Электронное оглавление
studia historica
И. М. Савельева
А. В. Полетаев
ИСТОРИЯ
И
ВРЕМЯ
в поисках утраченного
«ЯЗЫКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Москва 1997
ББК 63
С 12
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института
«Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы
«Высшее образование».
Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная
точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.
Редакционный совет: В. И. Бахтин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков.
Савельева И. М., Полетаев А. В.
С 12 История и время. В поисках утраченного. — М.:
«Языки русской культуры», 1997. — 800 с., 1 илл.
ISBN 5-7859-0026-4
Монография является первым комплексным исследованием
проблемы времени как категории исторического дискурса. История не только определяет времяположение прошлого, настоящего и будущего. Она конструирует и множество сложных
временных форм: настоящее в прошлом, прошлое в настоящем,
будущее в прошлом и т. д. Анализ роли темпоральных представлений в историческом сознании и историческом познании
позволяет дать нетрадиционную трактовку эволюции европейской историографии и ее места в системе современных социальных наук. В книге рассматривается широкий круг тем, связанных с историческим временем, — от часов и календарей до
дисциплины и аллокации времени, а также различные способы
сегментации и структурирования истории: хронологические
системы, концепции периодов и эпох, стадиальные и циклические схемы, контрфактические и экспериментальные модели,
методы дехронологизации и деконструкции.
На контртитуле — картина П.Брейгеля «Триумф Времени» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен); ее описание см.. на
странице 10.
ББК 63
ISBN 5-7859-0025-4 © И. М. Савельева, А. В. Полетаев, 1997
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................................ 11
Глава 1. ВРЕМЯ И МЕСТО ИСТОРИИ .................................... 15
§ 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ..................................................... 27
1. Классификация «по предмету» ........................................ 28
2. Общество и человек ....................................................... 39
§ 2. МЕТОД ИСТОРИИ ......................................................... 43
1. Классификация «по методу» ........................................... 44
2. Специфика исторического познания ................................. 57
§ 3. ВРЕМЯ ИСТОРИИ ......................................................... 72
1. Два образа времени ....................................................... 73
2. Темпоральные характеристики
исторических исследований ................................................ 89
§ 4. ИСТОРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК .......... 9 7
1. История и политология .............................................. 99
2. История и экономическая наука ..................................... 104
3. История и социология ..........................................111
4. История и психология ...........................................117
5. История и культурная антропология ...............................125
6. История и география .............................................. 128
Глава 2. ОТ ХРОНОЛОГИИ К ИСТОРИОГРАФИИ .................. 137
§1. СОБЫТИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ............................. 142
1. Событие как элемент исторического анализа..................... 143
2. Событие и время ..........................................................150
§2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ................................................. 159
1. Календари ..................................................................160
2. Календарные периоды ................................................... 171
§3. ХРОНОЛОГИЯ.............................................................. 178
1. Системы exante ............................................................. 181
2. Системы ex post ............................................................185
§4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ............................................... 196
1. Концепция эпох...........................................................200
2. Новое время ............................................................... 212
3. Власть схемы .............................................................. 222
§ 5. ВЕКАИ СТОЛЕТИЯ......................................................228
1. «Время чего-либо, замечательное чем-либо» ...................... 231
2. Века-столетия ............................................................. 238
Приложение. «Игра в цифири» .............................................. 250
Глава 3. «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ»
ИЛИ «ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ» ................... 273
§ 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМАХ
ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ......................................... 280
1. От древности до Возрождения: история мира .................... 285
2. Новое время: история общества...................................... 297
§ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
И УТОПИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ..........................................308
1. Ухронии .....................................................................311
2. Прогнозы.................................................................... 322
§ 3. СХЕМЫ «ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» ................................ 329
1. Выделение ядра ........................................................... 331
2. «Время по Гринвичу» ................................................... 339
3. Синхронизация диахронии.............................................342
Глава 4. ЦИКЛЫ И СТАДИИ ............................................... 355
§1. МЕХАНИЗМЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ ....................... 359
1. Смена поколений .........................................................360
2. «Циклы жизни» .......................................................... 371
3. Космические факторы ................................................... 377
4. Механические модели ................................................... 382
§ 2. ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ .......................... 387
1. От трех до тридцати ......... ........................................... 391
2. Пятьдесят—шестьдесят................................................. 400
3. Сто и больше .............................................................. 421
4. Проблема выбора ......................................................... 431
§ 3. СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ..........................433
1. Типология стадиальных схем ......................................... 438
2. «Разрывы» истории ......................................................447
3. Стадии и циклы как способы периодизации...................... 457
Приложение. Датировки экономических циклов .......................467
Глава 5. ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ ..............................................481
§ 1. СТРУКТУРИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ..... 492
1. Измерение и структурирование времени ...........................494
2. Время как ресурс: ценность и собственность ..................... 514
3. Использование времени: аллокация и дисциплина............. 538
§2. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.............................. 566
1. Эмпирические представления ..........................................579
2. Семейные представления ............................................... 584
3. Сакральные представления ............................................ 593
4. Исторические представления .......................................... 600
Глава 6. HISTORICUS LUDENS ...........................................617
§ 1. ИГРЫ С ПРОШЛЫМ .....................................................622
1. Историзм ....................................................................624
2. Структуризация времени ............................................... 636
3. Анахронизм ................................................................ 644
4. «Экспериментальная» история .......................................647
5. Дехронологизация........................................................ 654
§ 2. НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ....................................................660
1. От настоящего к прошлому ...........................................664
2. Политические течения: откуда и куда? .............................674
3. Историческая закономерность и случайность .................... 684
Литература ........................................................................697
Указатели имен .................................................................. 779
Доктрина времени, наука о когда-то бывших
вещах, принимает наименование исторической, так
как ее изучение создает историю.
Жан Гарнье. Библиотечная система Парижской коллегии общества иезуитов, 1678 г.
Питер Брейгель. Триумф Времени
В центре гравюры помещена фигура Времени-отца
(образ, укоренившийся в эпоху Возрождения) в виде Кроноса или Сатурна, пожирающего собственного сына. В левой руке он держит змею, кусающую свой хвост — обозначение бесконечной цикличности времени в восточных
культурах. Повозка, символизирующая движение Времени, запряжена лошадьми Солнцем и Луной, а ее колесами
служат мандалы, означающие «колесо времени» в буддистской мифологии.
Левая половина гравюры с осенним пейзажем изображает умирание и разрушение, весенний пейзаж в правой части отождествляется с рождением и созиданием. Одновременно река отделяет передний — сакральный — план композиции от заднего — мирского.
На переднем плане повозка Времени везет Древо жизни, растущее из шара, окруженного двенадцатью знаками
Зодиака (аллегория Космоса). В качестве плодов Древа жизни справа, на цветущих ветвях, изображены механические
часы с колоколом, отбивающим часы жизни, а на засохших ветвях слева — весы, которые традиционно (начиная с египетской мифологии) ассоциировались с взвешиванием душ умерших во время загробного суда. На заднем плане горящему зданию в левой части противопоставлено справа изображение элементов повседневной жизни — домов, мельниц, церкви, а также людей, танцующих в хороводе вокруг Майского шеста.
В результате движения Времени разрушается все
создаваемое человеком: орудия труда, утварь, музыкальные инструменты и даже книги. За Временем следует
Смерть на кляче, но завершает триумфальное шествие не
она, а аллегорическая фигура Славы на мощном слоне. Как
гласит последняя строфа подписи под гравюрой, из всего
нa свете остается одна лишь Слава, услаждающая своими
звуками мир.
|