Программа туристского объединения «юные велотуристы»

Программа туристского объединения «юные велотуристы»


Скачать 1.19 Mb.
Название Программа туристского объединения «юные велотуристы»
страница 1/8
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ВЕЛОТУРИСТЫ»





Пояснительная записка

Авторская пятилетняя образовательная программа создана на опыте 30-летней (1975-2005 гг.) экспериментальной работы детского клуба велопутешествий «Россия». Программа «Юные велотуристы» комплексная и интегрированная. Она может быть использована как начинающими, так и опытными руководителями детских велотуристских объединений.

Цель программы - всестороннее развитие личности ребенка и его жиз­ненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионно-краеведческой и трудовой деятельности.

Основными принципами туристско-краеведческой деятельности яв­ляются:

  • создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объе­динения - одного из эффективных инструментов позитивного воздейст­вия на личность подростка;

  • формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к походам и экспедициям, к краеведческой поисково-исследовательской работе, расширение кругозора воспитанников;

  • внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления группы в условиях автономного прохождения сложных спортивных маршрутов в ненаселенной местности с помощью туристской должност­ной инструментовки.

Цель достигается через решение следующих задач:

  • формирование лидерских качеств и развитие творческих способно­стей личности воспитанника;

  • формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как природной, так и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;

  • укрепление здоровья подростков и выполнение нормативов спортив­ных разрядов по туризму (со специализацией в велотуризме);

  • начальная педагогическая подготовка воспитанников в позиции младших инструкторов туризма, помощников и в дальнейшем (при дос­тижении 18-летнего возраста) - заместителей руководителя похода;

  • подготовка воспитанников в качестве судей по спорту (со специали­зацией в велотуризме);

  • профессиональная ориентация подростков;

  • формирование прочных трудовых навыков и навыков по самообслу­живанию;

- привитие воспитанникам экологических навыков и бережного отно­шения к природе.

Задачи данной программы подготовки юных велотуристов много­профильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обуче­нию воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание уча­щихся с их техническим обучением. Особое внимание уделяется раз­витию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоцио­нального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социаль­ной сфере. Природный ландшафт, памятники и достопримечательно­сти великой истории и культуры России, непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских город­ках, включенность подростка в творческий процесс интенсивного ста­новления своей личности, приобретения разнообразных, необходи­мых в жизни знаний, трудовых навыков (в первую очередь по самооб­служиванию), формирование дружбы и товарищества в ходе совмест­ного преодоления реальных трудностей во время подготовки и прохо­ждения веломаршрутов - вот реальные рычаги воспитания духовно­сти и характера подростков.

Велосипед - инструмент, уникальный по своей неприхотливости, про­стоте, доступности, универсальности использования, силе отдачи и воз­действию на человека, а велосипедный поход - мощнейшее средство формирования личности ребенка, его духовного мира. Пешеходник и лыжник практически прикованы к одной географической точке, вод­ник - к руслу реки, горник - к цепочке хребтов, автомобилист - к лен­те шоссе. Велопутешественник же в отличие от них имеет возможность за три-четыре недели пройти своим ходом до одной-двух тысяч километ­ров по любым дорогам и тропам практически без ограничений, в том числе - по бездорожью, вдоль рек и озер, через горные перевалы, по сте­пям и пустыням и даже, как показала практика, по льду и снегу, и по­знакомиться с большим регионом нашей родины или с зарубежной стра­ной, а иногда и с несколькими странами за один поход. Этими велико­лепными возможностями и определяется пятилетнее построение курса программы подготовки юных велотуристов.

Структура программы

Данная программа, являясь комплексной, состоит из трех объединен­ных единой целью блоков.

Первый блок предполагает максимальную спортивно-техническую результативность в подготовке юного велотуриста, предусматривая пять этапов по одному году каждый:

  • начальная туристская подготовка (основы пешеходного и лыжного туризма),

  • базовая туристская подготовка (основы велотуризма),

  • специальная туристская подготовка (сложный равнинный велопоход),

  • специальная туристская подготовка (сложный горный велопоход),

  • педагогическая туристская подготовка («Младший инструктор велотуризма»).

Второй блок составляет экскурсионно-краеведческий курс «Родной край», позволяющий реализовать региональный компонент дополни­тельного образования детей, о чем свидетельствует само название дан­ного блока.

Третий блок - «Снаряжение» - включает подростков в проектирова­ние и изготовление туристского, спортивного и экспедиционного снаря­жения.

Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности подростков: освоение основ велотуризма, горного велоси­педа, экскурсионно-краеведческой работы; изготовление снаряжения, необходимого для участника спортивного велопохода.

