Содержание:
Обозначения и сокращения -------------------------------------------------------------------3
Введение ---------------------------------------------------------------------------------------4–6
-
Основная часть ----------------------------------------------------------------------------------7
Анализ существующей нормативной и учебно-методической базы по обучению безопасности дорожного движения в системе образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования--------------------------------------------------------------------7–55
Концепция обучения безопасному поведению на улицах и дорогах участников отрядов ЮИД-------------------------------------------------------------56–104
Примерная программа по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах для участников отрядов ЮИД-------------------------------------105–130
Рекомендации по формированию учебно-методического комплекта по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах участников отрядов ЮИД--------------------------------------------------------------------------131–127
Образцы интерактивных электронных учебно-наглядных ресурсов для обучения безопасному поведению на улицах и дорогах участников отрядов ЮИД-------------------------------------------------------------------------------------228 3.5.1. Тематика, цели и задачи разработанных образцов интерактивных электронных учебно-наглядных ресурсов (наглядно-демонстрационные материалы, мультимедийные дидактические игры, конструкторские и диагностические среды)----------------------------------------------------------228–233 3.5.2. Описание обоснования выбора методологических и технологических подходов, реализованных в образцах электронных ресурсов, типовых архитектурных, программных и интерфейсных решений-----------------233–244 3.5.3. Сценарные планы образцов электронных ресурсов с эскизами интерфейсных решений---------------------------------------------------------------244–259 3.5.3. Создание необходимых компонентов и разработка программных решений, сборка и отладка образцов электронных ресурсов. Выходное тестирование-------------------------------------------------------------------------259–260
Заключение ------------------------------------------------------------------------------261–262
Список использованных источников ----------------------------------------------263–268
Приложение 1 ------------------------------------------------------------------------------269
1. Обозначения и сокращения
ЮИД – Юные инспектора движения
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт
ПДД – Правила дорожного движения
БДД – Безопасность дорожного движения
ИКТ – Информационно-коммуникационные технологии
ИОС – Информационно-образовательная среда
УМК – Учебно-методический комплект
ЗУН – Знания, умения и навыки
ГК – Государственный контракт
ОС – Операционная система
SCORM – Sharable Content Object Reference Model
LMS – learning management system
СОУП – система организации учебного процесса
Введение
Данный отчет представляет результаты выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту (ГК) № 07.N89.12.0033 «Разработка примерной программы и учебно-методического комплекта для обучения участников отрядов юных инспекторов движения». Работы проводились в срок с 7 ноября по 3 декабря 2014 года.
Цель проекта – разработка примерной программы и учебно-методического комплекта для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) безопасному поведению на улицах и дорогах.
Для достижения обозначенной цели в ходе проекта решались следующие задачи:
Анализ существующей нормативной и учебно-методической базы по обучению безопасности дорожного движения в системе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования.
Разработка концепции обучения безопасному поведению на улицах и дорогах участников отрядов ЮИД.
Разработка примерной программы и рекомендаций по формированию учебно-методического комплекта для обучения участников отрядов юных инспекторов движения безопасному поведению на улицах и дорогах путем внедрения новых форм обучения безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработка образцов интерактивных электронных учебно-наглядных ресурсов для обучения безопасному поведению на улицах и дорогах участников отрядов ЮИД.
В рамках решения первой задачи реализации проекта было проведено исследование пяти нормативно-правовых актов и двадцати учебно-методических пособий. Результатом данной работы является анализ существующей нормативной и учебно-методической базы по обучению безопасности дорожного движения в системе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования (п. 3.1. данного отчета), отражающий сложившуюся ситуация в системе психолого-педагогической работы по обучению основам безопасного поведения на улицах и дорогах учащихся различных возрастов.
Проведенная аналитическая работа легла в основу разработки концепции обучения безопасному поведению на улицах и дорогах участников отрядов ЮИД, учащихся среднего школьного звена в возрасте 11–15 лет. Разработанная концепция основывается на современных педагогических приемах и представлениях, новейших образовательных технологиях, в том числе информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Реализация Концепции призвана получить успешно действующие образцы нового качества образования, создать механизмы их распространения в образовательной системе города, региона; обеспечить методической поддержкой педагогов, занимающихся вопросами обучения участников отрядов ЮИД (п. 3.2. данного отчета).
Следующим этапом реализации проекта стала разработка примерной программы по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах для участников отрядов ЮИД. Объем составленной программы – 36 часов, в содержании представлен подробный учебно-тематический план, описание целей и задач обучения, категорий участников и форм обучения, даны рекомендации по ее реализации. Программа конкретизирует содержание занятий, дает примерное распределение и последовательность изучения тем и разделов, раскрывает логику учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся. Созданная программа предназначена для практического применения и адресуется педагогам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, ведущих образовательную деятельность в отрядах ЮИД (п.3.3. данного отчета).
Для реализации примерной программы по обучению участников отрядов ЮИД были разработаны методические рекомендации по формированию учебно-методического комплекта (УМК). В рекомендациях описан примерный перечень состава УМК с примерами, включая традиционные и инновационные дидактические компоненты: учебно-методическая литература, наглядно-дидактические материалы, материалы для практической отработки знаний, интерактивные электронно-учебные наглядные компоненты, дополнительные материалы, а также даны методические рекомендации по использованию комплекта в воспитательно-образовательном процессе (п. 3.4. данного отчета).
Важными составными компонентами учебно-методического комплекта для обучения участников отрядов ЮИД должны стать компьютерные интерактивные разработки, отвечающие современному уровню организации образовательного процесса. Заключительной задачей реализации проекта являлась разработка образцов мультимедийных образовательных ресурсов для ЮИД. Всего в рамках проекта было создано 8 образцов электронных ресурсов четырех образовательных типов: интерактивные наглядно-демонстративные материалы, мультимедийные дидактические игры, конструкторские и диагностические среды, объединенных одной общей тематикой. Содержание ресурсов призвано обеспечить сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, активное использование наглядности, применения методов моделирования и конструирования, проведения диагностики знаний, возможность использования в компьютерных классах и классах, оборудованных интерактивными досками (п. 3.5 данного отчета).
Все созданные материалы разработаны в соответствии с требованиями ГК и переданы на экспертизу.
Основная часть
Анализ существующей нормативной и учебно-методической базы по обучению безопасности дорожного движения в системе образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования
Одной из важнейших социально-экономических и демографических задач любого государства является обеспечение безопасности собственных граждан. Безопасность дорожного движения не является исключением. Аварийность на транспорте наносит реальный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к сокращению населения, исключению из сферы производства граждан трудоспособного возраста, гибели детей и подростков.
Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 000 человек. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004–2011 годы составил 571 407 человек. Размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004–2011 годы оценивается в 818 830 000 рублей, что можно сопоставить с доходами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012 год – 806 430 000 рублей. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.
Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в различных стратегических и программных документах.
Внедрение программ повышения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации назвал одной из актуальных задач развития страны.
Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.
Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Одним из инструментов достижения целей демографической политики Российской Федерации согласно плану мероприятий по реализации в 2011–2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 367-р, должна стать федеральная целевая программа – «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (далее – Программа).
Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения также решаются в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р, целью которой является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов (наравне с другими) к транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, предоставляемым населению. Мероприятия государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы носят адаптационный характер и нацелены на решение инфраструктурных проблем.
В рамках реализации Программы предусматриваются мероприятия, целью реализации которых станет решение организационных и образовательных проблем безопасного участия в дорожном движении детей.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспортно-дорожной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, числа пострадавших и погибших в них обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Задачи указанной Стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как Программа направлена на решение на тактическом уровне одной из задач указанной Стратегии – повышение безопасности дорожного движения.
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации безопасного дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение снижения темпов убыли населения нашей страны, создания условий для роста ее численности.
Результаты реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в стране. В ходе реализации этой программы основной акцент был сделан на таких важных направлениях, как
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения,
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма,
развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях,
совершенствование условий движения транспортных средств,
повышение безопасности пешеходов.
Активизировалась работа по обеспечению безопасности дорожного движения на региональном и муниципальном уровнях. Во всех субъектах Российской Федерации и большинстве муниципальных образований были приняты и реализовывались соответствующие программы. Таким образом, на федеральном, региональном и местном уровнях были сформированы единые подходы к снижению ущерба, наносимого государству и обществу последствиями дорожно-транспортных происшествий.
Итогом реализации программных мероприятий стало сокращение на 18,9 % числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях. В количественном выражении этот показатель снизился с 34 506 человек в 2004 году до 27 991 человека в 2012 году. Также отмечается сокращение по таким важным индикаторам, как тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (на 19 %), социальный и транспортный риски (на 17,6 % и 41 % соответственно). В целом за 7 лет действия Программы сохранены жизни более 35 тыс. человек.
Позитивное влияние программно-целевых методов управления на состояние аварийности подтверждается динамикой значений следующих основных показателей аварийности в 1997–2012 годах, где:
1997–2003 годы – период деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого подхода, характеризующийся существенным ухудшением ситуации с аварийностью, в частности, рост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за 6 лет составил 28,7 %;
2004–2005 годы – период начала действия программно-целевого подхода, характеризующийся сокращением числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 4,6 % в сравнении с уровнем 2003 года;
2006–2007 годы – период начала действия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», в котором отмечается первичный рост и последующее незначительное сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 1,9 % в сравнении с уровнем 2005 года;
2008–2012 годы – период снижения числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, по сравнению с 2007 годом. Снижение составило 16 %.
В 2009 году после преодоления инерции стартового периода реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» в России удалось впервые с 2000 года последовательно обеспечивать сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и достичь минимального зарегистрированного 20 лет назад уровня числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год. В этот период число погибших в дорожно-транспортных происшествиях не только сократилось, но и по темпам своего снижения опережало ожидаемую динамику значений этого показателя (за 2006–2010 годы – на 2 039 человек).
Оценивая эффективность федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», следует учитывать, что значительная часть периода ее реализации происходила в условиях недостаточного ресурсного обеспечения из-за последствий мирового финансового кризиса. В первую очередь это коснулось региональных целевых программ.
Принятие и реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» позволили заложить основы программно-целевого подхода к решению проблем аварийности на дорогах России, в частности:
установлены до 2012 года цель, задачи, измеримые целевые ориентиры снижения числа лиц, ежегодно погибающих в дорожно-транспортных происшествиях;
разработана система программных мероприятий, ориентированных на достижение цели, и определены объемы и источники финансирования этих мероприятий;
во всех субъектах Российской Федерации и более чем в 1500 муниципальных образованиях приняты и реализуются программы по обеспечению безопасности дорожного движения;
активно работают региональные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Существенным результатом реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» стало начавшееся изменение отношения всех органов государственной власти к безопасности дорожного движения как к одному из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Дальнейшее снижение показателей дорожно-транспортного травматизма возможно только в условиях принятия и реализации мероприятий Программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».
Основы безопасного поведения необходимо закладывать с детского возраста. Выстраивание единой системы обучения безопасности дорожного движения невозможно без опоры на нормативно-правовую базу. В своей работе по обучению детей безопасности на дорогах подавляющее большинство образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Рассмотрим вышеперечисленные нормативно-правовые акты с точки зрения освещения вопросов организации обучения школьников безопасности дорожного движения».
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения»
(Извлечения)
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Таким образом, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет основные цели, задачи и направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, описывает права и обязанности участников дорожного движения, систему надзора и ответственность за нарушение правил безопасности. Статья 29 данного закона делегирует полномочия по обучению подрастающего поколения правилам безопасного поведения системе образования.
Федеральная целевая программа
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»
(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864)
(Извлечения)
II. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения
Целью Программы является сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82%) по сравнению с 2012 годом.
Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения:
формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
повышение культуры вождения;
развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.
Задачи Программы позволят создать скоординированную систему направлений деятельности и детализирующих их мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма в России.
III. Мероприятия Программы
На основе ретроспективного анализа изменения в 1996–2010 годах значения показателя числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, структурного анализа этого показателя по факторам, вызывающим дорожно-транспортные происшествия, и прогноза динамики аварийности на период до 2020 года определены следующие направления Программы, способные улучшить ситуацию, связанную с дорожно-транспортной аварийностью в России:
развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения;
обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении;
повышение уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, их активной и пассивной безопасности;
развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий;
развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование нормативно-правового, организационного и методического обеспечения деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Деятельность в рамках направления по развитию системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения предусматривает формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информирование о ситуациях, потенциально приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, повышение культуры на дорогах, создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге, совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения, в том числе с применением систем фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Таким образом, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864) описывает современное состояние проблемы безопасности дорожного движения в Российской Федерации, подводит итоги реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2013 годах», определяет цели, задачи, мероприятия, ресурсное обеспечение, механизм реализации Программы, прогнозирует результаты и эффективность. Данный документ позволяет практически в полной мере реализовать ФЗ «О безопасности дорожного движения». В рамках данной программы становится возможным организовать обучение детей правильному поведению на дорогах. Данная программа является федеральной, а это значит, что в программных мероприятиях будут задействованы все субъекты РФ, что позволит системно и всеобъемлюще подойти к решению одной из острых проблем в обеспечении всестороннего образования детей – обучению детей ПДД.
Создание единой системы безопасности дорожного движения невозможно без использования ресурсов системы образования. Рассмотрим основные нормативные документы, определяющие деятельность образовательных организаций, с точки зрения отражения в них вопросов организации обучения школьников безопасности дорожного движения.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
(Извлечения)
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
-
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
организацию питания обучающихся;
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Таким образом, данный Закон регламентирует обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, а также профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Закон об образовании не дает указаний относительно обеспечения обучения безопасности дорожного движения, не регламентирует нормы и требования такого обучения.
Стремительные изменения, которым подвергается система образования Российской Федерации, отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
(Извлечения)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
3.1. Общественно-научные предметы
Обществознание:
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
3.2. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Таким образом, ФГОС основного общего образования описывают систему требований к результатам освоения, структуре, условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Вопросы формирования ценностей безопасного образа жизни находят отражение в различных разделах Стандарта. Однако нет выделения проблемы обучения безопасности дорожного движения и системы мер по ее решению.
Анализ основных нормативные документов, регламентирующих деятельность учреждений образования (Закон об образовании и ФГОС), позволяет констатировать следующее:
они затрагивают общие вопросы обучения детей школьного возраста правилам безопасного поведения;
системы мер и рекомендаций по обучению не предлагается.
К сожалению, вопрос об обучении детей безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях сводится зачастую к бессистемной работе по данной тематике, т.к. регламент работы нигде не прописан. Это приводит к фрагментарному и неупорядоченному изучению правил дорожного движения на различных ступенях образования. Такая ситуация ведет к полной безграмотности детей на дорогах, что является причиной трагических ситуаций.
Наряду с системой общего образования вопросы обучения безопасному поведению могут рассматриваться в рамках системы дополнительного образования.
Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего. При этом эффективное использование потенциала дополнительного образования предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере, использование современных решений, как в области содержания и технологий, так и в части управленческих и экономических моделей. Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов. На данном этапе развития дополнительного образования на одно из первых мест выходит реализация образовательной организацией одних из важнейших критериев обучения: формирование у обучающихся бережного отношения не только к своей жизни и здоровью, но и соответствующего отношения ко всем окружающим. Это становится возможным поскольку, в сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими особенностями:
участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;
возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ и обучающих организаций, вариативность образовательных траекторий.
Дополнительное образование является инструментом развития человеческого потенциала страны. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, обучающиеся получают широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность, стремящаяся постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самореализации на протяжении всей жизни. При этом в отличие от дошкольного и общего образования в законодательстве не закреплены государственные гарантии общедоступности и бесплатности дополнительного образования. В условиях межрегиональной и межмуниципальной экономической дифференциации это приводит к заметным диспропорциям в доступности услуг дополнительного образования, качестве ресурсной базы организаций и уровне оплаты труда.
Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
(Извлечения)
|