Скачать 450.94 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННО АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» Методическая разработка практического занятия По дисциплине «Анатомия и физиология человека» Тема: Использование знаний о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза Специальность: 31. 02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки 2017 Рассмотрено на заседании ПЦМК Протокол №__ «___» __2017г Председатель ПЦМК ______ Автор - составитель: преподаватель анатомии и физиологии человека высшей категории Андреева Нина Михайловна. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методической разработке дисциплины «Анатомия и физиология человека» по теме: «Использование знаний о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза». Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Использование знаний о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза». В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. В ходе занятия используются элементы групповой работы, личностно-ориентированной технологии, здоровья сберегающей технологии. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленный уровень среднего профессионального образования. В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:- анатомию и физиологию человека. уметь:- использовать знания о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. Формируемые компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. П.К. 1.2. Проводить диагностические исследования. ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний П.К. 2.3. Выполнять лечебные вмешательства ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний. П.К. 3.6.Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. П.К. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном этапе. ОПОР Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний. Учебно-методический план занятия Предмет: Анатомия и физиология человека Тема: Использование знаний о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза Тип занятия: практическое Цели занятия: 1.Образовательная: - Формирование знаний о строении мышечной и нервной тканях человека; - Формирование умений использовать знания о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. 2. Развивающая: - Развивать способности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - Развивать навыки сотрудничества со сверстниками. 3. Воспитательная: -Развивать готовность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -Воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии. Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный Междисциплинарная интеграция: Анатомия и физиология человека ПМ. 01 Диагностическая деятельность Биология → ПМ. 02 Лечебная деятельность ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе ПМ. 05 Медико-социальная деятельность ПМ. 04 Профилактическая деятельность Внутридисциплинарная интеграция Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата человека Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов Использование знаний о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Дидактическое пространство:
4. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи. Время и место проведения занятия: 90 минут, кабинет анатомии и физиологии человека. Рекомендуемая литература: Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. Хронологическая карта занятия
Приложение№1 Методические рекомендации для преподавателя
Показать на плакатах и слайдах нервную ткань, состоящую из специальных клеток - нейронов и вспомогательных клеток - нейроглии. В нейроне показать тело и отходящие от него отростки двух видов: наиболее длинный (единственный), проводящий импульсы от тела нейрона к другим нейронам или к клеткам органов тела, - аксон и другие, более короткие древовидно ветвящиеся отростки, по которым импульсы проводятся по направлению к телу нейрона, - дендриты. Подчеркнуть, что важнейшим функциональным свойством нервной ткани является легкая возбудимость и проводимость (передача импульсов). Она способна воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды и передавать их по своим волокнам другим тканям и органам тела. Дать задание для самостоятельной работы студентов и на самоконтроль (самопроверку). 4. Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, морфофункциональным и ситуационным задачам (по усмотрению преподавателя). 5. Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленной цели и задание на дом. Приложение №2 Методическая разработка к практическому занятию для студента Тема: Использование знаний о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза Цель: Обобщить знания и умения по данной теме изученные на предыдущих занятиях. Формировать умения использовать знания о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. Оснащение занятий:
4. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи. Время занятия: 90 минут Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека Приложение №3 ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приложение №4 Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов Задание 1. 1. Используя учебники: Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов, стр. 29-32, Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, стр. 35-37, лекцию, таблицы изучите строение различных видов мышечной ткани. При этом обратите внимание на следующие отличительные морфологические признаки:
Ознакомьтесь с основными отличительными признаками различных видов мышечной ткани: поперечнополосатой, гладкой и сердечной. Рисунок 1. 2. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты и слайды с различными видами мышечной ткани. В скелетной мышечной ткани найдите поперечную исчерченность миофибрилл, которая объясняется правильным чередованием между собой участков (дисков) с разными физико-химическими и оптическими свойствами. Темные диски А - анизотропные - обладают двойным лучепреломлением и состоят из нитей актина и миозина. Светлые диски И -изотропные - не обладают двойным лучепреломлением, в них обнаруживаются только нити актина. Обратите внимание на тупой конец поперечнополосатого мышечного волокна, который переходит в белое сухожилие. Между отдельными мышечными волокнами можно видеть тонкие прослойки рыхлой волокнистой соединительной ткани, которая образует вокруг каждого волокна сетчатую волокнистую оболочку - эндомизий. При сокращении мышечного волокна, когда оно, укорачиваясь, одновременно утолщается, эндомизий растягивается лишь до определенного предела, ограничивая увеличение толщины мышечного волокна и тем самым регулируя его сокращение. Рисунок 2. При рассмотрении гладкой мышечной ткани найдите сильно вытянутые клетки веретенообразной формы - миоциты с ядром в центре. В протоплазме миоцитов видны многочисленные и очень тонкие миофибриллы, которые поперечной исчерченности не имеют. Миоциты объединяются в пучки, а последние - в пласты, которые формируют часть стенки внутренних полых органов. Сокращение гладкой мышечной ткани не подчинено нашей воле, оно происходит более медленно и длительно. Гладкая мышечная ткань способна работать долго и с большой силой. Например, мышечные стенки матки при родах, протекающих часами, развивают такую силу, которая недоступна для поперечнополосатых мышц. Рисунок 3. В сердечной мышечной ткани отметьте черты сходства с гладкой и скелетной мышечными тканями. Она состоит из сердечных мышечных клеток - кардиомиоцитов, которые с помощью вставочных дисков соединяются и образуют мышечные волокна. Исчерченность выражена меньше, чем в скелетной мышечной ткани. Сокращается сердечная мышечная ткань непроизвольно. Рисунок 4. Задание 2. Заполните таблицу
Задание 3. 1. Используя учебники: Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов, стр. 32-34, Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, стр. 37-39, лекцию, таблицы изучите строение нервной ткани, нейрона, его отростков (аксона, дендритов) и нейроглии. Рассмотрите микропрепараты, слайды с нервной тканью и соответствующие плакаты. Обратите внимание на наличие в нейронах базофильного (тигроидного) вещества, синтезирующего белки, и нейрофибрилл, проводящих возбуждение (нервные импульсы). Найдите один длинный отросток - аксон и несколько древовидно ветвящихся коротких отростков - дендриты. Запомните одно исключение из этого правила. Есть особого вида дендриты - дендриты чувствительных клеток спинномозговых узлов. Они являются длинными, доходят до периферии и оканчиваются чувствительными нервными приборами - рецепторами. Рисунок 5. Рисунок 6. Выделите по количеству отростков 3 группы нейронов: 1) псевдоуниполярные (ложные однополюсные) нейроны, аксон и дендрит которых начинаются от общего выроста тела клетки с последующим Т-образным делением; характерны для чувствительных нейронов краниальных и спинальных узлов; 2) биполярные (двухполюсные) нейроны - с двумя отростками (аксон и дендрит); 3) мультиполярные (многополюсные) нейроны - с тремя и более отростками. У человека они встречаются чаще всего. Рисунок 7. Уясните и запомните 3 группы нейронов по выполняемой функции:
После этого рассмотрите нейроглию, которая окружает со всех сторон нейроны и составляет для них строму. Она выполняет в нервной ткани опорную, трофическую и защитную функции. Все клетки нейроглии делятся на 2 вида: глиоциты (макроглия) и глиальные макрофаги (микроглия). Среди глиоцитов различают эпендимоциты, астроциты и олиго-дендроциты. Эпендимоциты выстилают спинномозговой канал и желудочки головного мозга. Астроциты образуют опорный аппарат ЦНС. Олигодендроциты окружают тела нейронов, находятся в составе оболочек нервных волокон. Глиальные макрофага осуществляют функцию фагоцитоза. Рисунок 8. 2. Изучите и рассмотрите на плакате и слайдах строение миелиновых и безмиелиновых нервных волокон и синапса. Миелиновое волокно состоит из осевого цилиндра и покрывающих его миелиновой и шванновской оболочек. Через промежутки равной длины (от 0.2 до 1-2 мм) миелиновая оболочка прерывается перехватами Л. Ранвье, оставляя открытыми участки осевого цилиндра на 1 мкм. Рисунок 9. Безмиелиновое волокно не имеет миелиновой оболочки и покрыто только леммоцитами (шванновскими клетками). Увяжите влияние этих морфологических особенностей на скорость проведения возбуждения по волокну. В миелиновом волокне возбуждение передается сальтаторно (скачкообразно) от одного перехвата к другому с большой скоростью, достигающей 80-120 м/с. В безмиелиновом волокне скорость передачи возбуждения составляет только. 0.5-10 м/с, так как волна деполяризации мембраны идет по всей плазмолемме, не прерываясь. Рисунок 10. При рассмотрении синапса выделите в нем 3 основные части: пресинаптическую мембрану, синаптическую щель и постсинаптическую мембрану. Пресинаптическая мембрана представляет собой электрогенную мембрану нервного окончания, аксоплазма которого включает большое количество (до 1 млн.) пузырьков двух видов: гранулярных, содержащих норадреналин, и агранулярных, содержащих ацетилхолин. Постсинаптическая мембрана - это электрогенная мембрана мышечного волокна (в мионевральном синапсе), имеющая большое количество складок, содержащая холинорецепторы, взаимодействующие с ацетилхолином, адренорецепторы, взаимодействующие с норадреналином, а также фермент холинэстеразу, который разрушает ацетилхолин. Синаптическая щель шириной 20-50 нм открывается во внеклеточное пространство и заполнена межклеточной жидкостью. Эта щель способствует односторонности проведения возбуждения через синапс и синаптической задержке возбуждения. Рисунок 11 Ознакомьтесь с классификацией основных видов синапсов в нервной ткани. Рисунок 12. Рисунок 13. Рисунок 14. Задание 4. Зарисуйте в альбомы три вида мышечной ткани, нервную ткань, нейроны различных видов по количеству отростков, миелиновое и безмиелиновое нервное волокно, нервно-мышечный синапс. Работу по зарисовке в альбомы тканей можно закончить дома. Задание 5. 1. Проверьте по тестам, морфофункциональным и ситуационным задачам, насколько прочно Вы усвоили знания о классификации, строении и функциях соединительной ткани. 2. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя). Приложение №5 Задания для входного контроля Продемонстрируйте знания о строении мышечной и нервной ткани при решении тестовых заданий Найдите один верный ответ: 1) Свойства мышечной ткани: А. возбудимость и проводимость Б. возбудимость В. возбудимость и сократимость Г. сократимость 2) Мышечная ткань, образующая мышечную оболочку внутренних органов: А. гладкая Б. поперечнополосатая В. сердечная Г. эпителиальная 3) Короткие, чувствительные отростки нервных клеток, называются: А. аксон Б. дендриты В. рецептор Г. эффектор 4) Сокращается произвольно, затрачивает много энергии, ткань: А. гладкая Б. поперечнополосатая В. сердечная Г. эпителиальная 5) Нервные клетки, имеющие три и более отростка, называются: А. биполярными Б. мультиполярными В. псевдоуниполярными Г. афферентными 6) Мышечная ткань, образующая скелетные мышцы: А. гладкая Б. поперечнополосатая В. сердечная Г. эпителиальная 7) Длинный, двигательный отросток нервных клеток, называется: А. аксон Б. дендриты В. рецептор Г. эффектор 8) Место контакта нейронов называется: А. дендритом Б. синапсом В. рецептором Г. эффектором 9) Сократительным аппаратом мышечной ткани являются: А. миоциты Б. тонофибриллы В. миофибриллы Г. эластические волокна 10) По строению, положению в организме и свойствам мышечная ткань делится на ….. вида: А. 3 Б. 4 В. 2 Г. 6 Приложение №5 Критерии оценивания: Точно определены строение и виды мышечной и нервной ткани при решении тестовых заданий. Да/нет Система оценивания: Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов -10. Оценка:
Эталоны ответов для задания тестового контроля
Приложение №6 Контрольные вопросы |
Методическая разработка практического занятия по пм: «Младшая медицинская... На рецензию представлена методическая разработка практического занятия на тему «Медикаментозное лечение в сестринской практике»,... |
Методическая разработка практического занятия тема: «Устройство и... Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по теме... |
||
Методическая разработка практического занятия для преподавателя.... Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув |
Методическая разработка Регионального смотра знаний «путешествие в страну выученных уроков» Он концентрирует внимание студентов на познавательной стороне обучения, а также стимулирует их к самостоятельному решению некоторых... |
||
Методическая разработка практического занятия По дисциплине: «Медико социальная реабилитация» Ок понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки... Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей... |
||
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Тема:... План занятия стр. 11 13 |
Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Английский язык» Методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка профессиональных образовательных учреждений |
||
Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине «Фармакология» Выявить уровень усвоения фармакотерапевтического действия средств, влияющих на центральную нервную систему, побочные эффекты препаратов... |
Методическая разработка практического занятия по теме «Выявление... Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с обучающимися по теме: «Выявление факторов, влияющих... |
||
Разработка урока одноатомные спирты и их роль в жизни человека По дисциплине «химия» Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Химия» по теме «Одноатомные спирты и их... |
Методическая разработка теоретического и практического занятия для... Методическая разработка предназначена для проведения теоретического и практического занятий «Клиническая фармакология антиангинальных... |
||
Методическая разработка практического занятия для специальности 34. 02. 01 Сестринское дело Тема занятия №2 : Планирование реализации фармакотерапии по назначению врача. Лекарственные средства, влияющие на сердечно – сосудистую... |
Методическая разработка практического занятия Мдк. 03. 01 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе |
||
Методическая разработка практического занятия по теме: «Применение... Министерство здравоохранения Саратовской области Государственное автономное образовательное учреждение |
Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине... Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине «Психология» на тему: «Личность, структура личности, развитие личности»... |
Поиск |