Чистые вещества и смеси


Скачать 89.98 Kb.
Название Чистые вещества и смеси
Тип Урок
Тема урока. Чистые вещества и смеси.

Цель:научить отличать чистые вещества от смесей.

Образовательная:
• сформировать понятие о чистом веществе и смеси.
Развивающая:
• сформировать умения распознавать чистые вещества и смеси • сформировать умения составлять план действий разделения смесей веществ;
• сформировать умения разделять смеси отстаиванием, фильтрованием, с помощью магнита, выпариванием.
продолжать развитие интеллектуальных умений – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция; развивать произвольное внимание, межпредметные связи, навыки работы на компьютере.

Воспитательная:

продолжать формирование: научного мировоззрения на процессы превращения веществ;
• способствовать формированию интереса к предмету, умениям, адекватной оценке своей деятельности.

Задачи:

  1. Дать понятие о чистых веществах и смесях;

  2. Рассмотреть классификацию смесей;

  3. Познакомить учащихся со способами разделения смесей;

  4. Продолжать развивать речевые навыки, наблюдательность и умение делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента;

  5. Создавать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии, как к возможной области будущей практической деятельности;

6. Продолжать работать над формированием безопасного обращения с оборудованием (соблюдать правила ТБ).

Ожидаемый результат: Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Средства обучения:

  •  Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Н. Кузнецовой – М., Вентана-граф, 2013 г.

  •  Презентация.

  •  Демонстрационный эксперимент:

  •  Разделение смеси фильтрованием;

Оборудование: Компьютер, проектор.

Оборудование и реактивы: образцы смесей (железо с серой, железо с песком, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, соль с водой), химический стакан с водой, магнит, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички, инструкции по выполнению работы «Разделение смесей».

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый, проблемный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Фронтальная беседа с учащимися:

-Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)

-Какие вещества по составу мы знаем?
-Что такое простое и сложное вещество?
-Что происходит с веществами в процессе химической реакции?
-Какие типы химических реакций вам известны?
Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда.

Прблема. А, что подразумевает собой понятие чистое вещество? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

Запись даты и темы урока учащимися в тетради.

(слайд 1)

Учитель: Следует помнить, что вещества, которые изучают в курсе химии и применяют в народном хозяйстве, должны быть чистыми.

Чистые вещества состоят из частиц (ионы, молекулы, металлические кристаллы) одного и того же вещества. Их состав постоянный.

Учитель: в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода

(слайд 2) (слайд 3)

Учитель: В природе почти нет чистых веществ

(слайд 4) (слайд 5)

Учитель: Мы живем среди химических веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей.

(слайд 6)

Мы вдыхаем воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ.

(слайд 7)

Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза. Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ - здесь и сахар, и яблочная кислота, и витамины... Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек - его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло, резина, сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

(слайд 8)

Послушайте стихотворение Сергея Есенина «ВОСХОД СОЛНЦА»


Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилася ясная

В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

Учитель: Если бы все вещества были чистыми, то мы не могли бы любоваться голубым небом, розовым рассветом, багряным закатом…

(Слайд 9)

Учитель: Давайте вспомним, что изучает химия?

Учитель: Перед вами горная порода – гранит. Как вы думаете, что это такое чистое вещество или смесь? Почему вы думаете, что это смесь?

Ученик: Гранит имеет зернистую структуру, в нем заметны частицы кварца, полевого шпата, слюды, соответственно, гранит – это смесь, состоящая из нескольких веществ (компонентов).

Учитель: Притча. В 1660 году королевское научное общество Англии пришел король Карл Второй с вопросом: «Почему ведро с водой весит 10 фунтов, рыба весит 4 фунта, а ведро с рыбой тоже 10 фунтов?». Ученые стали предполагать, что это сила вытеснения плавательного пузыря рыбы и т.д…. Но один ученый сказал: «Позволь, король, не поверить тебе и провести опыт самостоятельно».

Вывод… (Что скажут обучающиеся?)

Ученик: Истинные химики доверяют только собственно проведенным экспериментам…

Опыт 1 В стакан с водой добавим измельченный мел и с помощью стеклянной палочки перемешаем содержимое.

Учитель: Что наблюдаете в данном опыте? Вещества в стакане находятся в контакте друг с другом или каждое само по себе? Как вы думаете, это такое чистое вещество или смесь?

Опыт 2 В стакан с водой добавим сульфат меди (II) и с помощью стеклянной палочки перемешаем содержимое.

Учитель: Что наблюдаете в данном опыте? Вещества в стакане находятся в контакте друг с другом или каждое само по себе? Как вы думаете, это чистое вещество или смесь?

Опыт 3 Перед вами два стакана с водой. В один из них добавим немного сахара и перемешаем стеклянной палочкой.

Учитель: Что наблюдаем?

Ученик: (полное растворение сахара). Смотрим на стакан с водой, в которой находится измельченный мел.

Учитель: неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь ( даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.

Сравниваем содержимое стаканов, отмечаем сходство и различие между смесями. (слайд 10) (слайд 11)

.

Посмотрите, что выдано в лотках, которые стоят на столах?

Учитель: Перед вами представлены: алюминиевая пудра, гранулы цинка, медная проволока, железо, сера. Как вы думаете, это чистые вещества или смесь?

. (слайд 12)

Стр. 79 учебника. Рассмотрите цвет железа

(слайд 13)

Рассмотрите цвет серы.

(слайд 14) (слайд 15)

(Слайд 16)

(слайд 17) (слайд 18)

(Слайд 19) (Слайд 20)

1.Смешайте вещества

2 испытайте магнитом

3 опустите в пробирку с водой

Выданы чистые вещества или вещества смешанные с другими веществами? Как можно разделить смешанные вещества друг от друга?

-разделение смесей с помощью практических опытов.

Способы разделения неоднородных смесей.

Работа по рядам (приложение):

1 ученик – разделение смеси порошка серы и железных опилок с помощью магнита и разделение смеси порошка серы и песка.

Способы разделения неоднородных смесей:

Слайд 21 Слайд 22

(Слайд 23) (Слайд 24)

(Слайд 25) (Слайд 26)

(Слайд 27)

Учитель: Как вы думаете, в природе, на производстве, в быту чаще встречаемся с чистыми веществами или смесями? Для чего нужны чистые вещества и смеси?

Учитель: В лабораторной практике, в промышленности и в повседневной жизни очень часто из смесей приходится получать отдельные компоненты. С помощью каких методов, каким образом можно разделить смеси, т.е. получить отдельные компоненты из смеси? Сейчас вы самостоятельно ответите на поставленные вопросы и поделитесь полученной информацией со своими одноклассниками.

(Слайд 28)

Закрепление:

  1. Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, трубопроводная вода.

  2. Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.

  3. Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

  4. Игра «Крестики-нолики».

Определить путь, в котором указан одинаковый тип смеси:

Водный раствор соли

Туман

Лед

Водный раствор сахара

Воздух

Масло и вода

Песок

Глина и вода

Нефть


Рефлексия.

Учитель. Притча про строителей храма. У строителей храма спрашивали: чем они занимались? Первый строитель ответил: «Я клал кирпичи…». Второй: «Я выполнял свое дело». Третий: «Я строил ХРАМ!». Какое настроение у вас после урока – что получилось, что было сложным, почему не получились задания, как можно делать лучше, каковы наши успехи… и т.д.

На доске презентация со смайликами, отражающими настроение урока и ученика (злость, грусть, скука, агрессия, радость)

V. Закрепление

Давайте подумаем, а как могут применять методы химического анализа люди различных профессий? (врач, криминалист, искусствовед).
Домашнее задание:

  1. Прочитать § 23, выучить определения терминов: однородная смесь, неоднородная смесь, чистое вещество.

  2. Провести опыт в домашних условиях. В банку капнуть 1-2 капли духов или одеколона и поместить 5-6 кукурузных палочек. Банку плотно закрыть крышкой. Через 30-60 мин открыть крышку и ощутить интенсивность запаха в банке. Полученный результат оформить в виде отчета:

Что делал?

Что наблюдал?

Вывод

(Слайд 29)

Похожие:

Чистые вещества и смеси icon Инструкция (типовая) по охране труда при
Реактивы химические – это чистые вещества, их растворы, смеси или композиции строго регламентируемого состава, применяемые для научных...
Чистые вещества и смеси icon идентификация вещества / препарата и компании / предприятия
Соответствующие установленные области применения вещества или смеси и нерекомендуемые области применения
Чистые вещества и смеси icon идентификация вещества / препарата и компании / предприятия
Соответствующие установленные области применения вещества или смеси и нерекомендуемые области применения
Чистые вещества и смеси icon Система стандартов безопасности труда пожаровзрывоопасность веществ и материалов
Настоящий стандарт распространяется на простые вещества, химические соединения и их смеси в различных агрегатных состояниях и комбинациях,...
Чистые вещества и смеси icon Компании
Предназначение вещества или смеси и указания относительно нежелательного использования
Чистые вещества и смеси icon Occupational safety standards system. Fire and explosion hazard of...
Настоящий стандарт распространяется на простые вещества, химические соединения и их смеси в различных агрегатных состояниях и комбинациях,...
Чистые вещества и смеси icon Из чего сделан камень?
Из специально смеси для производства декоративного камня производства Самарского гипсового комбината. Состава смеси: высокопрочный...
Чистые вещества и смеси icon Гентамицин I. Общие сведения
Гентамицина сульфат 4% раствор – лекарственное средство, содержащее в качестве действующего вещества гентамицина сульфат. В 1 мл...
Чистые вещества и смеси icon Органические вяжущие вещества, физико-химические основы их производства и применения
У составу это либо сложные смеси высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных серы, азота, кислорода (битумы...
Чистые вещества и смеси icon Инструкция о порядке уничтожения использованных ампул из-под наркотических...
Заявка на наркотические средства и психотропные вещества, сильнодействующие вещества списка пккн для многопрофильного стационара...
Чистые вещества и смеси icon Курсовой проект по дисциплине: "Безопасность технологических процессов...
Для реализации этой цели необходим подробный и более детальный анализ технологического процесса производства асфальтобетонной смеси...
Чистые вещества и смеси icon Программа предметного курса для учащихся 11 класса Пояснительная записка
При рассмотрении теоретического материала, выполнении лабораторных и практических работ используются вещества, имеющие практическое...
Чистые вещества и смеси icon Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
Особенности преподавания математики в коррекционных (специальных) классах /основная школа
Чистые вещества и смеси icon Ооо ветпродукт инструкция
Тилозин 50 и Тилозин 200 – антибактериальные лекарственные средства в форме растворов для инъекций, содержащие в качестве действующего...
Чистые вещества и смеси icon Модульная программа «Биологически активные вещества» 10 класс г. Ярославль 2011
Модуль 5: Биологически активные вещества ( элективный модуль) Учебная научно-практическая конференция
Чистые вещества и смеси icon Инструкция №1/10 по применению дезинфицирующего средства «жавель син (javel chin)»
В качестве действующего вещества в состав средства входит натрий дихлоризоцианурат дигидрат–80,5%, а также вспомогательные вещества...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск