Пояснительная записка к профессиональному стандарту

Пояснительная записка к профессиональному стандарту


Скачать 0.7 Mb.
Название Пояснительная записка к профессиональному стандарту
страница 1/4
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к профессиональному стандарту

«Специалист по обеспечению промышленной безопасности

при эксплуатации оборудования работающего под избыточным давлением

и подъемных сооружений»

Содержание
1) . Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций.

2) 1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности.

3) 1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности.

4) Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта.

5) 2.1. Этапы разработки профессионального стандарта.

6) 2.2. Информация об организациях, привлекаемых к разработке профессионального стандарта.

7) 2.2. Описание требований к экспертам, привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта.

8) 2.3. Описание использованных методов.

9) Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта.

10) Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта с государственными органами исполнительной власти и профсоюзной организацией.

Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций
1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности

В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», принятым Государственной думой от 23 ноября 2012 года № 236-ФЗ, введено понятие «профессиональный стандарт» в нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывается в целях:

- унификации, установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определения квалификационных требований к работникам; прозрачности подтверждения и оценки профессиональной квалификации  работников, выпускников организаций профессионального образования;

- обеспечения взаимодействия сферы труда и системы образования; поддержки непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учета требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения, в том числе модульных, экзаменационных требований;

- совершенствования деятельности по подбору подходящей работы, профессиональной ориентации населения;

- оценки качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирования трудовых ресурсов, согласования требований рынка труда и развития сферы профессионального образования и обучения.

В связи с этим проект профессионального стандарта «Специалист по обеспечению промышленной безопасности в сфере котлонадзора и подъемных сооружений» должен соответствовать всем современным требованиям, предъявляемым к организации и обеспечению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений и вертикального транспорта, объектов котлонадзора, сосудов работающих под избыточным давлением, а также характеризовать актуальные квалификации специалиста для осуществления вида профессиональной деятельности «Обеспечение промышленной безопасности в организации».

Промышленное развитие ХХ века открыло перед человечеством массу новых перспектив и возможностей, без которых теперь уже просто невозможно представить себе нашу современную жизнь. Рост промышленного производства сопровождался интенсивным строительством заводов и фабрик; бурным развитием нефтегазовых, химических, металлургических, горнодобывающих предприятий. Человеческая мысль никогда не стояла на месте, пытаясь найти оптимальные источники энергии. Построив гидроэлектростанции, мы подчинили себе энергию водного потока; затем, возведя атомные станции, мы стали использовать ядерную энергию. Однако все это не сделало нашу жизнь безопасней, скорее напротив. Ведь многие промышленные объекты либо производят что-то горючее, токсичное, окисляющее, взрывчатое и прочее вредное для человека и окружающей среды, либо используют эти ресурсы для получения того же топлива, энергии, сплавов, удобрений. Из-за этого такие предприятия относятся к опасным производственным объектам, аварии на которых могут угрожать жизни людей, наносить значительный экологический ущерб, губить флору и фауну. Не говоря уже о материальной составляющей такой трагедии. Именно поэтому так важно обеспечить безопасность опасных производственных объектов, все-таки легче предотвратить аварию, чем потом долгие годы бороться с ее последствиями. Ярким примером такой катастрофы могут служить трагические события апреля 1986 года — эхо Чернобыльского взрыва «не стихает» уже третий десяток лет!

Промышленность не всегда уделяет должное внимание вопросам безопасности как у нас в стране, так и далеко за её пределами. Катастрофа в Бхопале — крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа в современной истории, произошедшая в результате аварии на химическом заводе, принадлежавшем американской фирме Union Carbide и находящемся в индийском городе Бхопал с населением более миллиона человек ранним утром 3 декабря 1984 года привела к смерти по крайней мере 18 тысяч человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тысяч — в последующие годы. В 1970 году правительство Индии стало проводить политику по привлечению иностранных инвестиций в местную промышленность. Union Carbide Corporation (UCC) получила разрешение на постройку в Бхопале завода по производству пестицидов для нужд сельского хозяйства. Завод был построен дочерней компанией Union Carbide India Limited (UCIL). Изначально планировалось, что для производства пестицидов завод в Бхопале будет импортировать часть химикатов, произведённых UCC. Но, пытаясь конкурировать с другими химическими заводами, завод в Бхопале перешёл к более сложному и опасному производству. Неурожаи в Индии в 1980-х годах снизили спрос на продукцию завода, и его подготовили к продаже в июле 1984 года. Однако покупатель не был найден и работа на заводе в Бхопале продолжалась на оборудовании, которое к тому времени уже не соответствовало нормам безопасности. Непосредственной причиной катастрофы в Бхопале стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39 C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате аварии с 0:30 до 2:00 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия).

Катастрофа на нефтеперерабатывающем заводе фирмы Shewron в городе Ричмонде, США в августе 2012 года по данным, американского федерального агентства CSB, которое анализирует аварии с опасными веществами, произошла из-за элементарной коррозии технологического трубопровода.

Причиной крупнейшей аварии в августе 2009 года происшедшей на Саяно-Шушенской ГЭС Ростехнадзор России назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, повлекшее за собой затопление всей станции и гибель 75 человек. Получается, что тогда ответственные службы просто не доглядели за техническим состоянием опасного объекта или своевременно не приняли мер к устранению неполадок.

Важность обеспечения промышленной безопасности на повестку дня поставило само промышленное развитие ведущих индустриальных стран. В 1970–1980-е годы сначала в западных, а потом и в других странах произошли крупные аварии на объектах, использующих или производящих опасные вещества. Эти катастрофы дали четкий сигнал ученым, а потом и властям, что для устойчивости промышленного развития одной лишь традиционной техники безопасности уже явно недостаточно. Осмысление аварий не только ставит запретный барьер, но и намечает новый вектор безопасного развития страны — в этом основная задача обеспечения промышленной безопасности, и как научной дисциплины, и как процедуры государственного регулирования.

Для нашей страны жизненно важные вопросы обеспечения промышленной безопасности стали особенно актуальны в начале постсоветских реформ 90-х годов ХХ века. Именно в тот момент промышленность претерпевала жесткие формационные изменения, и нужно было предупредить, прогнозируемый многими видными экспертами, вал техногенных катастроф. Можно сказать, что общими усилиями ученых, специалистов, промышленников и государственных деятелей эту задачу тогда в значительной мере выполнили, приняв 21 июля 1997 года Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ и ряд взаимосвязанных с ним подзаконных актов.

Бизнес, повсюду активно борется за снижение административных барьеров, ратует за сокращение непроизводственных затрат, которые не несут прямой и быстрой прибыли. Но при этом забывает об опасностях, сопровождающих эти процессы. Именно поэтому сегодня и уделяется самое пристальное внимание новациям в области промышленной безопасности, как составной части индустриального развития. Значительная часть инновационных отечественных и зарубежных разработок реализована последними изменениями внесенными в последнюю редакцию Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Совместными усилиями государства, промышленников и научного сообщества постоянно совершенствуются методы предотвращения аварий на опасных производствах.

Под понятием промышленной безопасности опасных производственных объектов принятым в соответствии с положениями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) понимается - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

В частности к таким опасным производственным объектам относятся – объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы: эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), которые в свою очередь представляют собой технические устройства, предназначенные для перемещения людей и грузов с одного уровня на другой, являющиеся как средствами вертикального транспорта, так и грузоподъемными машинами (далее - подъемные сооружения), а также объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Обеспечение безопасности при использовании опасных производственных объектов является определяющим параметром при их эксплуатации и защищается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности. Опасные производственные объекты в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов Российской Федерации.

По состоянию на 2015 год в государственном реестре опасных производственных объектов Российской Федерации ведение, которого осуществляет Ростехнадзор, зарегистрированы: 302037 сосудов работающих под избыточным давлением; в том числе 5817 с быстросъемными крышками; 27544 передвижных; 5059 газификаторов; 842 барокамеры; 34068 трубопроводов пара и горячей воды; 71016 котлов; в том числе 53436 паровых; 9591 водогрейных; 1138 котлов-утилизаторов; 82 содорегенерационных; 5931 передвижных; 103 котла с водоочисткой, и 735 электрических. В государственном реестре опасных производственных объектов Российской Федерации также зарегистрировано: 816628 подъемных сооружений, в их числе; 242231 – грузоподъемных кранов; из них 78868 – мостовых кранов; 15978 козловых кранов; 19653 башенных кранов; 3425 портальных кранов; 78835 автомобильных кранов; 7342 пневмоколесных кранов; 11159 гусеничных кранов; 6068 железнодорожных кранов; 13057 кранов-манипуляторов; 6774 кранов-трубоукладчиков; 1072 специальных кранов; 25815 подъемников-вышек и 4442 строительных подъемника, а также 167 подвесных канатных дорог, 521 буксировочная канатная дорога, 2 фуникулера, 10757 эскалаторов и 3085 платформ подъемных для инвалидов, 529662 лифта, в том числе 473168 пассажирских, 47407 грузовых и 9069 больничных лифтов.

В целях обеспечения промышленной безопасности подъемных сооружений и оборудования работающего под избыточным давлением в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности должен быть организован производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности - условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, содержащихся в Федеральном законе № 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Ответственным за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с «Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 назначается один из заместителей руководителя организации эксплуатирующей опасный производственный объект - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек; специально назначенный работник - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек; руководитель службы производственного контроля - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а именно - иметь:

- высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;

- стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;

- удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

Проект профессионального стандарта «Специалист по обеспечению промышленной безопасности в сфере котлонадзора и подъемных сооружений» предполагает установление четких компетенций направленных на осуществление трудовых функций по организации и обеспечению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасной при эксплуатации подъемных сооружений и вертикального транспорта, оборудования работающего под избыточным давлением.

Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Трудовой кодекс РФ введена статья 195.3, указанной статьей определено: если настоящим Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, установлено что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

- приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

- принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

- анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

- своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

- принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

- вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

- представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны:

- соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

- незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

- в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Порядок и требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью в Федеральном законе № 116-ФЗ оговорены отдельно в статье 11, а требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, установлены в форме «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263.

Требования к особенностям по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений, объектов котлонадзора и сосудов, работающих под избыточным давлением конкретизированы в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533; «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06 февраля 2014 г. № 42; «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2013 года N 563; «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 января 2014 г. № 9; «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. N 116.

Профессиональный стандарт «Специалист по обеспечению промышленной безопасности в сфере котлонадзора и подъемных сооружений» - устанавливает квалификационные требования к уровню знаний, умениям профессиональным навыкам, а также профессиональному образованию и практическому опыту, необходимому для выполнения работ по организации и осуществлению производственно контроля при эксплуатации подъемных сооружений и сосудов работающих под избыточным давлением в целях выполнения требований, установленных Федеральным законом № 116-ФЗ.

Для формулирования современных требований к профессиональной компетентности в рамках создания проекта профессионального стандарта «Специалист по обеспечению промышленной безопасности в сфере котлонадзора и подъемных сооружений» активизирована работа по формированию системы обновленных требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с реальными условиями труда квалифицированного персонала выполняющего указанные работы по эксплуатации подъемных сооружений и оборудования работающего под избыточным давлением, созданы основания для проведения процедур аттестации и оценки квалификации персонала, разработки должностных инструкций, что, в свою очередь, дает основу для финансовой и социальной поддержки кадров.

При анализе профессионального профиля работников, осуществляющих деятельность по организации и осуществлению производственного контроля и обеспечении промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений, оборудования работающего под избыточным давлением был проведен анализ спектра документов, определяющих формальные рамки данного вида профессиональной деятельности.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Приказом Министерства промышленности и торговли российской федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) от 31 января 2014 г. N 14-ст, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, монтажу, реконструкции, модернизации подъемных сооружений отнесена к группировкам: 28.22.4 Производство подъемных кранов; 28.22.41 Производство подъемных кранов для строительства; 28.22.42 Производство прочих подъемных кранов; 28.22.6 Производство лифтов, скриповых подъемников, эскалаторов и движущихся пешеходных дорожек; 28.22.9 Производство прочего грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования; 33.12 Ремонт машин и оборудования; 33.20 Монтаж промышленных машин и оборудования; 43.29 Производство прочих строительно-монтажных работ; 49.31.24 Деятельность метро по перевозке пассажиров; 49.31.25 Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, являющимися частью городской или пригородной транспортной системы; 49.39.2 Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками, не являющимися частью внутригородской, пригородной или городской и пригородной транспортных систем, а деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, модернизации, реконструкции оборудования работающего под избыточным давлением отнесена к группировкам: 35.30.1 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии); 35.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии); 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); 35.30.4 Обеспечение работоспособности котельных; 35.30.5 Обеспечение работоспособности тепловых сетей; 36.00 Забор, очистка и распределение воды.

Анализ данных видов профессиональной деятельности осуществлялся на основании изучения практики работы соответствующего персонала, а также путем исследования законодательства Российской Федерации, нормативной, правовой документации и локальных актов, ориентированных на обеспечение требований к безопасной эксплуатации подъемных сооружений, оборудования работающего под избыточным давлением:

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность машин и оборудования» ТР ТС 010/2011;

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013;

«Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06 февраля 2014 г. № 42;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог» утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2013 года N 563;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах» утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 января 2014 г. № 9;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. N 116.

При разработке проекта профессионального стандарта были учтены требования социально-ориентированных нормативных документов:

Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 236-ФЗ, от 29.12 2012 N 280-ФЗ, с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N3-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О, от 03.11.2009 N 1369-О-П, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П), Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 N 597;

Кроме того, при разработке проекта профессионального стандарта «Специалист по обеспечению промышленной безопасности в сфере котлонадзора и подъемных сооружений» были использованы требования нормативных и методических рекомендаций, регламентирующих деятельность по разработке профессиональных стандартов:

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы» от 29.11.2012 N 2204-р.

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы» от 29.11.2012 N 2204-р.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил разработки, применения и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 N 23.

Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013г. N147н.

Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013г. N148н.

Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2013г №170н.

1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности «Обеспечение промышленной безопасности в организации» были выделены обобщенные трудовые функции (далее – ОТФ) и составляющие их трудовые функции (далее – ТФ).

Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ и ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:

1. Соответствие требованию полноты перечня. Совокупность ТФ полностью охватывает ОТФ; совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности «Обеспечение промышленной безопасности в организации», выполнение всех перечисленных ОТФ необходимо и достаточно для достижения цели ВПД «Организация и обеспечение промышленной безопасной при эксплуатации подъемных машин и сооружений, объектов котлонадзора и сосудов находящихся под избыточным давлением».

2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ и ТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются подавляющим большинством представителей профессионального сообщества.

3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ и ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, т.е. ее выполнение должно приводить к получению конкретного(ых) отчуждаемого(ых) результата(ов).

4. Соответствие требованию проверяемости (сертифицируемости). Существует возможность объективной проверки владения специалистом любой из ТФ и ОТФ.

Анализ базовых групп в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОК 010−2014 (МСКЗ−08)), утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст, предусматривает отнесение профессионального поля Специалист по обеспечению промышленной безопасности в сфере котлонадзора и подъемных сооружений к базовым группам: 2141 Инженеры в промышленности и на производстве, 2142 Инженеры по гражданскому строительству.

Анализ базовой группы 2141 Инженеры в промышленности и на производстве показывает, что в типовые функции данного персонала входит выполнение обязанностей по организации и осуществлении надзора за строительством, эксплуатацией и техническим обслуживанием промышленных процессов и установок. Они разрабатывают программы для координации производственной деятельности и оценки экономической эффективности и безопасности. Их обязанности включают выполнение задач в области:

− изучения должностных инструкций, организационных диаграмм и информации о проекте для определения функций и обязанностей специалистов и рабочих структурных и производственных подразделений, а также для выявления и устранения областей дублирования;

− определение программ нормирования труда и анализ работ, наиболее типичных для определенного занятия, с целью разработки нормативов трудозатрат для эффективного использования рабочей силы;

− анализ использования рабочей силы, схемы объекта, эксплуатационных данных и производственных графиков и расходов для определения оптимальной эффективности работников и оборудования;

− разработка производственных спецификаций и определение материалов, оборудования, системы трубопроводов, движения материалов, мощностей и размещения установок и систем;

− организация и управление трудовыми ресурсами проектов и доставкой материалов, установок и оборудования;

− определение порядка и регламентов проведения работ, связанных с установкой, модификацией, контролем качества, испытанием, инспектированием и техническим обслуживанием в соответствии с техническими принципами и правилами техники безопасности;

− анализ работы установок для повышения и обеспечения производительности;

− руководство техническим обслуживанием установок, сооружений и оборудования, а также координация требований к новым проектам, исследованиям и графикам технического обслуживания;

− консультирование руководства по вопросам новых методов производства, технологиям и оборудованию;

− поддержание связи с отделами закупок, хранения и контроля для обеспечения устойчивого потока снабжения. Примеры профессий, входящих в базовую группу: Инженер на производстве, Инженер-металловед, Инженер-технолог.

Анализ базовой группы 2142 Инженеры по гражданскому строительству показывает, что в типовые функции данного персонала входит выполнение обязанностей организации эксплуатации гражданских объектов; инженеры по гражданскому строительству также изучают и консультируют по технологическим аспектам, связанным с определенными материалами. Их обязанности включают выполнение задач в области:

− проведение исследовательской работы и разработка новых или усовершенствование существующих теорий и методов, связанных с гражданским строительством;

− проектирование сооружений, таких как мосты, плотины, доки, дороги, аэропорты, железные дороги, каналы, трубопроводы, канализационные системы и системы паводкового сброса, а также промышленные и другие крупные здания;

− определение методов строительства, материалов и стандартов качества, а также руководство строительными работами;

− определение систем контроля для обеспечения эффективного использования сооружений, безопасности и защиты окружающей среды;

− организация и контроль технического обслуживания и ремонта существующих гражданских сооружений;

− анализ поведения почв и горных пород под давлением предлагаемых к сооружению строений, а также проектирование фундаментов сооружений;

− анализ устойчивости сооружений и испытания поведения и прочности материалов, используемых для их строительства. Примеры профессий, входящих в базовую группу: Инженер по гражданскому строительству, Инженер строительной лаборатории, Инженер-строитель.

Проведенный анализ действующих классификаторов, а также функциональный анализ разделения трудовых функций позволили определить границы будущего профессионального профиля «Специалист по обеспечению промышленной безопасности в сфере котлонадзора и подъемных сооружений». В связи с чем, в профессиональном стандарте выделилось три самостоятельные обобщенные трудовые функции (ОТФ), которые отражают разделение труда специалистов, осуществляющих деятельность по организации и осуществлению производственного контроля и обеспечении требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений и сосудов, работающих под избыточным давлением (Табл. 1).

Таблица 1




Обобщённые трудовые функции (ОТФ)

A

Обеспечение промышленной безопасности при вводе в эксплуатацию опасного производственного объекта

B

Обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта

С

Обеспечение промышленной безопасности при реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасного производственного объекта


Уровни квалификации в разработанном профессиональном стандарте тождественны уровням ответственности специалистов за результаты работ по наладке и обеспечению безопасности подъемных сооружений и оборудования работающего под избыточным давлением и выражают уровни сложности знаний и умений, по требованиям к уровню образования, по широте полномочий и ответственности, а также по путям достижения уровня квалификации.