Для удобства пользования программой выделены учебно-тематический план и содержание курсов «Родной край» и «Снаряжение», хотя они являются составной частью каждого года занятий по программе «Юные велотуристы». Выбираемые велосипедные маршруты, как теку­щие тренировочные, так и зачетные летние, естественно и органично увязываются с тематикой экскурсионно-краеведческих экспедиций спецкурса «Родной край», а работа по спецкурсу «Снаряжение» - с ес­тественными потребностями и запросами воспитанников в материаль­но-техническом обеспечении, как личном, так и групповом, при подго­товке походов и экспедиций. Без этой взаимосвязи и взаимопроникно­вения всех компонентов программы, в том числе и спецкурсов «Родной край» и «Снаряжение», последние были бы лишь механическими слага­емыми произвольного набора форм деятельности с детьми.

На первый план выходит задача формирования духовного облика рос­сиянина, которому в новых социальных и исторических условиях стро­ить новую Россию и нести ответственность за свою судьбу, судьбу своих близких, судьбу своей страны. Пятилетняя программа «Спортивные ве­лопоходы» позволяет вводить все новые и новые перспективы; посте­пенно, в соответствии с подготовкой, расширять и углублять знания, навыки и умения воспитанников, постоянно поддерживая заинтересо­ванность детей, их желание путешествовать, познавать, общаться, учиться и совершенствоваться.

Реализация таких принципов построения данной программы, как по­степенность, доступность и нарастание из года в год сложности походов, усложнение перспектив, расширение воспитательных, познавательных и спортивно-технических аспектов походов, позволяет обозначить при­мерную схему подготовки юных велотуристов, перспективные линии в работе велотуристского объединения как субъекта воспитания. Схема­тически это можно выразить в таблице (табл. 1), которая показывает не только динамику протяженности походов, но и уровень квалификации юных путешественников, расширение их кругозора, познания природ­ной и социальной среды.

В первый год занятий начинается знакомство с велосипедом и обуче­ние технике езды на нем. Эти занятия проводятся, как правило, весной: в виде практических занятий в помещении (знакомство с устройством велосипеда, его регулировка и наладка) и на местности (вне автомобиль­ных дорог - на школьной площадке, в парке, лесу) в форме простейших велосипедных соревнований (велоигры, фигурное вождение велосипе­да). В процессе первого года занятий учащиеся выполняют нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Второй год заня­тий позволяет восьмиклассникам подготовиться к зачетному велоси­педному походу I категории сложности по родному краю и, совершив его, выполнить норматив третьего спортивного разряда.

К этому времени уже формируется, как правило, стабильный коллек­тив, что позволяет руководителю решать конкретные воспитательные задачи. Третий год обучения посвящен не только подготовке воспитан­ников к зачетному велопоходу II категории сложности в одном из реги­онов России, но и подготовке их к сдаче экзамена на звание «Младший инструктор туризма». У руководителя появляются грамотные и надеж­ные помощники, на которых он может рассчитывать не только в следу­ющем году при подготовке зачетного велопохода III категории сложно­сти, но и в будущем, когда у руководителя появится новая смена воспи­танников. После четырех лет занятий, приняв участие в зачетных вело­походах I-III категории сложности, 16-летние школьники выполняют второй спортивный разряд по велотуризму - высшее спортивное дости­жение для данного возраста. Уже на втором-третьем году обучения идет формирование не только общезначимых личностных качеств воспитан­ников, таких как патриотизм, трудолюбие, ответственность, целеустре­мленность, упорство, дисциплинированность, чувство коллективизма, быстрота реакции, выносливость, ловкость, сила, но и (благодаря глубо­кому практическому освоению функциональных туристских и краевед­ческих специальностей) их индивидуальных склонностей и способностей. Этому способствуют краеведческие знания и навыки, подготовка к получению звания «Младший инструктор туризма», занятия по апгрей­ду и ремонту велосипедов, изготовлению самодельного снаряжения для сложных велопоходов, пошиву туристского и экспедиционного снаря­жения, а также по изучению основ метеорологии, природоведения, фо­то-, видео- и радиодела и т.п. разделов, включенных в программу. Эти знания раздвигают границы ребячьих интересов и увлечений, позволя­ют получить самые разнообразные навыки и умения, необходимые не только в походах, но и в повседневном быту, в различных сферах чело­веческой деятельности. Большое внимание уделяется морально-волевой и психологической подготовке воспитанников. Это особенно важно при организации сложных велопоходов.

Программа «Юные велотуристы» рассчитана на максимальную спор­тивно-техническую результативность - велопоходы I-IV категории сложности.

Программа - принципиально новая, разработана на основе практики трех десятилетий занятий автора с детьми. Ее методологическую основу составляют положения отечественной и зарубежной педагогики и пси­хологии, касающиеся личности и ее развития (Я.А.Коменский, А.С.Ма­каренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, П.Ф.Лесгафт и др.). Теоретико-методологической основой программы являются труды доктора педагогических наук профессора А.А.Остапца-Свешникова, разработавшего систему туристско-краеведческой деятельности с учащимися образовательных учреждений. Данный курс многократно апробировался в объединениях детско-юношеского клуба велопутешествий «Россия» на базе Центра развития творчества детей и юношества им. А.В.Косарева и Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» Восточного округа г. Москвы.

Таблица № 1

Перспективные линии в работе велотуристского объединения


Тур. опыт

(протяжён.,

продолжит.)

Район велопохода


Результат

(уровень

квалификац.)

Расширение кругозора


Коллектив объединения как субъект воспитания

Первый год занятий, 13 лет

100-300 км,

6-10 дней Степенной поход

Подмосковье

Значок «Турист России»

Знакомство с природной средой

Первоначальное сплочение коллектива, образование его неформальной

структуры

Второй год занятий, 14 лет

300-400 км,

8-14 дней. Первая категория сложности

Средняя Россия

III спорт, разряд


Знакомство с природной и социальной средой


Становление коллектива. Коллектив - средство развития общезначимых личностных качеств ребёнка

Третий год занятий, 15 лет

400-500 км,

10-20 дней. Вторая категория сложности


Север России


Звание «Младший инструктор туризма»


Изучение природной и социальной среды


Развитие коллек­тива, коллектив - средство самовоспитания

Четвёртый год занятий, 16 лет

600-800 км Третья категория сложности

Горный район России

II спорт разряд

Простейшие исследования природной среды

Коллектив инструмент выявления и развития индивидуальных способностей воспитанника

Пятый год занятий, 17 лет

600-2000 км Велотур в «европейском стиле»

Ближнее или дальнее зарубежье

Помощник руководителя в велопоходе

Простейшие исследования природной и социальной среды

Коллектив - инструмент выявления и развития индиви­дуальных способностей воспитанника


Организационные принципы работы велотуристского объединения

Основной курс программы (324 часа) соответствует стандартной 9-ча­совой недельной нагрузке педагога (на одну группу). Дополнительно к основному курсу рекомендуется вводить спецкурс «Родной край» - 54 часа, а также спецкурс «Снаряжение» - 54 часа. Для занятий с детьми по спецкурсам, при необходимости, можно приглашать педагогов-спе­циалистов на дополнительные часы из расчета 108 часов в год (3 часа в неделю). Возможно введение одного спецкурса.

Занятия проводятся 2-4 раза в неделю, однодневные учебно-тренировочные походы - 2-3 раза в месяц или двух-трехдневный поход - 1-2 в месяц. Не только возможна, но и целесообразна подготовка и проведе­ние многодневных спортивно-туристских походов, экскурсионно-краеведческих экспедиций в школьные осенние, зимние, весенние канику­лы, а также в майские праздники. В отдельные периоды подготовки по­хода, экспедиции, подведения их итогов работа может проводиться по функциональным микрогруппам из 2-3 человек, а также в форме инди­видуальных занятий (например, апгрейд и ремонт велосипеда, изготов­ление, пошив туристского снаряжения, подготовка к походу по специ­альностям и т.п.). Программа предусматривает проведение индивиду­альных занятий и консультаций с участниками похода по их функцио­нальным туристским и краеведческим специальностям, а также при ос­воении спецкурсов «Родной край» и «Снаряжение».

В связи со спецификой работы туристских объединений время, подле­жащее оплате за проведение практических занятий на местности и экс­курсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 ча­сов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия - 8 часов. Летние зачетные учебно-тренировочные походы и многодневные туристско-краеведческие меро­приятия в сетку часов не включены, так как проводятся в школьные осенние, зимние, весенние и летние каникулы.

Программа «Юные велотуристы» основана на сочетании в каждом занятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы та­ким образом, чтобы они дополняли и обогащали друг друга. При обуче­нии необходимо использовать наглядные материалы: ТСО (в том числе - слайдфильмы, электронные компьютерные презентации, видеофиль­мы), таблицы, графики, карты и схемы, плакаты, макеты, туристское снаряжение и оборудование. Приведенный перечень занятий, их после­довательность являются примерными и могут быть изменены педагогом в зависимости от условий работы объединения.

Особое внимание в коллективе уделяется учету туристских и краевед­ческих достижений и общественно полезной работы подростков. Одной из форм такого учета являются учетные карточки воспитанников, в ко­торых на протяжении всех пяти лет занятий отражаются результаты их деятельности.

Контингент детского велотуристского объединения

Комплектование состава объединения первого года занятий происходит из подростков обычно не старше 13-летнего возраста из одного класса, па­раллели классов или по свободному набору по объявлению. Численный состав объединения первого года занятий - 12-15 человек, второго года - 10-12, третьего года - 8-10, четвертого и пятого года занятий - 6-8 чело­век. Такой состав обусловлен тем, что велосипедная группа численностью более 10 человек ни в тренировочных выездах, ни в велопоходах без ма­шины сопровождения не обеспечивает безопасности велотуриста. Прави­ла дорожного движения регламентируют движение группы велосипеди­стов на проезжей части строго в один ряд и в количестве не более 10 вело­сипедистов в группе. В связи с этим оптимальный состав велотуристской группы в походе - 6-8 учащихся и 2 руководителя.

Желающие заниматься в велотуристском детском объединении долж­ны иметь разрешение врача и родителей (медицинская справка и заяв­ление родителей о приеме их ребенка в велотуристскую группу). Срок действия медицинской справки - 6 месяцев. Для участия в спортивных походах и велопробегах дети проходят медицинский осмотр в физкультурно-спортивном диспансере и получают соответствующий допуск. Все участники велопоходов должны уметь плавать, что оговорено соответст­вующей инструкцией органов образования.

Уровень успеваемости ребенка в школе, дисциплинированность, его общественная активность не должны быть критериями при зачислении в группу. Однако увлеченность подростка занятиями в клубе позволяет педагогу стимулировать и корректировать его поведение, учебу, стиль и характер его взаимоотношений со своими товарищами и взрослыми.

Нормы нагрузок

При разработке маршрутов категорийных велопоходов особое внима­ние уделяется планированию и обоснованию норм нагрузок для уча­щихся. Вместе с тем, недостаточный уровень физической и спортивно-технической подготовленности не позволяет группе иметь определен­ный запас прочности, необходимый для надежного и стабильного про­хождения маршрута при любой погоде. И это надо иметь в виду. Про­грамма «Юные велотуристы» построена так, что позволяет к увеличе­нию нагрузок подходить постепенно, в соответствии с физической и спортивно-технической подготовкой учащихся и установленными нор­мативами.

Таблица № 2
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Программа туристского объединения «юные инструкторы туризма»
Настоящая программа имеет социально – педагогическую направленность. Является модифицированной составлена на основе программы для...
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Программа туристского объединения «юные туристы многоборцы»
Смирнов Дмитрий Витальевич, судья республиканской категории по туризму, доктор педагогических наук
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Программа туристского объединения «юные туристы-спасатели»
И. А. Дрогов, заместитель директор Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, к п н., доцент, мастер спорта по...
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Утверждено приказом директора мбоу мг №4 «Ступени» г. Пензы
Программа объединения дополнительного образования «Юные друзья правоохранительных органов»
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Утверждено приказом директора мбоу мг №4 «Ступени» г. Пензы
Программа объединения дополнительного образования «Юные друзья правоохранительных органов»
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Программа туристского объединения «туристы проводники»
...
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Образовательная программа объединения вязания крючком "Волшебные петельки"
Данная программа дополнительного образовательного объединения рассчитана на учащихся 2-11-х классов средней общеобразовательной школы...
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Программа «Юные туристы спасатели»
Изменен титульный лист: «дополнительная образовательная программа» заменена на «дополнительная общеразвивающая программа»
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Закон “О свободе вероисповедования” реализует право на реализацию...

Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Программа Межрегионального туристского форума Южного Урала
...
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Дополнительная общеразвивающая программа клубного объединения «сталкер»...
Осович Алексей Юрьевич, педагог дополнительного образования, руководитель клубного объединения «Сталкер»
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Программа деятельности туристского лагеря палаточного типа «Тайфун»
Настоящая программа составлена с учетом методических рекомендаций федерального, муниципального и институционального уровня (Приложение...
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Программа развития утверждена на педсовете от 28. 06. 2011г
«Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования №17 «Юные спасатели мчс»
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Пояснительная записка Программа «Юные туристы-спасатели» по содержанию...
Здоровительный туризм» в процессе специализации является неотъемлемой частью образовательного процесса высшего профессионального...
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Проект "Юные изобретатели"
Важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления на всех уровнях общего образования. В рамках...
Программа туристского объединения «юные велотуристы» icon Автоматизированные системы общедомового и поквартирного коммерческого...
Совместный стандарт национального объединения строителей и национального объединения проектировщиков

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск