Методы исследования в биологии (10 класс)


Скачать 0.85 Mb.
Название Методы исследования в биологии (10 класс)
страница 1/8
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет образования и науки Курской области

Комитет образования города Курска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

53» города Курска

«Современные образовательные технологии:

5 + 4 кейсов по общей биологии»


Афанасьева Маргарита Николаевна

заместитель директора

по учебно – воспитательной работе,

учитель химии и биологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№ 53» города Курска

E – mail: afanasieva53@yandex.ru

Сайт: http://nsportal.ru/afanasieva53/

Общая биология

  1. Методы исследования в биологии………………………………….……3

  2. Методы цитологии. Клеточная теория…………………………….…….12

  3. Строение и функции белков…………………………………………..….18

  4. Пищевые цепи……………………………………………….…………….22

  5. Я б в ученые пошел (криобиология и не только) ……………………....28

+++

+ 1. Чистоплотная хозяйка (10-11 классы)……………………….……..……..43

+2. Загадка дачного участка (10-11 классы)……………………….……….…45

+3. Модифицированный друг (10 класс «Генетика»)…………….....….….…47

+4. Антропогенез (9, 11 классы «Происхождение человека») …………...…53


  1. «Методы исследования в биологии». 10 класс

Тема урока: Методы исследования в биологии (10 класс)

Цель: создать условия для осмысления информации об основных методах биологических исследований.

Задачи:

  1. Способствовать развитию у обучающихся умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, Интернет - источниками;

  2. Способствовать развитию умений, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы;

  3. Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечать на вопросы, находить пути решения проблемных ситуаций.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология; кейс – технология.

Методы: словесные, наглядные, практические.

ХОД УРОКА

Учитель. Много-много лет назад человек, который может, в шкурах ещё ходил и не умел добывать огонь, поднял глаза в небо и задумался. Почему каждый день выходит солнце? Что из себя представляют звёзды? Почему воды реки непрерывно текут в море и никогда не иссякают? Может быть, это он был первым? Он, придумавший потом себе богов, которые помогли ответить ему на его многочисленные вопросы? Помогли, но не избавили от сомнений. И вопросы множились, множились, множились…

Человек повзрослел, скинул с себя шкуру, оделся в меха и спрятался в каменных джунглях. А вопросы остались. Потому что осталось человеческое любопытство. Потому что осталась потребность заглянуть за грань понятного и обжитого пространства. А всё началось с простого вопроса: «Почему?» «Почему на хлебе появляется плесень? И откуда она берётся?», «Почему дети похожи на своих родителей?» и еще очень много, много почему.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Методы исследования в биологии».

Но сначала - о науке биологии (проверка домашнего задания):

Рассказать о значении и роли биологии:

  • в медицине (изучение и борьба с инфекциями, паразитическими заболеваниями);

  • в биотехнологии (биосинтез белков, синтез антибиотиков, витаминов, гормонов);

  • в сельском хозяйстве (селекция высокопродуктивных пород животных и сортов растений);

  • в селекции микроорганизмов;

  • в охране природы (разработка и внедрение методов рационального природопользования).

Учитель: Прежде чем, мы перейдем к изучению нового материала, ответьте на вопрос: Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?

И.П. Павлов говорил: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет".

В отличие от сплетни, научное знание проверяемо и касается реально существующих вещей и повторяющихся событий. Любой человек, при желании, может повторить любой научный эксперимент, то есть, убедиться в том, что на определенный вопрос природа «отвечает» именно таким образом. Из этого урока вы узнаете, откуда берутся научные знания, что такое научный факт, гипотеза и теория, познакомитесь с основными представлениями о научном методе, выясните, какими методами получения знаний пользуется биология.

Кейс

Американские ученые восстановили сердечную мышцу, получив ее клетки из соединительной ткани. Соединительнотканные клетки были «перепрограммированы» с помощью вирусных векторов, в результате из них развились нормальные кардиомиоциты. Результаты этого исследования и некоторых других работ свидетельствуют об успехах регенеративных методов в биологии и медицине.http://dic.academic.ru/pictures/enc_medicine/0239732290.jpg

Задания:

  1. Установите соответствие между основными методами исследования в биологии и примерами их использования:

    1. Научный;

    2. Сравнительный;

    3. Экспериментальный;

    4. Описательный;

    5. Исторический.

