Скачать 338.27 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Незабудка»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» Срок реализации: 2014 - 2016 учебный год. Возраст детей: 5 - 7 лет Разработали: Воспитатели: Марина Николаевна Батарова, Марина Юрьевна Ефимова, г. Тихвин 2016 год СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи программы. Принципы и подходы к формированию программы. Общая характеристика детей с задержкой психического развития.
Содержание диагностического, образовательного и коррекционно-развивающего блока.
5.1. Конспекты занятий для детей старшей подгруппы. 5.2. Конспекты занятий для детей подготовительной к школе подгруппы.
Приложение № 1 - Результаты диагностики за 2014-2015 учебный год. - Результаты диагностики за 2015-2016 учебный год. Приложение № 2 – Отзыв воспитателей общеразвивающих групп среднего возраста об использовании в работе материалов продукта ИОД. I. Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» (далее - Программа) предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с диагнозом «Задержка психического развития» (далее - ЗПР). Программа имеет образовательную, коррекционно - развивающую направленность и составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, с приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и другим нормативным документам и локальным актам МДОУ «Д/с Незабудка». В Программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Необходимость и актуальность разработки данной Программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации и отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
Реализация данной Программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя–дефектолога, воспитателей, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии. Основой для разработки данной Программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:
Также использовались работы Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Марковой Л.С. и др. Более подробно программно-методические материалы перечислены в разделе "Список литературы". Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретает в дошкольный период, служат фундаментом при обучении математике в начальных классах. Из - за ослабленного здоровья и других неблагоприятных факторов, влияющих на развитие детей с ЗПР, большинство из них имеют слабую математическую подготовку. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении в школе. Математическое развитие является мощным инструментом:
Специальная коррекционная работа направлена на восполнение пробелов в дошкольном математическом развитии детей с ЗПР, на создание у них готовности к усвоению основ математики. Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развить мышление и речь дошкольников. Занятия по развитию элементарных математических представлений предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе; формирование способов измерения; выполнение простейших счетных операций; составление и решение элементарных арифметических задач на сложение и вычитание, а также знакомство с частями суток, днями недели, временами года и ориентирование на плоскости и в пространстве. На первых занятиях по формированию математических представлений дошкольники учатся различать и сравнивать предметы, приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдения и совместных практических и игровых действий, усваивают элементарный математический словарь. Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо. Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно -практической деятельности. Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений. Все обучение дошкольников должно носить наглядно - действенный характер: математические понятия ребенок будет усваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора). Математические представления формируются по следующим разделам: множество, количественные представления, представления о форме, величине, пространственные и временные представления. Цель реализации Программы состоит в моделировании коррекционно-развивающего образовательного процесса, максимально обеспечивающего создание условий для развития высших психических функций и речи для детей с ЗПР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. Задачи Программы: - укреплять здоровье детей; - способствовать общему развитию высших психических функций; - создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - обеспечивать развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка в межличностных отношениях; - способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Принципы и подходы к формированию Программы: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - сотрудничество ДОУ с семьей; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:
При разработке программы учитывался контингент детей группы: возрастные, индивидуальные особенности, структура нарушения, этап коррекционной работы, а также образовательные достижения каждого ребенка. Общая характеристика детей с ЗПР Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ЗПР это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Дети характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность. Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Большинство детей с задержкой психического развития механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У многих дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, рисованием геометрических фигур. У них чаще всего встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур. На обучении математике сказываются такие особенности детей с задержкой психического развития, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций. Несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дети не узнают фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, при плохом освещении, в зашумленном изображении или если объекты перекрывают друг друга, в недорисованном виде. Ограниченность объема внимания, его недостаточная концентрация и переключаемость, повышенная отвлекаемость детей приводят к тому, что они не видят многого из того, что им показывает и объясняет педагог. Слабость анализа и других мыслительных операций препятствует выявлению основных существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явлениями. Поэтому при решении арифметических задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Отсюда частые ошибки при выполнении этого вида работ, а именно, неправильный выбор арифметического действия, неверная формулировка ответа, неправильная расстановка цифр и знаков. Недостатки всех видов памяти выражаются в том, что дети в состоянии запомнить лишь небольшие порции информации; чаще требуется повторять материал. Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают повышенные трудности в овладении математикой. Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики. |
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа... Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития 7 |
Пояснительная записка ... |
||
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует... Роль логико-математических игр в развитии познавательного процесса и формировании элементарных математических представлений |
Название пособия Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста |
||
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников... «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет через технологию Лего конструирования» |
Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы... Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности... |
||
Пояснительная записка Данная адаптированная основная образовательная... Программа предназначена для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, сложными множественными... |
Развитие восприятия пространственных представлений у детей При затруднениях у ребёнка формирования пространственных представлений необходимо пользоваться всем богатым материалом опор, маркеров,... |
||
Инструкция к проведению Взаимодействие с родителями Родительское собрание «Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного материала» |
Пояснительная записка Цель и задачи реализации программы Принципы... Создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности детей с овз |
||
Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа... Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи |
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа... Адаптированная основная образовательная программа кгбоу «Тинская общеобразовательная школа-интернат» составлена на основе следующих... |
||
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа... Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с овз для которых разработана программа |
Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушениями речи |
||
Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы... Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей |
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными... Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана... |
Поиск |