Скачать 3.57 Mb.
|
Принято Утверждено решением педагогического совета приказом заведующего МБДОУ Протокол от 31.08.2017г №1 «Детский сад №21 «Росинка» с. Краснокумского» от 31.08.2017г №87 _________В. И. Яргина Согласовано ст. воспитатель __________Т.Г. Бельченко 30.08. 2017г Рабочая программа педагога подготовительной к школе группы на 2017-2018 учебный год Кашарной Татьяны Ивановны, воспитателя МБДОУ «Детский сад №21 «Росинка» с. Краснокумского» с. Краснокумское 2017год. Аннотация. Рабочая программа педагога подготовительной группы разработана в соответствии с ООП ДО учреждения. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми подготовительной к школе группы и обеспечивает физическое. Социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных возможностей. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Цель рабочей программы: обеспечение достижения уровня развития ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Содержание
Цели и задачи реализации Программы………………………………….2 Принципы и подходы к формированию Программы…………………..3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики; Характеристики особенностей развития детей 6-7 лет…………………4
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1.Пояснительная записка Рабочая программа (далее Программа) - нормативно-управленческий документ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №21 «Росинка» с. Краснокумского» (далее – ДОУ), характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Программа является неотъемлемой частью основной образовательной программы ДОУ, направленная на реализацию образовательных программ в полном объеме. Программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Программа предназначена для детей 6-7лет (подготовительная к школе группа) и рассчитана на 36 недель, соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Нормативно-правовой базой для разработки Рабочей программы является:
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы. Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Цели Программы достигаются через решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основе реализации Программы лежат основные подходы: • культурно-исторический (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); • деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, и др.); • личностный (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.) Данные подходы предполагают принципы построения Программы в соответствии с ФГОС ДО:
Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет. Общая информация о группе. Название группы: «Василёк» Режим работы: - годовой цикл: круглогодично; - режим работы группы: 9 часов при пятидневной рабочей неделе. Структура группы: В 2017-2018 учебному году списочный состав - 23 человек (11 мальчиков и 12 девочек) По группам здоровья: 1-я – 20 детей, 2-я – 3ребёнка Приложение №1 Список воспитанников подготовительной к школе группы Приложение №2 Список воспитанников подготовительной к школе группы по группам здоровья Характеристика контингента семей воспитанников группы. Объективную характеристику семей и родителей воспитанников даёт социальный паспорт. Содержание деятельности группы ориентировано на конкретный контингент детей и родителей: в соответствии с результатом наших исследований, большинство семей воспитанников проживают в одном селе Краснокумском. Проведенные социологические исследования показали, что наши воспитанники - это в основном дети, из полных семей. Образование родителей преимущественно среднее профессиональное. Аналитические данные показывают, что последние два года происходит: • повышение образовательного уровня родителей; • увеличение числа «молодых» родителей; • увеличение количества многодетных семей. Можно сделать вывод о «достаточном» уровне семей, как по материальному положению, так и по образовательному уровню и социальному статусу. Семьи преимущественно полные, в которых воспитывается 1 - 2 ребенка. 2017-2018 учебный год (начало года) С этой точки зрения семьи воспитанников относятся к типу сравнительно благополучных относительно современной ситуации Российской Федерации. Приложение №3 Социальный паспорт семей группы Характеристики особенностей развития детей 6-7 лет. Детский возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях группы. В соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»: Примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования / Н.Е.Веракса; Т.С.Комарова; М.А.Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 360с. Возрастные особенности развития детей: Седьмой год жизни. Подготовительная группа - с. 248. 1.2.Планируемые результаты освоения Программы - целевые ориентиры Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Спецификадошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, егонепосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования(необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вмененияребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольноговозраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатовосвоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, атакже от ее характера, особенностей развития детей и учреждения, реализующей Программу. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общегообразования. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылокк учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершенияуровня дошкольного образования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования,общих для всего образовательного пространства; б) решения задач: - формирования Программы, - анализа профессиональной деятельности, - взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей с 6 до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольногообразования, общих для всего образовательного пространства. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу исамостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; -ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего вигре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеетподчиняться разным правилам и социальным нормам. -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использоватьречь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, можетвыделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, можетконтролировать свои движения и управлять ими. - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разныхвидах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, вкотором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями изобласти живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственныхрешений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Уточняя и дополняя задачи реализации Программы, необходимо отметить, что средствами Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС осуществляется решение следующих задач: • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержанииобразования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствиедавления предметного обучения.
Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС: • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; •основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Программа составлена с учётом приоритетного направления Учреждения. Основная цель приоритетного направления: формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, позволяющего полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании. Задачи приоритетного направления: - формировать единый модуль художественно – эстетического развития и на его основе – развивать потребности во всех видах художественно-эстетической деятельности и связанных с ними способностей; -создать условия, способствующие, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. -использовать современные технологии по художественно-эстетическому развитию детей. -формировать у родителей представления о целях, задачах, содержании, методах и формах воспитательно – образовательной работы в условиях приоритета художественно – эстетического развития и воспитания. В своей работе опираемся на принципы художественно – эстетического развития: Принцип всеобщности и обязательности художественно-эстетического развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте. Принцип взаимосвязи художественно-эстетической деятельности детей с окружающей жизнью, искусством. Разработанная Программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Ставропольского края. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
Одним из основных принципов выступает принцип - культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд), возможность развития на каждом этапе дошкольного детства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Н.С.Карпинская). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (приобщение детей к культурно-историческому наследию малой Родины) - умеет использовать культурные эталоны как критерии оценки; - практически применяет знаний о национальной культуре в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, изобразительной, трудовой, физкультурной, конструктивной, игровой, коммуникативной); - имеет представления об истории основания, культурных традициях родного города, Ставрополья, родной страны; - имеет представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родной станицы, в Ставропольском крае, на Северном Кавказе и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации; - осознает роль человека в развитии культуры; - имеет элементарные представления о природе, населении и хозяйстве родного края, Ставропольского края; - имеет представления о предметах живой и неживой природы экосистем Ставропольского края; - имеет пространственное представление наиболее важных географических объектов в ближайшем окружении, в масштабах своего дома, детского сада, станицы и Ставропольского края; - проявление бережного отношения к семейным реликвиям. - проявляет интерес к настоящему и прошлому в ближайшем социокультурном окружении, окружающем мире; - бережно и ответственно относится к культурному окружению; 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленными в образовательных областях. Образование в группе направлено на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебнойдеятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видахдеятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития иобразования детей (далее - образовательные области): - социально - коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно - эстетическое развитие; - физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие 1. Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включаяморальные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социальногои эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности ксовместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности ксвоей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различнымвидам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2. Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах иотношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине иОтечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. 3. Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,детскойлитературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковойаналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4. Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия ипонимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становлениеэстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажамхудожественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 5. Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в томчисле связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координацияи гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитиюравновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящемущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образажизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, приформировании полезных привычек и др.). Образовательная деятельность в группе строится всоответствии с требованиями ФГОС ДО и примерной образовательной программой: «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса; Т.С.Комарова; М.А.Васильева и др.). Выбор данной программы обусловлен образовательными нововведениями. В соответствии с методическими рекомендациями к программе «От рождения до школы», обязательными являютсяразделы, которые входят в направления развития и образования детей, представленные в таблице.
|
Рабочая программа педагога 2 младшей группы на 2018-2019 учебный... Определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группе детей в возрасте от 3-х до 4-х лет и обеспечивает развитие... |
Рабочая программа разновозрастной группы мдоу «Детский сад №47 «Одуванчик»... |
||
Рабочая учебная программа по реализации основной образовательной... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное упреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... |
Рабочая программа на 2017-2018 учебный год второй группы раннего возраста №6 Принято на заседании педагогического совета мдоу «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко» |
||
Рабочая программа воспитателя доо в подготовительной к школе группе «Капелька» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 г. Челябинска» |
Приказ № годовой план работы муниципального бюджетного дошкольного... Педагогическим советом мбдоу «Детский сад №14» приказом заведующего мбдоу «Детский сад №14» |
||
Рабочая программа для детей от 6 до 7 лет воспитателей группы компенсирующей... Распределение основных форм воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на 2017-2018 учебный год |
Рабочая программа подготовительной к школе группы №11 для детей с... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №84 «Серебряное копытце» |
||
Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной к... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... |
Рабочая программа по музыкальной деятельности во 1-й младшей группе... Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида |
||
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы муниципального... Целевой раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений |
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в... Аимодействия взрослого с детьми средней группы мбдоу «Детский сад №21 «Росинка» с. Краснокумского» и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное,... |
||
Рабочая программа воспитателя старшей разновозрастной группы детского... Детский сад «Солнечный зайчик» филиал мбдоу детского сада «Березка» комбинированного вида |
План работы по самообразованию на 2017-2020 учебный год воспитателя... ... |
||
Рабочая программа воспитателя доу подготовительной к школе группы,... Составлена на основе учебно-методических материалов примерной программы дошкольного образования |
Рабочая программа подготовительной к школе группы для детей с общим... Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по пяти образовательным областям |
Поиск |