  2. Какое значение имели эти методы для развития биологии как науки?

  3. Предложите несколько своих вариантов путей развития биологии в XXI веке.

  4. Какие болезни, по вашему мнению, будут побеждены человечеством при помощи методов молекулярной биологии, иммунологии, генетики в первую очередь.


Информационный материал:

§2 стр. 9-11 10-11 классы

Методы исследования

Научный факт - (греч. factum - сделанное) является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить. Научным фактом является лишь тот, который можно воспроизвести или подтвердить. Наблюдения, которые не могу быть воспроизведены, отбрасываются, как ненаучные. Когда учёный делает открытие, он публикует информацию о нем в специальных журналах, благодаря публикации результаты могут быть проверены и перепроверены другими учёными – это служит стимулом для более тщательной проверки и анализа собственных экспериментов.

Метод – это путь, способ познания, исследования – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

Научный метод (греч. methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. Один из основных принципов научного метода – скептицизм – отказ от слепого доверия к авторитету. Учёный всегда сохраняет определённую долю скепсиса и проверяет любое новое открытие.

Методы:

  • Описательный – сбор фактического материала и его описание.

Описательный метод является наиболее древним, потому что его использовали ещё учёные древности, в основе его лежит наблюдение. Примерно до 17 века он был основным в биологии, поскольку учёные занимались описанием животных и растений и их первичной систематизацией, но он не потерял актуальности в настоящее время, например, он используется для описания новых видов.



Новые виды животных, описанные учеными

  • Сравнительный – выявление сходства и различия между организмами и их частями. Он стал применяться с 17 века. Полученные с помощью этого метода сведения легли в основу систематики Карла Линнея, позволили Теодору Шванну и Маттиасу Шлейдену сформулировать клеточную теорию, легли в основу закона зародышевого сходства, открытого Карлом Бэром.

Сейчас очень сложно провести границу между описательным и сравнительным методом, потому что они комплексно используются для решения задач биологии.

  • Исторический – сопоставление фактов с ранее известными фактами. Он стал широко применяться со второй половины 19 века благодаря работам Чарльза Дарвина, который с его помощью обосновал закономерности появления и развития организмов, становление их структур и функций во времени и пространстве. Применение исторического метода позволило превратить биологию из описательной науки в объясняющую.

 

История эволюции человека



  • Экспериментальный – изучение того или иного явления с помощью опыта. Применение этого метода связывают с именем Уильяма Гарвея, который его использовал в своих экспериментах по изучению кровообращения. Но широко использоваться этот метод стал именно с 20 века, прежде всего, при изучении физиологических процессов.




Опыт У. Гарвея по изучению кровообращения

Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление с помощью опыта. Большой вклад в утверждение экспериментального метода в биологии внёс Грегор Мендель, который, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые использовал эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы.

В 20 веке экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Это стало возможным благодаря появлению новых приборов, например, электронного микроскопа, использованию методов химии, физики и биологии.

Выделяют эксперимент полевой (естественный), который проводится в естественной среде и лабораторный (искусственный), проводимый в лабораторных условиях. 

Опыт Франческо Реди

Эксперимент

Условия

Результат

Сравнение результатов

Вывод

Опыт

Положил куски мяса в открытые горшки (мухи есть – доступ мух к мясу)

В открытых сосудах гнилое мясо кишело личинками мух личинки мух есть

Результаты опыта и контроля различны!!!

Личинки появи-лись в результате открытого доступа мух к мясу

мухи – причина появления «червячков» в мясе

Контроль

Положил куски мяса в горшки, закрытые кисеей (марля) мух нет нет доступа

В гнилом мясе никаких личинок не обнаружено личинок мух нет

Личинки не появились, так как кисея не позволила мухам проникнуть к мясу

Этапы научного исследования:

  • постановка проблемы;

  • формулирование темы, целей и задач исследования;

  • выдвижение гипотез;

  • планирование эксперимента, выбор методов эксперимента;

  • проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов;

  • многократное повторение эксперимента для достоверности;

  • обработка полученных результатов;

  • анализ полученных результатов;

  • формулировка выводов;

  • определение круга нерешенных вопросов;

  • оформление итогов исследования.




Эмпирические методы

эксперимент

наблюдения

Научный эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход исследуемого явления при повторении условий (подсчет пульса до и после дозированной нагрузки)

Наблюдение – целенаправленное восприятие природных объектов или явлений. В ходе наблюдения за живыми системами исследователь лишь фиксирует процесс, не вмешиваясь в него (только описывает или измеряет).


http://player.myshared.ru/145873/data/images/img36.jpg


c:\users\наталья\desktop\фотки с фотика\парк\dsc03239.jpg


http://player.myshared.ru/145873/data/images/img37.jpg


c:\users\наталья\desktop\фотки с фотика\парк\img_5773.jpg



Виды наблюдения

  • структурированное наблюдение (по плану);

  • неструктурированное наблюдение (незапланированное – определяется только объект наблюдения);

  • полевое наблюдение (в естественное обстановке);

  • лабораторное наблюдение (объект находится в естественно созданных условиях);

  • непосредственное наблюдение (наблюдение невооруженным взглядом);

  • опосредованное наблюдение (наблюдение с помощью прибора).


Проверка выполнения работы:

  1. Устная проверка выполнения кейса.

  2. Тест по изученному материалу:

  • Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1662 году?

http://player.myshared.ru/145873/data/images/img67.jpg

http://player.myshared.ru/145873/data/images/img66.jpg


1) моделирование

2) эксперимент

3) наблюдение

4) измерение

  • Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII века?http://player.myshared.ru/145873/data/images/img71.jpg

1) моделирование

2) эксперимент

3) наблюдение

4) измерение


  • В таблице представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде обитания должно быть животное, чтобы так питаться?

Листья многолетних растений

травы

Водные растения

80%

15%

5%

А) почвенной

Б) организменной

В) наземно – воздушной

Г) водной

  • Ученый предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений потому, что это спасает их от хищников. Как он может подтвердить или опровергнуть это предположение?http://player.myshared.ru/145873/data/images/img77.jpg

а) наблюдения

б) экспериментальным

в) описательным

г) сравнительным



  • Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом:http://player.myshared.ru/145873/data/images/img79.jpg

А) эксперимента

Б) моделирования

В) сравнения

Г) эксперимента


  • Представьте, что вы обратили внимание, что на лугу больше зеленых кузнечиков, чем бурых, и выдвинули гипотезу, предполагающую, что зеленая окраска лучше защищает кузнечиков от врагов. Каким из научных методов вы надежнее проверите вашу гипотезу?http://player.myshared.ru/145873/data/images/img81.jpghttp://player.myshared.ru/145873/data/images/img82.jpg


а) тщательным описанием

б) длительным наблюдением

в) теорией

г) воспроизводимым экспериментом

  • В зоопарке построена модель муравейника. Она достаточно точно показывает, как он устроен, какие функции выполняют разные группы особей. Какие методы исследования легли в основу строительства муравейника?

http://player.myshared.ru/145873/data/images/img84.jpghttp://player.myshared.ru/145873/data/images/img85.jpg


  1. наблюдение и моделирование;

  2. Наблюдение, описание и моделирование;

  3. Сравнение, эксперимент и моделирование;

  4. Сравнение и моделирование.


Рефлексия

Домашнее задание: §2

  • Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких, как бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?http://player.myshared.ru/145873/data/images/img86.jpg




  1. «Методы цитологии. Клеточная теория» 10 класс

Кейс

Возле одной из клиник в Берлине стоит памятник ученому. Он известен как врач, ученый, основоположник теории патологии в медицине. После экспедиции со Шлиманом он основал в Берлине «Германский музей одежды и домашней утвари». Мы же знаем его, прежде всего, как человека, который внес завершающие штрихи в клеточную теорию.http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/biology/2011/tur3/images/img7_small.jpg

Задания

  1. Как зовут этого ученого, какими работами в области биологии он известен?

  2. История создания клеточной теории.

  3. Какие постулаты клеточной теории были предложены М. Шлейденом и Т. Шванном?

  4. Назовите основные пункты современной клеточной теории.

  5. Основные методы исследования клеток.


Информационный материал

§5 стр. 22-25 10-11 класс
Маттиас Якоб Шлейден (1804 — 1881) — немецкий биолог (ботаник) и общественный деятель. Считается реформатором ботаники. Основные труды Шлейдена — по  эмбриологии  и анатомии растений. Шлейден использовал и обосновал  онтогенетический способ изучения морфологии растений и был его активным пропагандистом. Работы Шлейдена сыграли важную роль при создании клеточной теории. Шлейден считался одним из предшественников и сторонников дарвинизма. file:matthias jacob schleiden.jpg
Теодор Шванн (1810 — 1882) — немецкий  цитолог,  гистолог  и  физиолог, автор клеточной теории. Труды Шванна относятся к различным областям биологии: действие  кислорода на развитие птиц из яйца, процесс гниения, брожение с участием дрожжевых грибов, открыл  пепсин (пищеварительный фермент) в 1836 году, изучал клеточное строение  хряща  и хорды под микроскопом на личинках земноводных, на базе работ М. Шлейдена  разработал клеточную теорию.file:theodorschwann.jpg

Ру́дольф Людвиг Карл Ви́рхов  - немецкий учёный  второй половины XIX столетия, врач, патологоанатом, гистологфизиолог, один из основоположников  клеточной теории, основоположник теории клеточной патологии в медицине.rudolf virchow by hugo vogel, 1861.jpg

Как патологоанатом, и в особенности гистолог, Вирхов самостоятельно впервые установил гистолого-физиологическую сущность весьма многих болезненных процессов: белокровия, тромбоза, эмболии, амилоидного перерождения органов, английской болезни, бугорчатки, большей части новообразований, трихиноза и проч.

Вирхов разъяснил нормальное строение многих органов и отдельных тканей; выяснил строение слизистых оболочек и промежуточной ткани нервной системы; доказал возможность новообразования серого вещества мозга, разъяснил зависимость формы черепа от сращения швов.

Как антрополог, Вирхов много содействовал своими работами установлению анатомических особенностей рас и имел смелость отстаивать идею обособленности элемента жизни как начала sui generis. Оттуда и его знаменитый тезис «omnis cellula e cellula» (клетка происходит только от клетки), завершивший собой долгий спор биологов о самозарождении организмов.

Вирхов приложил много усилий к собранию патологоанатомической коллекции: в 1899 году на территории клиники Шарите  им был организован Патологический музей, на основе которого, в 1998 году был создан Берлинский музей истории медицины.
Клеточная теория — одно из общепризнанных  биологических  обобщений, утверждающих единство принципа строения и развития мира растенийживотных и остальных живых организмов с клеточным строением, в котором клетка рассматривается в качестве единого структурного элемента живых организмов.
Положения клеточной теории Шлейдена – Шванна

1. Все животные и растения состоят из клеток.

2. Растут и развиваются растения и животные путём возникновения новых клеток.

3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм — это совокупность клеток.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методы исследования в биологии (10 класс) icon Биология как наука. Методы изучения биологии
Задания из открытого банка заданий для подготовки к огэ по биологии на тему Биология как наука. Методы изучения биологии
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Программа основного общего образования по биологии 6 класс «Живой организм»
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов Тема:...
Изучение темы: «Методы исследования в гинекологии» способствует формированию следующих компетенций в соответствии с видами Вашей...
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные (7 класс) Локальная версия
Биология. Живой организм. 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. 2006г
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Материал и патологогистологические методы исследования
В пособии изложены важнейшие гистологические и цитологические способы окраски срезов, а также основные гистохимические и электронно-микроскопические...
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Методы исследования в биологии (10 класс) icon В. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочая программа составлена на
Латюшин В. В, Шапкин В. А.– М.: Дрофа, 2009., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция...
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Тема современные методы системных исследований
Основные направления социологических исследований. Методы, используемые в рамках социологических исследований. Методологическая стратегия...
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Урок биологии (5 класс) многообразие грибов
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Рабочая программа по биологии 7 класс
Московская область, Лотошинский район, с. Микулино, ул. Школьная, д. 17 Тел./факс: 8(49628) 77-561
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Методы сбоpа социологической инфоpмации Классификация методов социологического исследования
В социологических исследованиях чаще всего пpименяются следующие методы сбоpа пеpвичной социологической инфоpмации
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет»
Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные...
Методы исследования в биологии (10 класс) icon «Задания к учебнику «Естествознание» 5 класс Линия Н. И. Сонина» Предмет: «Естествознание
Автор: Елегечева Капитолина Михайловна, учитель биологии маоу мариинская сош №3 города Томска
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные...
Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные методы социологического исследования» для магистрантов
Методы исследования в биологии (10 класс) icon Курсовая работа по теме «Графические методы исследования творческого мышления учащихся»


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск