МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГПУ»)
Кафедра Специальной педагогики психологии и предметных методик
Курсовая работа по теме
«Графические методы исследования творческого мышления учащихся»
Выполнил(а):Елизаров И.В.
Группа: ЗФ 106/218-5-1
Факультет: Инклюзивного и коррекционного образования
Научный руководитель: Парфеньтева Л.В.
Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики
Дата__________
Оценка____________
Подпись руководителя_____________
Челябинск 2017
Содержание
Введение ...................................................................................................3
Глава 1. Творческое мышление
1.1 Исследование творческого мышления..................................6
1.2 Особенности творческого мышления младших
школьников...................................................................................15
Выводы по первой главе.........................................................................21
Глава 2. Графические методы исследование творческого мышления
младших школьников.
2.1 Ход и методика экспериментального
исследования............................................................................22
2.2 Анализ результатов исследования.........................................29
Выводы по второй главе..........................................................................30
Заключение................................................................................................31
Список использованной литературы......................................................33
Приложения..............................................................................................36
Введение.
Вопрос о том, каким образом мышление создает знание, находится в центре внимания психологии, на протяжении почти всей ее истории. Однако в отечественной психологической литературе анализу творческого мышления долгое время не уделялось должного внимания, а потому проблема остается пока недостаточно разработанной.
Вместе с тем, изменения во всех областях жизни происходят с высокой скоростью, объем информации удваивается каждый год. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Возникающие перед обществом проблемы смогут решать талантливые, творческие личности с нестандартным, сильным мышлением.
В сложившихся условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, именно творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни. Поэтому проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.
В настоящее время формирование творческого мышления учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию, а значит, приобретения специальных знаний по дисциплинам недостаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным выпускником учебного заведения. Необходимо развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал.
Следовательно, проблема формирования творческого мышления весьма актуальна. Развитие и исследование творческого мышления является одной из основных задач современно образования. Для этого необходимы специальные образовательные технологии, которые позволили бы раскрывать уникальный творческий потенциал каждого ученика.
В последнее время, вопрос креативности находит свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». В перечисленных документах творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования, для ее реализации необходимо создание определенных педагогических условий.
В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» так же признается необходимость развития креативности учащихся и способности к нахождению решений в нестандартных ситуациях
Таким образом, одной из задач образования становится подготовка компетентного, квалифицированного выпускника, способного не только применять на практике знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.
Тем не менее, основываясь на анализе актуальности темы исследования, представленной в психолого-педагогической литературе, и изучения фактического уровня креативности учащихся можно выявить ряд противоречий между:
- необходимостью подготовки профессиональных креативных выпускников, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на развитие креативности учащихся, как неотъемлемой характеристики результативного выполнения ими своих будущих профессиональных функций;
- потребностью будущих выпускников быть конкурентоспособными на рынке труда, и недостаточным пониманием ими значимости развития креативности как личностно-профессиональной характеристики.
Указанные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, в виде необходимости провести исследование уровня креативности у младших школьников и конкретизировать тему курсовой работы "Графические методы исследования творческого мышления".
Цель исследования - исследовать творческие способности младших школьников.
Объект исследования - творческое мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - графические методы исследования творческих способностей
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач.
Задачи исследования:
Изучить методики исследования творческого мышления.
Рассмотреть особенности творческого мышления младших школьников
Провести исследование творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Проанализировать и составить выводы по результатам исследования.
Методы исследования: графические тесты «Свободный рисунок» и «Несуществующее животное».
База исследования: МБОУ СОШ № 84 города Челябинска, 32 школьника в возрасте 7-8 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической, заключения, списка литературы, приложения.
Практическое значение работы: данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе психолога, желающего повысить свою эффективность в работе с детьми, а также для выявления творческого потенциала детей младшего школьного возраста.
1.Творческое мышление
1.1 Исследование творческого мышления
Творческое мышление, с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения.
За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. Изучением креативности занимались, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, А. Маслоу, С. Медник. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова.
В исследованиях, посвященные изучению креативности, можно выделить основную область исследования, базирующуюся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. В данном направлении исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями.
Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.
С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.
По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).
Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.
Д.Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.
Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Начиная с 1954 г., Дж. Гилфорд и его сотрудники, определялли креативность посредством познавательных переменных, направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Они выделили ряд основных интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:
Беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);
Гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
Оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
Любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);
Способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);
Фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).
Дж. Гилфорд объединил эти факторы под общим названием "дивергентное мышление", которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от "конвергентного мышления", ориентирующегося на известное или "подходящее" решение проблемы).
Направление исследований, начатое Дж. Гилфордом, наиболее последовательно было продолжено Е.П. Торренсом, который тоже описывает креативность в терминах мышления.
Под креативностью Е.П. Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. В основе проведенного им цикла работ лежит предположение о том, что процессы, относящиеся к решению проблемной ситуации, (от обнаружения проблемы до сообщения о ее решении), имеют прямое отношение к креативности. Таким образом, он включает в число проявлений креативности не только специфические для нее феномены (например, формулировку гипотез), но и те особенности, которые непосредственно связаны с общим интеллектом (например, проверку гипотез).
В процессе сравнения результатов традиционных тестов и методов исследования мыслительной деятельности исследователи пришли к выводу о значительном пересечении интеллекта и креативности. Если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, т.е. связаны между собой, а если выше 120 - креативность становится независимой величиной. Т.о. нет лиц с низким интеллектом, обладающих креативностью, но высокий интеллект не обязательно связан с высокой креативностью.
Опираясь на исследования Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса, а так же проведя анализ работ, в т.ч. модифицированных Е.Туник. Можно выделить несколько особенностей исследования креативности. Главной из них является тестирование по нескольким методам, для достижения валидного результата. Кроме того следует отметить, что самые достоверные показатели, при работе с детьми, дали рисуночные тесты.
В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.
Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.
Анализ исследования множества детских рисунков показал, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать развитие ребёнка с помощью рисуночных тестов.
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы понять, что говорит ему обследуемый.
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Ведь тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.
В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.
Ярким представитель рисуночных тестов, можно считать метод "свободного рисунка". Разработанный Е.П. Торренсом, а в последствии модифицированный Е.Туник, данный тест имеет наибольшую валидность показателей после интерпритации т.к. она производится по простой и чёткой формуле, в которой отражаются основные интеллектуальные способности (по исследованиям Гилфорду и Торенсу):
1) Беглость
2) Гибкость
3) Оригинальность
Установить автора, который первым предложил использовать рисунки для выявления психологических особенностей человека, не представляется возможным. Попытки реализовать эту идею предпринимались многими исследователями в разных странах, но до Ф. Гуденаф, создавшей в конце 20-х годов первую стандартизованную рисуночную методику – тест «Нарисуй человека», – никто не разработал достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки рисунков.
Впоследствии диагностическая интерпретация тех или иных показателей выполнения заданий пересматривалась и существенно видоизменялась. Было обнаружено много новых критериев оценки рисунка. Наряду с толкованиями, разработанными ранее, стал развиваться подход, опирающийся на более общие представления о формах самовыражения человека в художественной деятельности, в частности в рисовании.
Начиная с середины прошлого века, разрабатывается множество различных рисуночных тестов. Как новые, так и ранее созданные методики постоянно совершенствуются. Предлагаются оригинальные варианты процедуры проведения тестов, дополнения и поправки к принципам интерпретации результатов.
Из работ, проведенных в этом направлении отечественными исследователями, нужно особо выделить созданный М.З.Дукаревич оригинальный и чрезвычайно информативный тест «Несуществующее животное». В последние годы он приобретает все более широкое признание, как в нашей стране, так и за рубежом.
Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них – относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства.
Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. Поэтому для валидации результатов исследования, создается "батарея тестов", или используется несколько тестов с отличными подходами.
По своему характеру тест "Несуществующее животное" относится к числу проективных.
Метод исследования, построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- "Всякая мысль заканчивается движением").
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение.
При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно познакомиться. Наиболее примитивный вариант – это изображение реально существующего животного, сопровождаемое описанием естественного для него образа жизни.
Изображение реально существующего животного вместо воображаемого нормально для дошкольного возраста, хотя при хорошем уровне развития даже дошкольник способен хотя бы дать своему животному нестандартное название. В старшем возрасте это свидетельство особо низкого уровня развития воображения. Подобное выполнение задания нередко встречается при умственной отсталости или при нарушениях обучаемости (задержке психического развития).
В отдельных случаях причиной отхода от инструкции служит не столько отставание в когнитивной сфере, сколько очень высокая тревожность. Тревожному человеку трудно выполнять неопределенные задания. Не понимая, каковы критерии оценки такого задания, он заранее ожидает заведомо отрицательную оценку, что может полностью блокировать содержательную деятельность. Изображение существующего животного в некотором смысле безопаснее придумывания чего-то нового. Поэтому тревожный человек упрощает себе выполнение задания, фактически подменяя поставленную перед ним непривычную задачу более знакомой.
Процесс воображения осуществляется по своим законам, опирающимся на определенные способы и приемы:
Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений; «склеивание» различных несоединимых качеств, частей ( часто используется в сказках и мифах: русалки, кентавры, сфинкс и др.)
Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей.
Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт; выделение, подчеркивание какой-то части образа, предмета, что делает его непропорциональным; выделение самого существенного в конкретном образе (часто используют карикатуристы).
Схематизация – изображение чего-либо в обобщенном, упрощенном виде.
1.2 Особенности творческого мышления у младших школьников
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников.
Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески мыслить, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них широкого кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.
Важнейший сдвиг в мышлении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего мышления. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Кроме того, исследователями установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, изображать и читать графические изображения. Важно не механическое запоминание, а усвоение учащимися необходимого словарного запаса, т.к. это позволяет формировать и развить у них внутренний план действий. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения, ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации.
Отсутствие по какой-либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестаёт заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых технических знаний и умений.
Ребенок, испытывающий трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. В развитии воображения огромную роль играет школа, где ребёнок может кропотливо обдумывать что-то в воображаемой форме, прежде чем это сделать. Именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности.
Возрастные особенности креативности необходимо изучить, для того, чтобы глубже проникнуть в сущность этого явления.
Креативность медленно и постепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии она имеет свое выражение, каждому периоду свойственна своя ее форма.
С физиологической точки зрения креативность связана с активацией правого полушария мозга, так как большинство мозговых структур, которые участвуют в восприятии и порождении различных образов, локализовано в правом полушарии мозга. Правое полушарие всегда оказывается более вовлеченным в порождение ментальных образов, чем левое.
Об этом свидетельствуют эксперименты, в результате которых было выяснено, что при решении задач креативные люди проявляют большую активность правого полушария, а некреативные – равную активацию обоих полушарий. Именно в детском возрасте креативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость), хотя способности не теряются.
Кроме того, процесс социализации ребенка может быть сопряжен с нивелированием его уникальности. Оригинальность решения задач снижается. В возрасте 4-х лет оригинальность ответов отмечается у 50% детей, в начале посещения школы число их падает в два раза, и только в подростковом периоде снова возрастает до 50%.
Формирование творческих способностей идет не линейно, а имеет два наиболее ярко выраженных пика: в возрасте 7-10 лет, второй – в юношеском возрасте. В эти периоды ребенок не останавливается на единственном решении какой-либо задачи, а ищет альтернативные способы и пути решения задач.
Мышление детей в начальной школе носит конкретизированный характер, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для них, как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение).
Своеобразие мышления ребёнка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, действии, пользе. Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Ребёнок овладевает умением выполнять операции в "умственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащается содержание понятий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и отделять их от второстепенных. Отсюда - умение видеть связи и отношения между понятиями, овладение их классификацией.
Успешность учёбы младших школьников во многом зависит от того, насколько успешно он может планировать свои действия, строить их программу.
А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:
- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Основываясь на этом, нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Поскольку это позволит нацелить педагогическую работу, для создания условий развития креативности младших школьников, что способствует формированию творческой позиции и в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию.
Вывод по первой главе
Резюмируя выше изложенное, можно отметить равнозначность креативности и творческого мышления, которые наравне с интелектом, являются частью мышления человека.
Проведя анализ исследований по изучения креативности, мы пришли к выводу :
Лучший результат, дают несколько тестов с разными подходами
При тестировании детей, удобны рисуночные тесты
Из-за особенностей мышления младших школьников, тестирование необходимо проводить в начальных классах, т.к. раннее выявление склонности к творческому мышлению даст возможность скорректировать учебный процесс.
Необходимо исследовать и развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал.
|