Скачать 5.71 Mb.
|
ББК 60 5 А 72 ИНСТИТУТ «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование». Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях. Редакционный совет: В И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков. Рецензент —.доктор философских наук, профессор В. Г Виноградский Антонов А. И. А 72 Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с. В книге изложены основные теоретические подходы и перспективы микросоциологии семьи, методологические принципы исследования семейной структуры и динамики. В учебном пособии критически рассматриваются методы сбора и анализа данных о семейных событиях, циклах, сетях и линиях семейного поведения. Автор на базе собственных многолетних исследований анализирует методики и тесты семейной и супружеской совместимости, раскрывает широкие возможности техники семантического дифференциала. Рекомендуется студентам и аспирантам, преподавателям социологических, демографических, экономических и психологических факультетов, всем, кто интересуется конструированием и интерпретацией социологических данных в фамилистике. ISBN 5-8188-0001-6 © А. И. Антонов, 1998 О Институт «Открытое общество», 1998 Пустая бочка Диогена имеет также свой вес в истории человечества. Козьма Прутков Обучать — наилучший способ игнорировать все взгляды, кроме своих собственных. Амброз Бирс «Словарь Сатаны» ПРЕДИСЛОВИЕ «Микросоциология семьи» создана на основе курсов лекций, прочитанных автором в разные годы на социологическом, экономическом и психологическом факультетах МГУ имени М. В. Ломоносова по методам социологических исследований семьи, методологии социологического объяснения и понимания, по технике и процедурам измерения фамилистических1 феноменов. В этой книге обсуждаются методы конструирования и объяснения данных по разным видам семейного поведения, внутрисемейных взаи- 1 Слово «фамилистический» производно от латинского familia — семья и является синонимом всего семейного. Фамилистикой иногда называют комплекс наук о семье. Термин «фамилизм» употребляется для характеристики просемейных систем ценностей, где наивысшее значение по сравнению с остальными благами жизни придается семье и детям. Фамилизм применительно к индивидуальной системе ценностных ориентации означает устремленность индивида на достижение семейного благополучия, следствием которого оказывается индивидуальное благополучие. 3 моотношений и событий семейного дикла жизни. Наличие большого эмпирического материала в социологии и демографии семьи позволяет обсудить достоинства и недостатки разных методик на примерах из исследовательской практики, но из-за ограниченного объема издания не столь многочисленных, как хотелось бы. В учебном пособии раскрывается ведущая роль теории в конструировании методик и измерительных процедур, в разработке результатов исследований, в обосновании выводов. Данная направленность отражена в подзаголовке «Методология исследования структур и процессов». Внимательный читатель заметит, сколь сильны симпатии автора к критическим приемам феноменологической социологии и этнометодологии. И это не случайно, ибо сосредоточенность на анализе повседневных интерпретаций семейной жизни и их влиянии на познавательную деятельность социолога особенно важна при изучении семьи. Тезис о необходимости четкого формулирования социологом исходных предпосылок исследования должен стать нормой прежде всего в тех областях, где личный опыт специалиста особо значим для выводов. В сфере семейного поведения из-за ее тесной сопричастности самооценкам Я и МЫ весьма много иллюзий, стереотипов и предрассудков, которые с трудом поддаются осознанию и кажутся тем правдоподобнее, чем менее альтернативен личный семейный стиль жизни. Требование феноменологического осознания скрытых, латентных оснований наших семейных мнений является чрезвычайно актуальным для специалистов, занимающихся исследованиями семьи. Нельзя не согласиться с Л. Иониным и Г. Осиповым - авторами «Вступительной статьи» и редакторами русского перевода книги «•Новые направления в социологической теории» — своеобразной энциклопедии феноменологического анализа, — когда они пишут, что «методологическая деятельность, состоящая в проведении этого требования, превращается в своего рода «микросоциологию познания», обнаруживающую содержательные социальные критерии обоснованности социологических объяснений и обеспечивающих саму эту обоснованность»2. Одна из целей «Микросоциологии семьи» и состоит в обучении навыкам этой исследовательской саморефлексии. Данная книга отчасти восполняет пробел в учебной литературе по социологии семьи и служит своеобразным дополнением к учебнику А. И. Антонова