ПРИНЯТО
на педагогическом совете
от 31.08.2016 №7
|
УТВЕРЖДАЮ
заведующий д/с
________________
Л.Н. Носкова
приказ от 06.09.2016 №145
|
Рабочая программа воспитателей группы раннего возраста
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2»
Ардатовского муниципального района Нижегородской области
Воспитатели:
Проняева Оксана Владимировна
Москальцова Алена Ивановна
Ардатов, 2016 год
Содержание
№
|
Наименование раздела
|
Стр.
|
1.
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
3
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
3
|
1.1.1
|
Цели и задачи реализации Программы
|
4
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию Программы
|
5
|
1.1.3
|
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
|
7
|
1.2
|
Планируемые результаты освоения Программы
|
14
|
2.
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
16
|
2.1
|
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
|
16
|
2.2.
|
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
|
32
|
2.3.
|
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
|
34
|
2.4.
|
Способы и направления поддержки детской инициативы
|
37
|
2.5.
|
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
|
37
|
3
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
|
43
|
3.1.
|
Материально-техническое обеспечение Программы
|
43
|
3.2.
|
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
|
43
|
3.3.
|
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
50
|
3.4.
|
Распорядок и режим дня
|
51
|
3.5.
|
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
|
55
|
4
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
62
|
4.1
|
Перспективный план работы на 2016 – 2017 уч. год по применению технологии проектной деятельности с дошкольниками.
|
62
|
4.2
|
Тематический план к программе «Мой родной край» для детей старшей группы
|
63
|
1. Целевой раздел образовательной программы
Поясн
Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.) 7
2. Cодержательный раздел программы 16
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 16
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов 32
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 37
Старший дошкольный возраст 37
Подготовительный к школе возраст 37
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 39
Детско – родительский проект «Мы со спортом очень дружим» 42
Особенности организации жизни групп 61
Детско – родительский проект «Мы со спортом очень дружим» 66
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. под рег. № 30384);
Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014г. № 08-10 «План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014);
Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 января 2014 г. № 8 г. Москва "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным Программам дошкольного образования";
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26
Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – «Детский сад № 2» (далее – МБДОУ);
а также учитывает рекомендации, концептуальные положения примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом ФГОС, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
При разработке Программы учитывались:
личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
необходимость практической направленности образовательного процесса;
интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Программа ориентирована на учет:
интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы выполняет комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена разработанная программа «Мой родной край», направленная на развитие детей в нескольких образовательных областях: «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», а также включает различные направления из числа парциальных программ. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности и интересы детей, их семей и ориентирована на специфику национальных и социокультурных условий и сложившихся традиций учреждения.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.
В обязательной части:
Образовательная программа –стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Это означает , что ее цель – психолого –педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью все задачи программы можно разделить на три блока.
1. Задачи адаптации:
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
2. Задачи социализации:
-приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни ,развитие социальных, нравственных , эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;
-объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3. Задачи самоутверждения:
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.
В части, формируемой участниками образовательных отношений
Цель: Расширение и углубление основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал образования с учетом региональных особенностей.
Задачи(согласно парциальным программам):
Программы
|
цели и задачи
|
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- семицветик» под ред. Н.Ю.Куражевой
|
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития в процессе общения;
- Развитие волевой, личностной, интеллектуальной сферы личности ребенка.
- Развитие познавательных и психических процессов- восприятия, памяти , внимания, воображения.
|
Программа предшкольной подготовки «Школьный росточек» (автор педагог- психолог Плеханова И.Ю.)
|
Цель: Формирование позитивной мотивации к обучению в школе
Задачи:
- развитие и коррекция мотивационной готовности к школе, формирование познавательных и социальных мотивов
(формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе);
- развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения
- развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;
- формирование навыков учебной деятельности: внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
|
Программа «Мой родной край» (авторы Глухова Н.В., Плеханова И.Ю., Ступникова Е.Л.)
|
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком.
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь,
Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Расширить знания детей о флоре и фауне Ардатовского района. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей
Формировать нравственно-патриотические качества - храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
|
Программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Развивайка» (рабочая программа педагога дополнительного образования)
|
Цель: Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
-развитие фонематического восприятия
-развитие способностей к фонематическому анализу и синтезу
-знакомство с буквами и звуками русского языка
-формирование навыка слогового чтения
|
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы.
В обязательной части:
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этом период –подготовка к следующему этапу развития;
- личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей;
- уважение к личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей полноценное развитие ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО Программа реализует также принципы формирования образовательного пространства и реализации образовательной деятельности, связанные с переносом их из задач дошкольного образования:
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, с пособностей и состояния здоровья детей;
- обеспечивать психолого- педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы реализации Программы в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
В части, формируемой участниками образовательных отношений (согласно парциальным программам) :
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Коррекционно- развивающие занятия с педагогами учитывают особенности познавательного , социального и личностного развития детей. Н всех занятиях педагоги ориентируется на ребенка: его умственные способности , тип темперамента, особенности в сфере общения и его индивидуальные особенности;
Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируются группы, с которыми проводятся коррекционно-развивающие занятия.
Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребенка, с другой стороны, помогают предотвратить еще не возникшие проблемы в определенных сферах развития личности дошкольника.
Принцип гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
Принцип добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях;
Принцип сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям);
Ведущими являются субъект—субъектные отношения, т.е. полноценные межличностные отношения, основанные на доверии, без подозрений, страха.
Подходы к реализации Программы
Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и разработана в соответствии со следующими подходами.
Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
задача педагога заключается в фасилитации, т.е. «стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин).
Системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.
Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.
Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.
Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник.
Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации образовательной программы характеристики
|