Скачать 300.71 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество. Занятия по фотоискусству стимулируют у учащихся любознательность, готовность пробовать свои силы в новом современном виде творчества, желание общаться в кругу сверстников и проявлять свою индивидуальность, способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, собранности, усидчивости, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся, творческого мышления, повышению интереса к фотографии; имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Мир фотографии», учащиеся могут применить в различных областях знаний, эти знания послужат фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа. Образовательная программа детского объединения «Мир фотографии» составлена на основе программ педагогов дополнительного образования научно-технической направленности и других дополнительных образовательных программ по курсам фотографии:
Цель: создать условия для развитияличности ребёнка, способного к творческому самовыражению, через освоение цифровой техники и овладение навыками фотографирования. Задачи: Обучающие: - привлечь детей к занятию фотографией; - повышать уровень мастерства учащихся; - научить пользоваться фотоаппаратом; -дать представление о выразительных средствах и различных режимах фотосъемки; -формировать умения и навыки работы в различных графических редакторах; - подготовить учащихся к выставкам и конкурсам. Развивающие: - развивать познавательные интересы; - развивать интеллектуальные и творческие способности; - интерес к цифровой фотографии; - развивать глазомер; - развивать координацию движений; - развивать усидчивость; - развивать умение самореализации. Воспитательные: - воспитание любви к своей природе, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде; - воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники; - воспитывать личную ответственность за результаты своей работы; - воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач; - укрепление дружбы между учащимися и взаимопомощи; - воспитывать личную ответственность за результаты своей работы и свои возможные ошибки. Программа ориентирована на детей 7 - 12 лет без специальной подготовки, т.к. содержит основы любительской и профессиональной фотосъёмки и техники фотоискусства, адаптированные специально для детей младшего и среднего звена. Состав детской группы постоянный. Особенности набора детей: свободный. Срок реализации программы – 2года. Предусмотрена работа с компьютером, а также посещение фотографических выставок. Основное направление текущего года – фотосъёмка простыми типами фотоаппаратов, обучение умению видеть прекрасное, интересное в окружающей нас жизни, умение показать это фотографическими средствами. Планируемые направления работы при дальнейшем развитии фотокружка – развить умение правильно анализировать полученные фотоснимки, уметь работать в разных жанрах, научить обрабатывать изображение с помощью компьютера и специальных способов обработки. Занятие делится на теоретическую и практическую части. Практические задания могут быть групповыми и индивидуальными, в зависимости от способностей учащихся. Происходит чередование теоретической и практической форм обучения, что способствует поддержанию интереса к учебному процессу. Организация выездных фотосъемок, анализ полученных результатов. Изучение специфики жанров и подготовка работ для фотовыставок и фотоконкурсов плодотворно сказывается на уровне освоения учебного материала. Экскурсии на фотовыставки и посещение музеев также оказывают влияние на творческое развитие подростков. Занятия на втором году обучения включают индивидуальную работу с учащимися в виде совместной с руководителем разработки темы, консультаций, помощи руководителя в анализе сделанной работы. Учебная деятельность Режим занятий: занятия групповые. В 1-ый год обучения занятия проводятся: 6 раз в неделю по 2 часа (216 часов в год). Во 2-ой год обучения — 6 часов в неделю: по 2 часа 3 раза в неделю (216 часов в год). Наполняемость групп: 15 человек. Формы занятий: - практическое; - теоретическое (рассказ, беседа); - выставка; - конкурс; - творческая встреча; - выездные фотосъемки; - итоговое занятие. Формы организации деятельности учащихся на занятиях: - групповая; - индивидуально-групповая; - трудовая; - беседы. Методы обучения: - вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, рассказ, анализ проделанной работы, информирование, инструктаж); - наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы); - практические (наблюдения, самостоятельная работа, инициатива ребенка, творческая работа, решение поставленной проблемы); - эвристические, поисковые; - творческие методы: путем мышления и фантазии; - электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (аудио-, видео-, компьютерные презентации). Широко применяется на практике консультации OnLine. Учащиеся в любое время могут задать вопрос педагогу, переслать ему фотоработы для анализа. Чтобы поддерживать интерес подростков к фотографии, планируется проводить как можно больше времени на съемках объектов, съемках, отражающих жизнь учебного заведения, проводить выезды на природу, экскурсии. И как результат работы - оформление фотовыставок в учебном заведении, участие в российских, городских и окружных фотовыставках и фотоконкурсах. Воспитывающая деятельность Познавательная воспитательная деятельность: экскурсии (в музей, на выставку), конкурсы. Художественно-эстетическая воспитательная деятельность: конкурсы на лучшую фотографию, экскурсии в музей; фестивали, праздники. Свободное общение: Дни именинников, прогулки, встречи друзей, поездки и т. д. Формы воспитательной работы: фронтальная беседа, диспут. Развивающая деятельность Фотокружок развивает познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, мелкую моторику, усидчивость. Организация образовательной среды Важное значение в организации образовательной среды играет рольпедагога, родителей, других привлечённых специалистов, т.к. на родительских собраниях и открытых занятиях происходит обмен мнениями по улучшению материально-технической и образовательной базы: помощь и совместное участие в оформлении учебного кабинета, активное участие в мероприятиях детско-юношеского центра и объединения – концертах и фотовыставках, а также фотоконкурсах. Ожидаемые результаты и способы их проверки: По окончании 1-го года учащиеся овладеют знаниями:
учащиеся овладеют навыками и умениями:
В течение 1-го года обучения также получат развитие личностных качеств учащихся:
Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приемов и эффектов цифровой обработки изображения. При оценке работ учащихся обращается внимание на полноту использования приемов и эффектов, пройденных по данной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы. По окончании 2-го года учащиесяовладеют знаниями по:
овладеют умениями и навыками по:
Будут закреплены такие личностные качества как:
Итоги реализации программы подводятся в конце каждого года обучения на отчетной выставке работ, а также по результатам участия учащихся в фотовыставках и конкурсах, фестивалях. Предметная диагностика проводится в форме: - опросов, зачетов; - анкетирования; - творческих заданий; - тестов; - самоанализа; - выставки. Педагогическая диагностика предполагает: - метод педагогического наблюдения; - анкетирование; - личные беседы с детьми и их родителями; - анализ продуктов индивидуальной деятельности учащихся; - анализ продуктов коллективной деятельности учащихся. Формы подведения итогов реализации программы: - проведение конкурса; - зачетные работы по разделам; - проведение итоговой выставки. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 1 год обучения I.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места. Теория. Знакомство с коллективом. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися. Проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете и при использовании фототехники. Правила поведения в кабинете, на экскурсиях. Практическое занятие. Ознакомление с помещением. Определение уровня развития умений, на основе пробной работы на свободную тему. II.Знакомство с фотоаппаратом. 2.1. История фотографии. Основные этапы развития фотографии. Изображении в темной комнате. Камера обскура, принцип работы, её свойства.Понятие «художественная фотография». Фотография как искусство, возможности современной фотографии. Основные понятия и определения. 2.2. Устройство цифровой фотокамеры. Принцип действия фотоаппарата. Из каких основных элементов состоит фотокамера. 2.3. Типы фотокамер. Их основные характеристики. Выбор фотокамеры. Какие существуют типы фотокамер. Основные характеристики современных фотоаппаратов. Информация о сенсорах и мегапикселях. Советы о том, как выбрать фотокамеру. Практическое задание: 1. Внимательно изучить термины, упомянутые в уроке, и постараться их запомнить. В дальнейшем мы будем часто их использовать на занятиях. 2. Представить, что перед вами стоит вопрос о покупке фотокамеры, провести оценку ваших потребностей, сделать выбор. 2.4. Фотообъектив. Устройство и принцип работы. Светофильтры. Фотообъектив. Устройство и принцип работы. Что такое светосила объектива. Уход за объективами. Фикс или зум-объектив? На что обратить внимание при выборе и покупке фотооптики. Светофильтры. Практическое занятие. Внимательно изучить объектив вашей фотокамеры, его маркировку. Попытаться самостоятельно выполнить проверку объектива на бэк-фронт-фокус. III.Автоматика современной фотокамеры. Часть I. Фокусировка. 3.1. Практические основы фотосъемки. Автоматика современной фотокамеры: автофокус, автоматический экспозамер. Принципы работы режимов приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Как добиться выразительности фотоснимка, управляя техническими параметрами. Использование автоматических и ручных режимов фотокамеры. Практическое занятие. Ознакомьтесь с инструкцией к вашей фотокамере, в разделе "Фокусировка". Есть ли у вашей камеры режим ручной наводки на резкость. Узнайте, каким способом можно осуществить фиксацию фокусировки в вашей модели аппарата. Сделайте несколько снимков сюжета, где предполагается скорость реакции фотографа. Например: играющее домашнее животное или момент удара спортсмена по мячу. Автоматика современной фотокамеры. Часть II. Экспозиция 3.2. Практические основы фотосъемки. Автоматика современной фотокамеры. Принципы работы режимов приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Как добиться выразительности фотоснимка, управляя техническими параметрами. Практическое занятие. Если у вас камера с ручными настройками - изменяйте отверстие диафрагмы и посмотрите, как это влияет на изменение глубины резкости. Если у вас камера без ручных настроек - установите режимы Авто и Портрет и посмотрите их влияние на глубину резкости. Практическое занятие. Если у вас камера с ручными настройками - изменяйте выдержку и посмотрите, как это влияет на качество снимка. На каких выдержках появляется "шевеленка"? Попробуйте снять воду, например, вытекающую из крана. На каких выдержках появляется размытость? Если у вас есть штатив - используйте его для этого задания. Практическое занятие по светочувствительности. Если у вас камера позволяет изменять светочувствительность - изменяйте ISO и посмотрите, как это влияет на качество снимка в одинаковых условиях съемки одного и того же объекта. На каких значениях появляется "шумы"? Если у вас есть штатив - используйте его для этого задания. Практическое занятие по типам экспозамера. Если у вас камера позволяет изменять замер экспозиции - посмотрите, как влияет изменение типа замера на качество снимков при съемке портретов и пейзажей. IV.Искусство фотографии. 4.1. Гистограмма. Экспокоррекция. Эксповилка. Что такое правильная гистограмма и для чего она нужна. Съемка экспозиционно сложных сюжетов: как избежать «пересветов» и «черных дыр» на снимке. Экспокоррекция и экспозиционная «вилка». Практическое задание: 1. Настройте через меню вашу камеру на обязательное отображение гистограммы на экране. Используйте инструкцию к вашей фотокамере. 2. Установите режим съемки с приоритетом диафрагмы или выдержки. Сделайте снимок, оцените гистограмму и введите экспокоррекцию. Сделайте снимок с коррекцией и еще раз произведите оценку гистограммы. При необходимости повторите экспокорректоровку. Верните експокоррекцию в нулевое значение. Желательно повторить данную процедуру многократно, доведя действия до автоматизма, чтобы при съемке не задумываться - что и куда нажимать, при этом сюжет будет упущен. Если у вас есть штатив - используйте его. 3. Включите режим AEB, предварительно настроив его согласно инструкции. Сделайте серию снимков с эксповилкой и оцените их по гистограмме. Если вы владеете графическим редактором – выполните: 1) наложение изображений; 2) коррекцию экспозиции одного их полученных при съемке с эксповилкой изображений. Оцените результат. После экспокоррекции или использования брекетинга вернуть по окончанию съемки эти настройки в нулевое значение. 4.2. Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов. Практическое задание. 1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране) есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. 2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение. 4.3. Обработка фотографий. Форматы изображений. Цифровые фотоархивы. Обработка отснятого материала. Форматы изображений. Где и как хранить цифровые фотоархивы. Что такое EXIF. Печать фотографий и публикация снимков в сети интернет. Практическое задание. 1. Объясните: В каком формате изображения вы предпочитаете снимать и почему? Какие приемы пост-обработки вы наиболее часто применяете? Как и в каком формате вы храните отснятый материал? 2. Если вы владеете одним из графических редакторов - выполните последовательно обработку любой вашей фотографии по алгоритму, предложенному в уроке. 4.4. Свет и освещение. Роль света. Цветовые характеристики света. Правило обратных квадратов. Естественный и искусственный свет. Свет от разных источников. Практическое задание. 1. Поставьте на стол небольшую модель, например куклу и "поиграйте" разными источниками освещения, которые найдёте у себя дома. Это может быть настольная лампа, торшер, софит или фонарик... Поснимайте свою модель при различных комбинациях света. 2. Возьмите фонарик, подойдите к зеркалу, посмотрите внимательно на своё лицо. Теперь, используя фонарик как моделирующий свет, освещайте лицо с разных сторон - сбоку, сверху, снизу. Проанализируйте это упражнение. 3. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы: Как, используя освещение, добавить "возраст" человеку? В какое время суток лучше снимать пейзаж? Почему? Почему не рекомендуется снимать в помещении со встроенной вспышкой, особенно с близкого расстояния? Зачем в яркий солнечный день часто рекомендуется включать фотовспышку? 4.5. Знакомство с жанрами фотографий (натюрморт, пейзаж, портретная съемка, макросъемка и др.) и их фотосъемка Натюрморт. Композиционное построение предметов в натюрморте, освещение в натюрморте, выявление фактуры предметов светом, особенности съемки на цветные фотоматериалы, эффектные фильтры и насадки. Практические занятия: съемка натюрморта. Пейзаж. Особенности съемки городского пейзажа. Выездная съемка. Практические занятия: съемка пейзажа. Портрет. Основы портретной съемки: масштабы портрета, виды портрета, точка съемки, освещение в портретной съемке: направления света, виды света, осветительное оборудование, используемое при съемке портрета. Практические занятия: съемка портрета каждого из учащихся. Макросъемка. Макросъемка живой природы, растений и цветов Практические занятия: съемка насекомых, цветов. Знакомство с программой «Photoshop» и других фоторедакторов. Изучаем программу «Photoshop», а также другие фоторедакторы. Принципы их работы, ретушь, кадрирование, обработка фотографий. Создание фоторамок и коллажей. V.Работа с мультимедийными материалами. 5.1.Создание слайд-шоу. VI. Экспериментальная фотография. 6.1. Раздел «Эксперимент» представляет собой территорию свободного творчества, не ограниченного какими-либо рамками. Например: HDRI,аэрофотосъемка, подводная фотография, фотография на длинных выдержках, панорамная фотография,фотография через редко используемые объективы, стереофотография, мультиэкспозиция, кросс-обработка,съёмка с помощью зеркал, съёмка с использованием творческих фотофильтров, фотография с маскированием и многое другое VII. Фотографирование на улице. 7. Фотографирование на улице. Выездные съемки. VIII. Итоговое занятие. Подведение итогов занятий за учебный год. Отбор и выставка лучших работ учащихся из их личных альбомов. Выставка открыта для посещения родителей. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 2 год обучения I. Вводное занятие.Инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места. Теория. Знакомство с коллективом. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися. Проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете и при использовании фототехники. Правила поведения в кабинете, на экскурсиях. Практическое занятие. Ознакомление с помещением. Определение уровня развития умений, на основе пробной работы на свободную тему. II.Фотография в различные сезоны года. 2.1. Осенний пейзаж и портрет. Экскурсия в осень. Теория.Основы пейзажной и портретной съемки: масштабы портрета, виды портрета, точка съемки.Особенности съемки городского пейзажа. Практические занятия: съемка пейзажа и портрета. 2.2. Зимний пейзаж и портрет. Экскурсия в зиму. Теория.Особенности съемки зимнего пейзажа. Практические занятия: съемка зимнего пейзажа и портрета. 2.3. |
Образовательная программа детского объединения «Мир фотографии» Современная фототехника предоставила каждому уникальный шанс стать художником и выразить себя через фотографическое творчество |
Образовательная программа авторская «Рукодельница» детского объединения... Формы организации образовательного процесса: групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
||
Программа детского объединения «Школа выживания» Образовательная программа «Школа выживания» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека... |
Образовательная программа объединения вязания крючком "Волшебные петельки" Данная программа дополнительного образовательного объединения рассчитана на учащихся 2-11-х классов средней общеобразовательной школы... |
||
Образовательная программа «Жемчужина» детского объединения «Жемчужина»... Методическая разработка «Введение в образовательную программу «Жемчужина». Приложение №2 |
Образовательная программа детского объединения «Тестопластика» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» г о г.... |
||
Образовательная программа «Мир игр» (1,2 классы, 7-8 лет) Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир игр» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения на основе... |
Образовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Юный турист» Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания родного края, а чтобы познавать родной край, необходимо путешествовать.... |
||
Модуль «Путешествие в мир открытий» Образовательная программа по... Тема: «реализация технологии интеграции образовательного процесса через проектную деятельность в условиях детского оздоровительно-образовательного... |
Программа позволяет научиться создавать собственные презентации с... Общеразвивающая программа объединения «Инфознайка» написана на основе опыта работы в данном направлении деятельности с учетом современных... |
||
Программа деятельности детского общественного объединения «Ритм» «мы вместе» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хрипуновская средняя школа» |
Пояснительная записка образовательная программа дошкольного образования... Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения... |
||
Образовательная программа по реализации дополнительных образовательных программ Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ (далее... |
Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного... Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида... |
||
Образовательная программа мбоу дод «Дом детского творчества» ... |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования 030600 «История» Председатель Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию |
Поиск |