и В. М. Медкова «Социология семьи» (М., J996), в котором излагается теория институционального кризиса семьи в сопоставлении с альтернативными концепциями. Новые направления в социологической теории. М,, 1978. С. 17. Последовательность глав в настоящем учебном пособии не случайна: сначала идут главы, вводящие в предмет микросоциологии семьи и знакомящие с ее теоретическими истоками (гл. 1 и 2). Затем в главе 3 дается общая методология микросоциологического исследования семьи, раскрывается стратегия в области применения методов опроса, наблюдения и контент-анализа к изучению семьи. Далее в главах 4, 5 и 6 обсуждается применение основных методологических принципов микроанализа семьи на примере конкретных методик, распространенных в отечественных и зарубежных исследованиях семьи. Структура объекта микросоциологии семьи отображается в логике заключительных глав: все, связанное с измерениями семейного цикла, рассматривается в 4-й главе, семейного поведения3 — в 5-й главе, а в 6-й главе описаны проективные методики исследования межличностных отношений супругов. Первые 4 главы снабжены кратким содержанием и основными выводами (в 5-й и 6-й главах из-за ограниченности объема издания даны лишь краткое содержание и перечень ключевых терминов). Работа над этой книгой вдохновлялась надеждой, что новые когорты социологов, овладевая опытом выработки и интерпретации научных данных, смогут избежать позитивистского догматизма, увлечения измерительным жонглированием, «квантофренией». Хочется верить, что новые социологи не потеряют интереса к судьбе института семьи в обществе XXI века, «поскольку в науке, по остроумному замечанию Питера Бергера, как в любви, концентрация на технике ведет к импотенции»4. По мере своих сил автор стремился показать, что в социологических и демографических исследованиях семьи акцент на методы и техники не является самодовлеющим, а разработка инструментария подчиняется доказательству гипотез, определяемых в конечном счете одной из двух противоборствующих сегодня парадигм семейных изменений — прогрессистской либо кризисной. По глубокому убеждению автора, первая из них — парадигма, описывающая исторический переход к нуклеарной эгоцентристской семье и утверждающая спонтанное укрепление «современной» семьи по мере улучшения условий жизни, исчерпала себя. Она не объясняет роста разводов и нерегистрируемых браков, массовой однодетности семьи и девиантности новых поколений, не исследует понимание бракоразводного, социализационного и репродуктивного поведения участниками 3 Термин «семейное поведение» служит для единого обозначения основ ных разновидностей его, как-то: брачного, репродуктивного, социализаиион ного и самосохранительного поведения. 4 Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспекти ва М, 1996 С. 20 событий и потому вынуждена отождествлять стереотипные интерпретации с подлинными мотивами действий Возникшая для описания перехода от «традиционной» семьи к «современной*, она выполнила свое предназначение и не может ничего сказать о перспективах семьи сегодняшней, оставаясь ныне всего лишь частным случаем парадигмы ценностного кризиса семьи как института Предлагая читателю «Микросоциологию семьи», автор не противопоставляет ее макросоциологии институциональных изменений семьи, а пытается показать, что полнокровное осмысление семейного измерения социального мира невозможно без социологического объяснения и понимания значений происходящего для самих актеров жизненной драмы и комедии Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В МИКРОСОЦИОЛОГИЮ СЕМЬИ Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого Козьма Прутков 1 1 Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин 1 2 Феноменологический (социально-символический) и инструментальный подходы к изучению семьи I 3 Объект и предмет микросоциологии семьи. 1 4 Социологическое измерение фамилистических феноменов 1 5 Проблемы конструирования социологических теорий семьи КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ Разделение на макро- и микросоциологию семьи относительно и, тем не менее, необходимо, когда критерием становится различение макро- и микрообъектов исследования, а не уровней обобщения и анализа. Семья как макрообъект — это социальный институт, изучаемый в контексте социетальных процессов во взаимодействии с другими институтами общества и в масштабах исторического времени. Семья как микрообъект — это малая группа со своей семейной биографией или историей, с учетом приватного характера семейного «климата». Микросоциология семьи изучает семейные интеракции, во-первых, с точки зрения их инструментальное™, достижения тех или иных результатов семейного поведения, этапов жизненного цикла семьи: во-вторых, в терминах социологии понимания, восприятия «субъективных» значений обиходной семейности. Особая тема микросоциологического подхода — проникновение общежитейских интерпретаций в научные объяснения семейных ситуаций и действий, в социологические теории. Это — область феноменологической социологии семьи, которая привлекает внимание к строгому соблюдению требования о четкой формулировке исследователями исходных предпосылок. Техника и процедуры социологического измерения семьи — важная часть микросоииологии семьи, исходящей из единства, а не противопоставления количественных и качественных методов. 1.1. МИКРОСОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Идеал науки традиционно отождествляется с бескорыстным и беспристрастным поиском истины. Социология не является исключением, но в данном случае реализация этого вечного идеала затруднена своеобразием изучаемого объекта. В естествознании объект исследования находится вне человека и представления о нем в меньшей мере, чем в социальных науках, зависят от методов и средств измерения. В социологии принципиально иное положение, и особое внимание к этому обстоятельству и составило славу русской социологии как субъективной школы в мировой социологической мысли. Выдающийся представитель школы субъективной социологии Н. К. Михайловский (1842—1904) полагал, что в познании человека, в отличие от познания природы, приходится иметь дело с явлениями, наделенными целями, и поэтому необходимо применять разные методы: в изучении природы — «объективный», в изучении человеческих отно- шений — «субъективный». «Правда» всегда субъективна, а должна быть «правдой-справедливостью», т. е. корректироваться идеалом «общей справедливости»1. Социология исследует общественные отношения исходя из конечного идеала развития всех сил и способностей человека. Это предполагает перестройку групповых целей индивида под общественный идеал. Поскольку люди некритически отдаются во власть групповой стихии, то их поведение подчиняется «идолам», а не «идеалу общей справедливости». Люди сами себя обманывают социальными миражами, извращенными обобщениями, поэтому и социология переполнена «неправдой», псевдоистинами. Таким образом, субъективный метод, по Н. К. Михайловскому, предполагает критическое отношение к разного рода мистификациям, что оказывается своеобразным предвосхищением метода понимания, «понимающей социологии». Поиск истины в социологии тяжек, хотя нам в наследство от отечественных первопроходцев достался замечательный субъективный метод. Однако его применение на практике зачастую оказывается довольно затруднительным делом. Субъективный метод требует больше скепсиса по отношению к теоретическим объяснениям, больше самокритики. «Разоблачительная» суть социологии возрастает, когда мы переходим к социологии семьи. Здесь сцепленность объекта с методами наблюдения и вовлеченность самого ученого через личный опыт семейной жизни непосредственно в объект исследования заставляют обратить чрезвычайное внимание на познавательную работу социолога. Это чаще всего невидимая работа социолога, скрытая от глаз потребителя социологической продукции, но по своему влиянию на конечные выводы весьма весомая. Вместе с тем, это не значит, что в микросоциологии семьи все исследования сводятся лишь к методологии и методике. Признавая важность измерительных процедур, нельзя до бесконечности увлекаться усовершенствованием техники исследований и постоянно протирать очки, забывая, как, ядовито заметил американский социолог Т. Шибутани, водрузить их на нос. Разумеется, в изучении такой приватной сферы жизнедеятельности, как семья, особое внимание должно постоянно уделяться инструментарию, надежности и обоснованности измерения семейных, фамилистических феноменов. Но дело не только в том, что люди, столкнувшиеся с интересом социологов к их личному бытию, не горят желанием тут же «вывернуться наизнанку». Конечно, исследователю надо придумывать изощренные средства проникновения в «тайный мир» 1 См. подробнее об этом. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995. С. 85-91. каждого. Люди могут скрывать мысли и чувства, а могут и не подозревать о подлинных мотивах своих действий и устремлений. Индивидуальный опыт семейной жизни самого ученого в еще большей степени, чем неискренность и самозашита респондентов, препятствует беспристрастному изучению семейных отношений. Социолог всегда рискует стать сторонником тех теорий, в которых отображается привычный ученому семейный образ жизни. Социологу, изучающему семью, призванному профессионально открывать людям глаза на всем давно известные феномены, непросто предпринять путешествие по собственному дому. При этом трудно не оказаться в шоке от социологических наблюдений, которые, по мнению американского социолога Питера Бергера, «как правило, оскорбляют моральные чувства»2. Поэтому первый методологический принцип фамилиста - перешагнуть через самого себя, через конвенциональность своего пола3, преодолеть личный опыт семейной жизни и принять этические нормы профессионала, которые, конечно же, легче сформулировать, нежели осуществить на практике. Социолог, специалист по исследованию семейных изменений, должен уметь провести границу между профессиональным интересом к семье вообще и личной жизнью — уж коли своя семья неизбежно становится частью предмета исследования. Чтобы уберечься от коварного импульса подстраивать научные истины под свое повседневное бытие, надо ухитриться, подобно гоголевскому кузнецу из «Вия», очертить вокруг себя мелом спасительный круг сциентизма В области социологии семьи, как ни в какой другой, справедливо звучат слова английского социолога А. Гидденса о том, что освоение социологии, особенностей социологического подхода неизбежно предполагает постепенный отказ от личного взгляда на мир. Профессиональные знания о социологической реальности, накапливаясь, образуют систему отсчета, в которой мир здравого смысла, данный нам в непосредственных ощущениях и принимаемый как самоочевидный, на глазах разваливается. Важно понять ведущую роль теории в интерпретации изучаемых фамилистических явлений и вместе с тем уяснить конвенциональную обусловленность научных трактовок семейных изменений. Однако все, 2 Бергер П Приглашение в социологию М., 1996 С 29. 3 Фамилист в отличие от феминиста (а также «маскулиниста» и «детоцен триста») изучает социум не с точки зрения половозрастной, не с позиций женской, мужской или детской, а исходя из интересов семьи как целого Фа милист видит, но не «выпячивает» половозрастные различия, преодолеть жен ский либо мужской взгляд на мир можно, лишь зная, в чем специфика той или иной тендерной точки зрения. что мы знаем и узнаем о семье, в значительной степени определяется тем, как извлекаются или конструируются эти знания. Разночтения одного и того же факта зависят не только от концептуальных подходов, но и от своеобразия применяемых в исследованиях методов и процедур. Безусловно, при исследованиях измерительные средства и технические приемы обладают определенной спецификой и автономией по отношению к тем теориям, которые их порождают. Собственно говоря, процедура удостоверения в обоснованности измерения при помощи какого-либо инструмента, «изготовленного» исходя из определенной теории и как бы в «угоду ей», заключается в сравнении с данными, полученными с использованием другого инструмента. Совпадение результатов измерений по разным методикам свидетельствует о надежности примененных процедур в той сфере исследований, которую можно именовать «микросоциологией семьи». Когда идет речь о микросоциологии семьи, появляется искушение отождествить данный подход с социально-психологическим, т. е. с исследованием малых групп и семейных взаимоотношений, межличностной сплоченности. Однако это всего лишь одна часть объекта исследования наряду с изучением семейного цикла и разновидностей семейного поведения. Вместе с тем, сравнение макросоциологии семьи с микросоциологией семьи показывает несводимость последней к социально-психологическому измерению внутрисемейных интеракций. Изучение семьи как института в ряду других структур общества находится на макроуровне, тогда как исследование структуры и динамики отдельных семей относится к микроуровню социологии семьи. Микро- и макрообласти анализа разделяются не только в социологии, но и в физике, биологии и других науках, и это связано прежде всего с различием уровней объекта исследования. Макросоциология семьи изучает социальные изменения, фокусируя внимание на социальном институте семьи, на вкладе институциональных изменений семьи в общесоциальную динамику. Осуществляя фамилистическое измерение социально-исторических процессов, макросоциология семьи объясняет социальную дифференциацию, индустриализацию и урбанизацию в контексте воспроизводства социальной структуры общества, сохранения и модификации социальных институтов, системы их взаимосвязей. При этом в центре анализа — условия сохранения института семьи как важнейшего посредника во взаимосвязи личности и общества. Исследование посреднической роли института семьи и ее социальных проявлений составляют предмет макросоциологии семьи. Выяснение взаимодействия механизмов стабилизации института семьи дает возможность