№
|
Тема
|
Компетенция
|
Задачи
|
Содержание
|
Методики,тесты,упражнения.
|
1
|
Образование
|
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная.
|
Формировать учебную мотивацию, познавательную активность.
|
Образование и самообразование; для чего необходимо учиться? Многообразие профессий.
|
Тест по учебной мотивации.
|
2
|
Азбука учебного труда
|
Ценностно-смысловая,
учебно-познавательная.
Коммуникативная.
|
Формировать мотивы собственного роста самосовершенствования, осуществлять
самооценку своей деятельности, развивать произвольность.
|
От чего зависят успехи в учебе?
|
Как помочь лентяю? (круглый стол). Тест на диагностику воли.
|
3
|
Знания – сила!
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания.
Коммуникативная.
Общекультурная.
|
Формировать мотивы овладения содержанием учебных предметов (знаниями, способами действия), развивать познавательную активность и поизвольность.
|
Любимые предметы, самые трудные предметы, необходимость всех уроков, наука, широта кругозора.
|
Тест на осведомленность и понятливость (субтесты Векслера) или тест на выяление интересов.
|
4
|
Познавательные
способности.
Работоспособ-
ность
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания.
учебно-познавательная
|
Формировать умение ориентироваться в задании, умение наблюдать, осуществлять самоконтроль своей деятельности на этапах принятия, выполнения и завершения задания.
|
Познавательные способности (внимание, память, мышление) Самооценка своих позн. способностей.
Индивидуальные типологические особенности.
|
Беседа о познавательных способностях.
Теппинг-тест Ильина.
.
|
5
|
Внимание.
Объем внимания
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания.
учебно-познавательная
|
Ориентироваться в задании при разном способе его предъявления, осуществлять самооценку.
|
Внимание, свойства внимания, важность этой функции в жизни. Объем внимания.
|
Таблицы Шульте
Упражнения «Найди ежиков, трех мальчиков, зверей: «Сколько лебедей?»
|
6
|
Распределение
внимания
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания.
учебно-познавательная, коммуникативная.
|
Распределять внимание по ряду признаков, планировать свою деятельность при выполнении задания.
|
Важность этого свойства.
Диагностика умения распределять внимание.
|
Методика Когана
Упражнения на распределение внимания №1и 2. «Магический квадрат»
|
7
|
Переключение внимания
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная, коммуникативная.
|
Развивать произвольность действий, осуществлять самоконтроль.
|
Важность этого свойства, диагностика способности переключать внимание.
|
Черно-красные таблицы. «Найди изображение»
|
8
|
Устойчивость внимания
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная коммуникативная.
|
Осуществлять самоконтроль насвоей деятельности на этапах принятия, выполнения и завершения задания, произвольность.
|
Важность свойства.
Диагностика.
|
Упражнения на устойчивость внимания «Найди все цифры»
|
9
|
Наблюдательность
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
коммуникативная.
|
Развивать умение выполнять заданное, доводить выполненное задание до конца по словесной инструкции
|
Что значит быть наблюдательным, для чего это нужно.
|
« Найди отличия», «Отгадай, что написано и раскрась»
Субтест №7. Тест Векслера «Недостающие детали».
|
10
|
Как научиться быть внимательным?
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная, коммуникативная.
|
Осуществлять самооценку своей деятельности, самостоятельность, произвольность деятельности.
|
Памятка. Работа с текстом. Подведение итогов диагностики. Советы ученикам.
|
Игра с открытками, пуговицами. Памятка
|
11
|
Память
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
коммуникативная.
|
Формировать умение запоминать материал, используя, приемы создания внешних опор.
Развивать объем и темп запоминания слухоречевого материала.
|
Беседа о памяти.
Самооценка памяти.
|
Пиктограмма
|
12
|
Прием информации
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
коммуникативная.
|
Формировать умение запоминать материал, используя, приемы группировки.
|
Прием информации, непроизвольная память, беседа о результатах.
|
Методика «Прием информации и непроизвольная память»
|
13
|
Типы памяти. Слуховая память
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
коммуникативная.
|
Формировать умение запоминать материал, используя, приемы ассоциации. Развивать объем и темп запоминания слухоречевого материала.
|
Типы памяти. Диагностика уровня развития слуховой памяти.
|
Тест по слуховой памяти
|
14
|
Зрительная память. Образная память
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
коммуникативная.
|
Формировать умение запоминать материал, используя, приемы создания внешних опор.
Развивать объем и темп запоминания наглядного материала.
|
Диагностика уровня развития зрительной памяти.
Сравнение результатов.
|
Тест по зрительной памяти и образной.
|
15
|
Логическая и механическая память
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
коммуникативная.
|
Формировать умение запоминать материал, используя, приемы создания смысловых опор. Развивать объем и темп запоминания слухоречевого материала.
|
Что такое механическая и логическая память, диагностика, обсуждение результатов.
|
Парные ассоциации
|
16
|
Индивидуальные особенности заучивания материала
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
коммуникативная.
|
Развивать объем и темп запоминания слухоречевого материала.
|
Как лучше заучивать?
Анализ итогов методики.
|
Тест заучивание 10 слов. Работа с карточками.
Субтест № 6 . Тест Векслера.
|
17
|
Как научиться лучше запоминать?
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
коммуникативная.
|
Формировать умение запоминать материал, используя приемы создания внешних и смысловых опор.
|
Приемы запоминания.
|
Памятка. Круглый стол.
|
18
|
Интеллект и мышление.
|
Комп. личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Формировать познавательный интерес и самостоятельность.
|
Беседа «Что такое мышление?»
Мыслительные операции.
|
Определение скорости протекания мыслительных операций упр. №2 (из программы)
|
19
|
Вербальный интеллект
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Осуществлять самооценку своей деятельности взаимооценку. Подчинение своих действий заданной системе требований.
|
Диагностика вербального интеллекта.
|
ШТУР. Тест Амтхауэра. Тест Векслера.
Отдельные методики на мыслительные операции
|
20
|
Невербальный
интеллект
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Осуществлять самооценку своей деятельности взаимооценку. Подчинение своих действий заданной системе требований.
|
Диагностика невербального интеллекта.
|
Матрицы Ровена. Тест Амтхауэра. ШТУР.
|
21
|
Понятия, общеучебные термины
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Формировать познавательный интерес и активность, самостоятельность. Развивать умение выделять существенные и второстепенные признаки объектов.
|
Что такое понятие, его объем, содержание.
Существенные, несущественные признаки.
|
7-9 кл. Упр . №11
|
22
|
Обобщение и ограничение понятий
|
Комп. личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения конкретизировать и обобщать, самоконтроль и взаимоконтроль.
|
Общее (родовое) понятие, частное(видовое) понятие.
|
Упр.№1,2,3 М
|
23
|
Обобщение и ограничение понятий
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения конкретизировать и обобщать понятия, самоконтроль и взаимоконтроль.
|
Тренировка способности обобщать и ограничивать понятия.
|
Упр.№ 4 (М); №8 (С)
|
24
|
Обобщение и ограничение понятий
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения конкретизировать и обобщать понятия, осуществлять самооценку своей деятельности.
|
Тренировка способности обобщать и ограничивать понятия.
|
Игра «Домино»
|
25
|
Отношение целое-часть
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения устанавливать отношения «целое-часть».
|
Понятия «целое-часть», выполнение упражнений на поиск этих отношений между понятиями.
|
Упр. №6
|
26
|
Отношение рядоположности
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения устанавливать отношения одного порядка.
|
Понятия одного порядка, принадлежащие к одной группе.
|
Упр. № 7
|
27
|
Отношения противополож ности
|
Комп. личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения устанавливать отношения противоположности.
|
Противоположные по смыслу понятия, но одного порядка.
|
Упр. №8
|
28
|
Причина-следствие
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения устанавливать отношения «причина-следствие».
|
Понятие, которое отражает событие (следствие), другое указывает на причину.
|
Упр. № 9
|
29
|
Причина-следствие
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения устанавливать отношения «причина-следствие».
|
Выполнение упражнений, работа с текстом.
|
Текст, в котором находят причину и следствие.
|
30
|
Последовательность
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения устанавливать последовательность.
|
События следуют одно за другим, но не являются причиной друг друга.
|
Упр. №10
|
31
|
Функциональные отношения
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения устанавливать функциональные отношения.
|
Функция (для чего используется предмет) Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого.
|
Упр. №11
|
32
|
Сравнение пар понятий и нахождение общих признаков
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Устанавливать сходство и различие между объектами.
|
Что значит «сравнить», алгоритм сравнения.
|
Субтест №4
Тест Векслера.
|
33
|
Сравнение пар понятий и нахождение общих признаков
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Выполнять многостороннее (полное по всем признакам сравнение).
|
Упражнения на сравнение.
|
Упр .№12 8-9 кл
|
34
|
Нахождение разных логических отношений между понятиями
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Включать объект в разные системы обобщений, работа по образцу, осуществлять самоконтроль.
|
Выполняют упражнение, в котором понятия находятся в разных отношениях друг с другом.
|
Упр.13 8-9 кл.
|
35
|
Определение правильных обобщений
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Проверить умение находить правильные обобщения. Обобщать, определять общий способ выполнения задания.
|
Устанавливают, правильно ли проведено обобщение. Выступают в роли учителя.
|
Упр.10 8,9 кл.
|
36
|
Объединение в группу
|
Комп. личностного самосовершенство-
вания, учебно-позн.
|
Умение группировать объекты.
|
Находят основания для группировки. (карточки)
|
Работа с карточками
|
37
|
Словесно-логическое умозаключение
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная,
социально-трудовая.
|
Развивать умение строить умозаключения на основе жизненного опыта с опорой на здравый смысл.
|
Что такое суждение и
умозаключение?
|
На основе теста «Логичность умозаключений» «Основы психологии. Практикум»
с. 60. Субтест №2 Векслера.
|
38
|
Логически-понятийное мышление
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения логического и творческого мышления.
|
Выполняется упражнение на образование сложных аналогий.
|
На основе теста
«Логически-понятийное мышление» «Основы психологии. Практикум»
с. 58
|
39
|
Умение задавать вопросы
|
Коммуникативная. Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная .
|
Развивать умения логического и творческого мышления.
|
Памятка «Учись задавать вопросы и отвечать на них»
|
Упражнения по тексту.
|
40
|
Умение задавать вопросы
|
Комп. личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умения логического и творческого мышления.
|
|
Игра «Почта»
|
41
|
Умение выдвигать гипотезы
|
Учбно-познавательная, коммуникативная компетенция
|
Учить подростков выдвигать гипотезы строить предположения
|
Гипотеза как возможные варианты решения проблем, предвидение событий, предположение.
|
Упражнения: варианты гипотез, найти причину событий с помощью вопросов, при какаких условиях предмет будет полезен и т.д…
|
42
|
Развитие вербальных способностей
|
Коммуникативная
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать активную речевую деятельность, расширять кругозор и словарный запас.
|
Слова-антонимы, устойчивые словосочетания.
|
Игра-соревнование Упр №1,2 8-9 кл
|
43
|
Развитие вербальных способностей
|
Коммуникативная,
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Обогащение и расширение вербального опыта и общей осведомленности Ускорение процесса воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный.
|
Список слов на заданную тему, слова-синонимы.
|
«Словарь»
игра-соревнование
Упр №3,4
|
44
|
Развитие вербальных способностей
|
Коммуникативная.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Дифференцировать слова близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу. Ускорение процесса воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный.
|
Слова-омонимы.
|
«Карточная» игра
Упр №5
|
45
|
Осмысление вербального материала
|
Общекультурная. Комп. личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Понимать смысл пословиц и обосновывать суждение о смысле пословиц.
|
Понимание пословиц
|
Упр .№14,15
|
46
|
Осмысление вербального материала
|
Общекультурная,
коммуникативная.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умение своими словами объяснять переносное значение крылатых выражений.
|
Метафорические выражения, крылатые слова
|
Упр. №16
|
47
|
Понимание смысла текста
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Обогащение и расширение вербального опыта и общей осведомленности.
|
Работа с текстом
|
Упр. №17
|
48
|
Понимание смысла
текста
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Обогащение и расширение вербального опыта и общей осведомленности.
|
Работа стекстом
|
Упр. №17 (7-8 кл.)
|
49
|
Невербальные способности
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умение обобщать, формировать пространственное воображение и гибкость ума на основе невербального материала.
|
Повторение понятия «обобщении», пространственное воображение.
|
Упр №1,2,3 в из программы «Развитие познавательных способностей»
|
50
|
Развитиеневербального мышления.
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развитие способности соотнести части и целое.
|
Выполнение заданий.
|
Субтест Векслера
«Складывание фигур». Другие аналогичные задания
|
51
|
Развитие невербального мышления
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать невербальный интеллект на основе заданий графической формы.
|
Выполнение теста и проверка, разбор ошибок.
|
Культурно-свободный тест на интеллект. (Кеттелл)
Часть № 1) «Основы психологии. Практикум» с. 120
|
52
|
Развитие невербального мышления
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать невербальный интеллект на основе заданий графической формы.
|
Выполнение теста и проверка, разбор ошибок.
|
Культурно-свободный тест на интеллект. (Кеттелл)
Часть № 2) «Основы психологии. Практикум» с.129
|
53
|
Логические закономерности
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Формировать умение устанавливать закономерности на основе невербального материала.
|
Понятие закономерность.
Выполнение упражнений.
|
Числовые ряды. Тест Липпмана (с. 58)
Упражнение «Установление закономерностей»
(с.62) «Основы психологии» Практикум»
|
54
|
Развитие логического мышления
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать умение организовать отдельные части в единое целое, чувство юмора,умение видеть забавные стороны событий
|
Выполнение упражнений
|
Субтест Векслера «Последовательные картинки» и аналогичные задания.
|
55
|
Роль представлений
в решении мыслительных задач
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Проанализировать
процесс решения задач и определить, какую роль при решении каждой задачи играют представления
|
Решение задач.
|
Опыт №4 «Основы психологии. Практикум»
с. 60
|
56
|
Решение задач
|
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная.
|
Развивать логическое мышление, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом
|
Решение задач.
|
Субтест Векслера
«Арифметический»
|
57
|
Игра «Остаться в живых»
|
|
|
|
Игра
|
58
|
Творчество как элемент успеха
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Создать условия для осознания того, что творческий потенциал присущ каждому человеку. Диагностика уровня креативности
|
Творческие способности их отличительные черты.
|
Тест креативности
Торранса
Монотипия
|
59
|
Занятие «Бабочка»
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Создать условия для высвобождения творческих способностей. Знакомство с методами
арт-терапии.
|
Идея: человек всегда меняется, надо работать над собой.
|
Арт –терапия.
Работа с красками
|
60
|
Занятие «Путешествие по пустыне»
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Создать условия для высвобождения творческих способностей.
Знакомство с методами, выражения себя через образы.
|
Надо уметь преодолевать трудности. Если проявишь упорство, будет и результат.
|
Арт-терапия. Песочная терапия
|
61
|
Занятие «Нить Ариадны»
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Создать условия для высвобождения творческих способностей.
Знакомство с методами, выражения себя через образы.
|
Мир человеческой души, не всегда человек знает себя.
|
Арт –терапия
Нитки и краска.
|
62
|
Занятие «Охотник и его сыновья»
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Создать условия для высвобождения творческих способностей.
Знакомство с методами, выражения себя через образы.
|
Жизнь без забот и тревог не возможна, надо научиться решать проблемы, не впадая в отчаянье
|
Сказкотерапия. Арт-терапия, работа с пластилином
|
63
|
Занятие «Маяк»
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Создать условия для высвобождения творческих способностей.
Знакомство с методами, выражения себя через образы.
|
Всегда есть выход из сложной ситуации, темная полоса жизни сменяется белой.
|
Арт-терапия.
Градаж
|
64
|
Занятие «Цветные кусочки»
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Создать условия для высвобождения творческих способностей. Знакомство с методами, выражения себя через образы.
|
Мир моих фантазий.
|
Работа с кусочками цветной бумаги
|
65
66
67
|
Итоговая диагностика
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Самооценка своей деятельности, формировать адекватную самооценку
|
Диагностика памяти, внимания, мышления.
|
Методика Когана, таблицы Шульте, Черно-красные таблицы, Шифровка Векслера.
|
Парные ассоциации, заучивание слов и т. д.
|
ШТУР (В)
|
|
68
|
Итоговый
|
Ценностно-смысловая комп.
Компетенция личностного самосовершенство-
вания, учебно-познавательная
|
Формировать рефлексивные умения
|
Оценивают результаты своей деятельности за год
|
Круглый стол
«Мои успехи»
|