Скачать 3.07 Mb.
|
Г.Д.Крылова,' ММ«Соколова ■ Прйктик¥м по маркетингу Ситуационные задачи и тест-контропь Под редакцией академика А.И.Романова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия дм студентов экономических специальностей и направлений высшего образования Моекна "Банки и биржи" Издательское объединение "ЮНИТИ" 1995 ББК 65.050.9(2)2я73 К85 Целевая программа книгоиздания России для государственных нужд на 1995 год Ре ценаситы: кафедра Управления виешиежономичеекой деятельностью и международною маркетинга Государственной академии упражнения и доцент кафедры "Экономика и организация инвестиционного сотрудничества" ВЛВТ МВЭС' РФ Л. Г. Зайцев Учебник издай при содействии Вщжесийскот заочного фишшеово-'жошшичеекого института Главный редактор издательства #,Д Эриашвшш Крылова Г.Д., Соколова М.И. KL48 Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль: Учеб. пособие/Под ред. акад. А.Н.Романова, - М,: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-240 с. ISBN 5-85173-019-6. Практикум включает ситуационные задачи ("кейсы"), моделирующие маркетинговую деятельность различных фирм на внутреннем и внешнем рынках, а также вопросы дня тест-контроля, используемые для проверки знаний по маркетишу. Решая задачи, специалисты повышают свое аналитическое мастерство, так как обязаны давать качественные и количественные обоснования для принятия рекомендаций и решений. Для студентов вузов, слушателей школ бизнеса, системы послевузовского образования, работников служб маркетинга. „ 3403010000-015 57Н)5 ББК 65.050.9<2)2я73 ТЮ(03)-95 . ISBN 5-85173-019-6 © Г.Д.Крылова, М.И.Соколова, 1995 Слово к читателю В условиях становления рыночной эконо-лшки одной из важнейших концепций управления предприятиями является маркетинг, призванный формировать рациональные производственные программы, оперативно реагировать на складывающиеся ситуации на рынках сбыта продукции и, в конечном итоге, побеждать в условиях конкурентной борьбы. При этом маркетинг опирается на соответствующие приемы и методы, овладение которыми требует серьезных знаний и практических навыков, Именно поэтому в последние годы появилось много книг, как отечественных, так и зарубежных авторов, освещающих многообразные проблемы маркетинговой деятельности и ориентированных, прежде всего, на руководителей и специалистов предприятий. Учитывая важность подготовки экономических кадров новой формации в российских вузах, группа ученых подготовила фундаментальный учебник «Маркетинг» для студентов экономических специальностей, выпущенный издательством «Банки и биржи» издательского объединения ЮНИТИ. Однако путь к успешному овладению всеми тонкостями маркетинга должен пройти по тернистой тропе практического использования его приемов и методов, а для этого необходимы специальные практикумы, позволяющие научи- 3 ться выбирать и принимать самые оптимальные маркетинговые решения, увязанные с конкретными ситуациями, складывающимися на рынке. Предлагаемый читателю Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль — первое в России учебное пособие, предназначенное для закрепления и практической апробации полученных теоретических знаний. Оно адресовано, студентам экономических специальностей высших учебных заведений, слушателям школ бизнеса, системы послевузовского образования, а также хозяйственным руководителям и специалистам, связанным с практическим маркетингом. Практикум ориентирован па современные приемы овладения материалом и дополняет учебник «Маркетинг» (Под ред. акад. А.Н.Романова. — М.: Банки и биржи, ЮИИТИ, 1995.) Заканчивая работу над Практикумом, вы должны почувствовать уверенность в принимаемых решениях и удовлетворение от нелегкой работы в области практического маркетинга. Остается пожелать всем читателям терпения в освоении курса и успехов в использовании полученных знаний на практике. А.Романов, академик РАЕН 4 ' Предисловие В сложных условиях реализации экономической реформы, когда развивается многообразие форм собствен-. ности, осуществляется переход к рыночной экономике, вопрос адаптации человека к новой ситуации, а следовательно, и к новому подходу в решении задач, готовности и способности выявлять проблемы и вырабатывать пути их разрешения очень важен. Экономические реформы в России поставили перед руководителями предприятий (фирм) и организаций различных форм собственности большое количество сложных организационно-экономических проблем. Решение некоторых из них — вне пределов компетенции хозяйственных руководителей и зависит в основном от стратегических и оперативных решений на макроуровне. Однако многие вопросы с успехом могут решаться и на микроуровне, обеспечивая жизнедеятельность предприятий и организаций. К одному из таких важнейших вопросов относится умение принимать обоснованные решения в постоянно меняющихся условиях. Интерес хозяйственных руководителей к концепции маркетинга в современном управлении предприятием. (фирмой) не случаен и во многом определяется их желанием адаптироваться к нестабильным условиям рыночной экономики России. Овладеть новыми знаниями и навыками студентам, специалистам и руководителям помогают разнообразные способы и методы, но наиболее эффективны из них деловые игры и ситуационные семинары (метод кейсов, англ. case — ситуация, случай), широко распространенные в процессе обучения на Западе. Деловую игру и ситуационный семинар можно определить как метод имитации принятия управленческих 5 решений в различных ситуациях путем проигрывания вариантов по заданным или вырабатываемым самими участниками правилам. Под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решений в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные, ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели деловой игры. Ситуационные семинары — это упрощенный вариант деловых игр, но в них используется не поэтапное многошаговое уточнение факторов, а метод кейсов, т.е. вид обучения принятию решений с анализом параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Кейсы позволяют обучаемым повысить аналитическое мастерство, обосновывая принятые решения и аргументированно защищая свою позицию в процессе дискуссий. Источниками информации для ситуационных задач, приведенных в Практикуме, послужили отечественные и зарубежные издания по различным вопросам экономики, маркетинга, бизнеса, а также монографии зарубежных авторов: К.С. Williams, J. Wilmshimt, J. Lambin, D. Lindon, S.P. Schnaars, P. Pellemans, L. Massuigham, S. Dibb, W. Stanton, L. Molner; изданные в русском переводе книги таких авторов, как И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уотерман, У. Прайд и О. Феррел, Г. Картер и др. Кроме того, использовалась информация, полученная авторами Практикума в период зарубежных стажировок, а также делового общения с представителями российских и иностранных фирм. Крыловой Г. Д. подготовлены: раздел I — задачи 1, 2, 4—7; раздел II — задачи 1, 2, 5, 6, 8, 10; раздел III — задачи 1—7, 9, 12, 14—17; раздел IV -~ задачи 1—5, 10; раздел V — задачи 1—6, 9; раздел VI — задачи 1,3. Соколовой М.И. подготовлены:разделI — задачи 3, 8, 9; раздел II — задачи 3, 4, 7, 9, 11, 12; раздел III — задачи 8, 10, 11, 13; раздел IV — задачи 6—9, 11; раздел V — задачи 7, 8; раздел VI — задачи 2, 4. 6 Методика подготовки И проведения ситуационных Семинаров 1. Метод кейсов Метод кейсов (ситуационных задач) — это тот инструмент, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается обмен идеями в группе обучаемых. Семинары, основанные на методе кейсов, помогают освоить правила ведения дискуссии. В ходе дискуссии не только находится решение проблемы, но каждый обучаемый принимает участие в исследовании, анализе и сопоставлении различных точек зрения, что приводит к более точному и полному пониманию проблемы. Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при разработке «кейсов» используются условные названия и фактические данные могут быть несколько изменены. Для экономии времени при проведении семинара историческая справка по ситуации дается в сжатом виде, а дополнительная информация предоставляется в удобном для обсуждения виде. Поэтому участник семинара может иметь меньше информации по проблеме, чем тот, кто сталкивался с ней на практике. Однако это не означает, что в процессе обсувдеюшнелЬзя добавить к имеющейся информации факты и сведения, которые необходимы для принятия решений. Участник семинара не должен связывать себя предыдущими решениями. То, что сделал предшествующий исследователь, несущественно. И если изложение фактов в от- 7 дельной ситуационной задаче уже объясняет конечное действие или решение, то „это связано с тем, что результат — неотъемлемая часть процесса, по которому принимается окончательное решение. Ситуационная задача обычно не идет дальше того, что было в действительности. Основные вопросы, обсуждаемые на семинаре: «Почему?» и «Как?», а не «Что?». Дискуссия также не означает обязательность ответа на вопрос: «Хорошее или плохое было принято решение?». Оценку такого рода должен сделать самостоятельно, каждый участвующий в дискуссии. Ситуационные задачи часто содержат материалы и факты, которые кто-то из участников семинара может посчитать не относящимися к делу. Но надо всегда помнить, что принятие решений в реальной жизни зависит от способности отделять существенное от несущественного. Нельзя также забывать, что другие участники семинара могут не согласиться с таким пониманием «не относящихся к делу» фактов. Но именно в этих выявляющихся в ходе Дискуссии различиях в оценках и подходах и заключается ценность метода кейсов. В ходе разбора ситуации участник вправе принять или отвергнуть обоснованность любого постулата или определения. Другими словами, во время этого интеллектуального занятия он имеет возможность делать различные выводы так же, как и в повседневной жизни. При подведении итогов ситуационного семинара не даются оценки правильности предложенных решений, а может приводиться пример того, как рассматриваемая проблема была решена на практике. 2. Как подготовиться к анализу ситуации Этот вопрос, как и ситуационный анализ вообще, не имеет какого-либо единственно правильного ответа. У каждого может быть свой подход. Однако некоторые рекомендации можно дать. 8 1. Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию, чтобы составить целостное представление о ситуации. Читая, не пытайтесь сразу анализировать.
• Какие вопросы должен задать себе каждый участник семинара?
7. Не бьюсь ли я впустую, самому себе доказывая неразумность и невозможность каких-либо фактов? 9
13. Не принял ли я решение, еще не проанализировав ситуацию? Не противоречат ли мои выводы и факты друг другу?
® Вот несколько вопросов, на которые следует ответить после завершения ситуационного семинара.
-3. Пример решения ситуационной задачи В качестве примера рассмотрим небольшую задачу (мини-кейс), которую можно предложить обучаемым на первых занятиях, в последующем усложняя задание. 10 ■ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА Проблемы проникновения на зарубежный рынок Фирма X. GmbH (Германия) более 20 лет специализируется на производстве арматуры и принадлежностей для ванных комнат и водопроводной системы (краны, узлы, крепежные детали, душевое оборудование). Фирма предлагает свою продукцию как для домашних хозяйств, так и для различных организаций. Доля фирмы на внутреннем рынке — 32%, на рынке Франции — 8%, Бельгии — 3%, а крупная торговая компания в Майами ежегодно закупает около 4% производимой продукции фирмы для продажи в США (доля 5%). Общий ежегодный оборот компании превышает 40 млн. немецких марок, а по указанным рынкам — 25 млн. немецких марок. Дифференциация продукции производится фирмой по размерам, цвету, стилю, отделке (металлической и пластиковой), что дает возможность занять более прочные рыночные позивдш. Недавно X.GmbH заказала исследование рынка России. Обнадеживающие результаты побудили компанию к активному внедрению на российский рынок, наметив срок внедрения — один год. • Задание
• Методические рекомендации по решению задачи Внимательно прочитайте задачу, так как в мини- ситуации практически каждая фраза несет смысловую нагрузку. Иногда лучше прочитать задачу дважды. 11 Полезно ознакомиться с заданием перед тем, как изучать текст мини-ситуации. Это поможет вам при чтении ситуации выделить в ней ключевые моменты. Например, в нашей задаче следует отметить такие данные;
Вопросы, поставленные в задании, требует структурированных ответов в форме сведений и/или рекомендаций. Вы выступаете в роли советника или консультанта компании. Проведите прежде всего общий анализ данных ситуационной задачи. Конечно, глубина этого анализа ограничена, поскольку минигкейс не дает обширной информации. Поэтому некоторые вопросы могут решаться вами на интуитивном уровне, что весьма полезно для развития у обучающихся маркетинговой интуиции. Так, если валовой оборот с продаж составил 40 млн. немецких марок, и у вас есть данные о долях рынков в зарубежных странах, то можно по крайней мере на интуитивном уровне утверждать, что продажи на новом рынке не будут больше, чем на одном из завоеванных рынков. Значит, продажи не превысят 4-5 млн. немецких марок. Первая проблема — как обеспечить успешный доступ на российский рынок. А зависит она от эффективности маркетинга, логистики и т.п. Компания имеет опыт маркетинговой деятельности за пределами ФРГ, владея определенными долями рынка, т.е. обладает силой воздействия на рынок. Рекомендации по развитию российского рынка будут связаны и с проблемами распространения товаров. Продукция имеет широкую область применения, производство не является специа- 12 лизированным. Марка компании установилась и получила признание на рынке. Стимул, который движет ситуацию, — расширение компании, запланированный рост. Такой анализ необходимо провести перед подготовкой более конкретных ответов на поставленные вопросы в задании. Теперь представим ответы на вопросы как возможный вариант. Не исключено, что среди обучающихся окажутся люди с прекрасной интуицией и знаниями в области бизнеса, которые подсказали бы фирме более эффективное решение. •■ Вопрос 1. Пути внедрения компании на рынок России. А. Возможности: а) прямой экспорт; б) строительство производственной базы в России; в) организация дистрибьюторской сети для распрос транения товара; г) организация совместного предприятия с существу ющим российским предприятием и создание дистрибь- юторского канала; д) производство в России по лицензии; е) создание дочерней компании по продажам за грани цей; ж) организация сети продвижения товара и оценки продаж (при экспорте); з) приобретение: по вертикали (дистрибьютор и опто вый торговец с существующей системой продвижения продаж) или по горизонтали (покупка контрольного паке та акций производителя в России); Б. Международные проблемы. Время для завоевания признания, организация сети распространения, завоевания позиций на рынке. Поглощение эффективно лишь для компаний, утвердившихся на рынке, но не приносит пользы не известным для данного региона фирмам. ® Вопрос 2. Трудности каждой возможности. а) Прямой экспорт: признание на рынке; сопротивление рынка иностранной торговой марке; 13 время на проникновение в сеть распределения; затруднительный контроль за ростом продаж; незначительное влияние торговли на продажи; трудности в связях с конечным потребителем; задержки в оплате. б) Строительство производственной базы: инвестиции; определение местонахождения; обучение рабочей силы; поиск квалифицированного персонала; объективность информации (в частности, по размещению производственной базы и доходности различных возможностей); задержки во времени по завоеванию рыночного признания. в) Организация дистрйбьюторской сети по распрос транению товара: трудность отбора хороших дистрибьюторов (крупный — не обязательно лучший); перенос издержек по созданию дистрйбьюторской сети на конечного потребителя; возможные трудности агента по признанию продукции (дальнейшее сопротивление рынка); связь с дистрибьютором может оказаться непостоянной; поддержание достигнутого уровня продаж; проблема мотивации дистрибьютора (агента); лояльность к компании основана лишь на финансовщх итогах деятельности; дистрибьюторы могут распространять и конкурирующий товар. г) Совместные предприятия: поиск подходящего партнера; трудности в установлении негласных обязательств и понимания; проблемы, которые могут возникнуть после подписания договора (например, политические); необходимость расчета базы для репатриации прибыли и конечного вклада. 14 д) Лицензирование: соответствие рынку; поддержка стандартов; необходимость определения реальной эффективности издержек; потеря контроля; под вопросом репутация продукта; маркетинг в руках третьей стороны; потребность в высокотехнической документации, осложняемая дифференциацией продукта. е) Создание дочерней компании по продажам за гра ницей (весьма разумная возможность): инвестиции; временной лаг (освоение рынка, организация системы сбыта и т.п.); надлежащее укомплектование персоналом; необходимость прокладывать путь для сбыта; уравнивание финансовых рисков и удовлетворение целей, стоящих перед германской фирмой. ж) Организация сети продвижения товара и оценка продаж (при экспорте): . необходимость интеграции в иностранную экономику; культурные различия; приобретение признания на персональном уровне; доведение продукции до требований рынка; организация системы продаж; поддерживающая мотивация. з) Приобретение (трудности краткосрочные): выбор подходящей компании; достижение больших сбережений на инвестициях, чем потеря на дополнительных издержках; выбор правильного профиля приобретения. © Вопрос 3, Выбор метода проникновения. В качестве предлагаемого метода выхода на рынок выбрано приобретение. Обоснование выбора:
15
• Вопрос 4. Рекомендации но товародвижению и распределению. Стандартизация системы документации. Установление системы товарных запасов для экспортера и импортера. Обеспечение оптимальности заказов и поставок. Предложение дистрибьютором необходимого уровня сервиса в пользу потребителя. Четкое формулирование дистрибьюторских целей и разработка соответствующих форм распределения товаров. Использование контейнеризации перевозок. Поскольку приобретение было отобрано среди других способов проникновения, дистрибыоторская сеть будет использована до появления потребности в альтернативе. В рамках всей системы распределения необходимо постоянно осуществлять анализ и контроль издержек. Ш Приведенный пример представляет собой лишь один из возможных вариантов решения задачи и не претендует на единственно возможный. Ситуационные задачи не преследуют цель поиска единого ответа. В некоторых случаях может быть лишь мнение большинства или консенсус. Главная цель обсуждения подобных ситуаций —развитие маркетингового мышления обучающихся, привлечение всех полученных ими знаний и навыков к рассмотрению и оценке различных вариантов принимаемых решений, организация логического подхода к обсуждению проблем, тренировка интуиции и умения дискутировать. 16 |
А. В. Полетаев история и время в поисках утраченного «языки русской культуры» Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и... |
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей и рекомендованы к изданию методической комиссией... |
||
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее... Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и... |
Антонов А. И. А 72 Микросоциология семьи (методология исследования... Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и... |
||
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения по... Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (1 семестр). – Казань: Издательство Института... |
Учебное пособие составлено старшим преподавателем кафедры землеустройства... Учебное пособие составлено старшим преподавателем кафедры землеустройства и агроэкологии Соловьевым В. А. при содействии Р. М. Гайнутдинова,... |
||
Конспект лекций покурс у соци ологиягород а составитель Пирогов С.... Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... |
Отчет об итогах Рязанского заочного института (филиала) мгуки в период 2007-1010 годы и о готовности к процедуре аккредитации в составе Университета.... |
||
Страховое обозрение Подготовлено Комитетом тпп РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям при содействии |
Новости всс, рса и других объединений страховщиков 6 Подготовлено Комитетом тпп РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям при содействии |
||
«Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина... Юридического заочного института очно-заочной формы обучения по программе сокращенной подготовки |
Руководство по исцелению себя, окружающих и планеты Земля ©: ООО издательство «София» Дайяна Стайн Основы психического целительства при содействии духовных покровителей |
||
Добрая книга москва Права на издание книги на русском языке получены по соглашению с Allen Carr's easyway international ltd при содействии arcturus publishing... |
Правила проведения соревнований и установления рекордов версия 14 Данный документ применяется ко всем спортивным мероприятиям, организованным под эгидой или при содействии aida international, результаты... |
||
«Искусство спб» 1994 ббк 63. 3 Л80 ... |
Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию... Коробеев А. И. заведующий кафедрой уголовного права Юридического института Дальневосточного государственного университета, доктор... |
Поиск |