понять, как общество балансирует между двумя социальными крайностями, — тенденцией общества к тоталитарности семей и тенденцией личности к индивидуалистической аномии. Упадок посреднической роли семьи вызывает двойную невосприимчивость ~ нереспонсивность и общества и личности по отношению к семье. Не откликаясь на нужды семьи как социокультурной целостности, общество и личность остаются один на один с их взаимоисключающими тенденциями, т. к. оказываются лишенными своей амортизационной опоры. Цель макросоциологии семьи — исследовать, каким образом институциональный кризис посреднической функции семьи устраняет социокультурное предназначение семьи — быть надежной крепостью на пути антиэкзистенииальных сил, обнажающих антагонизм общества и личности. Социальная реальность изначально устроена так, что именно институт семьи может противостоять тоталитаризму и индивидуализму. Поэтому в укреплении семьи обоюдно заинтересованы личность и общество. Социолог исследует, как строй жизни поддерживает или разрушает ценность семьи и детей, ценность семейной преемственности поколений и передачи семейного капитала: экономико-профессионального, культурного и т. д. При этом возникает ряд вопросов: какие факторы изменяют систему приоритетов общества и иерархии ценностей личности, каким образом возникают социально-исторические факторы, направленные против семьи с несколькими детьми, насколько продолжительно их действие. Связаны ли они с преднамеренным умыслом людей, с вмешательством социальных институтов и государства или это фатальное следствие социально-экономического развития, либо итог принципиально непредсказуемых влияний человеческой деятельности? Ответы на эти и аналогичные вопросы предполагают учет данных истории, антропологии, биологии и медицины, психологии, демографии, экономики, культурологии, права, политологии и других дисциплин. Но это становится возможным лишь в едином контексте объяснения и интерпретации глобальных социальных изменений, составляющих, по мнению польского социолога П. Штомпки, основное содержание предмета СОЦИОЛОГИИ"1. Таким образом, макросоциология семьи специально не изучает законы развития и историю отдельной семьи. Она ищет принципы, раскрывающие суть изменения и движения всей массы семей в социальном пространстве, — времени при взаимодействии с остальными элементами социальной макроструктуры. Микросоциология семьи сосредоточивается на жизненном цикле семьи, на возникновении — J Шточпка П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. / Под ред В. А. Ядова. М.. 1996. 12 функционировании — распаде отдельных семей. Рассмотрению «под микроскопом» подвергается жизненная история или биография отдельной семьи, ее становление и старение, укрупнение и дробление, сплочение и отчуждение, распад и разложение в связи со смертью всех ее членов. Микросоциология семьи имеет дело не с одной семьей, а с отдельной семьей, изучаемой на миллионах примеров в контексте старта — финиша и в связи с семейными событиями, имеющими свойство повторяться в массе случаев. Одни семьи существуют десятилетия, другие — месяц, неделю, день- Понятие жизненного цикла семьи предполагает циклический разворот семейных событий во множестве семей, а не в отдельной семье, где наблюдается хронологическая последовательность тех или иных действий. Разумеется, можно говорить о «серийном браке», о серии браков-разводов, но это уже характеристика поведения отдельных индивидов, а не семей. Бывает, что отдельный человек многократно вступает в брак и разводится, но семья, однажды созданная, способна лишь противостоять разрушению. Вопрос в том, будет ли конец семьи преждевременным или своевременным, быстро наступающим или отсроченным на десятилетия. Конкретная семья не возрождается из пепла развода, а всегда создается заново. Серийность или цикличность браков-разводов может наблюдаться лишь в крайне редких случаях разъединения-воссоединения одной и той же пары супругов. Цикличность семейных событий происходит также при рождении нескольких детей в отдельной семье, хотя, строго говоря, каждое рождение сугубо уникально, ибо различается во времени. Микросоциология семьи, используя биографический подход и анализируя семью по стадиям ее полного цикла, проявляющегося во всей совокупности семей, способна обнаруживать отклонения от идеальной модели семьи, в которой последовательно осуществляются все фазы семейного бытия. При этом описания отдельных случаев складываются в эмпирические обобщения типовых траекторий семейной жизни. Во множестве семейных историй вырисовываются наиболее повторяющиеся и распространенные конфигурации. В конечном счете, сочетание социологических и статистических данных представляет всю картину разнообразия семейных судеб и позволяет определить вероятность наступления таких событий, как развод, несчастный случай, вынужденная разлука, и т. д. При этом возможно рассчитать стаж или среднюю продолжительность семейной жизни, заканчивающуюся разводом или смертью одного или обоих супругов либо прерываемую стихийными событиями, войнами и др. Изучение жизненного цикла семьи позволяет представить совокупность 13 в городе, регионе или стране во всем многообразии жизненных проявлений и отклонений от магистральных направлений семейной динамики. Но именно внимание к социальным характеристикам этих магистральных линий семейного цикла образует своеобразный мостик между микро- и макроанализом семьи, подчеркивая относительность различения этих уровней анализа. Тем не менее, правомерность таких дисциплин, как макро- и микросоциология семьи, сохраняется, если помнить, что граница между ними проводится по объекту исследования и что микрообъектом является динамика отдельной семьи, а макрообъектом — изменения института семьи. Отдельно взятая семья в контексте жизненного цикла — лишь одна из трех сторон микрообъекта исследования. Вторая сторона, не менее важная и сложная, заключается в изучении поведения семьи. Существует традиция именовать микросоциологическим исследованием любое обращение к индивидуальному и групповому поведению. Так, например, американский социолог П. Лазарсфельд относит к микросоциологии все, что имеет дело с человеческим поведением в современных ситуациях, и все исследования, использующие количественные методы везде где это возможно и стремящиеся систематизировать качественные процедуры, где они необходимы5. Из всех видов социально значимого поведения семьи микросоциологию интересуют лишь специфические виды семейного поведения, т. е. экзистенциально важные для функционирования и самого конституирования семьи как автономной целостности. Это прежде всего действия, связанные с рождением и воспитанием детей, репродуктивное и социализационное поведение семьи. Сюда относятся также заключение брака, функционирование супружества и разрушение его. Эти формы семейной жизни обычно называют брачным, или матримониальным, поведением, причем в него включают не только поведение, связанное со вступлением в брак, но и с разъединением супругов, с разводом. Еще одна разновидность общесемейного поведения, редко упоминаемая в научных монографиях и учебниках, но подлежащая микросоциологическому исследованию, относится к прекращению существования семьи в связи со смертью ее членов. Смерть одного из супругов делает другого вдовым, а детей сиротами; смерть детей возвращает се- 5 Цит. по. Андреева Г. М. К вопросу об отношениях между микро- и макросоциологией // Доклад на VII межд социол. конгр // М , 1970 С 4 См. также. Андреева Г. М. О соотношении методов количественного и ка чественного анализов в эмпирической социологии Социальные исследова ния М., 1965. С. 192. 14 мью на предшествующие стадии или редуцирует к браку Данная разновидность поведения семьи не имеет устоявшегося наименования, но связана с комплексом действий по поводу смерти, умирания, похорон, траура и т. п. По-видимому, можно говорить в связи с этим о танатологическом поведении, ведущем зачастую к исчезновению семьи и брака, к формированию «осколочных» форм семьи, семейных группировок. Следует различать прекращение брака и исчезновение семьи Семья как единство супружества-родительства-родства исчезает, если выпадает хотя бы один из этих элементов. Однако распад брака — супружества может сохранить родственно-родительские контакты, тогда как гибель всех членов семьи, допустим нуклеарной, свидетельствует о полном ее крахе6. Разумеется, семьи заботятся о собственном самосохранении, т. е. о поддержании физического существования своих членов. Поэтому, наряду с танатологическим поведением, характеризующим установки личности к смерти и отношения в семье по поводу смерти ее членов, следует выделять самосохранительное поведение. Этот термин стал употребляться в социологии и социологической демографии с начала 70-х годов для описания готовности личности к сохранению собственной жизни и здоровья, к продлению существования вплоть до глубокой старости. О самосохранительном поведении личности говорят, когда хотят подчеркнуть воздействие самого человека на сроки жизни, причем выделяют физическое, телесное самосохранение, затем психологическое сохранение своего Я и социальное самосохранение личности в определенном социальном статусе или положении. В понятии «самосохранительное поведение» не фиксируется направленность на укрепление здоровья и сохранение жизни других членов семьи: детей, инвалидов и престарелых. Забота матери и отца о детях или детей о родителях — это скорее всего разновидность альтруистического поведения. Вместе с тем, в ходе социализации под влиянием семьи у детей формируются определенные навыки, паттерны самосохранительного поведения, поэтому здесь мы наблюдаем явное пересечение с соииализационным поведением семьи. Исследования самосохранительного и танатологического поведения (наряду с остальными видами семейного поведения) показывают, 6 Нуклеарная семья исчезает после гибели ее «ядра» (отсюда само наименование семьи как нуклеарной) — родителей и детей. Определить крах расширенной семьи, состоящей из нескольких нуклеарных семей, не так просто Процесс нуклеаризации сводит генеалогическое древо семьи всего-навсего к одной линии, «сеточке», тогда как распространение малодетности и однодетности прерывает нить преемственности поколений. 15 как формируются основные результаты и события семейного цикла. Вместе с тем, эти результаты не просто регистрация происходящего, они имеют глубокий социально-символический смысл, поскольку характеризуют степень семейной сплоченности и солидарности. Но именно непосредственный анализ семейной устойчивости образует третью сторону объекта микросоциологии семьи. Взаимоотношения членов семьи в контексте достижения семейного единства, межличностные факторы укрепления или разрушения семейной целостности — вот главные темы этой важнейшей сферы микросоциологического исследования семьи. Таким образом, изучение семейного цикла жизни, семейного поведения и семейных взаимоотношений исчерпывает микрообъект исследования. Следует обратить внимание также и на то, в каких двух теоретико-методологических измерениях возможен анализ объекта микросоциологии семьи. Во-первых, семья в микросоциологии измеряется в координатах структуры и динамики и, во-вторых, в терминах феноменологического и инструментального подходов |
Совет ректоров вузов свердловской области правительство свердловской... Методология выявления и исследования тенденций экономического и пространственного развития территориальных систем |
Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется... «Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,... |
||
Задача очевидным образом выходила за рамки узко медиевисти История ментальностей. К реконструкции духовных про- цессов. Сборник статей под редакцией У. Рлульфа |
Методология научного творчества ... |
||
Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии Теоретико-методологические основы исследования образа семьи в информационном пространстве 14 |
Педагогическая практика Учебно-методическое пособие для студентов... ... |
||
Тема Внедрение проектного управления Паркинсон и Мерфи живы и хорошо... Реальная работа останавливается, часть рабочих процессов искажается, нагнетается внутреннее сопротивление персонала, возможно,... |
Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев аспент пресс Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит вузов и учащихся лицеев. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 207... |
||
Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев аспент пресс Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит вузов и учащихся лицеев. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 207... |
Учебное пособие для вузов Главный редактор В. Усманов ... |
||
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, колледжей и техникумов,... Учебное пособие предназначено для студентов вузов, колледжей и техникумов, изучающих дисциплины «Противопожарное водоснабжение»,... |
Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Макси-Дез» на... Инструкция предназначена для работников мясной отрасли при осуществлении процессов технологической мойки и дезинфекции оборудования,... |
||
Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) (Часть 2) Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов непедагогических вузов, кроме того оно может быть полезно преподавателями... |
Программа дисциплины методология и методы социологического исследования... Авторский коллектив: Астахова Н. В. (), Градосельская Г. В. (mss981009@mail ru), Оберемко О. А. (), Пашкевич А. В. (), Петренко Е.... |
||
Практикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007 Практикум по психологии Человека: Учебное пособие для вузов / Под ред д-ра пед наук, профессора Н. М. Трофимовой. – Воронеж: вгпу,... |
Учебн о-методическоепособие Издательство тпу томск 2003 ббк 68. 9 С 40 «Безопасность жизнедеятельности». В доступной форме изложены основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной... |
Поиск |