Скачать 0.85 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Комитет образования и науки Курской области Комитет образования города Курска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53» города Курска «Современные образовательные технологии: 5 + 4 кейсов по общей биологии» Афанасьева Маргарита Николаевна заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53» города Курска E – mail: afanasieva53@yandex.ru Сайт: http://nsportal.ru/afanasieva53/ Общая биология
+++ + 1. Чистоплотная хозяйка (10-11 классы)……………………….……..……..43 +2. Загадка дачного участка (10-11 классы)……………………….……….…45 +3. Модифицированный друг (10 класс «Генетика»)…………….....….….…47 +4. Антропогенез (9, 11 классы «Происхождение человека») …………...…53
Тема урока: Методы исследования в биологии (10 класс) Цель: создать условия для осмысления информации об основных методах биологических исследований. Задачи:
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология; кейс – технология. Методы: словесные, наглядные, практические. ХОД УРОКА Учитель. Много-много лет назад человек, который может, в шкурах ещё ходил и не умел добывать огонь, поднял глаза в небо и задумался. Почему каждый день выходит солнце? Что из себя представляют звёзды? Почему воды реки непрерывно текут в море и никогда не иссякают? Может быть, это он был первым? Он, придумавший потом себе богов, которые помогли ответить ему на его многочисленные вопросы? Помогли, но не избавили от сомнений. И вопросы множились, множились, множились… Человек повзрослел, скинул с себя шкуру, оделся в меха и спрятался в каменных джунглях. А вопросы остались. Потому что осталось человеческое любопытство. Потому что осталась потребность заглянуть за грань понятного и обжитого пространства. А всё началось с простого вопроса: «Почему?» «Почему на хлебе появляется плесень? И откуда она берётся?», «Почему дети похожи на своих родителей?» и еще очень много, много почему. Итак, тема сегодняшнего урока: «Методы исследования в биологии». Но сначала - о науке биологии (проверка домашнего задания): Рассказать о значении и роли биологии:
Учитель: Прежде чем, мы перейдем к изучению нового материала, ответьте на вопрос: Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете? И.П. Павлов говорил: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет". В отличие от сплетни, научное знание проверяемо и касается реально существующих вещей и повторяющихся событий. Любой человек, при желании, может повторить любой научный эксперимент, то есть, убедиться в том, что на определенный вопрос природа «отвечает» именно таким образом. Из этого урока вы узнаете, откуда берутся научные знания, что такое научный факт, гипотеза и теория, познакомитесь с основными представлениями о научном методе, выясните, какими методами получения знаний пользуется биология. Кейс Американские ученые восстановили сердечную мышцу, получив ее клетки из соединительной ткани. Соединительнотканные клетки были «перепрограммированы» с помощью вирусных векторов, в результате из них развились нормальные кардиомиоциты. Результаты этого исследования и некоторых других работ свидетельствуют об успехах регенеративных методов в биологии и медицине. Задания:
Информационный материал: §2 стр. 9-11 10-11 классы Методы исследования Научный факт - (греч. factum - сделанное) является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить. Научным фактом является лишь тот, который можно воспроизвести или подтвердить. Наблюдения, которые не могу быть воспроизведены, отбрасываются, как ненаучные. Когда учёный делает открытие, он публикует информацию о нем в специальных журналах, благодаря публикации результаты могут быть проверены и перепроверены другими учёными – это служит стимулом для более тщательной проверки и анализа собственных экспериментов. Метод – это путь, способ познания, исследования – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом. Научный метод (греч. methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. Один из основных принципов научного метода – скептицизм – отказ от слепого доверия к авторитету. Учёный всегда сохраняет определённую долю скепсиса и проверяет любое новое открытие. Методы:
Описательный метод является наиболее древним, потому что его использовали ещё учёные древности, в основе его лежит наблюдение. Примерно до 17 века он был основным в биологии, поскольку учёные занимались описанием животных и растений и их первичной систематизацией, но он не потерял актуальности в настоящее время, например, он используется для описания новых видов. Новые виды животных, описанные учеными
Сейчас очень сложно провести границу между описательным и сравнительным методом, потому что они комплексно используются для решения задач биологии.
