Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Гайский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Тема 2.2 Заболевания детей раннего возраста
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Часть 2 МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии
МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья
(Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях)
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
основной профессиональной образовательной программы
специальности 060501 Сестринское дело базовой подготовки
Ф.И.О. студента __________________________________
Группа _____
Составил:
И.А. Алегина,
преподаватель
г. Гай
2013 год
Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело.
Зам. директора по учебной работе ________________ Т.В.Беляева
ОДОБРЕНО
На заседании ЦМК КД
«___»_____________20
Протокол № _____
Председатель ЦМК
___________________
СОГЛАСОВАНО
Методист
________________
Содержание
Содержание 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
ГИПЕРВИТАМИНОЗ ВИТАМИН D ________________________________________________________________________________________ 19
ЛАРИНГОСПАЗМ _______________________________________________________________________________________________________ 19
КАРПОПЕДАЛЬНЫЙ СПАЗМ _____________________________________________________________________________________________ 19
ЭКЛАМПСИЯ____________________________________________________________________________________________________________ 19
Ситуационная задача №1 38
Схема определения степени гипотрофии 39
Ситуационная задача №2 40
Схема 40
Ситуационная задача №3 41
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы части 2 МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 2.1.
|
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
|
ПК 2.2.
|
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
|
ПК 2.3.
|
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
|
ПК 2.4.
|
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
|
ПК 2.5.
|
Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
|
ПК 2.6.
|
Вести утвержденную медицинскую документацию
|
ПК 2.7.
|
Осуществлять реабилитационные мероприятия
|
ПК 2.8.
|
Оказывать паллиативную помощь
|
ОК 1
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 2
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
|
ОК 3
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
|
ОК 4
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
ОК 5
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 6
|
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
|
ОК 7
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
|
ОК 8
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
|
Рабочая тетрадь по части 2 МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии, МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья
(Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях),
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах основной профессиональной образовательной программы составлена в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
проведение лечебно диагностических и реабилитационных мероприятий в соответствующих профессиональных компетенциях.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения части 2 МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии должен:
иметь практический опыт:
осуществления ухода за детьми при аномалиях конституции и с хроническими расстройствами пищеварения
проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов детского возраста
уметь:
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам
осуществлять сестринский уход за детьми при аномалиях конституции и с хроническими расстройствами пищеварения
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств
осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара
осуществлять фармакотерапию по назначению врача
проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа
проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента
осуществлять паллиативную помощь пациентам
вести утвержденную медицинскую документацию
знать:
причины, основные клинические проявления и симптомы аномалий конституции и гипотрофии
возможные осложнения и их профилактику
методы диагностики проблем детей раннего возраста
организацию и оказание сестринской помощи
подходы к лечению, уходу, принципам рационального и диетического питания
пути введения лекарственных препаратов
роль сестринского персонала при проведении реабилитационных процессов – виды, формы и методы реабилитации
правила использования оборудования, аппаратуры, изделий медицинского назначения
инфекционный контроль и инфекционную безопасность м/с и пациента
уметь:
выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка
определить проблемы пациента
сформулировать цели СВ и составить план ухода
оформить пищевой дневник
обработать кожу головы при гнейсе
провести лечебную и гигиеническую ванны
выполнить лечебные ванны
провести забор биоматериала на исследование
оказать неотложную помощь при крапивнице, анафилактическом шоке
определить эластичность и тургор кожи
провести расчет степени гипотрофии
провести расчет объёма жидкости для проведения оральной регидратации
составить меню после контрольного кормления
провести антропометрию и определить морфотип
выполнять врачебные назначения
выписать рецепты.
Саморейтинг внеаудиторной работы студента по теме
«Сестринский процесс у детей при заболеваниях раннего возраста»
Ф.И.О ___________________________ группа_________
Наименование темы
|
1. СП при минеральной недостаточности у детей.
|
2. СП при аномалиях конституции.
|
3. СП при уходе за ребенком с хроническими расстройствами питания.
|
Всего
|
Оценка
|
УЧЕБНЫЕ ЧАСЫ
|
6
|
4
|
4
|
14
|
|
БАЛЛЫ
|
65-58
|
45-40
|
25-22
|
135-120
|
«Отлично»
|
|
|
|
|
|
Критерии рейтинга:
135 - 120 баллов «ОТЛИЧНО»
119 – 108 баллов «ХОРОШО»
107 – 94 балла «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
22 и менее баллов «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО».
СП ПРИ МИНЕРАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ
Саморейтинг внеаудиторной работы студента по теме
«СП при минеральной недостаточности у детей»
Ф.И.О ___________________________ группа_________
ФОРМА
РАБОТА
|
Задание 1. Определите понятия.
|
Задание 2. Факторы, предрасполагающие к рахиту
|
Задание 3. Степени тяжести рахита
|
Задание 4 А. Клинические признаки рахита
|
Задание 4 Б. Клинические признаки рахита
|
Задание 5. Фармакотерапия рахита
|
Задание 6. Профилактика рахита
|
Задание 7А. Гипервитаминоз витамина D и спазмофилия.
|
Задание 7Б. Гипервитаминоз витамина D и спазмофилия.
|
Задание 7В. Гипервитаминоз витамина D и спазмофилия.
|
Всего
|
Оценка
|
ВРЕМЯ
|
15
минут
|
40
минут
|
40
минут
|
10
минут
|
60
минут
|
30
минут
|
10
минут
|
30
минут
|
10
минут
|
25
минут
|
270
минут
(6 – академи-ческих часа)
|
|
БАЛЛЫ
|
«5»
|
«5»
|
«5»
|
«5»
|
«5»
|
«20»
|
«5»
|
«5»
|
«5»
|
«5»
|
65-58
|
«Отлично»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии рейтинга:
65 - 58 балла «ОТЛИЧНО»
57 – 52 балла «ХОРОШО»
51 – 45 балла «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
44 и менее баллов «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
Задание 1. Определите понятия.
Выпишите определения, используя материал учебника «СД в педиатрии» и лекционный материал:
Критерии оценки:
«5» - четко сформулированный, грамотный и полный ответ на вопрос
«4» - допущены ошибки и неточности в ответе
«3» - ответ на вопрос дан не полностью или с ошибками
«2» - неверный ответ на вопрос с грубыми ошибками
РАХИТ - _______________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Факторы, предрасполагающие к рахиту
Изучив учебную информацию, заполните таблицу
Критерии оценки:
«5» - 1- 4 ошибки
«4» - 5- 8 ошибки
«3» - 9- 12 ошибки
«2» - 13 и более ошибок
Со стороны матери
|
Со стороны ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Степени тяжести рахита
Изучив учебную информацию, заполните таблицу
Критерии оценки:
«5» - 1 - 2 ошибки
«4» - 3 - 4 ошибки
«3» - 5 – 6 ошибок
«2» - 7 и более ошибок
Признаки
|
I степень
|
II степень
|
III степень
|
Поражение костной системы
|
|
|
|
Функциональные нарушения ВНС
|
|
|
|
Мышечный тонус
|
|
|
|
Изменения со стороны внутренних органов
|
|
|
|
Задание 4. Клинические признаки рахита
А) Изучив учебную информацию, назовите симптомы рахита на иллюстрации 1, 2, 3
Критерии оценки:
«5» - четко сформулированный, грамотный и полный ответ на вопрос
«4» - допущены ошибки и неточности в ответе
«3» - ответ на вопрос дан не полностью или с ошибками
«2» - неверный ответ на вопрос с грубыми ошибками
Рис. 1 _______________________
_______________________
_______________________
Рис. 2 _______________________
_______________________
_______________________
Рис.3
_______________________
_______________________
_______________________
Б) Решите письменно проблемно-ситуационные задачи
Критерии оценки
5 (отлично) – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; полный ответ на вопрос, правильный выбор тактики действий; последовательное выполнение программы сестринских вмешательств;
4 (хорошо) – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения в теоретическом вопросе, допущены ошибки и неточности в последовательном выполнении программы сестринских вмешательств;
3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ или с ошибками, не завершено выполнение программы сестринских вмешательств;
2 (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильный ответ на вопрос задачи; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение программы сестринских вмешательств, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение осуществлять сестринский процесс.
Участковая медицинская сестра на патронаже ребенка 3,5 месяцев. Ребенок находится на искусственном вскармливании.
При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: родился ребенок в октябре с весом 3450 г, длиной - 52 см. Беременность и роды протекали без особенностей. Грудным молоком вскармливался до 2-х мес. Витамин “Д” назначен с 1 мес., но мать недобросовестно давала его. Смеси готовила сама. С 2,5 мес. начала давать цельное коровье молоко. На свежем воздухе с ребенком бывает мало.
Объективно: мать отмечает, что ребенок стал беспокойным, капризным, часто вздрагивает во сне, сон тревожный, непродолжительный, аппетит снижен, появилась потливость. Кожные покровы бледные, влажные, отмечается облысение затылка, большой родничок 2,5 х 2,5 см, края родничка податливы. Ребенку был поставлен диагноз: рахит I, начальный период, острое течение.
