Скачать 0.99 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» МинистерствА здравоохранениЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра поликлинической терапии с курсом идпо УТВЕРЖДАЮ зав.каф.поликлинической терапии с курсом ИДПО д.м.н., профессор Волевач Л.В. «31» августа 2017 г. Методические указания для студентов по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине «Поликлиническая терапия» Тема: «Фитотерапия при заболеваниях системы пищеварения» Лечебный факультет Дисциплина: Поликлиническая терапия Специальность 31.05.01. –лечебное дело Курс 7 Семестр XIII УФА 2017 Тема: «Фитотерапия при заболеваниях системы пищеварения» на основании рабочей программы дисциплины поликлиническая терапия утвержденной в 2017 году. Рецензент: Г.Х. Мирсаева – доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии БГМУ Авторы: Крюкова А.Я., Тувалева Л.С., Курамшина О.А., Сахаутдинова Г.М., Низамутдинова Р.С., Габбасова Л.В., Шуваева Л.Г. Утверждено на заседании № 1 кафедры от 31.08.2017г. 1. Тема. Фитотерапия при заболеваниях системы пищеварения. В последние годы во многих странах отмечается неуклонный рост гастроэнтерологических заболеваний, связанный с неблагоприятной экологической обстановкой и нерациональным питанием. В России заболеваниями данной группы страдает каждый десятый житель. К числу наиболее распространенных относится хронический панкреатит (8 - 35%), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (8 - 10%), заболевания гепатобилиарной системы, в том числе гепатит (8 - 22%). Изучение структуры заболеваний органов пищеварения по Республике Башкортостан показало, что они сопоставимы с данными по России и первое место среди них также занимает хронический панкреатит (38,6%), затем язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (23,5%), заболевания гепатобилиарной системы (15,2%), хронический гепатит (6,9%) и др. Эти заболевания осложняются развитием дисбактериоза, который выявляется более чем у 90% больных, с острыми и хроническими гастроэнтерологическими заболеваниями и практически у всех пациентов с острыми кишечными инфекциями. При этом нарушается баланс между различными видами микроорганизмов кишечника, выявляется патогенная и условно патогенная флора, развиваются общие метаболические расстройства и нейрогуморальные нарушения. Кроме того, отмечается увеличение числа больных с тяжелым течением заболеваний пищеварительной системы, развитием осложнений, увеличением процента злокачественных новообразований желудка, поджелудочной железы, что ведет к повышению летальности и потере трудоспособности населения. В связи с этим проблема восстановления функциональной активности органов пищеварения, профилактика сезонных обострений является актуальной и достаточно сложной. В настоящее время патология органов пищеварения имеет не только хронический, но и сочетанный характер, и в терапии широко используются разнообразные синтетические лекарственные средства. Однако, при их выраженном терапевтическом эффекте они не лишены побочного действия, имеют противопоказания и ограничения к применению, не всегда предотвращают развитие рецидива заболевания после их отмены. Это определяет необходимость разработки комплексных подходов к их лечению, в том числе с применением лекарственных растительных средств, которые имеют широкий спектр лечебного и профилактического действия, обладают низкой токсичностью, мягкостью действия, способны быстро устранять симптомы обострения, предупреждать рецидивы и способствовать восстановлению нарушенных функций желудочно-кишечного тракта. Возможность рационального сочетания лекарственных растений между собой и с синтетическими препаратами позволяет расширить их терапевтические возможности и снизить частоту побочных явлений медикаментозной терапии. Ассортимент официнальных многокомпонентных растительных сборов, рекомендуемых в терапии заболеваний пищеварительной системы, ограничен и особенно их недостаток ощущается при лечении хронического панкреатита, гепатита, язвенной болезни желудка, дисбактериоза кишечника. Все это требует более глубокого изучения принципов комбинирования лекарственного растительного сырья в сборах для обеспечения необходимого фармакологического эффекта. Перспективность развития исследований по разработке новых растительных сборов, рекомендуемых при лечении заболеваний пищеварительной системы, подтверждается и тем, что в Уральском регионе, в частности Башкортостане, имеются достаточные сырьевые растительные ресурсы, которые позволяют организовать промышленное производство лекарственных растительных средств. Это имеет большое значение в оздоровлении населения республики и обеспечении его доступными лекарственными препаратами. Фитотерапия - метод лечения заболеваний с помощью лекарственных средств растительного происхождения, содержащих комплексы биологически активных веществ, максимально полно извлекаемых из целого растения или отдельных его частей. Фитотерапию применяют с учетом индивидуальных особенностей организма больного, клинической формы, характера течения заболевания как основной или вспомогательный метод лечения. Выбор лекарственных растений осуществляется с учетом этиологии и патогенеза заболевания. Каждое растение представляет собой своеобразную фабрику, в которой происходит синтез самых разнообразных редчайших и полезных для человека веществ. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают исцелять больных. Преимуществом фитотерапии является возможность длительного использования растений без существенных побочных эффектов, совместимость со многими лекарственными препаратами и между собой. Фитотерапия рассчитана на применение в домашних условиях и не требует специального оборудования. Еще одно достоинство этого метода лечения - поливалентное действие растений. Как правило, одно лекарственное растение обладает множественными эффектами. Например, аир – его корневища используются не только как горечь при гастритах с пониженной кислотностью, но и как легкое желчегонное, диуретическое и седативное средство. Это растение входит в состав таких известных препаратов, как викалин, викаир и олиметин. Не нуждается в особых объяснениях биологическое родство человеческого организма и растений. Многие биологически активные вещества – прогормоны, полисахариды, витамины – имеют одинаковое химическое строение в растениях и у человека. Более того, многие из этих биологически активных веществ поступают в человеческий организм только при употреблении пищевых растений. Еще один немаловажный фактор - экономическая доступность и огромная сырьевая база. В России в наше время в год заготавливается не более 1% от общих запасов лекарственного растительного сырья. Лечебные свойства растений, эмпирически установленные в древние времена, находят научное обоснование в современной медицине. В настоящее время в нашей стране используется около 300 видов лекарственных растений, на которые имеется нормативная документация. Широкое использование синтетических лекарственных средств снизило интерес к фитотерапии в конце прошлого века, но в настоящее время идет возврат к натуральным средствам медицины. Связано это в первую очередь с увеличением числа нежелательных реакций при лечении синтетическими лекарственными средствами, накоплением информации об их отрицательном воздействии на организм. По данным ВОЗ, у 2,5-5,0% больных, госпитализированных по поводу различных заболеваний, развиваются лекарственные осложнения. По результатам исследований, проведенных Новосибирским медицинским университетом, было выявлено, что аллергические реакции наблюдались при получении антибиотиков (24,0%), анальгетиков и жаропонижающих средств (9,8%), сульфаниламидов (9,5%), гипосенсибилизирующих препаратов (1,5%). В связи с вышеизложенным, возрастает актуальность использования лекарственных растений в практике лечащих врачей наряду с другими методами лечения или самостоятельно. В настоящее время из лекарственных растений готовят около 40% лекарственных препаратов. По современным представлениям, растительное лекарство — это цельный биогенетически сложившийся комплекс, включающий в себя активно действующие вещества и другие вторичные метаболиты, протеины, эфирные масла, хлорофилл, микроэлементы, неорганические соли, витамины и т.д. Особое значение в лечебном процессе на амбулаторном этапе реабилитации больных с гастродуоденальной патологией придается фитотерапии. В лечении этих болезней народная медицина накопила, пожалуй, позитивный наибольший опыт, число растений и рецептур сборов очень велико. Отсюда – множественность вариантов выбора, что имеет немаловажное значение из-за недоступности отдельных растений или преимуществ одних над другими для данного больного, наличия собственного опыта. Поэтому терапевту, врачу общей практики так важно знать виды действия представителей мира растений, которые определяют возможность и целесообразность их включения в сбор или самостоятельного назначения при той или иной гастродуоденальной патологии. Желудочно-кишечный тракт, по мнению многих фитотерапевтов, лучше других систем организма откликается на фитотерапевтическое лечение. Это вполне закономерно, так как многие лечебные свойства растений (противомикробные, ранозаживляющие, эпителизирующие, кровоостанавливающие) наиболее полно себя проявляют при местном применении, непосредственно воздействуя на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Кроме того, корректируя функцию пищеварительной системы при помощи некоторых эффектов лекарственных трав (желчегонные, слабительные, сокогонные и др.), можно добиться улучшения состояния пациентов с патологией сердца, легких, суставов и других заболеваний. В качестве дополнительного компонента натуротерапии мы предлагаем читателю также сведения по применению продуктов пчеловодства. В последнее время возрос интерес к использованию методов апитерапии при лечении больных с заболеваниями системы пищеварения. Мед, перга, прополис являются переработанными продуктами растительного происхождения. Воск, маточное молочко и пчелиный яд хотя и являются продукцией пчелы медоносной, но выработка их в организме пчелы сильно зависит от питания её нектаром и пыльцой растений. Болезни органов пищеварения занимают одно из первых мест в общей структуре заболеваемости, обращаемости и госпитализации населения. На этом фоне в последние годы отмечается рост числа больных с патологией органов пищеварения. Во многом это обусловлено изменением качественной и количественной структуры питания населения, которая меняется на фоне развития неблагоприятных экологических и социальных факторов и воздействия целого ряда психологических перегрузок. Все это приводит к широкому распространению болезней органов пищеварения, особенно среди молодого и трудоспособного населения. К тому же эти заболевания стали чаще сопровождаться рецидивами и опасными для жизни осложнениями. 2. Цель: овладение врачебными навыками проведения образовательных программ, профилактических мероприятий в школах здоровья для пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен знать (исходные базисные знания и умения):
Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен уметь:
3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки:
4.Вид занятия: самостоятельная внеаудиторная работа 5.Продолжительность занятия: 6 (в академических часах) 6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал (кино- и видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы и ситуационные задачи, деловые игры); 6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийный проектор) 7. Содержание занятия: 7.4. Самостоятельная работа обучающихся (курация больных, оформление медицинской документации, ознакомление с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературой). 7.5. Контроль уровня усвоения темы: тесты, ситуационные задачи. Место проведения самоподготовки: читальный зал. Работа с основной и дополнительной литературой, анализ амбулаторных карт, анализ статистических показателей работы ЛПУ. |
Методические указания для студентов по самостоятельной внеаудиторной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет»... |
Методические указания для студентов по самостоятельной внеаудиторной... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет»... |
||
Методические указания для студентов по самостоятельной внеаудиторной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет»... |
Методические указания для студентов по самостоятельной внеаудиторной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет»... |
||
Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов... Методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения... |
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной... Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе |
||
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной... Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для... |
Методические указания по самостоятельной аудиторной/внеаудиторной... На основании рабочей программы дисциплины госпитальная терапия, утвержденной «24» ноября 2016 |
||
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности |
Методические указания по самостоятельной аудиторной/внеаудиторной... На основании рабочей программы дисциплины госпитальная терапия, эндокринология утвержденной «1» декабря 2016 |
||
Методические указания по самостоятельной аудиторной/внеаудиторной... На основании рабочей программы дисциплины госпитальная терапия, эндокринология утвержденной «1» декабря 2016 |
Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе нытва 2015 Методические указания для обучающихся по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе носят общий характер и адресованы студентам... |
||
Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной... Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 38. 02. 02 «Страховое дело (по отраслям)», 38. 02. 01 «Экономика... |
Методические указания для студентов 3 курса медико-профилактического... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной... Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения... |
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бухгалтерский учет в автотранспорте» включает в себя различные... |
Поиск |