. К занятиям мастер заблаговременно готовит трактор и составляет необходимую документацию. Он определяет учебный маршрут (направление движения трактора, места остановок, подъездов, места преодоления препятствийи т. д.), составляет график очередности выполнения студентами заданий по вождению тракторов (в двух экземплярах), подписывает его у старшего мастера. В табл. 1 приведен график очередности выполнения студентами индивидуальных заданий по вождению колесных тракторов. 4 Таблица № 1 Утверждаю ст.мастер ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум» _____________________________ График чередования студентов группы № __________ при выполнении заданий по вождению колёсных тракторов
Мастер производственного обучения ________________ Дата составления _________________________________ В числителе указана дата выполнения задания, а в знаменателе — номер теоретического занятия, с которого снят студент На обратной стороне маршрутного листа помечают неисправности, замеченные во время работы (табл. 2) 5 Таблица № 2 Неисправности трактора, замеченные во время работы
Мастер производственного обучения _____________________________ |
Методическая разработка для преподавателей спо по специальным дисциплинам... Проект урока и методические рекомендации по теме «Посадка. Приемы управления трактором. Подготовка к выезду. Запуск двигателя. Трогание... |
Методическая разработка теоретического и практического занятия для... Методическая разработка предназначена для проведения теоретического и практического занятий «Клиническая фармакология антиангинальных... |
||
Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю Мдк 04. 01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий |
Методические рекомендации на выполнение практических занятий по профессиональному... Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями фгос. Для отработки практических умений, а также для формирования,... |
||
Методическая разработка открытого урока по защите производственной... Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение |
«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)»... ... |
||
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине... Методическая разработка предназначена для использования студентами специальности: 230105 «Программное обеспечение вычислительной... |
Методические указания для студентов по проведению практических работ... |
||
Методические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной... Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»... |
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по профессиональному... Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 19. 02.... |
||
Методические рекомендации для студентов при подготовке к занятиям По профессиональному модулю пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе |
Методическая разработка для проведения практического занятия по мдк.... Мдк. 03. 01. «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов» |
||
Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических... Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических... |
Методические указания по проведению лабораторно-практических работ... Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области «Колледж «Подмосковье» |
||
Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических... Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с программой курса по профессиональному модулю, разработана на основе... |
Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю пм. 01. Подготовительно-сварочные работы Методические рекомендации предназначены для педагогических работников, преподающих междисциплинарные курсы, ведущих учебную и производственную... |
Поиск |