Скачать 317.31 Kb.
|
Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги» на 2016 – 2017 учебный год Составила: Матюхина Светлана Анатольевна, воспитатель Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 01 от 25.08.2016 2016 Пояснительная записка.
Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Канон, чтобы задобрить её и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» — «бумага» и «бог» одновременно. Во второй половине 19 века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненные в техники оригами. Оригами привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики рук. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Кириками оригами – это складывание с применением ножниц. Как и в классическом оригами, фигурки в основном складываются, а надрезы на последних стадиях работы придают им законченный вид. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Увеличение детей с ОНР поставило перед педагогами нашего сада приоритетной задачу развития активной речи детей, через тренировку мелкой моторики. Установлено, что развитие мелкой моторики пальцев положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Учитывая важность проблемы, возникла необходимость разработать программу по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук у детей с ОНР в рамках кружка «Волшебное превращение бумаги» Оригами – искусство близкое и знакомое ребенку. Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур(стороны, вершины, диагонали и т.д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска. Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными путями (об этом свидетельствуют данные исследований В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотовой). Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла. В процессе конструирования дети учатся видеть конечный результат, составляя из деталей целое. Оригами дает простор и разнообразие мелких движений пальцев рук. Очень важно, что при складывании фигурок работают обе руки. У ребенка развивается конструктивное мышление, воображение, художественный вкус. В ходе изучения искусства оригами происходит работа по развитию речи, дети знакомятся такими понятиями, как «базовая форма» и др. и математическими терминами («диагональ», «угол», «треугольник» и т.д.). Оригами воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и на развитие интеллект в целом. У детей с ОНР, недостаточно развита мелкая моторика рук, их движения, как правило, некоординированные. Дети с ОНР, испытывают затруднения при одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, снижена ловкость движений, точность, рисунки их неточны. Занимаясь в кружке «Волшебные превращения бумаги» у таких детей на только активизируются мыслительные операции, развивается память, мышление, воображение, но и углубляются знания по окружающему миру, по безопасному поведению, развивается моторика, закрепляются навыки художественной деятельности, активизируется словарь ребенка. Складывание фигурок живого мира сопровождается рассказом о них. В процессе работы по оригами педагог ведет познавательный рассказ разной направленности, знакомя детей с миром животных и растений, с различными предметами и их назначением, дает информацию экологического содержания, информацию по безопасному поведению в природе. Если дети складывают фигурку животного, то воспитатель учит детей заботливому, но и осторожному отношению. Рассказывает об их повадках, среде обитания. В результате воспитывается дружелюбное отношение к братьям нашим меньшим. Делая фигурки из бумаги, обаятельно надо познакомить детей с историей появления бумаги, с ее разновидностями и свойствами. Занятия оригами несут и культурологические сведения - знакомят с традициями Японии-родины оригами. Дети с ОНР быстро утомляются. Поэтому на занятиях происходит смена видов деятельности: чтение, рисование, беседа, рассказ, физкультминутки, игры и т.д. Складывание фигурок часто сопровождается прослушиванием музыкальных произведений. Создав фигурку, дети обязательно обыгрывают, придуманную ими игровую ситуацию. Тем самым происходит развитие связной речи ребенка, развитие воображения. Занятия по оригами позволяют объединить такие виды художественной деятельности, как рисование и аппликация. Дети дорисовывают или доклеивают недостающие детали фигуркам - глаза, нос и т.д. Сделав рыбку – ребенок дорисовывает или вырезает аквариум, для парохода - море. Тем самым ребенок создает простые композиции, как подскажет его воображение. При выполнении коллективных работ, ребёнку подбирается задание в соответствии с его возможностями. От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы выполняются педагогом. Он вносит свой вклад в творческий процесс. В процессе складывания бумаги, движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Заметно улучшаются графические навыки, дети лучше рисуют, более точно вырезают. Оригами способствует решению и воспитательных задач. Воспитывает аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Оригами развивает привычку сосредоточенно и кропотливо работать. Программа была создана с опорой на тематический план логопедических занятий. В процессе в активную речь детей вводится тот лексический материал, который отрабатывается логопедом в конкретный период времени. В группе проводятся собрания, на которых родители знакомятся с работой кружка. Педагог подчёркивает необходимость единства воспитательных воздействий на ребёнка в детском саду и дома, обращает внимание на наиболее благоприятные условия творческого развития в семье. Старается привлечь родителей участвовать в различных мероприятиях и конкурсах, совместно с детьми. В программе разработан план работы с родителями. Программа основывается на следующих принципах:
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка средствами искусства оригами. Задачи программы:
. Особенности организация программы. Режим и структура занятий. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так и детьми с нормой в развитии. Занятия в данной программе не делятся на практические и теоритические. На одном занятии совмещается и теория и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей. Дети создают не только поделки в технике оригами, но и создают коллективные или индивидуальные композиции, используя аппликацию, или дорисовывают необходимые элементы. Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена учебной деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, театральные постановки и т.д.). Данная программа рассчитана на детей старшей группы детского сада. Занятия эффективнее проводить в подгруппе 11 человек. Категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети с ОНР и с нормой в развитии. Данная программа рассчитана на один учебный год. В подготовительной группе может быть продолжена работа, но по другой программе, соответствующей возрасту детей. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май. Всего 36 занятий в год. Продолжительность занятий – 25 -30 минут. Формы и режим занятий. Режим Во вторую половину дня 1раз в неделю Формы работы.
Методы работы .
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы. Ожидаемые результаты после первого года обучения: В результате обучения по данной программе дети:
Условия реализации программы. Для организации обучения дошкольников искусству оригами, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами: Наглядно-дидактические пособия; Рабочие материалы: ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски, карандаши. Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы . • Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ детей для родителей: – в группе, – в детском саду. • Участие в конкурсах детского сада. Мониторинг развития мелкой моторики детей. В самом начале обучения оригами и в конце года проводятся экспресс-диагностики для определения уровня развития мелкой моторики, в которую вошли 3 методики Венгера А.Л.: 1.Дорожки. 2.Обведи по контуру. 3 Вырежи по контуру Учебно-тематическое планирование реализация программы
|
Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для... «Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский... |
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
||
Рабочая учебная программа по образовательным областям для детей старшего... Наименование Программы: Рабочая программа воспитателя по реализации основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №54 Радуга»... |
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
||
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста |
Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию... Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная... |
||
Рабочая программа по физической культуре для детей старшего дошкольного... Дидактические методы и приемы, применяемые на физкультурных занятиях для детей с тнр |
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников специалистами |
||
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста |
Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного... ... |
||
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана... Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,... |
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... |
||
Гбоу начальная школа-д/с №1853 конспект непосредственно-образовательной... Задачи: учить делать из бумаги самолёт; закреплять умение складывать лист бумаги пополам, по диагонали |
Пояснительная записка Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством конструирования и моделирования из бумаги в условиях... |
||
Педагог Пристапчук Елена Владимировна, физинструктор мбдоу №14, 1 квалификационная категория Целью кружка «Оригами» является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству... |
1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности |
Поиск |