Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Под редакцией проф. В.А. Доскина
ВВЕДЕНИЕ
Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.
Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой частью деятельности врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача), средних медицинских работников, а также педагогов дошкольных учреждений. С основами этой диагностики должны быть знакомы и родители.
Правильная и своевременная диагностика нервно-психического развития ребенка позволяет подойти к раннему выявлению отклонений в здоровье детей, а также в полной мере осуществить необходимый комплекс развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Оценка уровня нервно-психического развития ребенка позволяет судить о качестве окружающей среды, о характере педагогической работы и о эффективности различных лечебно-оздоровительных приемов, а также о влиянии других факторов.
Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, С.М. Кривиной, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной. В этой работе принимали участие К.Д. Губерт, М.А. Минкевич, Р.Г. Сорочек, З.С. Уварова, Е.П. Бомбардирова и другие исследователи. В дальнейшем показатели нервно-психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и дополнены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования: для детей первого года жизни – Э.Л. Фрухт, для детей второго года – К.Л. Печорой, для детей третьего года жизни – Г.В. Пантюхтной. Эти авторы впервые в нашей стране внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.
Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста опираются на объективное изучение закономерностей процесса развития детского организма в определенных условиях воспитания. Поэтому выделенные авторами показатели отражают оптимальный алгоритм развития, его последовательность и возрастные сроки формирования умений и уровень созревания, который должен быть достигнут ребенком на каждом возрастном этапе в результате влияния целого комплекса различных факторов.
При диагностике нервно-психического развития перед ребенком ставятся определенные задачи, и это позволяет объективно оценить его способности, уровень развития, успехи и недостатки воспитательной работы и т.д. Тесты для определения уровня развития по каждому из выделенных показателей сгруппированы по следующей схеме: возраст, название линии развития, порядковый номер и наименование показателя; методы диагностики, т.е. описание ситуации и способа проверки; эталоны поведения ребенка при правильном решении каждой задачи.
Для осуществления контроля за динамикой развития и поведением детей в дошкольных учреждениях авторы предлагают «карту нервно-психического развития и поведения ребенка», которая заполняется в опикризные сроки воспитателями групп, а затем передается врачу для комплексной оценки состояния здоровья детей и записи в «Историю развития» (учетная форма 112/у).
В поликлинике результаты тестирования развития и поведения детей сразу заносятся в «Историю развития» и на основе этих материалов врач определяет дальнейший план наблюдения за ребенком, коррекцию поведения, развития или планирует оздоровительные мероприятия.
В основу настоящего издания положено методическое пособие для курсантов Российской медицинской академии последипломного образования (центрального института усовершенствования врачей), опубликованное около 20 лет тому назад. Некоторые положения этого пособия коренным образом переработаны, целый ряд показателей пересмотрен и уточнен. Основанием для такой переработки послужил многолетний опыт авторов в области диагностики нервно-психического развития детей, а также наиболее важные результаты научных исследований по возрастной психологии, физиологии и педагогике.
КОНТРОЛЬ ЗА ДИНАМИКОЙ
НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ
Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Это обуславливает дифференциацию на возрастные периоды и выделение в каждом возрастном периоде линии развития, формирующихся здесь впервые, более быстро и существенно влияющих на последующее развитие ребенка.
На 1-ом году жизни контроль осуществляется ежемесячно; на 2-м году – 1 раз в квартал; на 3-м году – 1 раз в полугодие; после 3-х лет 1 раз в год в дни, близкие к дню рождения ребенка.
Каждого ребенка тестируют по показателям его возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, используют показатели предыдущего или более старшего возрастного периода.
Уровень развития детей, воспитывающихся в семье и в дошкольном учреждении диагностируется одними и теми же методами (на 1-ом году жизни они могут быть дополнены методом опроса и наблюдения). При тестировании развития детей в поликлинике исключаются следующие показатели: социальные связи с другими детьми на 1-ом году жизни и развитие конструктивной и изобразительной деятельности на 3-м году жизни.
В периоде новорожденности определяют степень зрелости и формирование первых зрительных и слуховых реакций. На 1-ом году жизни в возрасте с конца периода новорожденности и до 5 – 6 месяцев проверяют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций и общения детей друг с другом, движений руки, общих движений (головы, ног, тела), подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления. В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируют развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, навыков в режимных процессах (кормление, туалет), общения детей друг с другом, сенсорное развитие (в 9 и 12 мес.).
Наиболее значимым в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, положительные эмоции и движения руки (с 4 мес.). Значение движения руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте важную роль для развития функций играет понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг с другом, навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь, т.е. два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимосвязанными.
В дошкольном учреждении для диагностики в каждой группе детей 1-го года жизни должен быть набор материала, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности и методика тестирования по каждому показателю (тесты). Одновременно можно проверить развитие ребенка не более, чем по 2-3 показателям. В один отрезок бодрствования можно определить уровень развития 3-4 детей.
На 2-ом году жизни диагностируется дальнейшее развитие понимания и активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, движений, навыков.
Развитие активной речи – наиболее информативный показатель на 2 – 3 году жизни. Отставание в развитии активной речи обычно сигнализирует о каких-либо неблагоприятных условиях воспитания и требует особого внимания со стороны воспитателей.
Наиболее значимыми на 2-м году жизни являются показатели развития движений, действий с предметами, понимания речи.
В 1-ом полугодии 3-го года жизни проверяют развитие активной речи, дальнейшее развитие игры, движений, навыков, конструктивной деятельности, сенсорное развитие; во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры, изобразительной и конструктивной деятельности, движений, навыков, сенсорное развитие. Все эти показатели на 3-м году жизни приобретают одинаковую значимость.
За нормальное развитие на 1-ом году жизни принято формирование умений в пределах 15 дней от возраста, принятого за норму. На 2-м году жизни – в пределах квартала, на 3-м году жизни – одного полугодия. Формирование умений раньше установленной нормы на 1 эпикризный срок свидетельствует об укоренном или раннем развитии, опережение на 2 и более эпикризных сроков – об ускоренном (высоком) развитии. Овладение умений с задержкой на 1 эпикризный срок указывает на замедленный темп развития. Выяснив причину отставания, в данном случае достаточно применить дополнительные воспитательные и обучающие воздействия.
Развитие с отставанием на 2 эпикризных срока требует консультации педиатра, врачей-специалистов и осуществления дополнительных воспитательных воздействий. Отставание на 3 и более эпикризных срока свидетельствует о наличии пограничного состояния или патологии. Причиной глубокого отставания в нервно-психическом развитии может быть длительное заболевание ребенка, неблагоприятные условия жизни, педагогическая запущенность или скрытая патология центральной нервной системы. Дети, отстающие в развитии на 3 и более эпикризных сроков, нуждаются в консультации и лечении врачей – специалистов.
К.Л. Печорой разработан метод количественной оценки нервно-психологического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания детей.
С этой целью выделено 5 групп развития. В условиях яслей и яслей-садов преобладают дети с 1, 2 и 3-ей группой развития, дети с 4-ой группы составляют незначительной число, 5-я группа развития наблюдается у детей, воспитывающихся в семье и домах ребенка.
I Группа.
Дети с нормальным развитием.
Дети с опережением в развитии.
II Группа.
Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок.
Дети с негармоничным развитием /часть показателей выше на 1-2 и более эпикризных сроков, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок/.
III Группа.
Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1, а часть на 2 эпикризных срока, развитие по некоторым показателям может быть выше нормы/.
IV Группа.
Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока.
Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут быть выше нормы/.
V Группа.
Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков.
Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже нормы на 1-3, часть – на 4-5 эпикризных сроков, а некоторые показатели могут быть выше нормы/.
При отставании в развитии больше, чем на 5 эпикризных сроков, группу развития не определяют, а делают следующее заключение – «развитие ниже 5 группы».
При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. При оценке развития ребёнка 1 мес. с отставанием в развитии за эпикризный срок принимают 10 дней, поэтому отставание может быть на 1-2 эпикризных срока или у ребёнка отмечают отсутствие умения.
Внутри каждой группы со 2-ой по 5-ю выделены 3 степени развития, отражающие число выполненных детьми заданий и гармоничность развития.
В дошкольном учреждении данные развития, полученные в результате диагностики или наблюдения, вписывают в индивидуальную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребёнка. В карте отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребёнка по каждому показателю. Поведение проверяют и оценивают по всем параметрам и также записывают в карте.
В графе «Заключение» указывают группу развития, а также наличие отклонений или их отсутствие в поведении ребёнка.
Поведение может быть с отклонениями или без отклонений. В графе «Назначения» указывают задачи воспитания на следующий возрастной период: режим дня, коррекция развития и поведения.
2. Активная речь.
Лепечет и произносит отдельные слова во время ярких эмоциональных переживаний.
Методика тестирования – ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности (в течении 30 мин.).
Поведение ребенка – разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав», и др.).
3. Сенсорное развитие.
Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Материал – кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см., малого – 7 см.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом, перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой).
Поведение ребенка – вкладывать маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3 раз).
4. Игра и действия с предметами.
Воспроизводит в игре с предметами ранее разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).
1. Материал – кукла, чашка.
Методика тестирования - ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают перечисленные выше предметы и предлагают покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.
Поведение ребенка – подносит чашку ко рту куклы либо самостоятельно, либо копируя действия взрослого.
Примечание: данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.
2. Материал – 2 кирпичика, 2 кубика.
Методика тестирования - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину: «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.
Поведение ребенка – самостоятельно или копируя действия взрослого делает из кирпичика и кубика «машину», двигает ее, воспроизводя движения машины, или кладет один кубик на другой – строит дом.
Материал – стержень с 4-5 кольцами (одной величины).
Методика тестирования – ребенку предлагается надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка – надевает кольца на стержень.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или после показа взрослого.
5. Движения.
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Материал – не нужен.
Методика тестирования – 1) в дошкольном учреждении – наблюдение за ребенком во время самостоятельной деятельности; 2) в поликлинике матери задают вопросы: «Как передвигается ваш ребенок?», «Может ли он долго ходить?», «Может ли присесть, наклониться, пятиться, поворачиваться?».
Поведение ребенка – 1) выполняет указанные действия во время игры; 2) мать рассказывает, что ребенок длительно ходит, не присаживаясь, и меняет положение.
6. Навыки.
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика тестирования – ситуация естественная (процесс кормления).
Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом можно съесть не до конца, может быть не аккуратным.
Возраст 1 год 6 месяцев
1. Понимание речи.
Обобщает предметы (по существенным признакам) в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).
1. Материал – 2 однородных предмета, отличающиеся друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет (кукла).
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку, предлагается найти их еще раз.
2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика тестирования – та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
2. Активная речь.
Облегченными («би-би») или полными словами правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?, «Кто это?, «Что это?».
Поведение ребенка – правильно называет предметы (например, «ляля», «зайка») облегченными или полными словами.
3. Сенсорное развитие.
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы (одного цвета и близкие по размеру), скат.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком вразнобой диагностический материал. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по инструкции, можно показать ему еще один кубик и действия с ним. Затем взрослый берет шарик, предлагает ребенку найти еще шарики и показывает, как они скатываются по желобку.
Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание – подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).
Игра и действия с предметами.
Воспроизводит в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
Материал – кукла, носовой платок.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У ляли грязный носик. Вот платок».
Поведение ребенка – прикладывает носовой платок к носу куклы.
Материал – кукла с волосами, расческа.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа».
Поведение ребенка – прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам.
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Движения.
Перешагивает приставным шагом через 2 палки, лежащие параллельно.
между ними. Вместо
Материал – 2 палки длиной 40 см. уложены на полу на расстоянии 18-20 см. палок на полу можно нарисовать 3 линии.
Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки. Если он не понимает задание, ему надо показать, а затем встать перед ребенком и позвать его к себе.
В дошкольном учреждении движение можно проверить на занятии гимнастикой.
Поведение ребенка – перешагивает через палки приставным шагом. Если он не устойчив, ищет опору, можно поддержать его за руку.
Навыки.
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Материал – глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.
Методика тестирования – ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка – самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Возраст 1 год 9 месяцев
Понимание речи.
Понимает вопросы о предметах и действиях, изображенных на картинке.
Материал – знакомые картинки, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку; 2) дети умываются; 3) дети поливают цветы; 4) мужчина чинит машину.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол по две картинки, предлагает ребёнку посмотреть на них и спрашивает: «Где мальчик катает лошадку?».
Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит знакомые предметы и действия на картинке.
Активная речь.
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика тестирования – ситуация естественная. Речевые проявления ребёнка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий.
Поведение ребенка – во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Сенсорное развитие.
величины Различает 3-и контрастные предметов (кубы с разницей граней в три см.).
Материал – три куба – вкладыша одного цвета. Длина грани первого – 10 см., второго – 7 см., третьего – 4 см.
Методика тестирования – взрослый на глазах у ребёнка достаёт кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребёнку их вновь собрать.
Поведение ребенка – собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
Игра и действие с предметами.
Воспроизводит несложные сюжетные постройки (ворота, скамейка, дом).
Материал – 3 кирпичика, маленькая кукла или матрёшка, или машина.
Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребёнку построить «ворота». При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.
Поведение ребенка – по просьбе взрослого либо после показа воспроизводит постройку. Всё это может пробовать 2-3 раза.
Движения.
Перешагивает приставным шагом через 3 положенные параллельно на полу палки.
Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно нарисовать 3 линии.
Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки (без поддержки).
Поведение ребенка – перешагивает через палки так, как ему удобно (чередующимся или приставным шагом).
Навыки.
Раздевается (не полностью) с небольшой помощью взрослого.
Методика тестирования – ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка – снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку, носки, штаны.
Возраст 2 года
Понимание речи.
Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях.
Материал – специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомому ребёнку.
Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Ребёнок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задаёт следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: «Жила-девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть рассказа). «На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу «ав-ав!». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)». После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?». «Что Машенька надела?». «Кто испугал Машу на улице?». «А что тетя сказала Маше?».
Поведение ребенка – отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь.
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика тестирования – ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослыми).
Поведение ребенка – общается со взрослыми посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Сенсорное развитие.
Подбирает по образцу вербальной инструкции взрослого 3 предмета (красного, синего и зеленого цветов).
Материал –3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета), кукла.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета или надевает ее кукле и предлагает найти такую же или надевает ее кукле. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка – правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей варежке синюю, к зеленой зеленую. Ребёнок должен решить одно задание.
Игра и действие с предметами.
Воспроизводит в игре ряд последовательных действий начало сюжетной игры;
Материал – кукла-голыш размером 30 см. губка полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
1. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Можно также использовать игру ребёнка, если он купает куклу. Перед ребёнком раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная».
Поведение ребенка – воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению.
2. Методика тестирования – наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу куклы.
Поведение ребенка – если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению, а также предметы заместители, можно считать задание выполненным.
Движения.
Перешагивает чередующимся шагом через 3 положенные параллельно на полу палки.
Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно нарисовать 3 линии.
Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки (без поддержки). В дошкольном учреждении можно проверить умение на занятии гимнастикой.
Поведение ребенка – перешагивает через палки чередующимся шагом.
2. Перешагивает через палку ил веревку, приподнятую от пола на 10 см. (без поддержки).
Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка.
Методика тестирования – на стене или ножке стула или ножке стола сделать отметки необходимой высоты (10 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.
Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку.
Поведение ребенка – самостоятельно, без помощи взрослого, может надеть вышеуказанные предметы.