СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………................................
|
4
|
1.1.
|
Характеристика баскетбола как вида спорта и его отличительные особенности …………….………………………….
|
5-6
|
1.2.
|
Специфика организации тренировочного процесса ….……………
|
7-9
|
1.3.
|
Структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, ступени) …………………………………………………………..……
|
9-12
|
|
|
|
2.
|
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………..…..
|
12
|
2.1.
|
Длительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта..............
|
12-13
|
2.2.
|
Соотношение объемов тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки ……...
|
13-14
|
2.3.
|
Планируемые показатели соревновательной деятельности ....………
|
14-15
|
2.4.
|
Режимы тренировочной работы ……………………………….…….
|
15-16
|
2.5.
|
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку …………………………...…..
|
16-18
|
2.6.
|
Предельные тренировочные нагрузки ………………………………
|
18-20
|
2.7.
|
Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности ……………………………………………………..……
|
20-22
|
2.8.
|
Минимальные требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию ……………………………………………………..…..
|
23-26
|
2.9.
|
Требования к количественному и качественному составу групп подготовки ………………………………………………………….…
|
27-29
|
2.10.
|
Объем индивидуальной спортивной подготовки ……………….….
|
29-30
|
2.11.
|
Структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов) …………………………………..…..
|
30-39
|
|
|
|
3.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………..…
|
39
|
3.1.
|
Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований…………………………………………….…
|
39-45
|
3.2.
|
Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок ……………………………………………………………..…
|
45-46
|
3.3.
|
Планирование спортивных результатов ………………………….…
|
47
|
3.4.
|
Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля …
|
47-52
|
3.5.
|
Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки……
|
52-106
|
3.6.
|
Рекомендации по организации психологической подготовки ….…
|
106-113
|
3.7.
|
Планы применения восстановительных средств ………………..….
|
113-115
|
3.8.
|
Планы антидопинговых мероприятий ……………………………....
|
116
|
3.9.
|
Планы инструкторской и судейской практики …………………..…
|
117-118
|
|
|
|
4.
|
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ………….…
|
118
|
4.1.
|
Критерии подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в баскетболе……………………………………………….....………
|
118-122
|
4.2.
|
Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку, на следующий этап спортивной подготовки ..……………………...….
|
122-123
|
4.3.
|
Виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, ………………………..….
|
123-125
|
4.4.
|
Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования ………………………………………
|
125-140
|
4.5.
|
Методические указания по организации тестирования…………….
|
140
|
4.6.
|
Методические указания по организации медико-биологического сопровождения тренировочного процесса………………………….
|
140-141
|
|
|
|
5.
|
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ .………..
|
141
|
5.1.
|
Список литературных источников ………………………………….
|
141-144
|
5.2.
|
Перечень Интернет-ресурсов………………………………………….
|
145
|
|
|
|
6.
|
План физкультурных и спортивных мероприятий (приложение к программе).
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пояснительная записка
Программа спортивной подготовки по виду спорта баскетбол (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол, утвержденного приказом Минспорта России от 10 апреля 2013 года № 114 и приказа Минспорта России от 23 июля 2014 года № 620 «О внесении изменений в приказ Минспорта Росси от 10.04.2013 № 114 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол». При разработке Программы использованы нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций последних лет по подготовке спортивного резерва.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки баскетболистов, начиная с этапа начальной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства и предполагает решение следующих задач:
-·формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, привитие навыков самостоятельного многолетнего физического совершенствования;
- отбор одаренных спортсменов для дальней специализации и прохождения спортивной подготовки по виду спорта;
- ознакомление спортсменов с принципами здорового образа жизни, основами гигиены;
- овладение методами определения уровня физического развития баскетболиста и корректировки уровня физической готовности;
- получение спортсменами знаний в области баскетбола, освоение правил и тактики ведения игры, изучение истории баскетбола, опыта мастеров прошлых лет;
- формирование гармонично развитой личности методами физического воспитания на основе знания особенностей спортивной тренировки и методик физической подготовки;
- систематическое повышение мастерства за счёт овладения техническим и тактическим арсеналом во время регулярных тренировочных занятий и спортивных соревнований;
- воспитание морально-волевых качеств, привитие патриотизма и общекультурных ценностей;
- повышение работоспособности юных спортсменов, расширение их физических возможностей, поддержание высокой физической готовности спортсменов высшего мастерства;
- осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации для пополнения сборных команд края, области, города;
- подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по баскетболу.
Нормативная часть Программы определяет задачи деятельности организаций, режимы тренировочной работы, предельные тренировочные нагрузки, минимальный и предельный объем соревновательной деятельности, требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию, требования к количественному и качественному составу групп подготовки, объем индивидуальной спортивной подготовки, структура годичного цикла.
Для каждого этапа спортивной подготовки рекомендуются основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педагогического и врачебного контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной работе и психологической подготовке, инструкторской и судейской практике. Дана классификация основных восстановительных средств и мероприятий.
Программа может использоваться физкультурно-спортивными организациями и организациями дополнительного образования, осуществляющими спортивную подготовку по баскетболу.
Характеристика вида спорта и его отличительные особенности.
Баскетбол (англ. Basket - корзина, ball — мяч) - спортивная командная игра с мячом.
Баскетбол - один из самых популярных видов спорта в мире и входит в программу Олимпийских игр с 1936 года (изобретатель игры Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя).
Правила игры.
В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.
Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.
Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т.д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.
За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:
1 очко - штрафной бросок
2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (ближе 3-х очковой линии)
3 очка - бросок из-за трёх очковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации(НБА))
Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх четвертей, длительность каждой 10 минут (двенадцать минут в НБА) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры - пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.
Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7м. Размер поля - 28×15м. Размер щита 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,15м от нижнего обреза щита и 3,05 м от уровня пола. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований длина окружности мяча 74,9 -78см, масса – 567 - 650 г, (для женских соответственно 72,4 - 73,7 см и 510 - 567 г).
Как вид спорта баскетбол выделяет свои спортивные дисциплины. Перечень спортивных дисциплин по баскетболу представлен в таблице № 1.
Таблица №1
Дисциплины вида спорта – баскетбол
(номер-код – 014 000 26 1 1 Я)
Дисциплины
|
Номер-код
|
Баскетбол
|
014 001 2 6 1 1 Я
|
Мини-баскетбол
|
014 003 2 8 1 1 Н
|
Баскетбол 3х3
|
014 002 2 8 1 1 Я
|
1.2. Специфика организации тренировочного процесса.
В учреждении организуется работа со спортсменами в течение календарного года.
Начало и окончание тренировочного года зависит от календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией для каждого вида спорта индивидуально.
В качестве основного принципа организации тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно на первых двух-трех годах спортивной подготовки) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести занимающихся к пониманию сути баскетбола с позиций возникающих и создающихся в ходе игры.
В этом случае тренировочный процесс, строится с учетом естественно и постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья занимающихся, развития у них специфических качеств, необходимых в баскетболе, ознакомления их с техническим арсеналом баскетбола, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям.
Тренировочный процесс по баскетболу ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Для проведения тренировочных занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера по баскетболу привлекается дополнительно второй тренер по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки в обязательном порядке осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Расписание тренировочных занятий (тренировок) по баскетболу утверждается после согласования с тренерским составом в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха спортсменов, с учетом их занятий в образовательных организациях и других учреждениях.
При составлении расписания тренировок продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах.
Допускается проведение тренировочных занятий одновременно со спортсменами из разных групп.
При этом должны соблюдаться все перечисленные ниже условия:
- разница в уровне подготовки спортсменов не превышает двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
- не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения;
- не превышен максимальный количественный состав объединенной группы.
Продолжительность тренировочных занятий:
- на этапе начальной подготовки – до 2-х академических часов;
- на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – до 3-х академических часов;
- на этапе совершенствования спортивного мастерства – до 4-х часов;
- на этапе высшего спортивного мастерства – до 4-х часов.
При проведении более 1 тренировочного занятия в день суммарная продолжительность занятий – до 8 академических часов.
Ежегодное планирование тренировочного процесса по баскетболу осуществляется в соответствии со следующими сроками:
- перспективное планирование;
- ежегодное планирование;
- ежеквартальное планирование;
- ежемесячное планирование.
После каждого года спортивной подготовки на этапах подготовки, для проверки результатов освоения программы, выполнения нормативных требований, спортсмены сдают нормативы итоговой аттестации.
По результатам сдачи нормативов итоговой аттестации осуществляется перевод спортсменов на следующий год этапа подготовки реализации программы.
В течение года спортивной подготовки на этапах подготовки, для проверки результатов освоения нормативных требований в соответствии с программой спортсмены сдают нормативы промежуточной аттестации.
Результатом сдачи нормативов промежуточной аттестации является повышение или совершенствование у спортсменов уровня общей и специальной физической подготовки.
Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.
Структура системы многолетней спортивной подготовки.
Структура организации системы многолетней спортивной подготовки формируется с учетом следующих компонентов системы построения спортивной подготовки:
- организационно-управленческий процесс построения спортивной подготовки по этапам и периодам спортивной подготовки по баскетболу;
- система отбора и спортивной ориентации, представляющая собой процесс, направленный на выявление задатков у юных спортсменов, выраженных в спортивной предрасположенности к занятиям по баскетболу и выявления индивидуальных возможностей в этом виде деятельности;
- тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий. В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей;
- соревновательный процесс, учитывающий организацию и проведение спортивных соревнований и участие в них спортсменов в соответствии с Календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, формируемым организацией на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Является специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также используется как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности спортсменов;
- процесс медико-биологического сопровождения, под которым понимается медицинское обеспечение, восстановительные и реабилитационные мероприятия;
- процесс ресурсного обеспечения, под которым понимается организация и планирование материально-технического обеспечения спортивной подготовки, обеспечение квалификационными кадрами.
Построения многолетней подготовки в баскетболе содержат следующие компоненты:
- этапы подготовки спортсмена на многие годы;
- возраст спортсмена на каждом из этапов;
- главные задачи подготовки;
- основные средства и методики тренировок;
- предельные тренировочные и соревновательные нагрузки.
С учетом этого структура системы многолетней подготовки по баскетболу предусматривает планирование и изучение материала на четырех этапах (таблица № 2).
Таблица № 2
Структура многолетней спортивной подготовки
Стадии
|
Этапы спортивной подготовки
|
Название
|
Обозначение
|
Период
|
Базовой подготовки
|
Начальной подготовки
|
НП
|
До года
|
Свыше года
|
Тренировочный (спортивной специализации)
|
Т(СС)
|
Начальной спортивной специализации
(до двух лет)
|
Максимальной реализации индивидуальных возможностей
|
Углубленной спортивной специализации (свыше двух лет)
|
Совершенствования спортивного мастерства
|
ССМ
|
Совершенствования спортивного мастерства (без ограничений)
|
Высшего спортивного мастерства
|
ВСМ
|
Высшего спортивного мастерства
(без ограничений)
|
Для достижения основной цели подготовки спортсменов баскетболистов на каждом этапе необходимо обеспечить решение конкретных задач:
1) этап начальной подготовки (до года, свыше года):
- вовлечение максимального числа юных спортсменов и подростков в систему спортивной подготовки по баскетболу, направленную на гармоническое развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники баскетбола, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
2) Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 1-го и 2-го годов спортивной подготовки:
|