Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития»

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития»


Скачать 338.27 Kb.
Название Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития»
страница 1/3
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Незабудка»


СОГЛАСОВАНО

на заседании Педагогического совета

протокол № 1

от «31»августа 2016г.


УТВЕРЖДЕНО

Распоряжением №136-0

от «31»августа 2016г






АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по формированию элементарных математических, временных

и пространственных представлений у детей с диагнозом

«Задержка психического развития»
Срок реализации: 2014 - 2016 учебный год.

Возраст детей: 5 - 7 лет


Разработали:

Воспитатели:

Марина Николаевна Батарова,

Марина Юрьевна Ефимова,

г. Тихвин

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Целевой раздел программы

  1. Пояснительная записка.

Цель и задачи программы. Принципы и подходы к формированию программы. Общая характеристика детей с задержкой психического развития.

  1. Целевые ориентиры освоения воспитанниками программы.

  1. Содержательный раздел

    1. Содержание программы. Перспективный план работы.

    2. Оценка результатов работы.

    3. Содержание диагностической работы. Диагностическая карта.

  2. Организационный раздел

Содержание диагностического, образовательного и коррекционно-развивающего блока.

    1. График организации образовательного процесса

    2. Формы организации работы

  1. Условия реализации программы

    1. Литература

    2. Интернет ресурсы

  2. Приложения к программе

5.1. Конспекты занятий для детей старшей подгруппы.

5.2. Конспекты занятий для детей подготовительной к школе подгруппы.

  1. Литература

  2. Приложения

Приложение № 1 - Результаты диагностики за 2014-2015 учебный год.

- Результаты диагностики за 2015-2016 учебный год.

Приложение № 2 – Отзыв воспитателей общеразвивающих групп среднего возраста об использовании в работе материалов продукта ИОД.

I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» (далее - Программа) предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с диагнозом «Задержка психического развития» (далее - ЗПР). Программа имеет образовательную, коррекционно - развивающую направленность и составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, с приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и другим нормативным документам и локальным актам МДОУ «Д/с Незабудка». В Программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Необходимость и актуальность разработки данной Программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации и отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

  • развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ЗПР;

  • развития позитивных качеств личности;

  • коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

  • формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 

Реализация данной Программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя–дефектолога, воспитателей, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.

Основой для разработки данной Программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:

  • «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Москва, 2016 г. Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.;

  • «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.

Также использовались работы Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Марковой Л.С. и др.

Более подробно программно-методические материалы перечислены в разделе "Список литературы".

Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретает в дошкольный период, служат фундаментом при обучении математике в начальных классах. Из - за ослабленного здоровья и других неблагоприятных факторов, влияющих на развитие детей с ЗПР, большинство из них имеют слабую математическую подготовку. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении в школе.

Математическое развитие является мощным инструментом:

  • для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);

  • для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);

  • для развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);

  • для подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.);

Специальная коррекционная работа направлена на восполнение пробелов в дошкольном математическом развитии детей с ЗПР, на создание у них готовности к усвоению основ математики. Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развить мышление и речь дошкольников.

Занятия по развитию элементарных математических представлений предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе; формирование способов измерения; выполнение простейших счетных операций; составление и решение элементарных арифметических задач на сложение и вычитание, а также знакомство с частями суток, днями недели, временами года и ориентирование на плоскости и в пространстве.

На первых занятиях по формированию математических представлений дошкольники учатся различать и сравнивать предметы, приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдения и совместных практических и игровых действий, усваивают элементарный математический словарь.

Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо.

Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно -практической деятельности.

Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений.

Все обучение дошкольников должно носить наглядно - действенный характер: математические понятия ребенок будет усваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора).

Математические представления формируются по следующим разделам: множество, количественные представления, представления о форме, величине, пространственные и временные представления.

Цель реализации Программы состоит в моделировании коррекционно-развивающего образовательного процесса, максимально обеспечивающего создание условий для развития высших психических функций и речи для детей с ЗПР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Задачи Программы:

- укреплять здоровье детей;

- способствовать общему развитию высших психических функций;

- создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- обеспечивать развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка в межличностных отношениях;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Принципы и подходы к формированию Программы:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество ДОУ с семьей;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

  1. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

  2. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

При разработке программы учитывался контингент детей группы: возрастные, индивидуальные особенности, структура нарушения, этап коррекционной работы, а также образовательные достижения каждого ребенка.

Общая характеристика детей с ЗПР

Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ЗПР это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Дети характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР.

Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Большинство детей с задержкой психического развития механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У многих дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, рисованием геометрических фигур. У них чаще всего встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур.

На обучении математике сказываются такие особенности детей с задержкой психического развития, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций. Несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дети не узнают фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, при плохом освещении, в зашумленном изображении или если объекты перекрывают друг друга, в недорисованном виде. Ограниченность объема внимания, его недостаточная концентрация и переключаемость, повышенная отвлекаемость детей приводят к тому, что они не видят многого из того, что им показывает и объясняет педагог. Слабость анализа и других мыслительных операций препятствует выявлению основных существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явлениями. Поэтому при решении арифметических задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Отсюда частые ошибки при выполнении этого вида работ, а именно, неправильный выбор арифметического действия, неверная формулировка ответа, неправильная расстановка цифр и знаков.

Недостатки всех видов памяти выражаются в том, что дети в состоянии запомнить лишь небольшие порции информации; чаще требуется повторять материал.

Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают повышенные трудности в овладении математикой. Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа...
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития 7
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка
...
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует...
Роль логико-математических игр в развитии познавательного процесса и формировании элементарных математических представлений
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Название пособия
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников...
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет через технологию Лего конструирования»
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка Данная адаптированная основная образовательная...
Программа предназначена для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, сложными множественными...
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Развитие восприятия пространственных представлений у детей
При затруднениях у ребёнка формирования пространственных представлений необходимо пользоваться всем богатым материалом опор, маркеров,...
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Инструкция к проведению Взаимодействие с родителями
Родительское собрание «Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного материала»
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации программы Принципы...
Создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности детей с овз
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа...
Адаптированная основная образовательная программа кгбоу «Тинская общеобразовательная школа-интернат» составлена на основе следующих...
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с овз для которых разработана программа
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы...
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических, временных и пространственных представлений у детей с диагнозом «Задержка психического развития» icon Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск