Скачать 2.18 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр психического здоровья» Российской академии медицинских наук На правах рукописи Платонова Наталия Владимировна КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ СЕКСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ Специальность: 14.01.06 – психиатрия (медицинские науки) Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор Г.В. Козловская; доктор психологических наук, профессор Н.Л. Белопольская Москва – 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………………...4 Глава 1. Теоретические основы исследования психогенных расстройств у детей раннего и дошкольного возраста, подвергшихся сексуальному насилию………………………………………………………………………….14 1.1. Сексуальное насилие над детьми как предмет научного исследования: теоретические подходы к определению, сущности и причинам возникновения ………..…………………………………….……………………………………..14 1.2. Клинические особенности психогенных расстройств у детей, подвергшихся сексуальному насилию и их последствия……………………..20 1.3. Психосексуальное развитие и его нарушение у детей, подвергшихся сексуальному насилию…………………………………………………………..27 Глава 2. Организация клинического и клинико-психологического исследования……………………………………………………………………36 2.1. Характеристика исследуемой выборки……………………………………36 2.2. Методы исследования………………………………………………………38 Глава 3. Клиническая картина психических расстройств у детей, подвергшихся сексуальному насилию………………………………………45 3.1. Клиника психических расстройств у детей, подвергшихся семейному сексуальному насилию…………………………………………………………..45 3.2. Клиника психических расстройств у детей, подвергшихся внесемейному сексуальному насилию…………………………………………………………..53 Глава 4. Особенности психического развития детей, подвергшихся сексуальному насилию………………………………………………………...65 4.1. Особенности психического развития детей раннего возраста, подвергшихся семейному и внесемейному сексуальному насилию…………65 4.2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста, подвергшихся семейному и внесемейному сексуальному насилию…………68 4.3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста, подвергшиеся семейному и внесемейному сексуальному насилию в катамнестическом периоде.……………………………………………………82 Глава 5. Формы медико-психологической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, подвергшихся сексуальному насилию…………86 5.1 Методические основы медико-психологической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, подвергшихся сексуальному насилию…………….86 5.2. Результаты медико-психологической работы с детьми, подвергшихся сексуальному насилию ………………………………………………………….92 Заключение…………………………………………………………………….100 Выводы………………………………………………………………………….113 Практические рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы……………………………………………………………………………..115 Список литературы……………………………………………………………..116 Приложения…………………………………………………………………….131 Введение Актуальность проблемы исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), жестокое обращение с детьми включает в себя все формы физического, эмоционального и сексуального насилия, пренебрежения и эксплуатации и тем самым причиняет фактический или потенциальный вред здоровью ребенка, его развитию или достоинству (Информационный бюллетень ВОЗ, № 150, 2010). Насилие (физическое, психологическое), совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к тяжелым психическим травмам. Психические травмы детства оказывают психогенное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, психическое и физическое здоровье, адаптацию в обществе (Сухарева Г.Е., 1959; Кербиков О.В., 1971, Ковалев В.В., 1979; Лангмейер Й., Матейчик З., 1984; Козловская Г.В., Проселкова М.О., 2005, 2013 и др.). Одной из самых тяжелых форм насилия является сексуальное насилие (СН), которое определяется по данным ВОЗ, как вовлечение ребенка в сексуальную активность, значение которой он полностью не осознает, на которую не может дать информированного согласия, к которой не подготовлен уровнем своего развития и которая нарушает законы и социальные табу общества. СН, включая в себя как физическую, так и моральную составляющие, особенно, если ему подвергаются дети, личность которых еще формируется – приводит к возникновению психических расстройств и нарушает весь ход последующего психического развития. В отечественных и зарубежных публикациях описываются различные психопатологические последствия СН у детей, в том числе посттравматические стрессовые расстройства, личностные нарушения, девиантное и аутодеструктивное поведение, ранний алкоголизм, наркомания и даже психозы (Печерникова Т.П., 1994; Шостакович Б.В., 1994; Бенаму Э., 1996; Самохвалов B.E., 1998; Морозова Н.Б., 1999; Finkelhor D., 1979; Summit R., 1983; Bentovin A., 1988; Burgess A., 1990; Hobbs C, Hanks G., Wynn J., 1993; Levit E., 1995; Gabbay V., Oatis M.D., Silva R.R., 2004; Ford J.D., 2011 и др.). В современном обществе проблема жертв СН, особенно над детьми, является актуальной. Известно, что СН довольно распространено и количество сексуальных преступлений против детей в последние годы растет во всем мире. Статистические данные о распространенности СН в отношении детей в разных странах весьма противоречивы, однако поражают своими масштабами. В частности, в США и Великобритании, от 20 до 30 % взрослых женщин и 10 % мужчин в детстве подвергались сексуальным посягательствам. Рост насилия над детьми обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом насильственных преступлений, делинквентного поведения, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом (Асанова Н.К., 1997). В нашей стране, по данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова, в последние годы зарегистрировано омоложение контингента потерпевших от преступлений сексуального характера. Так, по сравнению с 2011-2012 гг., на 39,2% возросло число насильственных действий по отношению к детям 12-13 лет и в 4 раза увеличилось число потерпевших детей в возрасте до 12 лет1. В связи с вышеизложенным, становится очевидной актуальность изучения проблемы психических расстройств и особенностей психического развития детей-жертв СН. Разработанность проблемы исследования. В отечественной психиатрической практике проблема психических расстройств и особенностей психического развития детей-жертв СН специальному исследованию не подвергалась. В работах, посвященных конкретным задачам судебно-психиатрического освидетельствования несовершеннолетних, потерпевших от сексуальных преступлений, рассматриваются вопросы, касающиеся в основном только юридических аспектов события, например, способности жертвы давать показания, степени тяжести физических повреждений и т.п. (Ткаченко А.А., Потапов С.А., 1992; Догадина М.А., Пережогин Л.О., 2000, 2007; Бадмаева В.Д., 2002, 2003; Palusci V.J., Сох E.O., Cyrus T.A., 1999; Palusci V.J., Cox E.O., Shatz E.M., 2006; Adams A., Starling S.P., Frasier L.D., 2012; Greiner M.V., Palusci V.J., Keeshin B.R., 2013и др.). В настоящее время имеется лишь небольшое количество отечественных исследований, посвященных изучению различных аспектов этой проблемы. Исследовались психологические факторы виктимности несовершеннолетних жертв насилия (Захарьева И.А., 2000), медико-психологические последствия СН у детей и взрослых и возможности их профилактики (Воронова И.Ю., 2004; Цыганков Б.Д., Тюнева А.И., Былим А.И., 2006), рассмотрены взаимосвязи между психическими расстройствами и психотравмирующими воздействиями СН у несовершеннолетних (Яковлева Е.Ю., 2009). Ряд работ посвящен некоторым аспектам семейного насилия над детьми, в том числе сексуального характера (Кошелева А.Д., Алексеева Л.С., 2000; Ильина С. В., 1998 и др.). В то же время, клинические психопатологические проявления у детей в ответ на СН, до настоящего времени изучены крайне мало. Такое положение дел препятствует разработке, как адекватных мер профилактики, так и методов реабилитации данного контингента детей, находящихся в группе риска по возможности возникновения у них психических заболеваний. Цель исследования: выявить клинические и возрастные особенности психических расстройств у детей-жертв СН семейного и внесемейного типа и разработать основы медико-психологической коррекции. Задачи исследования: 1. Проанализировать данные литературы по проблеме психических расстройств и особенностей психического развития детей, подвергшихся СН. 2. Изучить и систематизировать психопатологические проявления у детей, подвергшихся семейному и внесемейному СН в раннем и дошкольном возрасте. 3. Изучить особенности психического развития детей из условий разных типов СН. 4. Разработать адекватные формы лечения и коррекции психических расстройств у детей раннего и дошкольного возраста, подвергшихся СН. Объект исследования: психическое развитие и психические расстройства у детей-жертв, перенесших семейное и внесемейное СН. Предмет исследования: формы болезненных изменений психики детей-жертв СН Общая гипотеза: 1. У детей-жертв СН возникают нарушения психического здоровья и высока вероятность развития психического заболевания. Частные гипотезы: 1. Специфика нарушений психического здоровья детей-жертв СН определяется возрастом и полом ребенка. 2. Картина психического расстройства, достигающего клинического уровня у детей-жертв СН, зависит от типа насилия: семейного или внесемейного. Теоретико-методологическую основу исследования составили: базовые положения о специфике детского нервно-психического реагирования в работах основоположников детской психиатрии Г.Е. Сухаревой (1974) и В.В. Ковалева (1979), концептуальные идеи О.В. Кербикова (1971) о влиянии психогений на формирование личности, а также положения отечественных и зарубежных авторов по проблеме СН над детьми (Догадина М.А., Пережогин Л.О., 2002; Бадмаева В.Д., 2003; Сафонова Т.Я. 2004; Kempe R., Kempe C.H., 1984; Finkelhor D., 1983; Hobbs C.J., Hanks H.G., Wynne J.M., 1993). Методы исследования: – теоретические: анализ научной литературы по проблеме настоящего исследования, – клинические: психопатологический, неврологический, педиатрический, – катамнестический, – клинико-психологический, – статистический. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Большинство детей-жертв, перенесших СН, имеют нарушения психического здоровья и развития различной степени тяжести. 2. СН в раннем и дошкольном возрасте в любой форме оказывает разрушающее воздействие на психику ребенка и негативно влияет на его дальнейшее психическое развитие и здоровье. 3. Специфика нарушений психического здоровья у детей-жертв, переживших СН, зависит от возраста и пола. 4. Разработанный комплекс специальных психотерапевтических и психокоррекционных программ для группы специалистов, работающих с детьми-жертвами, перенесшими СН (детских психиатров, клинических (медицинских) психологов), имеет практическую и прогностическую значимость. Экспериментальные базы исследования: ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН (директор – академик РАН А.С. Тиганов), отдел по изучению психической патологии раннего детского возраста (зав. отделом – д. мед. наук, профессор Г.В. Козловская) и его клинические базы: ГКУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения г. Москвы» (бывш. Детская психиатрическая больница № 6, Детский психоневрологический санаторий № 66:) (директор – д. мед. наук Е.Л. Усачева) и др. Характеристика выборки пациентов. Общее количество обследованных – 68 человек (22 мальчика (32%) и 46 девочек (68%)) в двух возрастных категориях от 2 до 3 лет (±2,5) и от 3 до 6 лет (±4,5). Критерии включения: дети в возрасте 2-3 и 3-6 лет с установленным врачами фактом СН и признанные потерпевшими по юридическому статусу. Критерии исключения: наличие психического заболевания (шизофрения, эпилепсия, умственная отсталость). Выборка разделена на группы по типу СН (семейное и внесемейное). Под семейным сексуальным насилием понимается сексуальное насилие, совершаемое ближайшими кровными родственниками (родители, братья, сестры) или лицами, заменяющими родителей (усыновители, опекуны, попечители); лицами, выполняющими функции родителей (муж или сожитель матери, жена или сожительница отца); близкими родственниками (дяди, тети, прародители, двоюродные братья или сестры), с которыми ребенок вместе проживает или часто общается. Под внесемейным сексуальным насилием понимается сексуальное насилие, совершаемое посторонними взрослыми. Первую группу составили 35 детей (51% всей выборки), подвергшихся семейному СН (11 мальчиков и 24 девочки). Среди них было 20 детей раннего возраста (от 2 до 3 лет – 29%) и 15 детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет – 22%). Вторую группу составили 33 ребенка (49% выборки), подвергшихся внесемейному СН (11 мальчиков и 22 девочки). Среди них было 18 детей раннего возраста (от 2 до 3 лет – 27%) и 15 детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет – 22%). В процессе исследования была сформирована катамнестическая группа, в которую вошло 38 детей (56% от общей выборки), 20 детей из условий семейного насилия и 18 из внесемейного. Кроме того, была обследована группа контроля, здоровые дети – 20 человек тех же возрастов (10 – раннего и 10 – дошкольного возраста). Все дети были обследованы неоднократно (в том числе в течение катамнестического периода) клинически и параклинически психиатром (наблюдение, беседа с ребенком и родителями), неврологом и клиническим (медицинским) психологом с применением проективных методик и тестов. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов: I этап исследования заключался в проведении клинического обследования; II этап состоял в клинико-психологическом исследовании; III этап представлял собой комплекс лечебно-коррекционных мероприятий для детей-жертв СН, включающий медикаментозное лечение, физиотерапию и психотерапию. Достоверность научных положений и выводов обеспечивается репрезентативностью материала, адекватностью и комплексностью методов исследования (клинические: психопатологический, неврологический, педиатрический; катамнестический; клинико-психологический; статистический) соответствующим поставленным задачам. Научная новизна работы:
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования:
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены на внутриотделенческих конференциях отдела по изучению психической патологии раннего детского возраста ФГБУ «НЦПЗ» РАМН, на конференции «Ковалевские чтения» на кафедре детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования (2012, 2013), на заседаниях учебно-методического совета Центра психолого-медико-социального сопровождения. Результаты исследования представлялись на разных этапах работы и получили одобрение на конференциях: «Актуальные проблемы микропсихиатрии» (НЦПЗ РАМН, 28 марта 2007, Москва), V Международном конгрессе «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (РМАПО, 27 сентября 2013, Москва), I Международной научно-практической конференции «Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения» (МГППУ, 15 ноября 2013, Москва). Апробация диссертации состоялась 05 декабря 2013 г. на межотделенческой конференции в ФГБУ «НЦПЗ» РАМН. Внедрение результатов исследования. Основное содержание, результаты исследования и выводы получили отражение в 8 публикациях, из них 5 опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Результаты настоящего исследования внедрены в практическую деятельность: ГКУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения г. Москвы»; Центра психолого-медико-социального сопровождения «Исток» г. Москвы. Материалы диссертации используются в учебном процессе при подготовке и переподготовке специалистов-психологов и психиатров (детских) на кафедрах детской психиатрии и психотерапии РМАПО и факультета клинической и специальной психологии МГППУ. Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 185 страницах машинописного текста (основной текст 130 страниц, приложение 55 страниц) и состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Библиографический указатель содержит 152 наименования (из них отечественных – 107, иностранных – 45). Приведено 28 таблиц, 15 рисунков и 5 клинических наблюдений. |
4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний Психиатрия (греч psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии,... |
Программа соответствует Закону РФ «Об образовании» Программа предназначена для обучения детей VII вида с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях... |
||
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по... ... |
Практическое пособие Активизация и коррекция психических процессов... В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения... |
||
План летней оздоровительной работы ... |
Инструкция по охране жизни и здоровья детей в д/с и на детских площадках.... Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей |
||
Инструкция по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских... Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей |
План работы детского сада №10 «Светлячок» на летний оздоровительный период 2015 года Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей |
||
«Детский сад общеразвивающего вида №5 «Аленький цветочек» Утверждено на педагогическом совете Цель летнего оздоровительного периода сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных... |
План летней оздоровительной работы мадоу №35 «Соловушка» Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребностей... |
||
Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы... Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей |
Исследование особенностей познавательной деятельности и предметного усвоения (12 человек) Цель: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного... |
||
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа... Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития 7 |
Образовательная программа дошкольного образования Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей... |
||
Список литературы Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986 |
План летней оздоровительной работы буй2015г Организация работы мдоу Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребностей... |
Поиск |