Наименование
разделов и тем
|
Содержание учебного материала
|
Объём часов
|
1.
|
2.
|
3.
|
5 семестр.
Введение.
Народное художественное творчество
как основа художественной культуры общества.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Народное художественное творчество – первооснова национальной культуры. Понятие об этнической и национальной культуре. Основные черты этнической культуры: традиционность, символичность, «бесписьменность», преемственность. Народное художественное творчество как выражение многовекового опыта и исторической памяти народа. Основные виды и жанры народного художественного творчества: устное народное творчество; музыкальное народное творчество; народный театр; декоративно-прикладное искусство и ремёсла; праздники и обряды.
|
1
|
Практические занятия: использование дополнительной литературы, заучивание народных стихотворений, исполнение народных музыкальных произведений.
|
1
|
Самостоятельная работа: Используя предложенную литературу и конспект лекций, умение ответить на вопросы по теме.
|
1
|
Раздел I.
Виды и жанры народного художественного творчества.
Тема 1.1
Устное народное творчество.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Понятие об устном фольклоре. Устное народное творчество – основа национальной литературы. Основные жанры: былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, обрядовая поэзия (календарная и семейно-бытовая); детский фольклор (потешки, небылицы, дразнилки, считалки). Отражение в фольклоре мифологических представлений славян, их труда, быта, истории. Условность и гиперболичность устного народного творчества.
|
2
|
2.
|
Устный фольклор Воронежской области: сказки А.Н.Афанасьева; воронежские сказительницы А.К.Барышникова, А.Н. Королькова.
|
Практические занятия: Нахождение дополнительной литературы по устному фольклору Воронежской области.
|
2
|
Самостоятельная работа: Написание сообщения по теме: «Устный фольклор Воронежской области.»
|
1
|
Тема 1.2
Музыкальное народное творчество.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Музыкальное народное творчество – первооснова музыкальной культуры. Специфические черты музыкального фольклора: устная природа, коллективность творческого процесса, многовариантность песенных текстов. Народные песни Воронежской области. Русские народные музыкальные инструменты: обзор (гусли, домра, балалайка, гудок, волынка, сопели, сурна, посвистели, рог, бубен, набат, накры, гармонь).
|
2
|
2.
|
Жанровое разнообразие песенного фольклора: трудовые припевки и песни; календарные земледельческие песни; хороводные и плясовые песни; эпические песни и сказы; исторические песни; лирические песни; семейно-бытовые песни; городские народные и современные народные песни. Детский песенный фольклор. Отражение в песне жизни, быта и мировоззрения народа.
|
3.
|
Русский танцевальный фольклор и его особенности. Массовые (пляски-игры, хороводы), дуэтные (переплясы и парные пляски), сольные пляски. Отражение в танце географических и экономических условий жизни народа, традиций и обычаев. Региональные особенности танцевального фольклора. Народные танцы Воронежской области.
|
4.
|
Выдающиеся творческие коллективы России. Фольклорные ансамбли Воронежской области.
|
Практические занятия: Ознакомление с творчеством фольклорных ансамблей Воронежской области.
|
2
|
Самостоятельная работа: Сбор музыкального материала, песен, частушек по теме: «Музыкальный фольклор Воронежской области»
|
1
|
Тема 1.3
Фольклорный театр.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Истоки русского фольклорного театра. Фольклорный театр, как воплощение социальной и духовной жизни народа. Основные черты народного театра: яркая зрелищность, поэтичность, утверждение человеческого достоинства, критическое отношение к действительности. Народный театр на Руси. Искусство скоморохов. Появление кукольного театра (театр Петрушки). Вертепные представления. Балаган. Возникновение школьного театра во 2-ой половине XVII века. Современный фольклорный театр.
|
1
|
Практические занятия: Изготовление куклы для театра.
|
1
|
Самостоятельная работа: Написание сообщения по теме: «Современный фольклорный театр»
|
1
|
Декоративно-прикладное искусство и его виды.
Тема 1.4. 1
Орнамент – проявление народной художественной культуры.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Истоки декоративно-прикладного искусства. Классификация видов по обрабатываемым материалам. Роль и место декоративного искусства в процессе художественно-эстетической организации среды и в создании предметов материальной культуры.
|
1
|
2.
|
Орнамент, как ритмическое чередование изображаемых мотивов, производное от формы и подчиняющаяся ей структура. Истоки орнамента. Орнамент, как творческий процесс обобщения и символического воплощения окружающего мира. Символика русского орнамента. Основные виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и другие (геральдический, шрифтовой). Особенности орнаментации изделий декоративно-прикладного искусства Воронежского края.
|
Практические занятия: Изучение орнаментов изделий по областям.
|
1
|
Самостоятельная работа: Демонстрация фото презентации рисунков, орнаментов.
|
1
|
Тема 1.4.2
Глина в декоративно-прикладном искусстве.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Художественная керамика, её истоки. Виды изделий из обожженной глины: гончарные, фарфор, фаянс, майолика. Глиняная игрушка. Изразцы. Бытовая керамика. Основные центры художественной керамики: Гжель, Каргополь, Вятка (дымковская игрушка), Тула (филимоновская игрушка), Дмитров, Конаково, - традиционные сюжеты, особенности росписи. Особенности Воронежской глиняной игрушки.
|
1
|
Практические занятия: Составление эскизов – рисунков глиняной игрушки, бытовой керамики. Изготовление глиняной игрушки.
|
1
|
Самостоятельная работа: Написание сообщения по теме: «Особенности Воронежской художественной керамики», «Керамика с народным орнаментом», «Лепка глиняной игрушки».
|
1
|
Тема 1.4.3 Художественная обработка дерева.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Связь декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Деревянное зодчество. Дерево в декоративных изделиях: резьба, мозаика, деревянные игрушки, бытовая утварь. Основные центры: Городец, Хохлома, Полхово-Майдан. Богородская резьба. Роспись по дереву. Ведущие мастера художественной резьбы и художественной обработки дерева Воронежской области.
|
1
|
Практические занятия: Оформление фото-презентации на тему: «Роспись на дереве.»
|
1
|
Самостоятельная работа: Написание сообщения по теме: «Мастера художественной резьбы Воронежской области»
|
1
|
Тема 1.4.4 Художественная металлообработка.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Истоки обработки металла. Виды художественной обработки металла: ковка, литьё, штамповка, чеканка, гравировка, филигрань. Основные центры художественной обработки металла: Красносельский (костромской) промысел, каслинское художественное литьё, ростовская финифть, великоустюжская чернь, Златоустовская гравюра. Ведущие центры и мастера художественной металлообработки Воронежской области.
|
1
|
Практические занятия: Демонстрация фото презентации по теме: «Образцы по обработке металла»
|
1
|
Самостоятельная работа: Написание сообщения по теме: «Ведущие центры и мастера художественной металлообработки Воронежской области»
|
1
|
Тема 1.4.5 Художественный текстиль. Узорное ткачество.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Виды художественных работ по текстилю: роспись тканей, вышивка, лоскутная техника, батик, шелкография. Особенности росписи ткани по регионам: московская, нижегородская, ивановская, ростовская, ставропольская (казачья), павловопосадская росписи. Искусство вышивки: виды и центры.
|
1
|
2.
|
Узорное ткачество и его виды. Ковроткачество. Вязаные изделия (платки, шали и т.п.) Кружевоплетение. Основные центры узорного ткачества и особенности изделий. Художественный текстиль и узорное ткачество в Воронежской области. Народный костюм как ансамбль. Общие черты праздничной и повседневной одежды. Детали одежды, особенности украшения. Характерные черты народного костюма Воронежской области.
|
Практические занятия: Вышивание узора на ткани, поиск готовой расписной ткани с народным орнаментом.
|
1
|
Самостоятельная работа: Используя предложенную литературу и конспект лекций, умение ответить на вопросы по теме: 1. Художественный текстиль и узорное ткачество в Воронежской области. 2. Характерные черты народного костюма Воронежской области.
|
1
|
Тема 1.4.6 Художественные изделия из рога, кости, кожи, меха.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Виды художественных изделий по назначению: утилитарные (бытовые), предметы туалета, украшения интерьера, настенные панно, скульптура малых форм. Искусство выделывания изделий из кожи, виды художественных работ: тиснение, гравировка, штамповка, мозаика. Основные центры: Сыктывкар, Норильск, Якутия, Прибайкалье.
Резьба по моржовой и мамонтовой кости у народов Сибири и Дальнего Востока. Косторезное искусство архангельских и холмогорских мастеров.
|
1
|
Практические занятия студента: Демонстрация фото-презентаций на тему: «Образцы мозаики или резьбы по кости».
|
1
|
Самостоятельная работа: Изучение дополнительной литературы по теме: «Косторезное искусство архангельских и холмогорских мастеров»
|
1
|
Тема 1.4.7 Художественные изделия из камня.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Камень как отделочный материал. Художественная обработка камня. Резьба по камню, филигрань, гравировка, шлифовка, инкрустация.
Виды декоративных изделий из поделочного и полудрагоценного камня: декоративно-мозаичные композиции, мелкая пластика, сувениры, украшения. Камнерезное искусство уральских и алтайских мастеров. Янтарь в изделиях декоративного искусства.
Поделочный камень в изделиях декоративно-прикладного искусства Воронежской области.
|
1
|
Практические занятия: Демонстрация фото-презентаций на тему: «Виды декоративных изделий из поделочного и полудрагоценного камня: декоративно-мозаичные композиции, мелкая пластика, сувениры, украшения»
|
1
|
Самостоятельная работа: Написание сообщения на тему: «Поделочный камень в изделиях декоративно-прикладного искусства Воронежской области»
|
1
|
Тема 1.4.8 Художественное стекло.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Основные виды декоративных изделий из стекла: утилитарные (бытовые), декоративные предметы оформления интерьера, мелкая скульптурная пластика, декоративные композиции, витражи, сувенирные изделия. Особенности изготовления и обработки изделий художественного стекла. Основные центры: Дмитров, Гусь-Хрустальный и др.
|
1
|
Практические занятия: Изучение изделия из стекла, пластика.
|
1
|
Самостоятельная работа: Изучение дополнительной литературы по теме: «Особенности изготовления и обработки изделий художественного стекла»
|
2
|
Тема 1.4.9
Лаковая миниатюра.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Виды художественных изделий по используемому материалу: папье-маше, дерево, металл. Основные промыслы лаковой миниатюры: Палех, Холуй, Мстера, Федоскино, Жостово. Традиции и современность. Характерные особенности промыслов: композиционные, тематические, цветовые, технологические.
|
1
|
Практические занятия: Изготовление изделия из папье-маше.
|
1
|
Самостоятельная работа: Используя предложенную литературу и конспект лекций, умение ответить на вопросы по теме: «Основные промыслы лаковой миниатюры: Палех, Холуй, Мстера, Федоскино, Жостово»
|
2
|
Контрольная работа
|
2
|
|
Теоретические часы – 15
Практические часы – 15
Самостоятельные часы - 15
Контрольная работа - 2
|
|
6 семестр
Раздел II.
Народное художественное творчество в
традиционных праздниках и обрядах.
Тема 2.1
Народные календарные праздники.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Святки. Масленица (проводы зимы). Троица–«праздник русской берёзки». Иван Купала. Семик (Кострома). Яблочный спас. «Дожинки». Праздник урожая. История праздников. Традиции проведения и оформления; костюмы, персонажи, игры. Возможные сценарии проведения праздников в наши дн
|
5
|
Практические занятия: Использование предложенной литературы и конспект лекций, умение написать сценарии календарных праздников в наши дни.
|
5
|
Самостоятельная работа: Используя предложенную литературу и конспект лекций, умение подобрать сценарии календарных праздников в наши дни.
|
5
|
Тема 2.2
Русские религиозные праздники.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Великие и двунадесятые православные праздники. Преходящие и непреходящие праздники. Рождество. Крещение. Пасха. Вербное воскресение. Покров. Праздник Казанской божьей матери (4 ноября). Библейские истоки праздников. Русские традиции празднования. Современные обычаи проведения праздников.
|
5
|
Практические занятия: Написание сценария русского религиозного праздника.
|
4
|
Самостоятельная работа: Используя предложенную литературу и конспект лекций, умение подобрать сценарии календарных праздников в наши дни.
|
5
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Теоретические часы – 10
Практические часы – 9
Самостоятельные часы - 10
Контрольная работа - 1
|
|
7 семестр.
Тема 2.3
Семейно-бытовые праздники.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Свадебный обряд; похоронный обряд: традиции и современность. Новогодний праздник. Семейные праздники: рождения, крещения, имянаречения ребёнка; день рождения и день ангела. Детские праздники в семье и в кругу друзей. Современные светские праздники ( день матери, день семьи, 8 Марта, 23 февраля, день св. Валентина, и т.п.).
|
4
|
Практические занятия: Составление сценария к новогодним праздникам.
|
4
|
Самостоятельная работа: Изучение дополнительной литературы и подбор материала по теме: «Современные светские праздники»
|
5
|
Тема 2.4 Национальные праздники на территории России.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Национальный башкирский праздник – «Сабантуй». Национальные еврейские праздники: «Рош-ха-Шана», «Суккот», «Ханука», «Пурим», «Песах». Национальный мусульманский праздник – «Ураза-Байрам». История праздников и традиции проведения.
|
4
|
Практические занятия: Просмотр и изучение фото-,видио- материала про башкирскую культуру.
|
3
|
Самостоятельная работа: Написание сообщения по теме:
«Традиции проведения национальных праздников народов России».
|
5
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Теоретические часы – 8
Практические часы – 7
Самостоятельные часы - 10
Контрольная работа - 1
|
|
8 семестр.
Раздел III.
Организация работы и методическое руководство в сфере народного художественного творчества.
