ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Алёнушка»
|
Назначение программы
|
Создать условия для реализации требований к содержанию и методам воспитания и обучения реализуемым в ДОУ
|
Сроки реализации программы
|
2014-2018 г.г.
|
Исполнитель программы
|
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад «Алёнушка»
|
Руководитель и создатели программы
|
Хамидуллина Л.М. - заведующий МБДОУ – детский сад «Алёнушка»,
Минхайдарова Р.А. - старший воспитатель,
Бабынина Т.Ф. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО НИСПТР , руководитель РИП
Творческая группа педагогов ДОУ
|
Цель образовательной программы
|
Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Обеспечить построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое).
|
Задачи образовательной программы
|
1.Создать условия для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей.
2.Обеспечить рациональную организацию и реализацию приоритетных направлений в ДОУ.
3.Содействовать обеспечению консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
|
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
|
4
|
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
|
5
|
1.1.2 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста. Возрастные особенности психофизического развития детей
|
7
|
1.1.3 Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры
|
14
|
2. Содержательный раздел
|
|
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий
|
17
|
2.2 Описание основной части образовательной деятельности (содержание, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы)
|
20
|
2.3 Описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
|
78
|
2.3.1 Режим дня. Организация непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов
|
78
|
2.3.2 Культурно-досуговая деятельность
|
83
|
2.4 Программа регионального компонента
|
85
|
2.4.1 Балалар бакчасында рус һәм башка милләт балаларын татарчага өйрәтү программасы
|
92
|
Психолого-педагогические условия реализации Программы
|
95
|
2.6 Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования
|
101
|
2.6.1 Коррекционная работа логопеда
|
103
|
3. Организационный раздел
|
|
3.1. Общие сведения об учреждении
|
105
|
3.2 Проектирование воспитательно-образовательного процесса
|
106
|
3.3 Условия реализации Программы
|
110
|
Кадровые условия реализации Программы
|
113
|
Перечень используемых Программ
|
114
|
Краткая презентация Программы
|
117
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Алёнушка» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
Дошкольное образование в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Алёнушка» определяется образовательной Программой дошкольного образования, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС, учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Содержание образовательной программы дошкольного образования разрабатывается в соответствии с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ, и строится на основе следующего нормативно-правового обеспечения:
На Федеральном уровне:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550;
Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013 N 01-50-377/11-555 «О соблюдении прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской Федерации и о нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
На уровне дошкольного учреждения:
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Алёнушка», утверждён постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 20.06.2013г. №760.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности - регистрационный №1203 от 28 апреля 2011 года, серия РО № 023111, срок действия - бессрочно, выдана Министерством образования и науки Республики Татарстан;
Годовой план работы на текущий учебный год.
Основная образовательная программа дошкольного образования может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.
1.1.1 Цели и задачи реализации
основной образовательной программы
МБДОУ - детский сад «Алёнушка» (далее Программа)
Цели Программы:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, созданию благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа направлена:
- на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жёсткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детский сад «Алёнушка»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• строится с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики МБДОУ - детский сад «Алёнушка» обеспечивает развитие детей в возрасте с 1.5 лет до 7 лет. Воспитательно-образовательная работа строится с учётом возрастных особенностей психофизического развития воспитанников.
|