Скачать 1.24 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «БИЗНЕС-АНАЛИТИК». Содержание Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности…………...............1 1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности………...1 1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации…………………………………………………………………………………..7 1.3. Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификаций……………………………………………………….10 Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта……….......17 2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования…............17 2.2. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов……………………………………………………………………..19 2.3. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта ……………………………………………………………………………………....20 Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности
Анализ перспектив развития бизнес-анализа как вида профессиональной деятельности Должность аналитика становится все более престижной и высокооплачиваемой в банковском секторе, в холдинговых структурах, департаментах стратегического развития крупных коммерческих организаций, государственных корпорациях. При этом сфера биз-нес-анализа распространяется не только на деятельность работников, занимающих офици-альные должности бизнес-аналитиков. Характерный для бизнес-анализа стейкхолдерский подход постепенно проникает и в деятельность специалистов выполнявших ранее лишь тра-диционные функции анализа хозяйственной деятельности, инвестиционного и финансового анализа. Так, развивающаяся сфера консалтинговых услуг, в том числе оценочный бизнес, различные виды аудита, саморегулируемые организации нуждаются в специалистах по фи-нансовому анализу, обосновывающих управленческие решения (в том числе и по изменени-ям бизнеса). В результате растет спрос работодателей на таких специалистов. Доказатель-ством востребованности аналитических кадров являются результаты проведенных исследо-ваний ведущих экономических журналов (рис. 1). По данным рейтинга профессий, прово-димого аналитиками журнала «Абитуриент» , в число редакторов и авторов которого входят российские управленцы и журналисты, профессия «финансовый аналитик» заняла 6-е место из 20 самых высокооплачиваемых и востребованных в России. Рис. 1. Востребованность и перспективность профессии бизнес-аналитика по результатам обсле-дования российских компаний По оценкам экспертов кадрового агентства «Юнити» , за 2015 год произошло удвое-ние числа вакансий бизнес-аналитиков. Уровень заработной платы их колеблется в пределах от 45 до 150 тыс. руб. в месяц, а специалисты с 5-летним стажем претендуют на 150–200 тыс. руб. в месяц. При этом рынок кандидатов очень узок и сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку именно здесь находятся головные структуры большинства компаний . По мнению экспертов хедхантинговых компаний, бизнес-аналитики наиболее вос-требованы в банковском и инвестиционном секторах, в финансовых корпорациях и топлив-но-энергетическом комплексе. Кроме того, высокая востребованность данных специалистов имеется в компаниях-интеграторах, занимающихся полным циклом автоматизации и модер-низации процессов компаний-заказчиков. «Бизнес-аналитики становятся принимающими на себя многообразные роли в организации, по мере того, как руководители признают важ-ность управления бизнес-процессами» — сказал Марк Башрум (Mark Bashrum), вице-президент по маркетингу и стратегической разведке в компании ESI International (мировой лидер, одним из направлений подготовки специалистов которого является бизнес-анализ). Если говорить о тенденциях развития профессии бизнес-аналитика, то можно приве-сти мнение профессионала в этой области. Аарон Виттенбергер (Aaron Whittenberger), биз-нес-аналитик из Цинциннати (штат Огайо, США), консультант в области бизнес-анализа, имеющий 27-летний опыт в сфере бизнеса, один из ведущих специалистов по бизнес-анализу и сертификации профессионалов в области бизнес-анализа в Международном ин-ституте бизнес-анализа (IIBA®) выделил несколько ключевых тенденций: 1. В перспективе востребованность бизнес-аналитиков будет возрастать, так как управление бизнесом становится все более сложным. 2. Бизнес-анализ продолжает превращаться в профессию с быстрым карьерным ро-стом. 3. Происходит все большее сближение профессий бизнес-аналитика, системного ана-литика, организатора и контролера бизнес-процессов. 4. В малых и средних организациях бизнес-аналитики выполняют функции руково-дителей проектов. 5. Бизнес-аналитики будут играть решающую роль в обосновании решений и реали-зации инвестиционных проектов. В ответ на эти вызовы современной экономики система высшего образования стиму-лирует университеты к созданию востребованных магистерских программ, обеспечивающих формирование у будущих кадров необходимых профессиональных компетенций — способ-ность отбирать и консолидировать информацию, выполнять всесторонний экономический анализ проблемы, позволяющие обосновывать тактические и стратегические действия ком-пании [1, 2]. Американский экономист, профессор Чикагского университета, член Национальной академии наук США, нобелевский лауреат 2013 г. Ларс Питер Хансен (Lars Peter Hansen), выступая на конференции в Финансовом университете при Правительстве Российской Фе-дерации 25.03.2015, посвятил свой доклад значимости комплексного аналитического подхо-да в современных исследованиях, в частности, в финансовых прогнозах для формирования более достоверных оценок в условиях неопределенности, в том числе математико-статистических, качественных, эвристических, методов поведенческой экономики. Безусловно, любой анализ является субъективным, но он основывается на опреде-ленной доказательной научно-методической базе, а количественные расчеты должны допол-няться результатами экспертных оценок, поскольку в условиях неопределенности и рисков значительно повышается роль личности и эмоционального интеллекта в обосновании при-нятия правильных решений [4]. Современная система подготовки кадров с высшим образованием предполагает три уровня формирования профессиональных аналитических компетенций: - в рамках бакалавриата (формирование базовых аналитических компетенций на ос-нове изучения таких дисциплин, как «Теория экономического анализа», «Экономический анализ», «Финансовый анализ», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», «Анализ финансовой отчетности», «Управленческий анализ», «Стратегический анализ»). - в рамках магистратуры (овладение методикой и методологией проведения экономи-ческого анализа, навыками самостоятельной исследовательской работы, микроэкономиче-ского и макроэкономического анализа и моделирования с применением современных ин-струментальных средств, формирования прогнозов развития конкретных экономических процессов на микро- и макроуровне, специализированные магистерские программы по биз-нес-анализу). - в рамках третьего уровня подготовки аналитиков — подготовки кадров высшей квалификации в рамках аспирантуры по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» (научные специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика», разд. 2 «Экономиче-ский анализ» и 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» - в соответствии с конкретными темами диссертационных исследований). Практика трудоустройства выпускников, приобретших профессиональные компетен-ции бизнес-аналитиков, свидетельствует об их безусловной востребованности. Но разра-ботка и утверждение профессионального стандарта «Бизнес-аналитик», без всякого сомне-ния, будет способствовать юридическому оформлению профессии бизнес-аналитиков и еще более повысит спрос на специалистов этого профиля. Работодатели приобретут четкие ори-ентиры в области их наделения соответствующими полномочиями и обязанностями, предъ-явления требований к их профессиональной подготовке, знаниям и умениям. В свою очередь, появление этого стандарта окажет влияние и на подготовку кадров бизнес-аналитиков. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании» образовательные организации обязаны формировать свои новые образовательные программы или актуализи-ровать действующие в соответствии с профессиональными стандартами. В тех случаях, ко-гда они заявляют подготовку бизнес-аналитиков, их образовательные программы будет необходимо подвергнуть профессионально-общественной аккредитации с оценкой соответ-ствия требованиям профессионального стандарта «Бизнес-аналитик». Начинает развиваться и система независимой оценки квалификации работников. Утверждение стандарта «Бизнес-аналитик» позволит расширить сферу такой оценки и на работников этой профессии. Это послужит важным фактором повышения уровня профессиональной подготовки специали-стов, стимулом для их постоянной самоподготовки и повышения квалификации. Соответ-ственно, можно прогнозировать и развитие сети учебных центров по дополнительной про-фессиональной подготовке и повышению квалификации бизнес-аналитиков (наряду с суще-ствующими учебными центрами по подготовке аналогичных специалистов в области IT). Работа подобных центров также потребует использования профессионально подготовлен-ных кадров. Общая востребованность профессии объясняется обостряющейся конкурентной борь-бой, непредсказуемостью изменений внешнего окружения бизнеса, постоянным усложнени-ем деловых связей, бизнес-процессов и технологий во всех отраслях экономики. В резуль-тате этого непрерывно растет потребность в профессиональном подходе к выявлению новых требований к бизнесу и связанных с ними проблем, разработке рекомендаций для их воз-можных решений при помощи изменений в целевых установках и организации бизнеса, ас-сортименте продукции, технологиях, ценовой политике, финансовых схемах и т.п. Такого рода деятельность должна носить не разовый, эпизодический характер, связанный с иници-ацией и разработкой отдельных проектов, она должна быть систематической, выполняемой специально подготовленными профессионалами в рамках их установленных должностных обязанностей. В круг таких обязанностей должен входить постоянный мониторинг состава ключевых стейкхолдеров компании и их требований, сопоставление этих требований и фак-тических параметров деятельности, выявление разрывов и бизнес-проблем, обоснование корректирующих воздействий или масштабных инновационных проектов, направленных на решение выявленных проблем при помощи адекватных изменений бизнеса. Более высокий уровень бизнес-анализа неизбежно будет связан с обоснованием мер стратегического долгосрочного характера, направленных на изменения планов стратегиче-ского развития компаний и необходимых для их реализации бизнес-моделей. В соответ-ствии с этим, необходимым компонентом деятельности бизнес-аналитиков должен стать форсайт-анализ, позволяющий совместно с представителями ключевых заинтересованных сторон формировать различные сценарии будущего развития и обосновывать стратегиче-ские меры, способные направить ход событий по наиболее благоприятному варианту. Интуитивно принимаемые решения лишь на базе профессионального опыта, тради-ционной технической или экономической подготовки, ориентации на требования собствен-ников и клиентов уже не гарантируют устойчивого долгосрочного развития компаний. Объективно требуется анализ требований и других групп заинтересованных сторон бизнеса, способных оказывать на него влияние. При этом все большее значение приобретает учет социальных и экологических требований, требующих соответствующих изменений бизнеса. Растут ожидания относительно повышения качества принимаемых решений и снижения со-путствующих рисков. Бизнес-анализ является перспективным инструментом обоснования направлений инновационной активности организаций и конкретных проектов, создания условий устойчивого развития этих организаций, регионов, отраслей и общества в целом. Дальнейшее повышение востребованности и усложнение сферы деятельности бизнес-аналитиков приведёт к развитию профессии бизнес-аналитика в направлении охвата боль-шего числа отраслей, появления новых методов бизнес-анализа, развитию специализации внутри профессии. Следует отметить, что бизнес-анализ, как сфера профессиональной деятельности, объ-ективно не может развиваться без проведения научных исследований и развития его мето-дологических основ. Как новое научное направление, бизнес-анализ потребует привлечения кадров исследователей, которым также будет необходима базовая профессиональная подго-товка. В связи с этим развитие и научной ветви профессии бизнес-аналитиков представляет-ся весьма перспективным, способствующим общему подъему уровня экономической работы и управления в Российской Федерации. Литература по актуальности профессии 1. Бариленко В.И. Подготовка бизнес-аналитиков // Экономический анализ: теория и прак-тика. 2011. № 33. С. 42–47. 2. Бариленко В.И. и др. Основы бизнес – анализа: учебное пособие (Магистратура). – М.: КНОРУС, 2016. – 272 с. 3. Донцова Л.В. О магистерских программах подготовки профессиональных аналитиков нового поколения // Журнал исследований по управлению. 2015. Т. 1. № 1. C. 31–48. 4. Казакова Н.А. Проблемы реформирования высшего экономического образования и вос-требованность аналитических кадров в российской экономике в условиях кризиса // Эко-номический анализ: теория и практика. 2009. № 23. С. 15–19. 5. Казакова Н.А. О перспективных направлениях в экономическом образовании // Дизайн и технологии. 2010. № 18 (60). С. 73–79. 6. Казакова Н.А. Предпосылки становления новой экономической специальности — ана-литика // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 7. С. 56–59. 7. Казакова Н.А. Бизнес-аналитика как мировой тренд на рынке труда в условиях глобали-зации экономических рисков // Международная экономика. 2015. № 7. С. 72–77. 8. Мельник М.В. Условия успешного использования профессиональных стандартов. // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 3. С. 55-64. Анализ Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) На сегодняшний день в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) не предусмотрена должность «бизнес-аналитика» в связи с недостаточной юридической оформленностью данной профессии в России. Очевидно, что все функции бизнес-аналитика невозможно отразить через любую другую позицию, представленную в ЕКС, к тому же, целый ряд функций бизнес-аналитика по результатам анализа и вовсе не был обнаружен в данном документе. В то же время, следует учесть, что в соответствии с концепцией Международного института бизнес-анализа, бизнес-аналитик – это любое лицо, которое выполняет задачи бизнес-анализа, описанные в руководстве BABOK, независимо от своей должности или организационной роли.1 Бизнес-аналитик отвечает за обнаружение, обобщение и анализ информации из разных источников в рамках компании, в том числе: инструментов, процессов, документации, а также заинтересованных лиц. Бизнес-аналитик отвечает за выявление реальных потребностей заинтересованных лиц (что часто включает в себя разбор и прояснения выражаемых пожеланий) для того, чтобы определить основные задачи и выявить мотивы их решения. Бизнес-аналитики принимают активное участие в том, чтобы спроектированное и реализованное решение соотносилось с потребностями заинтересованных лиц. При этом следует выделить профессиональные обязанности бизнес-аналитика. Выделим некоторые наиболее распространенные и важные из них: сбор, формализация и согласование требований стейкхолдеров; сбор информации, описание и моделирование бизнес-процессов; взаимодействие с заинтересованными лицами; |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «бизнес-аналитик» Общая характеристика вида профессиональной деятельности |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Работник по мониторингу и диагностике гидротехнических сооружений гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций» |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Работник по ремонту гидротурбинного и гидромеханического оборудования гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций» |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта (актуализированного) Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта ... |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Официант / Бармен» Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций 2 |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист... Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Работник по мониторингу и диагностике оборудования и систем гидроэнергетических объектов гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих... |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «администратор баз данных» I. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист... Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций. 2 |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта ... |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Работник по эксплуатации оборудования автоматизированных систем управления технологическим процессом гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих... |
||
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Аудитор... I. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций. 1 |
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Оператор... Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций 3 |
Поиск |