Принят на педагогическом совете, протокол № 1 от «06» сентября 2017 года
|
УТВЕРЖДАЮ:
Методист МБДОУ «Детский сад № 20»
______/Холкина Е.В./
«06»09 2017 год
|
Согласовано с советом родителей
«06»09 2017 г.
Председатель совета родителей
___ /Способина О.А./
|
Приложение № 5
к основной общеобразовательной программе
МБДОУ «Детский сад № 20»
Рабочая программа
общеобразовательного модуля по освоению детьми пятого года жизни основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 20» в средней группе общеразвивающей направленности.
Срок реализации 1 год
Составитель:
Холкина Е.В., методист,
Парфенова Л.А., воспитатель,
Чинова Т.И.., воспитатель
Агапитова Г.М, воспитатель
Васькова О.А., воспитатель
Оглавление:
I Целевой раздел
|
3
|
|
3
|
|
6
|
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
|
|
1.2.Значимые характеристики для реализации Программы, в том числе возрастные особенности детей раннего возраста
|
|
1.2.1. Характеристика дошкольной образовательной организации
|
|
1.2.2. Возрастная характеристика детей среднего возраста
|
|
1.2.3. Планируемые результаты освоения Программы
|
|
II Содержательный раздел
|
|
2.1. Общее положение
|
3
|
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по пяти образовательным областям
|
|
2.2.1 Социально – коммуникативное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности
|
3
|
2.2.2 Познавательное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности
|
4
|
2.2.3 Развитие речи детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности
|
5
|
2.2.4 Художественно – эстетическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности…
|
6
|
2.2.5 Физическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности
|
7
|
2.3. Примерное годовое планирование по Программе
|
|
2.4. Технология реализации содержания Программы в соответствии с образовательными областями
|
|
2.5. Технология создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
|
7
|
2.5.1. Организация жизни группы
|
|
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы
|
|
2.7. Взаимодействие взрослых с детьми
|
8
|
2.8. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
|
|
2.9. Коррекционная работа
|
|
2.10. Часть, формирующая участниками образовательных отношений
|
|
Тематическое планирование
|
|
III Организационный раздел
|
|
3.1. Организация предметно – пространственной среды
|
|
3.2. Материально – техническое оснащение программы
|
|
3.3. Планирование образовательной деятельности. Тематическое планирование на год.
|
|
3.4. Режим дня и распорядок
|
|
3.5. Перечень литературных источников
|
|
3.6. Примерный перечень художественной литературы для чтения детям 3 –го года жизни
|
|
Приложение № 1 Шкалы индивидуального развития ребенка по освоению основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 20»
|
|
I- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.1. Цели и задачи Программы
Основная общеобразовательная программа (далее Программа)Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Муниципального образования город Ирбит « Детский сад № 20» разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 21 декабря 2012 года № г № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
- ФГОС дошкольного образования, утвержденный Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;
- Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 , утвержден Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Р.Ф. 29 мая 2013 года № 28564);
- Уставом дошкольного Учреждения.
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей в возрасте от 2 –х лет до 7- ми лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей по образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Основные цели программы:
1) проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру,познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности;
2) обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, а также формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего иначального общего образования.
Программа разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одобрена решением федерального учебно – методического объеденения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 года № 2/15) и Примерной основной образовательной программой дошкольного образования Радуга, авторы С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.; научный руководитель Е.В. Соловьева.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Методологической основой Программы являются: общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; культурно – исторический подход Л.С. Выготского.
Центральная идея отечественной психологической школы – представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребенка как субъекта индивидуального развития, активно присваивающей культуры. С этих позиций определены и границы педагогического воздействия взрослого.
Реализуя принцип развивающего образования, рассматривается позиция содействия психологическому развитию ребенка. Психологическое развитие - это становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формирования целей деятельности педагогов.
Под деятельностью в психологии понимается активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с многообразиями целями деятельности взрослых и их присвоение ребенком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по -разному связана с оценкой самого себя.
Виды деятельности как психологической категории подразделяются в соответствии с тем, какой мотив лежит в основе. В качестве самостоятельных видов принято выделять:
познавательную деятельность, результатом которой являются новые знания самого ребенка, а к концу периода дошкольного детства такое новообразование, как первичная связная картина мира. Овладения способами познавательной деятельности предполагает:
- формирование первичных навыков работы с информацией, получаемой из разных источников (вербальных и наглядных);
- формирование мыслительных операций анализа, обобщения, нахождение закономерностей;
- овладение начальными формами исследования и наблюдения;
деятельность общения, которая может иметь разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный);
разнообразную продуктивную деятельность, направленную на получение продукта (рисунка, скульптурной фигурки, изделия, постройки) или результата – труд;
игровую деятельность – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста;
учебную деятельность, которая становится ведущим видом деятельности ребенка в младшем школьного возраста. В дошкольном возрасте необходимо сформировать ее предпосылки.
Новизна программы заключается в том, что в качестве специальной поставлена цель поддержания у детей базовых мотиваций - познания, общения, созидания, а в старшем дошкольном возрасте – формирование мотивации учения. Эта работа требует собственных форм и приемов, а также особой организации всего педагогического процесса.
В младшем дошкольном возрасте ключевой задачей является содействие становлению способности к самостоятельной постановке ребенком целей – целеполагания.
Для формирования способов деятельности, которое требует многократного повторения, предложено использовать игровую мотивацию.
В процессе развития у ребенка постепенно формируется способность к оценке результата своей деятельности, а также к оценке вложенного им труда и усердия.
Организованные различным образом виды деятельности имеют большое значение для формирования способности к волевому контролю своего поведения в целом и становления произвольности основных психических функций – внимания и памяти, что является важным компонентом школьной готовности.
Деятельность может быть организованна как самостоятельная или как совместная. Совместная деятельность со сверстниками и со взрослым – важное условие успешной реализации целого ряда задач, поставленных в программе.
Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи.
Становление сознания связано с присвоением ребенком культуры.
Особым содержанием сознания ребенка становится его представление о себе самом, а также осознанием им целей, мотивов, способов своей деятельности.
Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет и становление знаково-символической функции, которое является важным компонентом школьной зрелости и предполагает знакомство ребенка с различными знаками, символами, в том числе буквами и цифрами.
таким образом, содействие становлению сознания включает в себя работу по:
развитию речи, охватывающую обогащение и расширение словаря; формированию грамматического строя речи; совершенствованию качества произвольной стороны речи; развитию связной речи, формированию речи как вербального компонента коммуникативных процессов. Важной частью этой работы в старшем дошкольном возрасте является разносторонняя подготовка к обучению грамоте, направленная на подготовку к овладению чтением и письмом;
познавательному развитию ребенка;
интеллектуальному развитию ребенка, включая формирование элементарных математических представлений, и развитию основ логического мышления;
становлению морального сознания и системы ценностей.
Личность, как система трех основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. ( В.Н. Мясищева)
Формирование этих отношений - не только самостоятельная программная задача, но и важная составляющая программы по познавательному развитию ребенка.
В окружающем мире целесообразно различать мир природы и мир, порожденный культурой деятельностью человека. В процессе работы формируется позитивные ценностные отношения:
бережное отношение к продукту труда людей;
уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе;
заинтересованное, эмоциональное окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства.
В процессе воспитания и образования обеспечивается формирование первичной идентичности личности как носителя национальной, российской и мировой культуры.
Среди отношений к другим людям выделяется отношение к взрослым и отношение к сверстникам.
Отношение к взрослому. Задача овладения личностно ориентированным стилем общения взрослого с детьми – одна из центральных задач в работе по программе «Радуга». Формы этого общения специфичны для каждой возрастной группы. Прежде всего в младшем дошкольном возрасте решается задача формирования доверия к взрослому как к источнику помощи, защиты и поддержки; на его основе возникает привязанность.
В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к взрослому как к человеку, который может ввести его в мир, пока недоступный непосредственному восприятию. Отношение к взрослому формируется как к авторитету в сфере знаний и культуры, навыков и способов деятельности. Это является предпосылкой формирования в дальнейшем позиции ученика.
Отношение к сверстникам формируется на основе уважения равных прав всех детей. Задача педагога – обеспечить соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определенных норм жизни группы, основанных на уважении взрослого к ребенку и детей друг к другу. Общая атмосфера доброжелательности создается за счет отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы.
Становление отношения к самому себе включает формирование образа Я, самооценки, образа своего будущего. Уважение как норма отношений взрослого к каждому ребенку развивается в детях чувство собственного достоинства. Уверенность в своих силах, способностях, возможностях – важная предпосылка успешности в любом виде деятельности, который всегда связан с необходимостью преодоления временных трудностей. От поведения педагога зависит очень многое. В дошкольном возрасте необходимо и обязательно различать оценку результата (продукта) деятельности и общую оценку ребенка как личности.
Работа носит системный и комплексный характер и обеспечивает социально – коммуникативное развитие ребенка в рамках возрастных возможностей и коммуникативную готовность к школе в качестве результата.
|