Обоснуйте и определите состояние, развившееся у пациента.
Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка.
Определите проблемы.
Сформулируйте цели.
Составьте программу сестринских вмешательств с мотивацией.
КАРТА СООТВЕТСТВИЯ НАРУШЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СЕСТРИНСКИХ ДАГНОЗОВ
(выберите нарушенные потребности, сформулируйте сестринские диагнозы и перенесите в карту сестринского процесса по степени приоритетности)
№
п/п
|
Сестринский диагноз (проблемы пациента)
|
Дышать
|
Есть
|
Пить
|
Выделять
|
Спать,
отдыхать
|
Быть
чистым
|
Одеваться, раздеваться
|
Поддерживать температуру
|
Быть здоровым
|
Избегать
опасности
|
двигаться
|
общаться
|
Иметь жизненные ценности
|
Учиться, работать
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сестринский диагноз
|
Планирование сестринского процесса
|
|
Нарушение удовлетворения потребностей:
Настоящие проблемы:
Приоритетная проблема:
Потенциальные проблемы:
|
КСЦ:
ДСЦ:
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация плана сестринских вмешательств
|
Обоснование
|
Оценка результата
|
Схема сестринских вмешательств:
Контроль состояния пациента
Подготовка к дополнительным методам исследования
Выполнение врачебных назначений
Организация консультации узких специалистов
Обучение пациента и родственников методам самоконтроля и самопомощи
|
(для комфорта пациента)
(для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений)
(для постановки правильного диагноза)
(для лечения пациента)
(для оказания специализированной помощи)
(для адаптации пациента)
|
|
Задание 5. Фармакотерапия рахита
Выписать рецепты на следующие препараты.
(Регистр лекарственных средств России 2005 г.,стр. 122. Машковский М.Д. Лекарственные средства.М.,2000 г.)
Критерии оценки:
«5» - отсутствие ошибок
«4» - лекарственное средство написано без ошибок, 1 ошибка в дозировке; 1 ошибка в окончании названия лекарственной формы;1 орфографическая ошибка; структура рецепта сохранена.
«3» -1 ошибка в названии лекарственного средства, 1 ошибка в дозировке; 1 ошибка в окончаниях названия лекарственной формы;2 орфографические ошибки; структура рецепта несохранена.
«2» - 2 ошибки в названии лекарственного средства, 1 ошибка в дозировке; 1 ошибка в окончаниях названия лекарственной формы; более 2 орфографических ошибок; структура рецепта несохранена.
1
Rp:
. Аквадетрим (Aquadetrim)
Состав и форма выпуска:
Раствор пероральный водный 1 (30 капель) по 10 мл
Колекальциферол 15000 МЕ
Способ применения: внутрь, 1 капля содержит 500 МЕ витамина D 3
Для профилактики доношенным новорожденным с 3- 4 недели до 2-3 лет по 500-1000 МЕ (1-2 капли)в сутки; недоношенным с 7- 10 дня жизни по 100-150 МЕ в сутки.
Д
Rp:
ля лечения рахита ежедневно 2000-5000 МЕ (4-10 капель) в зависимости от тяжести рахита в течении 4-6 недель или начальная доза 2000 МЕ (4 капли) в течении 3-4 дней, при хорошей переносимости – до 3000 МЕ (6 капель),при выраженных костных проявлениях до 5000 МЕ(10 капель).
2. Кальция глицерофосфат (Calcii glycerophosphas)
Состав и форма выпуска:
Таблетки по 0,2 г в упаковке 10 штук.
Способ применения: внутрь, по 0,05 – 0,2 г 2-3 раза в день.
3
Rp:
.Кальция глюконат (Calcii gluconas)
10% раствор в ампулах по 5 мл в упауковке 10 ампул.
Способ применения: внутрь, по 0,5 – 2 г 2-3 раза в день.
в/м или в/ в из расчета 1 мл/ год жизни
4
Rp:
.Кальция лактат (Calcii lactas)
Состав и форма выпуска:
Таблетки по 0,5 г в упаковке 10 штук.
Способ применения: внутрь, по 0,5 2-3 раза в день.
Препарат можно предварительно растворить в теплой воде.
Задание 6. Профилактика рахита
Изучив соответствующий материал учебника «Педиатрия», заполните схему:
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена грамотно, без ошибок, соответствует эталону на 90-100%.
«4» - работа выполнена правильно на 80-89%.
«3» - работа выполнена не полностью, соответствует эталону на 70-79%.
«2» - при большем количестве ошибок.
|