ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Тополек».
|
Назначение программы
|
Создать условия для реализации «Требований к содержанию и методам воспитания и обучения реализуемым в ДОУ».
|
Сроки реализации программы
|
2015-2018 гг.
|
Исполнитель программы
|
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад «Тополек» Тукаевкого муниципального района РТ
|
Руководитель и создатели программы
|
Научный руководитель: Бабынина Т.Ф. – к.п.н, доцент ФГБОУ НИСПТР, заведующий – Заикина Н.М., методический совет детского сада в составе: Сюрина Н.М., Заикина Е.М., Майорова Р.М.
|
Цель образовательной программы
|
Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Обеспечить построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое физическое).
|
Задачи образовательной программы
|
1.Создать условия для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей.
2.Обеспечить рациональную организацию и реализацию приоритетных направлений в ДОУ.
3.Содействовать обеспечению консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
|
Содержание
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
|
4
|
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
|
5
|
1.1.2. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
|
7
|
1.1.3.Планируемые результаты освоения Программы
|
14
|
Содержательный раздел
|
17
|
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий
|
17
|
2.2. Описание основной части образовательной деятельности (содержание, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы)
|
20
|
2.3. Описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
|
81
|
2.3.1 Режим дня. Организация непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов
|
81
|
Культурно-досуговая деятельность
|
86
|
2.4. Программа регионального компонента
|
88
|
2.5. Психолого-педагогические условия реализации Программы
|
96
|
2.6. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования
|
103
|
Организационный раздел
|
105
|
3.1. Общие сведения об учреждении
|
105
|
3.2 Проектирование воспитательно-образовательного процесса
|
107
|
3.3 Условия реализации Программы
|
111
|
3.4 Кадровые условия реализации Программы
|
114
|
Перечень использованной литературы
|
115
|
Приложение 1 Комплексно-тематическое планирование
|
120
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Тополек» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
Дошкольное образование в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детский сад «Тополек» Тукаевкого муниципального района РТ определяется образовательной Программой дошкольного образования, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС, учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образовательной программы дошкольного образования разрабатывается в соответствии с современными основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ, и строится на основе следующего нормативно-правового обеспечения:
На Федеральном уровне:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550;
Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013 N 01-50-377/11-555 «О соблюдении прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской Федерации и о нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
На уровне дошкольного учреждения:
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Тополек» Тукаевкого муниципального района РТ за номером № 4140 от 07 декабря 2011 года
Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия РО №023103 от 28 апреля 2011 года, регистрационный №1195;
Годовой план работы на текущий учебный год;
Основная образовательная программа дошкольного образования может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.
1.1.1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы
МБДОУ - детский сад «Тополек» Тукаевкого муниципального района РТ
(далее Программа)
Цели Программы:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, созданию благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа направлена:
- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Тополек»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
|