Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»


Скачать 405.04 Kb.
Название Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»
страница 1/3
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Москва 2012

Разработчики:

С.А.Гладких, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской хореографической школы, преподаватель

Л.А.Запорожец, преподаватель Орловской детской хореографической школы

Т.А.Полякова, преподаватель Детской школы искусств имени С.Т. Рихтера города Москвы

Е.Л.Ушакова, преподаватель Детской школы искусств имени С.Т. Рихтера города Москвы
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук

Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных
Рецензенты:

Н.В.Заигрова, заведующая кафедрой хореографии, доцент Рязанского заочного института филиала Московского государственного университета культуры и искусства

И.И.Каткасова, художественный руководитель Краснодарского хореографического училища (техникума)

Г.Ю.Ульянова, директор Краснодарского хореографического училищ (техникума)

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Учебно-тематический план;

- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов

- Учебная и методическая литература;

- Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирован на воспитание гармонично и всесторонне развитой личности, интегрированной в систему мировой и отечественной музыкальной и хореографической культуры. Изучение курса данного предмета помогает выявлению наиболее творчески одарённых детей и подготовки их к поступлению в средние специальные хореографические учебные заведения. Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в системе предметов, формирующих художественно-эстетическое восприятие искусства и явлений окружающего мира, способствует развитию эмоциональной сферы, образного и интеллектуального мышления. Данный предмет является основой для дальнейшего изучения теоретических и исторических предметов, формирования музыкально-теоретического кругозора, необходимым условием профессионального развития на занятиях ритмикой, народно-сценическим и классическим танцем.

Особенностью предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является соединение на занятиях двух видов учебной деятельности: освоение музыкальной грамоты и слушание музыки.

Срок реализации учебного предмета

«Слушание музыки и музыкальная грамота»

Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на один год обучения в рамках 5-летнего срока обучения и на 4 года — в рамках 8-летнего срока.

Занятия проходят один раз в неделю по 1,5 часа – при 5-летнем сроке обучения. По 8-летней программе занятия проходят один раз в неделю по 1 часу.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения, на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»

Нормативный срок обучения – 5 лет

Таблица 1

Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс

1 год обучения (1 класс)

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)

82,5

Количество часов на аудиторные занятия

49,5

Количество часов на самостоятельные занятия

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1,5


Нормативный срок обучения – 8 лет

Таблица 2

Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс

4 года обучения (1-4 классы)

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)

262

Количество часов на аудиторные занятия

32

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

131

Общее количество часов на самостоятельные занятия

131

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1


Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:

  • обучение основам музыкальной грамоты;

  • развитие у обучающихся навыков восприятия музыкальных произведений;

  • формирование образного мышления, необходимого для развития творческой личности;

  • создание необходимой теоретической базы для понимания обучающимися связи музыкального и хореографического искусства;

  • формирование целостного представления об исторических путях развития народной музыкальной культуры в песенном и танцевальном жанрах;

  • формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального и хореографического искусства.

Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

– репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);

– метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

– метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);

аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещения для проведения учебных занятий должны быть звукоизолированы.

Успешному освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио- и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»



Нормативный срок обучения 5 лет

Срок реализации – 1 год

Таблица 3




Распределение по годам обучения

Класс

1

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1,5

Общее количество часов на

аудиторные занятия (по годам)

49,5

Общее количество часов на

самостоятельную работу

33


Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)

82,5

Объем времени на консультации (по годам)

2

Общий объем времени на консультации

2



Нормативный срок обучения - 8 лет

Срок обучения по программе – 4 года

Таблица 4




Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)

32

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

131

Общее количество часов на самостоятельную работу (по годам)

32

33

33

33

Общее количество часов на самостоятельную работу

131

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)

262

Объем времени на консультации

(по годам)

-

2

2

4


Общий объем времени на консультации



8



2. Учебно-тематический план

Нормативный срок обучения 5 лет

1 класс

Наименование раздела,

темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятель-ная

работа

Аудиторные занятия

Тема 1. Характер и содержание музыкальных произведений

урок

5

2

3

Тема 2. Маршевая музыка

урок

7,5

3

4,5

Тема 3. Музыкальная и нотная грамота

урок

15

6

9

Тема 4. Народное музыкальное творчество

урок

5

2

3

Тема 5. Ритм и метр - понятия, определяющие организованность и характер музыки

урок

5

2

3

Тема 6. Средства музыкальной выразительности

урок

7,5

3

4,5

Тема 7. Музыкальная терминология

урок

5

2

3

Тема 8. Музыкальные построения. Музыкальная форма

урок

10

4

6

Тема 9. Старинная танцевальная музыка

урок

7,5

3

4,5

Тема 10. Темп в музыке и хореографии

урок

7,5

3

4,5

Тема 11. Симфонический оркестр

урок

7,5

3

4,5


Нормативный срок обучения 8 лет

1 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятель-ная

работа

Аудиторные занятия

Тема 1. Основные черты музыки как вида искусства

урок

8

4

4

Тема 2. Маршевая музыка

урок

4

2

2

Тема 3. Музыкальная и нотная грамота

урок

8

4

4

Тема 4. Народное музыкальное творчество

урок

4

2

2

Тема 5. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки


урок


16


8


8

Тема 6. Средства музыкальной выразительности

урок

8

4

4

Тема 7. Музыкальные построения, цезура, музыкальная форма

урок

8

4

4

Тема 8. Темп в музыке и хореографии

урок

4

2

2

Тема 9. Знакомство с оркестром

урок

4

2

2

2 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятель-ная

работа

Аудиторные занятия

Тема 1. Характер и содержание музыкальных произведений


урок


8


4


4

Тема 2. Маршевая музыка

урок

4

2

2

Тема 3. Музыкальная и нотная грамота

урок

6

3

3

Тема 4. Народное музыкальное творчество

урок

4

2

2

Тема 5. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки


урок


12


6


6

Тема 6. Средства музыкальной выразительности


урок


8


4


4

Тема 7. Музыкальная терминология

урок

4

2

2

Тема 8. Темп в музыке и хореографии

урок

4

2

2

Тема 9. Музыкальные построения. Музыкальная форма


урок


8


4


4

Тема 10. Старинная танцевальная музыка

урок

4

2

2

Тема 11. Симфонический оркестр

урок

4

2

2

3 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Тема 1. Характер и содержание музыкальных произведений

урок

8

4

4

Тема 2. Маршевая музыка

урок

4

2

2

Тема 3. Музыкальная и нотная грамота

урок

6

3

3

Тема 4. Народное музыкальное творчество

урок

4

2

2

Тема 5. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки

урок

12

6

6

Тема 6. Средства музыкальной выразительности

урок

8

4

4

Тема 7. Музыкальная форма

урок

10

5

5

Тема 8. Старинная танцевальная музыка

урок

4

2

2

Тема 9. Симфонический оркестр

урок

6

3

3

4 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятель-ная

работа

Аудиторные занятия

Тема 1. Музыкальные жанры

урок

8

4

4

Тема 2. Марши в оперной и балетной музыке

урок

6

3

3

Тема 3. Народное музыкальное творчество

урок

6

3

3

Тема 4. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки

урок

12

6

6

Тема 5. Средства музыкальной выразительности

урок

10

5

5

Тема 6. Музыкальная терминология

урок

6

3

3

Тема 7. Музыкальная форма

урок

10

5

5

Тема 8. Использование тембров инструментов симфонического оркестра для создания ярких танцевальных образов в русской и зарубежной балетной музыке

урок

8

4

4


3. Годовые требования по классам

Данная программа носит интегрированный характер, выполняя главную задачу предмета - освоение обучающимися теоретических знаний и практических умений, являющихся основой для формирования художественно-эстетического восприятия музыкальных произведений и понимания законов их строения, необходимых для наиболее полного раскрытия творческого потенциала обучающихся на занятиях хореографическими предметами.

Теоретическая часть предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» тесно связана со структурой и темами предмета «Ритмика».

Изучение теоретических положений необходимо для осознанного восприятия формирующих содержательных компонентов музыкальных произведений. Понятие о средствах музыкальной выразительности, о характере звучания разных групп и инструментов симфонического оркестра помогут учащимся понимать и выражать характер музыки в хореографических образах.

Важная составляющая практической части - аудио и видео ознакомление с шедеврами мировой и русской балетной музыки, а также с образцами музыкально-танцевальной культуры народов России и основных европейских этнических групп. Теоретические знания по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются с учётом специфики обучения на хореографических отделениях ДШИ, диктующие особое внимание метро-ритмическому воспитанию. С первых занятий особое значение уделяется умению осознанно воспринимать ритмические рисунки в простых размерах и запоминать мелодию, слышать сильную долю, определять количество долей в такте и т.д. Приобретение вокально-интонационных навыков, воспитывающих мелодический слух, освоение понятий о средствах музыкальной выразительности помогут учащимся точнее передавать характер музыки в движениях.

Нормативный срок обучения 5 лет

1 класс

  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Рабочая программа од. 02. 05. История искусства Программа составлена...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Борисоглебское музыкальное училище»
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки
Умо вузов РФ по образованию в области хореографического искусства Национальный хореографический совет
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Рабочая программа по специальности 51. 02. 01«Народное художественное...
П. 00 Профессиональный цикл оп. 00 Общепрофессиональные дисциплины оп. 01 «Народное художественное творчество»
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Методические рекомендации для студентов кпрактическим занятиям по разделу 4 «Современный танец»
Методические рекомендации предназначены для использования студентами специальности 51. 02. 01 «Народное художественное творчество»...
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Образовательная программа детского объединения «Мир фотографии»
Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Образовательная программа детского объединения «Мир фотографии»
Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,...
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы
...
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Рабочая программа в области музыкального искусства учебной дисциплины «Вокал»
Разработчик – Терентьева Ольга Валерьевна преподаватель первой квалификационной категории по классу вокала
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №37 г....
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Основная образовательная программа образовательная программа дошкольного...
Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Области «центр развития театрального искусства «московский губернский театр»
Московской области «Центр развития театрального искусства «Московский Губернский театр» (далее гаук мо "Московский Губернский театр"),...
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Программа дисциплины «История искусства и дизайна» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500....
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Решением Совета директоров образовательных учреждений сферы культуры и искусства
Тмо) создается с целью координации работы муниципальных территориально-методических объединений, развития сетевого взаимодействия...
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Пояснительная записка творческое развитие школьников осуществляется...
Древесина неповторимый по своим технологическим и художественным свойствам природный материал. Программа построена так, чтобы дать...
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество» icon Основная образовательная программа муниципального
Образовательная программа основного общего образования (целевое назначение, характеристика учебных программ)

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск