ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ)
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО) ПО ОСВОЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
г. Гурьевск,
2013
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №31
ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ)
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО) ПО ОСВОЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
г. Гурьевск,
2013
РАССМОТРЕНЫ
ЦМК технического профиля
Протокол № 07
от «07» февраля 2013 г.
Руководитель ЦМК
__________ Н.И. Дорошенко
|
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
__________ Гулина И.Ю.
«08» февраля 2013г.
|
Рецензент:
Панин И.В.,главный инженер ОАО «Гурьевский металлургический завод»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
РЕКОМЕНДОВАНЫ
Методическим Советом ГОУ НПО ПУ №31
к изданию и использованию
в учебном процессе
«14» февраля 2013 г.
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО) ПО ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ГОУ НПО ПУ №31, г.Гурьевск, 2011.– 42 с.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогических работников, преподающих междисциплинарные курсы, ведущих учебную и производственную практику в рамках профессионального модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы. В данных методических рекомендациях раскрыто понятие экзамена (квалификационного), указаны условия допуска обучающихся ОУ НПО профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) к экзамену (квалификационному), порядок и условия проведения экзамена (квалификационного), состав экзаменационных материалов экзамена (квалификационного), структура экзаменационной комиссии. Методические рекомендации составлены в соответствии с «Положением по организации и проведению промежуточной аттестации обучающихся в ГОУ НПО ПУ №31».
Методические рекомендации составлены методистом ГОУ НПО ПУ №31
Анисимовой Т.В.
Содержание
|
Пояснительная записка………………………………………………..
|
5
|
1
|
Рекомендации по порядку подготовки к экзамену (квалификационному) …………………………………………………
|
7
|
2
|
Рекомендации по формированию состава экзаменационной комиссии для проведения экзамена (квалификационного) ….……..
|
9
|
3
|
Рекомендации по процедуре и условиям проведения экзамена (квалификационного)………………………………………………….
|
10
|
4
|
Рекомендации по составлению экзаменационных материалов экзамена (квалификационного)………………………………………
|
13
|
|
Приложение А Рекомендации обучающимся по подготовке к экзамену (квалификационному) ……………………………………..
|
15
|
|
Приложение Б Образец протокола итогов учебной практики …….
|
17
|
|
Приложение В Образец аттестационного листа …………………….
|
19
|
|
Приложение Г Образец протокола итогов производственной практики ………………………………………………………………..
|
20
|
|
Приложение Д Образец характеристики профессиональной деятельности обучающихся во время производственной практики..
|
21
|
|
Приложение Е Образец дневника производственной практики обучающихся ………………………………………………………….
|
22
|
|
Приложение Ж Образец таблицы перечня наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов, разрешенных к использованию на экзамене (квалификационном)..
|
23
|
|
Приложение И Образцы заданий для экзаменующихся……………
|
24
|
|
Приложение К Образец пакета экзаменатора……………………….
|
34
|
|
Приложение Л Образец оценочной ведомости по экзамену (квалификационному) …………………………………………………
|
40
|
|
Приложение М Образец экзаменационной ведомости …………….
|
42
|
Пояснительная записка
Введение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования связано с изменениями требований к результатам освоения, к которым относятся готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, освоение профессиональных компетенций, развитие общих компетенций в ходе профессионального обучения.
Цель разработки методических рекомендаций по подготовке и проведению экзамена (квалификационного) по освоению профессионального модуля:
систематизировать доступную информацию по организации подготовки и проведения экзамена (квалификационного);
определить единые требования к подготовке и проведению экзамена (квалификационного) по освоению профессионального модуля.
В соответствии с требованиями ФГОС контроль результатов обучения определяется как процесс сопоставления фактически достигнутых результатов обучения с запланированными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.
Оценка результатов обучения – процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся требованиям потребителей образовательных услуг. Цель оценки – установление соответствия освоенных (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенции обучающихся требованиям ФГОС. Для качественного и верного контроля и оценки необходимо четко разработать: виды, формы и процедуры контроля; объекты оценивания; а также определить критерии оценки, спланировать процедуру контроля (условия допуска), создать методическое обеспечение и др.
Профессиональный модуль состоит из трех взаимосвязанных частей – междисциплинарный курс (МДК), учебная практика и производственная практика.
Предметом оценки освоения МДК являются профессиональные компетенции, а также практический опыт, умения и знания. Предметом оценки по учебной и (или) производственной практике является приобретение умений и практического опыта. Субъектом оценочной деятельности освоения МДК и прохождения практики выступает образовательное учреждение.
Успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля – МДК, учебной и производственной практик, а также положительная характеристика и рекомендации работодателя является условием допуска к экзамену (квалификационному).
Экзамен (квалификационный) – это обязательная форма промежуточной аттестации обучающихся.
Экзамен (квалификационный) призван определить конечные результаты обучения, охватывающий всю систему приобретенного практического опыта, умений и знаний по профессиональному модулю.
Экзамен (квалификационный) проводится как процедура внешнего оценивания результатов освоения обучающимися профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) с участием представителей работодателя и выявляет готовность обучающегося к выполнению определенного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, указанных в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» ФГОС НПО. Итогом проверки является однозначное решение: «Вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».
1 Рекомендации по порядку подготовки к экзамену (квалификационному)
Виды и условия проведения экзамена (квалификационного) определяются образовательным учреждением.
Форма и процедура проведения экзамена (квалификационного) доводится до обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю проводится в день, освобожденный от других видов учебных занятий в счет времени, отведенного учебным планом на промежуточную аттестацию.
Экзамен (квалификационный) может проводиться как в период экзаменационной сессии, так и в конце установленного срока прохождения производственной практики.
Экзамен (квалификационный) проводится в специально подготовленных помещениях: учебных кабинетах, учебно-производственных мастерских, в условиях предприятий.
Время проведения экзамена устанавливается в зависимости от формы проведения экзамена (квалификационного).
Для подготовки к проведению экзамена (квалификационного) устанавливается следующий порядок:
Директором ГОУ НПО ПУ №31 издается приказ о сроках и месте проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю, о назначении ППР, ответственных за проведение экзамена (квалификационного), а также о назначении и составе экзаменационной и конфликтной комиссий.
Заместитель директора по УПР составляет график консультаций по профессиональному модулю, которые могут проводиться в период подготовки к экзамену (квалификационному) за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации. График утверждается директором ОУ.
Преподаватель профессионального модуля и мастер производственного обучения подготавливают пакет документов, являющихся основанием для проведения экзамена (квалификационного):
рабочая программа профессионального модуля;
программы учебной и производственной практики;
комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю;
методическое обеспечение (методические рекомендации обучающимся по подготовке и процедуре сдачи экзамена (квалификационного) (Приложение А);
журналы теоретического и производственного обучения учебной группы;
протокол итогов учебной практики (Приложение Б);
аттестационные листы с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время учебной практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией (Приложение В);
протокол итогов производственной практики (Приложение Г);
характеристики профессиональной деятельности обучающихся во время производственной практики (Приложение Д);
дневники производственной практики обучающихся (Приложение Е);
перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов, разрешенных к использованию на экзамене (квалификационном) (Приложение Ж);
раздаточный материал для проведения экзамена (квалификационного) (задания для экзаменующихся) (Приложение И);
пакет экзаменатора (Приложение К);
оценочные ведомости по экзамену (квалификационному) на каждого обучающегося (Приложение Л);
экзаменационная ведомость (Приложение М).
Цикловая методическая комиссия технического профиля рассматривает и утверждает представленный пакет документов для проведения экзамена (квалификационного).
Председатель и члены экзаменационной комиссии информируются о дате проведения экзамена (квалификационного) не позднее, чем за 7 дней до начала экзамена, обучающиеся – не позднее, чем за 14 дней.
Учебно-производственная мастерская подготавливается к проведению экзамена (квалификационного) не позднее, чем за 2 дня до проведения процедуры экзамена (проводится проверка оборудования, инструментов, приспособлений, размещаются наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документов, разрешенные к использованию на экзамене).
2 Рекомендации по формированию состава экзаменационной комиссии для проведения экзамена (квалификационного)
Экзаменационная комиссия организуется по каждому профессиональному модулю или единая для группы родственных профессиональных модулей.
Состав экзаменационной комиссии:
Председатель комиссии (организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований к обучающимся); для проведения экзамена (квалификационного) Председателем комиссии назначается представитель администрации ОУ;
члены экзаменационной комиссии в количестве не более 5 человек (ведущие преподаватели и мастера производственного обучения ОУ); также в состав комиссии обязательно включается представитель работодателя.
3 Рекомендации по процедуре и условиям проведения экзамена (квалификационного)
К экзамену (квалификационному) допускаются обучающиеся, освоившие все составные элементы программы профессионального модуля (МДК, учебная и производственная практика).
Экзамен проводится одновременно для всей учебной группы, по подгруппам, путем выполнения практических заданий. Количество вариантов экзаменационных заданий – 10. Задание предусматривает одновременную проверку освоения всех компетенций. На выполнение экзаменационного задания по ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы отводится 80 минут.
Экзамен (квалификационный) начинается в 900 и длится 6 часов.
В помещении во время сдачи экзамена (квалификационного) могут находиться Председатель и члены экзаменационной комиссии, подгруппа экзаменующихся (не более 10 человек одновременно). Присутствие на экзамене (квалификационном) посторонних лиц (включая инспектирующие органы) без разрешения Председателя экзаменационной комиссии не допускается.
Обучающийся входит и называет свою фамилию.
Преподаватель дает краткую характеристику данному учащемуся по степени освоения МДК модуля, затем руководитель учебной практики (мастер производственного обучения) дает характеристику по освоению программы практики.
Для проведения экзамена (квалификационного) с использованием экзаменационных материалов в виде вариантов практических заданий каждый экзаменующийся берет бланк экзаменационного задания и называет его номер экзаменационной комиссии для занесения в протокол. После этого знакомится с текстом задания, инструкцией к нему, лимитом времени, условиями выполнения задания и критериями оценки. Экзаменующийся приступает к выполнению задания; с этого момента начинается отсчет времени.
В ходе выполнения экзаменационного задания экзаменующийся должен продемонстрировать комиссии практический опыт:
выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
подготовки газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
проверки точности сборки;
выполнения сборки изделий под сварку;
осуществления рефлексии выполнения задания и коррекции подготовленных продуктов перед сдачей;
самостоятельности выполнения задания;
своевременности выполнения задания в соответствии с установленным лимитом времени);
поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Члены экзаменационной комиссии наблюдают за процессом выполнения задания и определяют уровень сформированности общих и профессиональных компетенций обучающегося.
По окончании выполнения задания экзаменующийся сдает подготовленный продукт экзаменационной комиссии на проверку и убирает рабочее место.
Экзаменационная комиссия проверяет подготовленный продукт согласно показателям оценки результата и выставляет по каждому показателю оценку «выполнил/не выполнил».
Члены экзаменационной комиссии заполняют оценочную ведомость по профессиональному модулю и дают заключение, сформированы или нет у обучающегося общие и профессиональные компетенции.
Экзаменационная комиссия принимает решение и дает однозначное заключение о том, что «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен»; заполняется экзаменационная ведомость, подписывается Председателем и членами экзаменационной комиссии.
При отрицательном заключении хотя бы по одному показателю оценки результата освоения профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен». При наличии противоречивых оценок по одному и тому же показателю при выполнении разных видов работ, решение принимается в пользу обучающегося.
Результат экзамена (квалификационного) доводится до сведения обучающегося сразу после принятия решения экзаменационной комиссией.
Объективность оценивания экзаменационной работы, разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении экзамена (квалификационного) и оценке его результатов обеспечивает Конфликтная комиссия. Решение Конфликтной комиссии сообщается обучающемуся (законному представителю) не позднее чем через два рабочих дня после подачи апелляции.
Обучающимся, не сдавшим экзамен (квалификационный) в установленные сроки, заместитель директора по УПР своим письменным распоряжением может установить индивидуальные сроки сдачи экзамена.
|