Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк


Скачать 491.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский юридический техникум»

Методические рекомендации

по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной

работы студентов
по дисциплине/МДК
ЭКОНОМИКА

специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Воронеж 20__г.

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК

учетно-финансовых дисциплин
Протокол № __________ от_____ ______ 201__ г.

Разработчик: Санчаева Н.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ»

Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Экономика».

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.

Содержание.



Пояснительная работа

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов специальностей 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям), 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Экономика».

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

.В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплины «Экономика» студенты должны:

знать/понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблице

Вид самостоятельной работы

Форма контроля

Конспектирование

Самоотчет

Подготовка и написание докладов

Защита доклада

Самостоятельное решение ситуационных задач

Выступление на семинаре

Сравнительный анализ основных параметров операционных систем.

Оформление таблицы

Подготовка и написание сообщения

Защита сообщения

Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем

Представление мультимедийной презентации

Подготовка и написание рефератов

Защита реферата

Подготовка проекта

Защита проекта

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях, защита презентаций, оформление таблиц.

Введение

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно – воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:

  • способность занимать в обучении активную позицию;

  • готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

  • умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

  • привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

  • осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.


Виды самостоятельной работы студентов:

Репродуктивная самостоятельная работа – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет – ресурсы, повторение учебного материала и др.

Познавательно – поисковая самостоятельная работа – подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.

Творческая самостоятельная работа - написание рефератов, научных статей, участие - научно – исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.

В результате выполнения самостоятельной работы студенты должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины путем поиска, овладеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентами учебного материала;

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.


В соответствии с рабочим планом на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине отводится 35 часов.
Распределение часов самостоятельной работы по темам



Тема

Количество часов

1.

Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов

1

2.

Факторы производства и факторные доходы

1

3.

Выбор и альтернативная стоимость

1

4.

Типы экономических систем.

1

5.

Собственность. Конкуренция

1

6.

Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

1

7.

Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование

1

8.

Рациональный потребитель

1

9.

Роль государства в социальной защите населения. Социальная поддержка граждан.

1

10

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

1

11.

Экономика фирмы: цели, организационные формы

1

112

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

1

13

Издержки. Выручка

1

14

Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда

1

15

Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы

1

16

Понятие денег и их роль в экономике. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

2

17

Банковская система. Финансовые институты. Банковские операции и сделки

2

18

Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

1

19

Инфляция и ее социальные последствия

1

20

Роль государства в экономике. Обществен-ные блага

2

21

Налоги. Система и функции налоговых органов. Виды налогов и методика их расчетов.

2

22

Внебюджетные фонды: функции и виды

2

23

Государственный бюджет. Государственный долг

2

24

Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

1

25

Основы денежной политики государства

2

26

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

2

27

Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы

1

28

Особенности современной экономики России

2




Методические рекомендации по работе с литературой
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Методические   рекомендации  по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.




Методические рекомендации по подготовке доклада
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной...
Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной...
...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации для студентовпо выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бухгалтерский учет в автотранспорте» включает в себя различные...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические указания по мдк 03. 01 «Реализация технологических процессов...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconКарталинского многоотраслевого техникума
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной (самостоятельной)...
Специальность 29. 02. 04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме 4 «Проведение санитарно – противоэпидемических...

Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине/мдк iconМетодические указания по мдк 03. 02 «Контроль соответствия качества...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск