Оглавление
1.Паспорт программы………………………………………………………………………….3
2.Целевой компонент Программы
2.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….6
2.2. Цели и задачи реализации Программы……………………………………………………6
2.3. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………..7
2.4. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста……...9
3. Содержательный компонент Программы
3.1. Планируемые результаты освоения Программы………………………………………...13
3.2. Первая ступень обучения. Младший дошкольный возраст……………………………..16
3.3. Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст………………………………20
3.4. Третья ступень обучения. Старший дошкольный возраст……………………………..25
3.5. Четвертая ступень обучения. Подготовительный дошкольный возраст……………….32
3.6. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы..38
3.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников………………………………………………………………………39
3.8. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей…………………………………………………………………………………..39
4. Организационный компонент Программы
4.1. Реализация Программы……………………………………………………………………42
4.2. Методические материалы и технические средства, обеспечивающие выполнение
Программы……………………………………………………………………………………...43
Паспорт программы
1
|
Название программы
|
Адаптированная основная образовательная программа МАДОУ Каскаринского детского сада «Золотой петушок» для умственно отсталых детей.
|
2
|
Участники программы
|
Дети от 3-х до 7 лет, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
|
3
|
Сроки реализации
|
Долгосрочная, реализуется в течение 4 лет.
|
4
|
Проблема
|
Комплексирование коррекционной общеразвивающей программы ДОУ.
|
5
|
Актуальность
|
Построение комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
|
6
|
Цели
|
1)повышение социального статуса дошкольного образования;
2)обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3)обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
4)сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
5)формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
6)создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и 2 творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
7)создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
|
7
|
Задачи
|
1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10)организации воспитательно-образовательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
11)максимальной социально-бытовой адаптации детей с учётом индивидуальных психофизических возможностей здоровья;
12)подготовки воспитанников учреждения к обучению в специальной образовательной коррекционной школе VII и VIII видов и общеобразовательной школе (для детей с расстройством психологического развития);
13)обеспечения психолого-педагогической диагностики детей в начале, середине, конце учебного года.
|
8
|
Новизна
|
Создание и апробация адаптированной рабочей программы, в которой определены коррекционные задачи, основные направления работы c учетом целей и задач примерной программы дошкольного образования «Мир открытий» (под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой), потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
|
Целевой компонент Программы
2.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой) разработана в соответствии с:
-ФЗ «Об образовании»;
-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.);
-Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
-«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования" (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 6241).
2.2. Цели и задачи реализации Программы
Цели реализации программы:
1)повышение социального статуса дошкольного образования;
2)обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3)обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
4)сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
5)формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
6)создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и 2 творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
7)создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи реализации Программы:
1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10)организации воспитательно-образовательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
11)максимальной социально-бытовой адаптации детей с учётом индивидуальных психофизических возможностей здоровья;
11)подготовки воспитанников учреждения к обучению в специальной образовательной коррекционной школе VII и VIII видов и общеобразовательной школе (для детей с расстройством психологического развития);
13)обеспечения психолого-педагогической диагностики детей в начале, середине, конце учебного года.
2.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5)сотрудничество ДОУ с семьей;
6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9)учет этнокультурной ситуации развития детей;
10)концентрический принцип построения программы;
11)принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников с ОВЗ;
12)принцип развивающего характера коррекционного обучения с учётом возраста и специфики (структуры, степени) нарушения;
13)принцип единства диагностики и коррекции развития;
14)учет общих тенденций развития нормального и аномального ребенка;
15)приобщение нетипичных детей ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации;
16)оптимальное сочетание общеразвивающей работы с коррекционно- компенсаторной и абилитационно-реабилитационной педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей;
17)постоянное изучение нетипичных детей в динамике их развития и выявление психических новообразований;
18)создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе в зависимости от особенностей психофизического развития детей с ОВЗ;
19)равномерное распределение психофизической нагрузки с учётом специфики нарушения детей с ОВЗ в ходе коррекционной работы; 4
20)опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.
Основные подходы к формированию Программы:
Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и к её объёму.
•Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
•Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
•Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). В Программе учитываются:
•индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
•возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа направлена на:
•создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
•на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
|