МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 6»
Утверждаю
Директор МОУ «Гимназия №6»
_____________ Лобанова Г. И.
Рабочая программа
Кружка ЮИД
(юные инспектора движения)
в 5-В классе.
Составители: Мелентьева Н.М.
Рассмотрено: МО протокол № 1 от 26.08.14
Г.Ивантеевка
2014-2015гг
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – пр актический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
В работе кружка участвуют учащиеся 5В класса. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Самостоятельности в принятии правильного решения;
Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Прогнозируемые результаты работы кружка
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Дата проведения
|
Тема
|
Количество часов
|
1.
|
05.09
|
Цели, задачи кружка ЮИД.Организационные вопросы. Оформление уголка ЮИД. Правила поведения на кружке Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии
|
1
|
2.
|
12.09
|
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии
|
1
|
3.
|
19.09
|
Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения в организованной колонне
|
1
|
4.
|
26.09
|
Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная дорога
|
1
|
5.
|
03.10;10.10
|
Экскурсия на улицу
|
2
|
6.
|
17.10
|
Составление индивидуального безопасного маршрута
|
1
|
7.
|
24.10
|
Работа по карте «Безопасный маршрут
|
1
|
8.
|
07.11
|
История создания первого светофора. Принцип работы современного светофора
|
1
|
9.
|
14.11
|
Виды светофоров
|
1
|
10.
|
21.11
|
Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика.
|
1
|
11.
|
28.11
|
Решение тестов и дорожных задач. Тренировка в подаче сигналов регулировщика
|
1
|
12.
|
05.12
|
Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков
|
1
|
13.
|
12.12
|
Решение тестов и дорожных задач
|
1
|
14.
|
19.12
|
Решение тестов и дорожных задач
|
1
|
15.
|
26.12
|
Экскурсия «Правила перехода через перекрёсток»
|
1
|
16.
|
16.01
|
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
|
1
|
17.
|
23.01
|
Дорожные знаки и их группы.
|
1
|
18.
|
30.01
|
Предупреждающие знаки.
|
1
|
19.
|
06.02
|
Изготовление макетов дорожных знаков.
|
1
|
20.
|
13.02
|
Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
|
1
|
21.
|
|
Изготовление макетов дорожных знаков.
|
2
|
22.
|
|
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
|
1
|
23.
|
|
Информационные знаки. Знаки сервиса.
|
1
|
24.
|
|
Решение тестов и дорожных задач
|
1
|
25.
|
|
Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка. Стоянка. Стоянка и остановка двухколёсных транспортных средств
|
1
|
26.
|
|
Остановка общественного транспорта.
|
1
|
27.
|
|
Решение тестов и дорожных задач на дорожном макете
|
1
|
28.
|
|
Ситуации дорожных «ловушек». Обсуждение. Работа со схемами
|
1
|
29.
|
|
Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка.
|
1
|
30.
|
|
Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде
|
1
|
31.
|
|
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
|
1
|
32.
|
|
Велосипедист в дорожном движении. Разбор дорожной ситуации в рабочей тетради
|
1
|
33.
|
|
Велосипедист в дорожном движении. Работа учащихся с электронным экзаменатором
|
1
|
34.
|
|
Фигурное вождение велосипеда. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде
|
1
|
35.
|
|
Фигурное вождение велосипеда в целом
|
1
|
36.
|
|
Фигурное вождение велосипеда в целом
|
1
|
37.
|
|
Автодорога. Дополнительные требования. На железной дороге
|
1
|
38.
|
|
ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП.
|
1
|
39.
|
|
Повторение правил дорожного движения.Решение тестовых заданий
|
1
|
40.
|
|
Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших
|
1
|
41.
|
|
Раны, их виды, оказание первой помощи
|
1
|
42.
|
|
Виды кровотечений. Оказание первой помощи
|
1
|
43.
|
|
Виды и техника наложения повязок.
|
1
|
44.
|
|
Травма головы , грудной клетки , живота
|
1
|
45.
|
|
Оказание помощи пострадавшему при травме головы, грудной клетки , живота
|
2
|
46.
|
|
Шок, обморок.
|
1
|
47.
|
|
Ушибы, вывихи и переломы
|
1
|
48.
|
|
Оказание помощи пострадавшему при переломах
|
1
|
49.
|
|
Ожоги. Степени ожогов. Обморожение. Степени обморожения
|
1
|
50.
|
|
Обморок. Сердечный приступ. Оказание первой помощи
|
1
|
51.
|
|
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания
|
1
|
52.
|
|
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
|
1
|
53.
|
|
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
|
1
|
54.
|
|
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
|
1
|
55.
|
|
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
|
1
|
56.
|
|
Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик»
|
1
|
57.
|
|
Виды, отрасли, формы страхования. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности
|
1
|
58.
|
|
Просмотр видеофильма по ПДД
|
1
|
59.
|
|
Викторины. Конкурсы.
|
2
|
60.
|
|
Работа учащихся с электронным экзаменатором
|
1
|
61.
|
|
Подготовка игр и конкурсов по ПДД для учащихся
|
1
|
62.
|
|
Проведение игр и конкурсов по ПДД для учащихся
|
1
|
63.
|
|
Встреча с сотрудниками ОГИБДД
|
1
|
64.
|
|
Итоговое занятие: подведение итогов работы за год , утверждение плана работы на следующий год
|
1
|
|
|
|
68
|
Список литературы.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.
10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.
18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.
21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.
22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.
23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.
25. Журнал «Педсовет»
|