Трудовые функции, входящие в ОТФ А, В, С (табл. 2) включают трудовые действия, знания и умения, относящиеся относятся к 7-му уровню квалификации и предусматривают деятельность по определению стратегии, управления процессами, в том числе и применением инновационной деятельности на уровне организации или подразделения, требующих принятия решений с ответственностью за результат деятельности организации или подразделения, решения задач с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных, а также разработку новых технологий, понимание методологических основ профессиональной деятельности, создания новых знаний прикладного характера в определенной области, определение источников информации, и поиск новой информации, необходимой для развития профессиональной деятельности.

Таблица 2

Наименование трудовой функции

Код

Уровень (подуровень) квалификации

А/01. Организация мероприятий по обеспечению промышленной безопасности при вводе в эксплуатацию опасного производственного объекта

А.01/7

7

А/02. Организация подготовки и контроль, за обучением и аттестацией работников опасного производственного объекта

А.02/7

7

А/03. Организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при вводе в эксплуатацию опасного производственного объекта

А.03/7

7

В/01. Осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте

В.01/7

7

В/02. Организация и проведение мероприятий по техническому освидетельствованию, диагностированию, экспертизе промышленной безопасности, техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте

В.02/7

7

В/03. Организация и осуществление мероприятий по подготовке, обучению и аттестации работников опасного производственного объекта

В.03/7

7

В/04. Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и локализации аварий и инцидентов, а также устранению причин и последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, снижению производственного травматизма

В.04/7

7

В/05. Расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве, аварий и инцидентов

В.05/7

7

В/06. Контроль по обеспечению готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте

В.06/7

7

С/01 Обеспечение требований промышленной безопасности при выводе опасного производственного объекта в ремонт или на консервацию и/или ликвидации опасного производственного объекта

С.01/7

7


К ОТФ А, В и С отнесены трудовые функции, которые может выполнить специалист, соответствующий 7 уровню квалификации, что определяет необходимость получения высшего профессионального образования по программам подготовки специалистов высшего уровня квалификации - бакалавриата.

Выделение трудовых функций и их дифференциация по соответствующим уровням квалификации осуществлялось на основе всестороннего функционального анализа:

- нормативных документов в области технического регулирования;

- квалификационных характеристик по профессиям служащих – инженеры в промышленности и на производстве, инженеры по гражданскому строительству, включённых в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);

- инструкций по эксплуатации подъемных машин и оборудования, сосудов работающих под избыточным давлением поставляемых изготовителями, в том числе и иностранными;

- результатов интервьюирования экспертов и специалистов в области технического обслуживания и ремонта, а также в области оценки соответствия подъемных сооружений и оборудования работающего под избыточным давлением;

- Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;

- Технического регламента Таможенного союза «Безопасность машин и оборудования» ТР ТС 010/2011;

- Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013;

- «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263;

- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533;

- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06 февраля 2014 г. № 42;

- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2013 года N 563;

- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 января 2014 г. № 9;

- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. N 116.
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Волочильщик»
Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей»
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к Профессиональному стандарту «Автоклавщик»
Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Электромонтажник»
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Асфальтобетонщик» Содержание
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Машинист асфальтоукладчика» Содержание
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Машинист трубоукладчика» Содержание
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к Профессиональному стандарту «Машинист строительного подъемника»
Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Машинист щебнераспределителя» Содержание
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту«Машинист автогрейдера» Содержание
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Машинист экскаватора» Содержание
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Машинист катка» Содержание
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Машинист перегружателя...
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к Профессиональному стандарту «Машинист крана общего назначения»
Общая характеристика вида профессиональной деятельности и трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Машинист буровой установки» Содержание
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Инженер-проектировщик тепловых сетей»
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Пояснительная записка к профессиональному стандарту icon Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Специалист по капитальному ремонту скважин»
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций 3

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск