Скачать 272.1 Kb.
|
Министерство образования Республики Карелия ГАОУ СПО РК «Сортавальский колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Одноатомные спирты и их роль в жизни человека По дисциплине « ХИМИЯ» Методическая разработка утверждена на заседании предметной комиссии зооветеринарных дисциплин протокол № ___от _____ Председатель комиссии ________Крылова Н.Б. Сортавала 2012 Аннотация Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине « Химия» по теме «Одноатомные спирты и их роль в жизни человека» для специальности « Ветеринария» для студентов 1 курсов. В данной работе представлена информация по подготовке, проведению теоретического занятия с использованием мультимедийной аппаратуры с демонстрацией компьютерной презентации. Предлагаемая разработка комбинированного урока интересна своей динамичностью, широтой охвата материала, чередованием видов деятельности: эксперимент, выступление, обсуждение. Она может быть использована начинающими преподавателями в работе при изучении дисциплины « Химия». Содержание Введение…………………………………………………………………………..4 Основная часть
2.1.Организационный момент…………………………………………………….8 2.2.Вступительно слово преподавателя………………………………………….8 2.3. Изучение нового материала…………………………………………………..8 2.4. Контроль знаний……………………………………………………………...15 2.5.Домашнее задание……………………………………………………………..15 2.6. Подведение итогов и оценка результатов……………………………………16 3. Заключение………………………………………………………………………16 4. Литература…………………………………………………………………….....17 5. Приложение 1…………………………………………………………………….18 Приложение 2…………………………………………………………………… 21 Приложение 3…………………………………………………………………….22 Введение Органическая химия имеет исключительно важное научное и практическое значение. Объектом её исследований является огромное число соединений синтетического и природного происхождения. Поэтому органическая химия стала крупнейшим и наиболее важным разделом современной химии. Изучение темы «Спирты и их роль в жизни человека » имеет важное значение в формировании у обучающихся основных понятий органической химии. На материале этой темы, прежде всего, развивается и конкретизируется такое важное понятие, как гомологический ряд. Это понятие раскрывается здесь на основе непосредственного наблюдения отдельных представителей класса спиртов. А это уже шаг вперед по сравнению с изучением гомологического ряда предельных углеводородов, где очень трудно экспериментально показать сходство и различие между отдельными представителями. Интересно отметить, что впервые идея гомологии органических соединений была развита именно на предельных одноатомных спиртах. Рассмотрение гомологического ряда спиртов способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения у обучающихся. Сопоставляя состав отдельных представителей гомологического ряда с их свойствами, обучающиеся убеждаются в том, что изменение количества атомов в молекулах спиртов неизбежно приводит к изменению качества. Эта тема является не только обобщением ранее накопленных сведений о строении органических веществ, но и их дальнейшим развитием. Здесь обучающиеся узнают, что химические свойства органических веществ зависят не только от характера связей в углеродном «скелете» молекул, но и от природы атомов или групп атомов, соединенных с этим «скелетом». Фактический материал этой темы служит основой для формирования такого общего понятия в химии, как функциональная группа. При изучении этой темы обучащиеся знакомятся с важным положением теории А.М. Бутлерова о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ. Материал этой темы имеет большое значение в развитии политехнического кругозора обучающихся, так как позволяет ознакомить их с одним из типичных производств органического синтеза - получением этилового спирта. И, наконец, говоря о вредном воздействии спирта на организм человека, данная тема занятия формирует у обучающихся принципы здорового образа жизни. Химия очень важна в ветеринарии, так как она вкладывает большую базу знаний о веществах, об их приготовлении и об их действиях. В ветеринарии сталкиваются и органические, и неорганические, и биоорганические вещества, поэтому по всем этим вещам нужно иметь запас знаний, чтобы уметь понимать их воздействие, как на организм, так и друг друга. Будущему ветеринару или ветеринарному эксперту придется очень часто иметь дело с таким родом работы, особенно последнему. Так как ветеринарный эксперт зачастую находится в лаборатории и проводит анализ над продуктами животноводческой деятельности и поэтому он обязан очень хорошо и подробно изучить всю химию и все ее направления, ведь от этого зависти не только его профессиональная судьба, но и судьба людей, которые будут уверены в его компетенции. Будущие ветеринарные специалисты должны знать особенности строения, свойства и способы получения, области применения, особенно в медицине, а также вредное воздействие спиртов на живые организмы. Эти знания им пригодятся при изучении дисциплины « Биология» в разделе « Размножение и развитие организмов», « Микробиология» в разделе «Типы брожения», « Фармакология». Основная часть 1.Тема «Одноатомные спирты и их роль в жизни человека» 1.1Цель написания методической разработки В помощь начинающему преподавателю в проведении теоретического занятия в условиях колледжа. 1.2.Подготовительная работа Для проведения теоретического занятия требуется следующая подготовительная работа Составление плана занятия Подбор наглядного материала Оформление компьютерной презентации Подготовить мультимедийную аппаратуру Приготовить реактивы для опытов 1.3 Мотивация занятия Преподаватель должен: Помочь обучающимся изучить теоретический материал по теме « Одноатомные спирты и их роль в жизни человека» Помочь обучающимся расширить свои знания в области химии Научиться проводить химический эксперимент Научиться пользоваться дополнительной литературой для самообразования Научиться готовить презентации и выступать перед аудиторией 1.5 План проведения занятия Теоретическое занятие № 54 Группа 411 « Ветеринария» Тема « Одноатомные спирты и их роль в жизни человека» Цель: Изучить свойства одноатомных спиртов и выяснить какую роль играют в жизни человека. Образовательные: актуализировать знания обучающихся о спиртах, используя исследовательский подход к обучению, способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением предельных одноатомных спиртов. Развивающие: развивать познавательную активность, уметь анализировать, обобщать, наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения, совершенствовать умение проводить эксперимент с соблюдением правил техники безопасности, способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине Воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью, умения работать в группах. Тип занятия – изучение нового материала Вид урока – комбинированный Место проведения: Кабинет «Химии» ГАОУ СПО «Сортавальский колледж» Материальное оснащение занятия:
«Гомологический ряд предельных углеводородов» «Номенклатура органических соединений »
Межпредметные связи: Общая биология. Тема: «Размножение и развитие организма» 2.Ход занятия
Методика проведения занятия 2.1. Организационный момент. Преподаватель приветствует обучающихся. Проверяет готовность студентов к занятию, отмечает в классном журнале отсутствующих. Преподаватель открывает компьютерную презентацию. 2.2 Вступительное слово преподавателя. Тема сегодняшнего занятия: Одноатомные спирты и их роль в жизни человека ( слайд 1). Студенты делают запись в тетради. Сегодня у нас необычный урок. Все вы находитесь в научной аналитической лаборатории, где работают группы ученых «эксперты», «биологи», «химики», «медики». Главная цель - выяснить какими свойствами обладают одноатомные спирты и какую роль они играют в жизни человека. (Слайд 2) В ходе занятия мы должны выяснить Этанол – друг или враг человечества? (слайд 3) В роли ученых будете выступать вы ребята! Каждая группа получит конверт с заданиями. После выполнения заданий, каждая группа выскажет своё мнение о результатах своей работы. Предварительно вы получили задания рассмотреть некоторые вопросы по теме спирты и подготовить несколько слайдов. Занятие хочу начать со следующих высказываний великого русского писателя ( слайд 4). Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство». Л.Н. Толстой На данном слайде вы видите вопросы которые мы должны изучить (слайд5). 2.3. Изучение нового материала Что же такое спирты? Работа со слайдом 6. Запись в тетради. Спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксогруппами. Общая молекулярная формула Давайте попробуем по формуле составить спирт Если п =2, С2Н5ОН Классификация спиртов (слайд 7 -8) Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов (слайд 9) Простейшие представители одноатомных предельных спиртов: CH3OH метанол (метиловый спирт), C2H5OH этанол (этиловый спирт). Перед вами формула спирта, наша задача назвать ее (слайд 10). Как же даются названия спиртам? Номенклатура
Сегодня мы будем изучать свойства спиртов на примере этанола или этилового спирта (медицинский спирт) Рассмотрим строение молекулы этилового спирта. Выступление обучающихся. Структурная формула этилового спирта (слайд 11) Несмотря на большую подвижность атома водорода гидроксильной группы по сравнению с другими атомами водорода, этиловый спирт не является электролитом и в водном растворе не диссоциирует на ионы. Связи между атомами в молекуле этилового спирта ковалентные (полярные) (слайд 12) Чтобы подчеркнуть, что в молекуле спирта содержится гидроксильная группа — ОН, соединённая с углеводородным радикалом, молекулярную формулу этилового спирта пишут так (слайд 13) А теперь мы перейдем к изучению свойств спиртов на примере этанола. Каждая группа получает задания. Выполнение задания. Вам необходимо изучить свойства этилового спирта, для этого вы должны провести следующие опыты. Проводится инструктаж по технике безопасности:
Представители каждой группы выступают с сообщением о результатах проделанной работы. Эксперты. Физические свойства этанола Описание опыта и результаты Цель нашего исследования состояла в изучении физических свойств этанола, мы должны были на основе опытов определить агрегатное состояние спирта, цвет, запах, растворимость в воде и жирах. Что у нас получилось? Продиктовать таблицу (слайд 14).
Благодаря этим свойствам этанол нашел широкое применение в отраслях народного хозяйства. А об этом нам расскажет эксперт (слайд 15 – 20) Со времен древних цивилизаций он был основой большинства опьяняющих напитков. В столовых винах каждая двадцатая молекула-это молекула этанола. Этанол образует водородные связи с молекулами воды, что позволяет смешиваться с водой в любых соотношениях. Родоначальником современной 40% водки считают Д.И.Менделеева, защитившего диссертацию под названием «О соединении спирта с водой». Благодаря своим свойствам этиловый спирт имеет большое значение в отраслях народного хозяйства.
Ограничено в силу своей гигроскопичности (отслаивается) используется в смеси с классическими нефтяными жидкими топливами.
В химической промышленности:
Парфюмерия и косметика Является универсальным растворителем различных веществ и основным компонентом духов, одеколонов, аэрозолей и т. п. Входит в состав разнообразных средств, включая даже такие как зубные пасты, шампуни, средства для душа, и т. д. |
Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика» Технологическая карта урока по дисциплине «Экономика» по теме «Деньги и их роль в экономике» |
Урока по дисциплине «Экономика» по теме «Деньги и их роль в экономике» Технологическая карта урока по дисциплине «Экономика» по теме «Деньги и их роль в экономике» |
||
Высшая школа информационных технологий и информационных систем С тем как растет роль компьютеров в жизни человека, компьютерная аппаратура, различные девайсы существенно влияют и на образ жизни... |
Сценарий урока Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей, выражают свои эмоции по поводу услышанного; высказывают свое отношение к иностранным... |
||
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения... Темы интегрируемых предметов: химия – «Загрязнение окружающей среды», биология – «Влияние человека на биосферу» |
Разработка урока по дисциплине «Основы дизайна и композиции» Цель урока: Создать буквицу в текстовом процессоре ms word, используя встроенную векторную графику автофигуры. Применить созданный... |
||
Методические указания к разработке индивидуального проекта по дисциплине... Методические указания к разработке индивидуального проекта по дисциплине Химия составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины... |
Комплект оценочных средств по учебной дисциплине Химия Химия по специальности 15. 02. 01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) |
||
Л. А. Гаврилов н. С. Гаврилова биология Какова относительная роль социальных и биологических факторов продолжительности жизни человека? Почему женщины живут |
Тема урока: «Химия и здоровье. Витамины. Понятие о витаминах» Умк: Габриелян О. С. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, рекомендованный... |
||
Методические указания по дисциплине пд. 02 Химия для выполнения лабораторных... Методические указания и задания к лабораторно-практическим занятиям для студентов специальности 35. 02. 05 Агрономия по дисциплине... |
Московский образовательный комплекс имени В. Талалихина методическая... Разработка урока предназначена для проведения уроков производственного обучения по программе пм 02 Приготовление блюд и гарниров... |
||
Дайте детству наиграться! Игра относится к числу основных видов деятельности человека, наряду с трудом и учением. Она появилась в его жизни с незапамятных... |
«Дисперсные системы» Цель урока: дать представление о дисперсных системах и их классификации; показать значение дисперсных систем в природе, и жизни человека,... |
||
Учет библиотечного фонда в современных условиях В жизни каждого человека книга играет огромную роль. Она сопровождает его от колыбели до старости, обогащает знаниями и опытом, накопленными... |
Методические рекомендации для студентовпо выполнению самостоятельной... Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения... |
Поиск |