История эволюции человека
Опыт У. Гарвея по изучению кровообращения Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление с помощью опыта. Большой вклад в утверждение экспериментального метода в биологии внёс Грегор Мендель, который, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые использовал эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы. В 20 веке экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Это стало возможным благодаря появлению новых приборов, например, электронного микроскопа, использованию методов химии, физики и биологии. Выделяют эксперимент полевой (естественный), который проводится в естественной среде и лабораторный (искусственный), проводимый в лабораторных условиях. Опыт Франческо Реди
Этапы научного исследования:
Виды наблюдения
Проверка выполнения работы:
1) моделирование 2) эксперимент 3) наблюдение 4) измерение
1) моделирование 2) эксперимент 3) наблюдение 4) измерение
А) почвенной Б) организменной В) наземно – воздушной Г) водной
а) наблюдения б) экспериментальным в) описательным г) сравнительным
А) эксперимента Б) моделирования В) сравнения Г) эксперимента
а) тщательным описанием б) длительным наблюдением в) теорией г) воспроизводимым экспериментом
Рефлексия Домашнее задание: §2
Кейс Возле одной из клиник в Берлине стоит памятник ученому. Он известен как врач, ученый, основоположник теории патологии в медицине. После экспедиции со Шлиманом он основал в Берлине «Германский музей одежды и домашней утвари». Мы же знаем его, прежде всего, как человека, который внес завершающие штрихи в клеточную теорию. Задания
Информационный материал §5 стр. 22-25 10-11 класс Маттиас Якоб Шлейден (1804 — 1881) — немецкий биолог (ботаник) и общественный деятель. Считается реформатором ботаники. Основные труды Шлейдена — по эмбриологии и анатомии растений. Шлейден использовал и обосновал онтогенетический способ изучения морфологии растений и был его активным пропагандистом. Работы Шлейдена сыграли важную роль при создании клеточной теории. Шлейден считался одним из предшественников и сторонников дарвинизма. Теодор Шванн (1810 — 1882) — немецкий цитолог, гистолог и физиолог, автор клеточной теории. Труды Шванна относятся к различным областям биологии: действие кислорода на развитие птиц из яйца, процесс гниения, брожение с участием дрожжевых грибов, открыл пепсин (пищеварительный фермент) в 1836 году, изучал клеточное строение хряща и хорды под микроскопом на личинках земноводных, на базе работ М. Шлейдена разработал клеточную теорию. Ру́дольф Людвиг Карл Ви́рхов - немецкий учёный второй половины XIX столетия, врач, патологоанатом, гистолог, физиолог, один из основоположников клеточной теории, основоположник теории клеточной патологии в медицине. Как патологоанатом, и в особенности гистолог, Вирхов самостоятельно впервые установил гистолого-физиологическую сущность весьма многих болезненных процессов: белокровия, тромбоза, эмболии, амилоидного перерождения органов, английской болезни, бугорчатки, большей части новообразований, трихиноза и проч. Вирхов разъяснил нормальное строение многих органов и отдельных тканей; выяснил строение слизистых оболочек и промежуточной ткани нервной системы; доказал возможность новообразования серого вещества мозга, разъяснил зависимость формы черепа от сращения швов. Как антрополог, Вирхов много содействовал своими работами установлению анатомических особенностей рас и имел смелость отстаивать идею обособленности элемента жизни как начала sui generis. Оттуда и его знаменитый тезис «omnis cellula e cellula» (клетка происходит только от клетки), завершивший собой долгий спор биологов о самозарождении организмов. Вирхов приложил много усилий к собранию патологоанатомической коллекции: в 1899 году на территории клиники Шарите им был организован Патологический музей, на основе которого, в 1998 году был создан Берлинский музей истории медицины. Клеточная теория — одно из общепризнанных биологических обобщений, утверждающих единство принципа строения и развития мира растений, животных и остальных живых организмов с клеточным строением, в котором клетка рассматривается в качестве единого структурного элемента живых организмов. Положения клеточной теории Шлейдена – Шванна 1. Все животные и растения состоят из клеток. 2. Растут и развиваются растения и животные путём возникновения новых клеток. 3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм — это совокупность клеток. |
Биология как наука. Методы изучения биологии Задания из открытого банка заданий для подготовки к огэ по биологии на тему Биология как наука. Методы изучения биологии |
Программа основного общего образования по биологии 6 класс «Живой организм» Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов |
||
Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов Тема:... Изучение темы: «Методы исследования в гинекологии» способствует формированию следующих компетенций в соответствии с видами Вашей... |
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные (7 класс) Локальная версия Биология. Живой организм. 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. 2006г |
||
Материал и патологогистологические методы исследования В пособии изложены важнейшие гистологические и цитологические способы окраски срезов, а также основные гистохимические и электронно-микроскопические... |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований... Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных... |
||
В. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник) |
Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочая программа составлена на Латюшин В. В, Шапкин В. А.– М.: Дрофа, 2009., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция... |
||
Тема современные методы системных исследований Основные направления социологических исследований. Методы, используемые в рамках социологических исследований. Методологическая стратегия... |
Урок биологии (5 класс) многообразие грибов Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования |
||
Рабочая программа по биологии 7 класс Московская область, Лотошинский район, с. Микулино, ул. Школьная, д. 17 Тел./факс: 8(49628) 77-561 |
Методы сбоpа социологической инфоpмации Классификация методов социологического исследования В социологических исследованиях чаще всего пpименяются следующие методы сбоpа пеpвичной социологической инфоpмации |
||
Урок биологии 8 класс Тема: «Иммунитет» Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные... |
«Задания к учебнику «Естествознание» 5 класс Линия Н. И. Сонина» Предмет: «Естествознание Автор: Елегечева Капитолина Михайловна, учитель биологии маоу мариинская сош №3 города Томска |
||
Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные... Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «современные методы социологического исследования» для магистрантов |
Курсовая работа по теме «Графические методы исследования творческого мышления учащихся» |
Поиск |