Пояснительная записка
к проекту профессионального стандарта
«Профессиональный директор - член коллегиального органа
управления и контроля (совета директоров, наблюдательного
совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации»
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
-
Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
На современном этапе социально-экономического развития общества является актуальным реформирование системы квалификаций специалистов методом разработки профессиональных стандартов. Принятие Национального плана развития профессиональных стандартов определено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597.
Президентом Российской Федерации отмечалось также, что, в первую очередь, профстандарты должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для бюджетных учреждений. Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму законопроект, обязывающий госорганизации, госкомпании и госкорпорации подбирать и оценивать кадры на основе профессиональных стандартов.
Предполагается, что введение системы профстандартов позволит решить проблему кадрового дефицита. За последние годы рынок труда сильно модифицировался: появились новые отрасли, новые специальности, выросли требования к квалификации работников. Специалистов не хватает, а выпускники долгое время не могут найти работу. Одна из главных причин - разрыв между требованиями работодателей и уровнем профессиональной подготовки. Стандарты признаны «настроить» систему образования под требования рынка труда.
Современное состояние корпоративного управления, в том числе в компаниях с государственным участием, в России нельзя признать удовлетворительным. В связи с этим возрастает роль коллегиальных органов управления в системе корпоративного управления и контроля современных компаний. Принципы корпоративного управления требуют все большей степени открытости при обсуждении и совместном принятии важнейших корпоративных решений.
Коллегиальный орган управления, такой как совет директоров или наблюдательный совет в соответствии с законодательством и уставом организации наделяется полномочиями самостоятельно принимать решения по определенному кругу вопросов. Решения эти являются обязательными в данной организации. Решения этих коллегиальных органов управления организацией решающим образом влияют на разработку и проведение ее долговременной стратегии и текущей политики, определение размеров чистой прибыли, ее распределение, определение организационной структуры, установление численности работников, принятие других важнейших решений в области социально-экономического положения работников. Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются и назначаются высшим органом коллегиального управления - общим собранием акционеров или решением единственного акционера. Однако в силу закона именно члены совета директоров (наблюдательного совета) выполняют функцию общего руководства деятельностью организации и должны обладать соответствующими компетенциями, отличными как от компетенций единоличного исполнительного органа (генерального директора), так и от компетенций членов коллегиального исполнительного органа (правления), которые выполняют руководство текущей (операционной) финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Таким образом, необходимость профессионального стандарта Профессиональный директор - член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации обосновывается следующими условиями:
уточнение компетенций должностей к трудовым функциям; описание трудовых функций позволяет структурировать профессиональную деятельность руководителя, исключить дублирование трудовых функций по должностям. Поэтому профстандарт должен стать эффективным инструментом подбора, назначения и оценки руководителей высшего звена управления;
разграничение полномочий между уровнями коллегиальных органов управления, в целях достижения максимальной стандартизации подготовки материалов к заседаниям и информационного обмена между органами принятия решений;
конкретизация рекомендаций передовой практики корпоративного управления, описанных в Кодексе корпоративного управления, одобренном 21.03.2014 Советом директоров Банка России с учетом особенностей компании;
разработка федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, образовательных программ в образовательных организациях страны;
детализация деятельности руководителя, установление связи между содержанием этой деятельности и требованиями к тем или иным знаниям и умениям;
соотнесение российских специальностей и международных требований;
разработка качественных критериев для оценки руководителей, с помощью которых заинтересованные лица смогут контролировать качество и эффективность работы руководителей в коллегиальном органе управления (совете директоров, наблюдательном совете) и органе контроля (ревизионной комиссии).
Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Проект профессионального стандарта «Профессиональный директор - член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации» разработан в контексте реализации общей стратегии регулирования рынка труда и системы профессионального образования в области высшего руководства предприятий, организаций, в том числе с целью планирования различных траекторий образования, ведущих к достижению определенных квалификационных уровней, повышению квалификации.
Представленный проект профессионального стандарта разработан в соответствии с Макетом профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 12.04.2013 г. № 147н, Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н, а также Уровнями квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н (далее - Уровни квалификаций).
Проект профессионального стандарта описывает трудовые функции, трудовые действия и соответствующие им компетенции руководителей высшего звена, осуществляющих руководство учреждениями, организациями и предприятиями.
По результатам анализа структуры профессиональной трудовой деятельности вышеуказанной категории руководителей и соотнесения с Уровнями квалификаций, утвержденными Минтрудом России в целях разработки профессиональных стандартов, в проекте профессионального стандарта выделено два квалификационных уровня, соответствующие 7-му и 8-му квалификационным уровням, установленными Уровнями квалификации. Согласно принятой в настоящее время системе трудовой кодификации1 данному уровню присвоен следующий код: 11 - «Руководители высшего звена, высшие должностные лица и законодатели».
Выделение трудовых функций, описываемых в проекте профессионального стандарта, осуществлялось на основе содержательного анализа нормативно-правовых документов, Методических рекомендаций ОЭСР по корпоративному управлению2 и научной литературы в области корпоративного управления.
Определяющими характеристиками, которыми руководствовались разработчики проекта профессионального стандарта при отнесении деятельности члена коллегиального органа управления юридического лица с государственным участием, установлены Уровнями квалификаций:
• для 7 квалификационного уровня:
полномочия и ответственность:
определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами;
значительный вклад в определенную область деятельности;
ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях.
характер умений:
решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов.
характер знаний:
- создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Учитывая особенности профессиональной деятельности профессионального директора - члена коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации, описываемый в проекте профессионального стандарта квалификационный уровень содержит трудовые функции, содержание которых в целом аналогично, при этом основным критерием отнесения конкретной трудовой функции к определенному квалификационному уровню является показатель «сложность деятельности», выражающийся в особенностях методов и приемов, используемых работником для решения профессиональных задач, возникающих в управленческой деятельности.
На 7-м квалификационном уровне широта полномочий, ответственность, сложность и наукоемкость профессиональной деятельности значительно выше, чем у руководителей организаций. Специалист 7-ого квалификационного уровня - это член коллегиального органа управления или контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации, способный не только разработать оригинальные и нестандартные управленческие решения, но и сформировать целостную концепцию и стратегию развития юридического лица с государственным участием, в том числе включенного в перечень стратегических обществ, а также организовать их реализацию и обеспечить контроль при внедрении среднесрочной стратегии и долгосрочной программы развития, предназначенных для достижения целей, поставленных государством перед данным юридическим лицом.
Таким образом, относимая к 7-му квалификационному уровню обобщенная трудовая функция «Осуществление деятельности в совете директоров (наблюдательном совете) организации» включает следующие трудовые функции:
А/01.7
|
Организация контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации
|
А/02.7
|
Формирование и контроль реализации политики по кадрам и вознаграждениям
|
А/03.7
|
Организация деятельности по повышению эффективности функционирования организации в долгосрочной перспективе
|
А/04.7
|
Организация надзора (контроля) за сохранностью активов и соблюдением законодательства
|
А/05.7
|
Руководство комитетом совета директоров (наблюдательного совета)
|
Также относимая к 7-му квалификационному уровню обобщенная трудовая функция «Осуществление деятельности в органе контроля организации» включает следующие трудовые функции:
В/01.7
|
Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности организации
|
В/02.7
|
Проведение ревизии организации
|
Относимая к 8-му квалификационному уровню третья обобщенная трудовая функция «Руководство советом директоров (наблюдательным советом) организации» включает следующие трудовые функции:
С/01.8
|
Организация работы совета директоров (наблюдательного совета)
|
С/02.8
|
Координация внешних связей совета директоров (наблюдательного совета)
|
Четвертая обобщенная трудовая функция «Руководство органом контроля организации», относимая к 8-му квалификационному уровню, включает следующие трудовые функции:
D/01.8
|
Организация работы органа контроля организации
|
D/02.8
|
Координация внешних связей органа контроля организации
|
Проект Профессионального стандарта содержит следующие разделы:
Общие сведения;
Описание трудовых функций, входящих в проект профессионального стандарта (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
Характеристика обобщенных трудовых функций;
Сведения об организациях - разработчиках проекта профессионального стандарта.
При разработке настоящего проекта Профессионального стандарта при составлении трудовых функций использовались термины, понятия и определения, заимствованные из нормативно-правовых документов Российской Федерации.
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
2.1. Этапы разработки профессионального стандарта
Последовательность разработки профессионального стандарта «Профессиональный директор - член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации» обусловлена логикой функционального анализа профессиональной деятельности и Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации №170-н от 29.04.2013). В соответствии с указанными документами была проведена следующая работа в два логических этапа. Первый этап - подготовительный, целью которого являлось формирование единого подхода к подготовке проекта профессионального стандарта. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
а) предварительное совещание по вопросу инициирования разработки проекта профессионального стандарта;
б) анализ нормативно-правовой базы и иных организационно-распорядительных документов в части требований к профессии;
в) анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности;
г) анализ квалификационных характеристик в действующих классификаторах;
д) анализ состояния и перспектив развития коллегиальных органов в России.
Второй этап - основной, целью которого является подготовка проекта профессионального стандарта.
В рамках основного этапа проведена следующая работа:
Разработка проекта профессионального стандарта, в том числе:
а) разработка проекта функциональной карты и анкеты с первичным перечнем знаний, умений и трудовых навыков для последующего исследования;
б) проведение исследований для определения трудовых функций и уровней квалификации;
в) обобщение результатов исследований, обсуждение результатов с экспертами и заинтересованными организациями;
г) анализ, описание и уточнение обобщенных трудовых функций, определение уровней квалификации с учетом проведённых исследований;
д) подготовка предварительного проекта профессионального стандарта для вынесения на обсуждение.
Профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта и обобщение его результатов:
е) обсуждение проекта профессионального стандарта с экспертами и заинтересованными организациями:
размещение проекта профессионального стандарта на сайте ответственной организации разработчика - Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум»;
размещение проекта профессионального стандарта на сайте Минтруда России;
обсуждение проекта профессионального стандарта на заседаниях Комитета профессиональных стандартов и документации в области образования и аттестации;
проведение круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий для представителей профессиональных сообществ, экспертов, их объединений;
ж) сбор, обобщение и анализ поступивших замечаний и предложений, внесение изменений в проект профессионального стандарта:
сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта;
проведение анкетирования и интервью со специалистами в области проектирования и управления организацией.
В рамках заключительного этапа осуществлена:
а) подготовка документов с учетом всех обсуждений для представления в Минтруд России;
б) работа над исправлениями с учетом замечаний в рамках рассмотрения пакета документов Минтрудом России, Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и общественного обсуждения.
-
Сведения об организациях, на базе которых проводились исследования
Все исследования по разработке проекта Профессионального стандарта были проведены в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 23 от 22 января 2013 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» на базе Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум», город Москва, 125047, улица Тверская-Ямская 2-Я, 14, представляющей мнение большого количества экспертов, в том числе ведущих в нашей стране, по актуальным проблемам корпоративного управления и управления государственным имуществом, с привлечением следующих экспертов и экспертных организаций: Всероссийский Профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, НОУ ДПО «Институт профессионального образования», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Центр финансовых расследований при Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности»; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Центр делового образования, Союз профессиональных управляющих «Клуб директоров Самарской области», Ассоциация содействия развитию предпринимательства «Сообщество Сколково», НП «Российский Институт Директоров», ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», ООО «Экспертный центр по корпоративным отношениям», Центр корпоративного управления Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», НП «Русское общество управления рисками», Компания RQlab - Общество с ограниченной ответственностью «ЭрКуЛаб», ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», Саморегулируемая организация НП «Институт Профессиональных Аудиторов».
Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области корпоративного управления, председатели советов директоров и членов советов директоров юридических лиц с государственным участием, специалисты в области управления государственным имуществом, обучения и развития персонала, другие специалисты.
В соответствии со спецификой деятельности по разработке профессиональных стандартов основными критериями в процессе отбора экспертов были следующие:
уровень компетентности эксперта в области разработки профессиональных стандартов, а также в области корпоративного управления и управления государственным имуществом (учитываются профиль и уровень образования, профиль деятельности (насколько тесная связь с обозначенной областью), предшествующий опыт работы в области разработки профессиональных и образовательных стандартов);
полнота охвата группой разработчиков всех видов деятельности внутри профессионального стандарта;
степень объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения по формированию содержания профессионального стандарта.
К разработке профессионального стандарта были привлечены эксперты, обладающие знаниями и опытом практической деятельности в следующих сферах:
профессиональная деятельность в сфере корпоративного управления;
научные исследования в сфере корпоративного управления, экономики, государственного управления, управления государственным имуществом;
преподавание дисциплин в области экономики, корпоративного управления, государственного управления;
проведение статистических исследований в экономике, социологии, демографии, в производственной деятельности и других областях;
разработка квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.
Список отобранных в соответствии с данными требованиями экспертов приведен в дополнительных материалах к пояснительной записке.
Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах.
Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьи 17, 37, 38.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 37, 189.9, 189.12, 189.19, 189.31, 189.56.
Кодекс корпоративного управления, одобрен и рекомендован к применению 10.04.2014 № 06-52/2463 Советом директоров Банка России, статьи 1.1-356.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ст. 53, 65.3.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»).
Приказ Росимущества от 25.05.2010 г. № 129 «О расширении практики привлечения профессиональных директоров в акционерные общества с участием Российской Федерации».
Приказ Росимущества от 21.11.2013 № 257 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерных обществах».
Приказ Росимущества от 20.03.2014 № 86 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы комитетов по аудиту советов директоров акционерных обществ».
Приказ Росимущества от 29.12.2014 № 524 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием».
Приказ Росимущества от 21.01.2016 № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Приказ Росимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции».
|