Тема 3.1
Структура управления народным художественным творчеством.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Государственные и муниципальные (местные), региональные организации власти. Государственная политика в сфере народного художественного творчества. Учреждения и организации в сфере НХТ. Клуб и его задачи в сфере НХТ. Музеи народного художественного творчества. Культурно-досуговые и образовательные учреждения. Современные межведомственные социально-культурные комплексы и центры открытого типа, их классификация. Общественные добровольные формирования, фонды и движения в сфере НХТ.
|
4
|
Практические занятия: Написание сообщения про культурно-просветтительные учреждения своего города.
|
2
|
Самостоятельная работа: Изучение архивных документов об истоках возникновения культурной досуговой деятельности своего района.
|
4
|
Тема 3.2
Деятельность культурно-досуговых и образовательных учреждений по сохранению и развитию народного художественного творчества.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Основные формы деятельности культурно-досуговых и образовательных учреждений по сохранению и развитию народного художественного творчества. Организационные: индивидуальные, групповые (кружки, студии секции, любительские объединения), коллективные (народные художественные коллективы по видам деятельности), массовые (школы искусств, художественные школы, лектории, народные университеты).
|
4
|
2.
|
Методические формы: устные (лекции, беседы, доклады, конференции), наглядные (выставки, стенды, афиши и другая печатная продукция), комплексные (тематические вечера, праздники, народные гуляния, ярмарки). Содержание деятельности культурно-досуговых и образовательных учреждений по сохранению и развитию народного художественного творчества.
|
Практические занятия: Подбор материала, составление сценария и проведение беседы по теме: «Сохранение и развитие народного художественного творчества».
|
2
|
Самостоятельная работа: Используя предложенную литературу и конспект лекций, умение ответить на вопросы по теме: «Основные формы деятельности КДУ и ОУ по сохранению и развитию народного художественного творчества»
|
2
|
Тема 3.3
Общая методика организации работы досуговых формирований (объединений) в сфере НХТ.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Функции досуговых формирований в сфере народного художественного творчества: постоянные и эпизодические функции. Информационно-просветительская функция. Культуротворческая функция и её особенности. Рекреативная функция и её значение. Принципы деятельности: гуманистическая направленность, преемственность культурно-исторического опыта, комплексность, принцип дифференцированного подхода, принцип последовательности и систематичности.
|
4
|
2.
|
Основные методы организации работы досуговых формирований: учебно-познавательный, эвристический (стимулирующий самостоятельное решение познавательных задач), исследовательский, ценностно-ориентационный, метод стимулирования творчества, метод формирования общественного сознания личности. Ведущие закономерности методики: неразрывная связь социальных и педагогических задач; активизация аудитории и реализация интересов занимающихся; сочетание воспитания, взаимовоспитания и самовоспитания; прямые межличностные контакты; соединение в деятельности объединения развивающих и рекреационных факторов.
|
Практические занятия: Проведение и прохождение тестов по предложенной теме.
|
2
|
Самостоятельная работа: Изучение дополнительной литературы, подбор тестов.
|
4
|
Тема 3.4
Специфика детского художественного творчества.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Социально-психологические особенности детского, подросткового и юношеского возраста. Общие принципы организации досуга детей и подростков. Психолого-педагогические основы содержания занятий народным художественным творчеством. Цели, задачи и структура педагогического процесса. Методика проведения занятий. Личностный, деятельностный, системный и комплексный подходы. Условия и методические принципы.
|
2
|
Практические занятия: Составление плана творческого занятия по возрастам.
|
4
|
Самостоятельная работа: Используя предложенную литературу и конспект лекций, умение ответить на вопросы по теме: «Методика проведения занятий НХТ с детьми и подростками».
|
3
|
Тема 3.5
Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий народного художественного творчества.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
|
Типы культурно-досуговых мероприятий, их особенности. Основные задачи и методические требования к культурно-досуговым мероприятиям.
|
2
|
2
|
Разработка сценария: тема, идея, сюжет, драматургия. Методические требования к сценарию. Выразительные средства воплощения. Массовый праздник и его основные формы. Компоненты массового праздника. Образность как основа массового праздника. Методы театрализации, иллюстрирования, наглядной выразительности. Подготовка праздника: этапы, организационные группы и их задачи. Особенности проведения (осуществления) культурно-досуговых мероприятий.
|
Практические занятия: Использование предложенной литературы, составление сценария для массового праздника.
|
4
|
Самостоятельная работа: Используя предложенную литературу и конспект лекций, умение ответить на вопросы по теме: «Подготовка и проведение праздника».
|
2
|
Дифференцированный зачет.
|
2
|
|
Теоретические часы – 16
Практические часы – 14
Самостоятельные часы - 15
Дифференцированный зачет- 2
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: