Скачать 2.2 Mb.
|
Раздел 1. 1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье. Психиатрия (греч. psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств. Предмет психиатрии - психическое здоровье человека. Задачи психиатрии: 1. Диагностика психических расстройств. 2. Изучение клиники, этиопатогенеза, течения и исхода психических заболеваний. 3. Изучение эпидемиологии психических расстройств. 4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний. 5. Разработка методов лечения психической патологии. 6. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями. 7. Разработка методов профилактики психической патологии среди населения. 8. Вопросы организации психиатрической помощи населению. Психическое здоровье (психическая норма) - понятие неоднозначное в связи с отсутствием его объективных критериев, в психиатрии оно носит договорной характер. Основные подходы к определению психического здоровья: 1) среднестатистические закономерности: норма - то, что характерно для большинства индивидов 2) психическое здоровье - наличие способности человека хорошо адаптироваться к среде (прежде всего социальной) и состояние психического, психологического и социального благополучия. 3) утилитарная точка зрения врача: психическое здоровье - отсутствие болезни, т.е. когда по действующим диагностическим критериям не удается установить диагноз какого-либо расстройства По мнению Всемирной федерации психического здоровья оно определяется: 1) тем, что чувствует человек по отношению к самому себе 2) тем, что чувствует человек в отношении других людей 3) тем, как человек способен справляться с требованиями повседневной жизни Поэтому для психически здорового человека характерно: а) ощущение того, что он способен справиться со значительным большинством трудностей и ситуаций повседневной жизни б) способность получать удовольствие от повседневной реальности в) близкое к действительности представление о своих возможностях, готовность принимать собственные недостатки и посмеяться над собой г) наличие длительных личных взаимоотношений с другими людьми, доставляющих человеку удовлетворение д) способность принимать и нести ответственность, планировать свое будущее, не испытывая страха перед ним и т.д. 2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе. Исторические периоды развития психиатрии в мире и Западной Европе: а) донаучный период (до 5 в. до н.э.) - накопление наблюдений в мифах, поэзии - объяснение психических расстройств с примитивно-теологических позиций - описание отдельных болезней в виде разрозненных фактов и наблюдений (эпилепсия, депрессия у царя Саула, Навуходоносора) б) греко-римский период - отход от теологической медицины - душевные болезни рассматриваются как явления естественного порядка - учение Гиппократа о темпераменте - первые больницы для душевнобольных в Византии (конец 3 в. н.э.) в) период Средневековья - регресс человеческой мысли на стадии донаучного мировоззрения с мистикой, схоластикой - процессы ведьм, пытки, сжигание на кострах - бедлам в Ирландии (16-18 вв.) - первые попытки общественной организации психиатрической помощи; ограждение здоровой части населения от опасных душевнобольных г) период Возрождения - Филипп Пинель (см. вопрос 3) - Эскироль Жан Этьен: ученик Пинеля, создатель социальной психологии; ввел в психиатрию понятие ремиссий и интермиссий; расширил классификацию психических болезней; разрабатывал вопросы содержания психиатрических больных - Джон Конолли (см. вопрос 3) д) 19-20 вв. - Эмиль Креппелин (см. вопрос 4) - Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр; создатель теории психоанализа; исследовал клинику истерии; труды: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни». - Альцгеймер – немецкий психиатр, невролог, нейроморфолог. В 1906 г. описал форму пресенильной деменции, названной его именем. Один из создателей психопатологии психозов. 1939 г. – Гитлером подписан декрет об эвтаназии 1946 г. – Конгресс США принял Национальный закон о психическом здоровье 1948 г. – ВОЗ опубликовала МКБ-1 1961 г. – создание Всемирной психиатрической ассоциации 1962 г. – М.Фуко возглавил антипсихиатрическое движение (психических заболеваний нет; есть люди со своим взглядом на мир) 1963 г. – Карлссон разработал дофаминовую теорию шизофрении Наиболее значимые терапевтические стратегии: - маляриотерапия - инсулинотерапия (1932) - кардиазоловая судорожная терапия (1934) - электросудорожная терапия (1938) - введение в практику хлорпромазина (1952 г., начало психофармакологии) Этапы развития психиатрии в России: I. Монастырский (11 век – 1775 г.) II. Приказной (1776 – 1862) – строительство психиатрических больниц (1776 г. – в Нижнем Новгороде, 1803 г. – Преображенская в Москве, 1832 г. – «больница всех скорбящих» в Петербурге) III. Земский (1862-1917) - М.Балинский (вопрос 3) - С. Корсаков (вопрос 3) - В. Кандинский (вопрос 4) - В. Бехтерев (вопрос 4) Развитие психиатрии в Беларуси: Более 200 лет назад – 1-ая психиатрическая больница в Печорском монастыре в Могилеве Конец 19 в. – «дома скорбящих» 1834 г. – психиатрическая клиника на территории городской больницы в Минске 1903 г. – в Новой Вилейке межгубернская окружная больница. 1932 – 1937 г.г. – снятие решеток с окон, ликвидация изоляторов, создание лабораторий, введение инсулинотерапии, судорожной, серо-, маляро-, физиотерапии. 1974 г. – преподавание детской психиатрии в МГМИ. 2005 г. – открытие кафедры детской психиатрии и психотерапии БелМАПО. 1995 г. – закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании 2002 г. – окончательный переход на МКБ-10 3. Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков). Переломным этапом в отношении к психически больным и их содержанию была реформа, проведенная французским психиатром Филиппом Пинелем в 1793 г., в результате которой с психически больных были сняты цепи и стали применяться некоторые методы лечения (кровопускания, насильственные ванны и души). Освобождение больных от цепей положило начало новому этапу в психиатрии — введению системы нестеснения или точнее несвязывания психически больных. Однако, это не значит, что всех больных сразу освободили от всех мер стеснения. На протяжении многих лет (а в некоторых странах и до сих пор) применялись так называемые «смирительные рубашки» (специальные рубахи с очень длинными рукавами, завязывающимися вокруг туловища) и даже небольшие цепи, которыми приковывали больных к скамейке, кровати. В 1775 г. Пинель возглавил кафедру психиатрии, являлся членом французской академии. Джон Конолли – английский психиатр, в Англии разработал мероприятия по организации психиатрических лечебниц, создав на практике «систему нестеснения». Работы посвящены лечению психиатрических больных без механического стеснения. С.Корсаков активно внедрял систему нестеснения в России. Описал болезнь и синдром Корсакова. Создал клиническую школу психиатров, разработал классификацию психиатрических расстройств. Основатель «Журнала невропатологии и психиатрии». М. Балинский с 1857 г. – заведующий первой в России кафедры психиатрии при медико-хирургической академии в Петербурге. В 1859 г. издал первые в России клинические лекции по психиатрии. Ввел понятия «кристаллизация бреда» и «навязчивые идеи». 4. Выдающиеся деятели психиатрии (М.Балинский, Э.Крепеллин, В.Кандинский, С.Корсаков, В.Бехтерев). М.Балинский, С. Корсаков – см. вопрос 3. Эмиль Креппелин– немецкий психиатр; основатель нозологического направления в психиатрии, предложил новую нозологическую систематику; в 1917 г. организовал в Мюнхене исследовательский психиатрический институт; дал описание ранней шизофрении (раннее слабоумие). К. Кандинский – дал классическое определение псевдогаллюцинаций; заложил основу изучения синдрома психического автоматизма; дал научное определение психопатий как дисгармонии личности; разработал критерии невменяемости В. Бехтерев – создатель отечественной психиатрии; 1908 г. – открытие психоневрологического института, 1918 г. – института мозга и психической деятельности. Исследовал структуру и морфологию мозга. Описал ряд рефлексов. Изучал психопатии, циркулярный психоз. 5. Нобелевские лауреаты в области психиатрии (Ю. Вагнер-Яурегг (1927), А.Карлссон, П.Грингард (2000) и их заслуги в области науки и практики). Юлиус Вагнер-Яурегг – Нобелевская премия в 1927 г. за обоснование теоретических положений пиротерапии. В 1887 Вагнер-Яурегг сообщил о влиянии заболеваний, сопровождающихся повышением температуры, на течение психозов, затем предложил применять «лихорадочную» терапию для лечения прогрессивного паралича, привил малярию больным, страдающим этим заболеванием, обосновал принципы «раздражающей» терапии, разработал методику малярийной терапии. Последняя применялась им также при лечении сифилиса, нейросифилиса, рассеянного склероза, шизофрении. Автор работ по инфекционным психозам, проблемам наследственности и судебной психиатрии. Арвид Карлссон – показал, что допамин играет роль нейромедиатора и необходим для контроля двигательных функций у человека (2000). В конце 50-х годов провел серию опытов, в ходе которых была выявлена важная роль допамина в процессе передачи сигналов в головном мозге. Ранее считалось, что допамин является предшественником другого нейромедиатора — норадреналина. Арвид Карлссон, разработав высокочувствительный метод определения уровня допамина в тканях, обнаружил, что допамин и норадреналин накапливаются в различных участках мозга. Это позволило ученому сделать вывод о том, что допамин является самостоятельным нейромедиатором. В высоких концентрациях допамин содержится в базальных ганглиях головного мозга, являясь важным регулятором моторной функции. Выяснил, что лечение леводопой нормализует уровень допамина в головном мозге. Леводопа, которая в головном мозге превращается в допамин, компенсирует его недостаточность и нормализует моторную функцию. Лекарственные препараты, содержащие леводопу, по-прежнему наиболее часто используют для лечения пациентов с болезнью Паркинсона. Кроме эффективного лечения паркинсонизма, исследования Арвида Карлссона позволили глубже понять механизм действия ряда других препаратов. Ученый продемонстрировал, что антипсихотические лекарственные препараты, блокируя допаминовые рецепторы, влияют на передачу нервного импульса в синапсах. Исследования Арвида Карлссона сыграли важную роль в лечении депрессии, которая является одним из наиболее широко распространенных заболеваний. Ученый внес значительный вклад в разработку лекарственных препаратов группы селективных ингибиторов обратного нейронального захвата серотонина, являющихся новым поколением антидепрессивных средств. Пол Грингард – Нобелевская премия за открытие механизма действия допамина и других нейромедиаторов. В конце 60-х годов уже было известно, что допамин, норадреналин и серотонин являются нейромедиаторами, однако механизм их действия оставался неясным. Ученый установил, что процесс медленной синаптической передачи связан с химической реакцией фосфорилирования белка. Сначала нейромедиатор воздействует на рецептор, расположенный на поверхности клетки, что является пусковым механизмом каскада реакций, в результате которых «ключевые белки» регулируют различные функции нейрона. За счет присоединения фосфатной группы (фосфорилирование) или удаления ее (дефосфорилирование) изменяются форма и функции белка. Благодаря этим механизмам действия нейромедиаторы могут передавать сигнал от одного нейрона к другому. Пол Грингард установил, что стимуляция допамином рецепторов клеточной мембраны является причиной поступления второго медиатора — цАМФ — в клетку. Она активирует протеинкиназу А, которая способна присоединять фосфатные молекулы к другим белкам в нейроне. Открытие Пола Грингарда помогло глубже понять механизм действия многих лекарственных препаратов, влияющих на фосфорилирование белков в нейронах. Эрик Кандел – Нобелевская премия за открытие молекулярных механизмов работы синапсов (2000). Используя в качестве модели нервную систему морского слизняка, он выявил, что изменения в деятельности синапса являются основными в механизме памяти. Фосфорилирование белка в синапсе играет важную роль в формировании краткосрочной памяти. Для формирования долгосрочной памяти также необходимы преобразования в синтезе белка, которые приводят к изменениям формы и функции синапса. Сначала Эрик Кандел начал изучать механизмы формирования памяти у млекопитающих, однако для понимания основных процессов памяти их нервная система оказалась очень сложной. Ученый принял решение использовать более простую экспериментальную модель — нервную систему морского слизняка — Aplysia, состоящую из незначительного числа нейронов (около 20 тыс.), многие из которых большого размера. Эрик Кандел доказал, что у морского слизняка как краткосрочная, так и долгосрочная память «локализуется» в синапсе, в 90-е годы он провел подобные исследования на мышах. Ученому удалось доказать, что такой же тип формирования памяти, который был обнаружен во время изучения морского слизняка, существует и у млекопитающих. Аналогичные механизмы памяти Эрик Кандел выявил и у человека. Можно сказать, что память человека «локализуется в синапсах» и изменения функции синапса являются основными в процессе формирования различных типов памяти. Хотя путь к пониманию всего сложного комплекса процесса памяти еще долгий, результаты исследований Эрика Кандела стали основой для дальнейшего научного поиска. В настоящее время изучается механизм сохранения изображения в нервной системе, а также вопрос о том, как можно восстановить память о событиях, которые произошли раньше. С тех пор, как стали понятными основные аспекты функционирования клеточных и молекулярных механизмов памяти, появилась возможность разработки новых типов лекарственных препаратов, предназначенных для улучшения функции памяти у пациентов с различными типами деменции. 6. История кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ. А.К.Ленц, его научная и практическая деятельность. Кафедра психиатрии и медицинской психологии БГМУ была создана в 1925 г. на базе медицинского факультета БГУ, а затем Белорусского медицинского института. Александр Карлович Ленц – основатель кафедры психиатрии (1925) и первый ее заведующий (1925-1934), ученик Павлова, Бехтерева, Осипова, помощник директора клиники, председатель антропологической комиссии Института белорусской культуры, заведующй кафедрой антропологии, руководитель лаборатории высшей нервной деятельности АН БССР, в 1930 г. возглавил институт психоневрологии при АН БССР. Р Изучал патогенез психозов с позиций физиологии. Исследовал эффективность гипноза. Заложил начало судебной психиатрии. Ввел понятие «социопатии». Докторская диссертация и монографии по высшей рефлекторной деятельности при прогрессивном параличе. Первоначально психиатрическая клиника размещалась на базе теперешней 2-ой клинической больницы. После 1917 г. в ней были организованы мужское и женское отделение в двух корпусах больницы, отдельно размещали беспокойных и спокойных больных, были выделены палаты для соматически ослабленных больных и пациентов, нуждающихся в надзоре. В 1932-1937 г. клиника была реконструирована (см. вопрос 2) С 1974 г. началось преподавание детской психиатрии для педиатрического факультета (проф. Чалисов, проф. Сорокина – зав. кафедрой 1970-1988 г.г.). 1988 – 2000 г. – зав. кафедрой проф. Гайдук, главный внештатный детский психиатр Минздрава; изучение задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей. Создал систему помощи детям с ЗПР, объединяющую учреждения здравоохранения и образования. 1989-2004 г.г. – главный внештатный детский психиатр РБ доц. Григорьева; изучение фенилкетонурии у детей. Развивала дальнейшее оказание психиатрической помощи детям. В настоящее время научные интересы кафедры сосредоточены на исследованиях в области доклинической и клинической характеристики психических и поведенческих расстройств в онтогенезе (биопсихосоциальный аспект, диагностика, коррекция). Ведется работа по нарушениям пищевого поведения (зав.каф. – Олег Алексеевич Скугаревский). Докторская диссертация Е.И.Скугаревской «Клинико-биологические корелляции в системе оценки проградиентности алкоголизма» позволила разработать адекватные подходы в профилактике, терапии и реабилитации больных алкоголизмом. Изучаются вопросы социальной психиатрии (влияние деструктивных культовых организаций), влияние загрязненных территорий ЧАЭС на психическое здоровье проживающих на ней людей и т.д. |
Исследование состояния психических функций Диагностическая методика составлена Т. Н. Волковской на основе модификации диагностического комплекса О. Н. Усановой и нейропсихологической... |
Исследование воздействия аллергена луговых трав на поведенческие особенности мышей Тема: Исследование воздействия аллергена луговых трав на поведенческие особенности мышей |
||
Исследование воздействия аллергена луговых трав на поведенческие особенности мышей Тема: Исследование воздействия аллергена луговых трав на поведенческие особенности мышей |
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Психиатрия – медицинская дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинику психических заболеваний, их диагностику и лечении |
||
Противовирусные препараты В медицинской практике существует определенное разделение всех лекарств по механизму воздействия и происхождению. Согласно ему противовирусные... |
Исследование: какие известные лекарства никого не вылечат Реклама... Реклама всевозможных лекарств от простуды заполонила инфопространство. Однако значительная часть препаратов лекарствами не является.... |
||
Психиатрия Дан критический анализ наиболее распространенных представлений об этиологии и патогенезе психических заболеваний, описаны их симптоматика,... |
Психиатрия, медицинская психология В основе тесной связи между психиатрией и медицинской психологией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических... |
||
Задача : поиск, разработка и изучение новых лекарств для профилактики,... Фармакология – (греч. Pharmacon – лекарство) наука, изучающая взаимодействие химических соединений биологического и небиологического... |
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для раннего распознавания, лечения и профилактики... |
||
"Разработать Национальные приложения к en 1991 Еврокод 1:"Воздействия... Заключение по проекту национального стандарта Российской Федерации ен 1991-2-2011, Еврокод 1 Воздействия на сооружения Часть 2: Транспортные... |
Исследование частоты простудных заболеваний среди студентов Харьковский национальный медицинский университет, г. Харьков, Украина (61022, г. Харьков, проспект Ленина 4), e-mail |
||
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний... П 78 член-корр. Рао, д псх н., проф. В. И. Панов, д псх н., проф. А. Б. Леонова |
Курсовая работа с аптечной технологии лекарств на тему: «Совершенствование... На базе новейших научных открытий создаются принципиально новые, более совершенные и производительные технологические процессы,... |
||
Мы неоднократно поднимали тему бесполезных лекарств. Сегодня мы продолжим... «фуфломицины». Список сформирован на основе отсутствия убедительных данных об эффективности препаратов по заявленным показаниям,... |
Детский церебральный паралич. Детский церебральный паралич (дцп) Детский церебральный паралич (дцп) – одно из тех заболеваний, которое часто приводят к тяжелой инвалидности. Лечение двигательных... |
Поиск |