Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД).
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных и городских соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в краевых соревнованиях «Безопасное колесо».
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Цель:
Создание условий для охраны жизни и здоровья юных граждан посредством повышения уровня дорожной грамотности, используя различные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании –– методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к социальной направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Виды и формы контроля по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
В работе кружка участвуют учащиеся 1-4 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 мин. Учебные занятиях проходят в помещениях с учетом санитарно- гигиенических норм
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных результатов, изложенных в ФГОС
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся смогут принимать и сохранять цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Самостоятельности в принятии правильного решения;
Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании –– методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).
2. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
3. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
4. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
5. Викторины, конкурсы, кроссворды.
6. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).
7. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.
8. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.
9. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по ПДД;
- препятствия из автогородка.
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений
- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Прогнозируемые результаты работы кружка
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся, а также успешное выступление команды отряда на конкурсе «Безопасное колесо», других конкурсах данной направленности различного уровня.
Список литературы.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.
10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.
18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.
21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.
22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.
23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.
25. Журнал «Педсовет»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по программе «ЮИД»
№
|
Дата
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Т
|
П
|
|
|
|
Цели, задачи кружка ЮИД.Организационные вопросы. Оформление уголка ЮИД. Правила поведения на кружке Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии
|
1
|
|
|
|
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии
|
|
1
|
|
|
Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения в организованной колонне
|
1
|
|
|
|
Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная дорога
|
2
|
|
|
|
Экскурсия на улицу Патрулирование
|
|
2
|
|
|
Составление индивидуального безопасного маршрута
|
2
|
|
|
|
История создания первого светофора. Принцип работы современного светофора
|
2
|
|
|
|
Виды светофоров
|
1
|
|
|
|
Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика.
|
3
|
|
|
|
Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков
|
2
|
|
|
|
Экскурсия «Правила перехода через перекрёсток» Патрулирование
|
|
2
|
|
|
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
|
2
|
|
|
|
Дорожные знаки и их группы.
|
|
1
|
|
|
Предупреждающие знаки.
|
2
|
|
|
|
Изготовление макетов дорожных знаков.
|
|
1
|
|
|
Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
|
2
|
|
|
|
Изготовление макетов дорожных знаков.
|
|
1
|
|
|
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
|
2
|
|
|
|
Информационные знаки. Знаки сервиса.
|
1
|
|
|
|
Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка. Стоянка. Стоянка и остановка двухколёсных транспортных средств
|
2
|
|
|
|
Остановка общественного транспорта.
|
1
|
|
|
|
Патрулирование
|
|
2
|
|
|
Ситуации дорожных «ловушек». Обсуждение. Работа со схемами
|
1
|
|
|
|
Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка.
|
2
|
|
|
|
Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде
|
1
|
|
|
|
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
|
2
|
|
|
|
Велосипедист в дорожном движении. Разбор дорожной ситуации в рабочей тетради
|
|
1
|
|
|
Велосипедист в дорожном движении. Работа учащихся с электронным экзаменатором
|
|
2
|
|
|
Автодорога. Дополнительные требования. На железной дороге
|
2
|
|
|
|
ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП.
|
1
|
|
|
|
Патрулирование
|
|
2
|
|
|
Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших
|
2
|
|
|
|
Просмотр видеофильма по ПДД
|
|
6
|
|
|
|
Викторины. Конкурсы.
|
|
2
|
|
|
Работа учащихся с электронным экзаменатором
|
|
1
|
|
|
Подготовка игр и конкурсов по ПДД для учащихся
|
|
2
|
|
|
Проведение игр и конкурсов по ПДД для учащихся
|
|
1
|
|
|
Встреча с сотрудниками ОГИБДД
|
2
|
|
|
|
Итоговое занятие: подведение итогов работы за год , утверждение плана работы на следующий год
Проведение линеек
|
1
4
|
|
|
Итого:
|
|
68
|
|