Результаты тестирования VB-MAPP и первоначальные цели обучающей программы Вани Ж.
( 2,4 года)
Ваня - активный мальчик.
Речевые и коммуникативные навыки Вани в данное время находятся на очень низком уровне.
С марта 2016 Ване поставлен диагноз « аутичные черты».
Глазной контакт у Вани очень слабый и проявляется только с близкими взрослыми в совместных играх с, мотивационных для него. Как реакцию манд ( просьба ) глазной контакт Ваня не использует.
У Вани отсутствует понимание обращенной речи, он не реагирует на свое имя , простые бытовые инструкции выполняет только с подсказкой взрослого, предметы не различает ( не может дать , например кубик по просьбе, если рядом лежит еще машинка) . Ваня может посмотреть на взрослого, когда с ним разговаривают, но это происходит очень редко. Звуки музыкальных игрушек при этом слышит, поворачивается в сторону звучания или бежит на звук любимого мультика.
Указательный жест Ваня начал иногда использовать , когда его просят « Покажи…» при работе с любимыми карточками.
Навыки самостоятельности и самопомощи у Вани не сформированы : ест ложкой, моет руки с физической помощью ; Пьет из ложки , держать чашку не умеет. Снимать/надевать вещи самостоятельно не умеет.
В туалет Ваня ходить не умеет , используется памперс.
Ваня может проявлять самостимулятивное поведение в виде кручения предметов, бега по кругу; зажмуривает глаза.
Сосредоточенность на выполнении –не более 5-10 минут и только на любимых стимулах ( предметах ).
В свободное время Ваня занимается самостимулятивным поведением ( рвет книги, просовывает листочки под дверь, бегает смотрит рекламу и т.д. )
Ваня сенсорно чувствителен к шершавым и неровным поверхностям ( не может ходить ступнями), к яркому свету.
С Ваней начали заниматься мама, няня, педагог : собирают паззлы, доски Сегена, пирамидки, играют в сенсорные игры , лепят, рисуют– налаживают контакт и взаимодействие.
Нежелательное поведение у Вани может проявляться в форме криков, плача, самоагрессии ( резко запрокидывает голову и бьется затылком ), особенно в моменты, когда ему приходится ждать , когда дадут желаемое или забирают любимый предмет, прерывают любимое занятие.
Мотивационные стимулы Вани :
Заворачиваться в одеяло, планшет развивающими играми ( смотрит только ), телефон ( видео про детей) , карточки с изображением предметов ( карточки Домана), книги ( листать, рвать), матрешка ( разбирать-разбрасывать), карандаши (рисовать), бегущая строка, реклама, крутящиеся предметы/объекты, качаться в одеяле ( гамаке), магниты на холодильнике, хлопать дверями ( холодильник), открывать-закрывать «липучки», приклеивать-отклеивать наклейки , просовывать листочки под дверь , бросать камушки в воду, прыгать на батуте, кататься с горки, печенье, компот , хлеб ( много нельзя), баночное пюре.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ VB-MAPP:
По результатам тестирования VB-MAPP развитие навыков Вани находится на первом уровне ( 0-18 месяцев).
Навыки у Вани развиты неравномерно . Часть навыков первого уровня у ребенка не развиты совсем или очень слабо : навык просьбы ( манд), понимание речи ( поведение слушателя), моторная имитация, навык называния ( такт), навык вокальной имитации ( ЭХО) .
Лучше остальных развиты навыки визуального восприятия и игры.
Лучше остальных развиты и навыки визуального восприятия (Ваня умеет собирать паззлы и вкладыши из 3-х деталей ,сопоставляя детали правильно, однако требуется ему помочь повернуть паззл и вставить его ; сопоставляет идентичные предметы и картинки, сортируя их, а также сортирует предметы по цвету. Это – сильная сторона Вани.
Равномерно с предыдущим навыком у Вани развиты игровые навыки : непродолжительное время он может самостоятельно манипулировать игрушками, предметами, прыгать, лазать, кидать мяч, играть с музыкальными игрушками; ему нравятся различные сенсорные игры - это тоже сильная сторона Вани.
Все остальные навыки на очень низком уровне.
Навык имитации - у Вани наблюдается хорошая мелкая моторика – он без труда берет и рисует мелками, держит карандаш, любит просовывать в щелочки тонкие листочки. Бусы и мозаику с Ваней собирать не пробовали – подобные игры надо включить в работу .
Большая моторика развита недостаточно хорошо – Ваня может залезть на лесенку, а слезть не умеет, не умеет прыгать самостоятельно.
Развивать моторные навыки следует активно – в играх и через имитацию.
По инструкции « Сделай так!» Ваня не имитирует ни одно действие, при этом может спонтанно имитировать действия других, например, бросить мяч в трубу, подкинуть мяч, повторяет спонтанно движения в социальных играх , где слова сопровождаются движениями.
В области Манд (умение обращаться с просьбами) – Ваня может просить, взяв взрослого за руку, ведет в нужном направлении , показывая рукой взрослого, что он хочет. Указательного жеста в качестве манд ( указание на желаемый предмет) нет. Если его не понимают или задерживают то, что он хочет – Ваня часто проявляет нежелательное поведение в виде скидывания предметов или самоагресии.
Системы альтернативной коммуникации не используются, хотя была попытка ввести систему PECS, но все остановилось на первом этапе с пустой карточкой.
В области Вокального поведения — Ваня может произносить спонтанно звуки :
___________________________________________________________
Имитировать звуки за взрослыми , как эхо , Ваня не умеет.
Артикуляционные позы не имитирует.
Социальные навыки - Ваня устанавливает непродолжительный зрительный контакт со взрослыми, может показать , что хочет, чтобы его взяли на руки, но как правило с целью достать желаемое, если не может это взять сам. У Вани начинает формироваться спонтанное следование за сверстниками ( например, на лесенку, батут) . Ваня может играть в обществе других детей, игра при этом рядом, параллельно, без взаимодействия.
Такт ( навык называния ) не развит.
Основными целями на данный момент являются :
Установление «руководящего контроля»
Развитие навыка просьб и проявление инициативы ( МАНД)
Репертуар Вани будет включать просьбы при использовании системы альтернативной коммуникации ( карточки PECS).
Критерий усвоения навыка на 1-2 этапе:
Ваня должен научиться просить не менее 10 предметов /действий, которые находятся в поле его зрения, без подсказок со стороны «феи». Научится перемещаться в пространстве с карточкой .
Ваня будет спонтанно обращаться с различными просьбами в течение дня с помощью карточек ( проявлять инициативу к коммуникации).
Ваня сможет самостоятельно имитировать 10 или более моторных действий любого типа по инструкции в 80% ситуаций (8 из 10 блоков).
Ваня сможет имитировать 10 и более действий, предполагающих использование предмета, самостоятельно в 80% ситуаций (8 из 10 блоков).
Поведение слушателя ( понимание речи)
Ваня будет указывать , как минимум, на 10 предметов/стимулов ( лучше использовать поощрения или их фото), когда из называет взрослый в 89% ситуаций (8 из 9 блоков).
Ваня будет выполнять как минимум 4 моторных действия по требованию в 89% ситуаций (8 из 9 блоков).
Спонтанное вокальное поведение
Ваня будет спонтанно произносить как минимум 10 различных звуков, как минимум 30 звуков каждый час.
Развитие эхо-навыка ( повторение звуков, слогов, слов)
Ваня сможет произносить по инструкции как минимум 3 гласных звука ( а, и, у) , или 3 спонтанно произносимых звука как эхо-реакция .
Навыки визуального восприятия и сопоставления с образцом
Ваня будет складывать паззл-вкладку из 3-х частей самостоятельно
Ваня будет сопоставлять одинаковые предметы или картинки в наборе из 3-х предметов для 9 предметов
Ваня будет мыть руки с визуальной подсказкой ( подсказка – моделинг, жестовая ).
Ваня будет спокойно и расслабленно сидеть на горшке не менее 2-х минут по каждому требованию взрослого после определенного интервала времени
Ваня будет самостоятельно снимать трусы/штаны/шорты
Для достижения этих целей необходимо прежде всего наладить сотрудничество с Ваней и установить Руководящий контроль, а также определить и протестировать его «мотивашки» ( мотивационные стимулы) .
Установление « Руководящего контроля»
Подробно о процедуре установления Руководящего контроля можно прочитать в книге Р. Шрамма « Детский аутизм и АВА» ( 6 ступеней руководящего контроля- стр. 51-68 ; 7-ю ступень – процедуру гашения, описанную на стр. 70- 97 лучше не использовать на начальном этапе, без заполнения таблицы АВС, ее анализа и функциональной оценки нежелательного поведения).
Суть руководящего контроля в том, что мы даем понять ребенку, что он быстро и легко сможет получить то, что хочет, если будет следовать инструкциям.
Для этого взрослые должны :
Контролировать все предметы, которые Ваня хотел бы получить/поиграть ими ( убираем их в контейнеры, ставим на высокие полки , гамак прикрепляем к стене и т.д. ).
Формировать у ребенка ассоциативную связи педагог-подкрепление : комната/место для занятия и сам педагог , его голос должен ассоциироваться у Вани с самыми его любимыми предметами/занятиями.
Не давать подкрепление Ване , пока он не выполнит ту инструкцию, которую мы просим выполнить ( при затруднении даем подсказку Ване). Сначала учим ребенка слушаться/выполнять инструкции взрослого в рамках мотивационной деятельности : во время игры просим сделать то, что Ваня и так бы сделал, и он делает, но после ВАШЕЙ инструкции. Например, Ваня кидает шарики в банку, придерживаем банку, говорим – брось шарик. Поощрение – продолжение любимой игры. Затем добавляете (очень осторожно и не в большом кол-ве) инструкции во время игры «нейтральные», то есть очень простые, но не относящиеся к игре (придерживаете баночку с шариками и просите «сделать так» - помогаете Ване выполнить инструкцию ). Поощрение – продолжение игры. Цель – понимание ребенком того, что слушаться взрослого легко и приятно). И наконец даете мотивационные инструкции в быту, не в игре - простые и легкие (возьми сок, который он хочет взять; открой дверь, которую он хочет открыть). За выполнение похвала и поощрение. И уж затем – выполнение не очень приятных инструкций – почисть зубы, например и т. д.
Для того, чтобы Ваня научился спокойно отдавать любимый предмет, можно поиграть в игру « Моя очередь», когда мы на 1 секунду забираем предмет, говоря « Моя очередь» и тут же возвращаем. Затем увеличиваем время удержания предмета постепенно 2-3-5 сек. и т.д. А потом забираем , предупреждая « Играем еще чуть-чуть : 5-4-3-2-1» и только тогда забираем.
Следовать принципу Примака – Ваня будет всегда вести себя хорошо до того как взрослый разрешит получить ему то, что он хочет ( например, « Сядь и я тебе дам планшет» или « Сначала идем чистить зубки – потом покатаемся в гамаке ).
При обучении новым навыкам поощрять каждую правильную реакцию Вани , а затем переходим к возрастающему переменному соотношению подкрепления ( будем поощрять каждую 2-ю.3-ю и т.д правильную реакцию ).
Постоянно искать новые подкрепления для Вани (поиск и подбор игр, которые будут интересны ребенку) , проводить тестирование мотивационных стимулов, составлять иерархию.
Тестирование мотивационных стимулов
Важно, понаблюдав за тем, что Ваня часто берет в руки, что его интересует провести тестирование мотивационных стимулов и составить иерархию для того, чтобы в дальнейшем можно было предоставлять усилитель дифференцированно, т.е за правильный самостоятельный ответ самое сильное поощрение согласно иерархии, а за ответ с подсказкой – менее желанное.
Тестирование “Выбор из 2-х предметов”
Для выполнения дайте ребенку выбрать из 2-х предметов.
Каждый из предметов следует парировать с каждым другим предметом, и продолжать тестирование, пока не будут проверены все пары.
Каждый раз нужно записывать, какой из предметов выбрал ребенок.
Иерархия выстраивается на основе количества раз, когда ребенок выбрал определенный предмет из всех возможных пар.
Например: 4 предмета, 6 возможных пар. Кукла - 3/6, Машинка - 2/6, Свисток - 1/6, Фонарик - 0/6
Тестирование "Выбор из 2-х предметов" позволяет сделать выводы об индивидуальных предпочтениях наиболее точно ( его можно проводить, например, 1-2 раза в месяц) .
Тестирование «Множественный выбор»
Для выполнения нужно положить все предметы перед ребенком. Ребенок должен выбрать один предмет.
Вариации:
С возвращением в комплект 2. Без возвращения в комплект
Вариант без возвращения дает более точную индикацию предпочтений ребенка, и позволяет выстроить более точную иерархию.
Тестирование "Множественный выбор" позволяет сделать выводы о индивидуальных предпочтениях наиболее быстро ( проводить можно перед каждым занятием).
Запись данных :
ПРЕДМЕТ
|
ПОРЯДОК ВЫБОРА
|
Чипсы
|
2
|
Пружинка
|
4
|
Планшет
|
1
|
Лизун
|
3
|
Важно!
Принять во внимание использование различных занятий - как мотивационные стимулы
Принять во внимание более сильное предпочтение съедобных поощрений
несъедобным у многих детей
Желательно проводить тестирование для съедобных и не съедобных поощрений по отдельности
Принять во внимание изменения в предпочтениях.
Поэтому, следует проводить тестирование мотивационных стимулов как можно чаще.
Принять во внимание, что те предметы, которые находятся на вершине иерархии согласно тестированию, не всегда функционируют, как усилители.
|