Скачать 1.99 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия медиаиндустрии» На правах рукописи Соломатин Алексей Николаевич КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИИ (на примере телеканала RT – Russia Today) 10.01.10 – журналистика Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Дугин Евгений Яковлевич Москва – 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Теоретико-методологическое обоснование исследования имиджа России …………...……………………………………………….....14
имиджа………………………………………………………………………..14
государства…………………………………………………………………...42 ГЛАВА II. Телеканал RT – Russia Today в государственной информационной политике формирования имиджа России за рубежом …………….……………………………………………………..54 2.1 Трансформации информационной политики России за рубежом.…...54 2.2. Типологические характеристики и жанрово-тематическая структура передач телеканала RT – Russia Today.………………………..72 ГЛАВА III. Анализ эффективности телеканала RT – Russia Today по созданию и продвижению внешнеполитического имиджа России ….…………………………………………………..….......101 3.1. Особенности восприятия России за рубежом….…………………….101 3.2. Формы и методы взаимодействия c целевой аудиторией...………...121 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….141 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….....145 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена новыми условиями и факторами, влияющими на положение российского государства в мировом сообществе, на его восприятие общественным мнением за рубежом. Международное вещание рассматривается также с позиций концептуально обоснованных намерений по созданию позитивного образа государства в целях стимулирования притока иностранных инвестиций и ускорения интеграционных процессов вхождения России в мировое сообщество. Внешнеполитический имидж России при этом определяется как информационный продукт целенаправленной деятельности властных структур, преломляющийся через массовое сознание зарубежной аудитории с помощью различных информационно-коммуникативных средств, в частности телеканала RT-Russia Today1, а также и новых информационных технологий, таких как глобальная информационная сеть Интернет и мультимедийная коммуникация. Повсеместное распространение компьютерных и телекоммуникационных технологий, их массовое освоение населением и динамичный рост сети «коммуникативных сообществ» приобретают характер глобальной информационно-коммуникативной революции, и требует выработки адекватных коммуникативных стратегий, т.е. концептуально обоснованных намерений институтов власти и управления. Вместе с тем приходится учитывать постоянное воздействие информационно-пропагандистских кампаний по созданию негативного имиджа руководства нашей страны и российских граждан, по внедрению в мировом общественном мнении отрицательных стереотипов времён «холодной войны». Преодоление стереотипных представлений, создающих барьеры к сотрудничеству России и западных стран, выдвигается в одно из важнейших условий для вхождения российского государства в мировое сообщество. Отмеченные факторы и условия актуализируют необходимость анализа формирования образа России и научно-обоснованных коммуникативных стратегий по формированию международного имиджа государства и нейтрализации враждебных пропагандистских кампаний и информационных войн. Особо следует отметить, что коммуникативная стратегия телеканала RT еще не была предметом специального исследования. Теоретически не осмыслен обширный эмпирический материал о деятельности телеканала, а также его концепция, которая постоянно совершенствуется и развивается. Несмотря на то, что телеканал располагает солидной базой данных о своей зарубежной аудитории, до сих пор не было предпринято попыток проанализировать и ввести в научный оборот результаты опросов целевой аудитории, проведенных авторитетными зарубежными компаниями по изучению общественного мнения. RT – первый российский телевизионный канал, осуществивший в 2005 году прорыв к зарубежной многоязычной аудитории. Ввиду того, что на тот момент в России не существовало аналогов, канал создавался по образу и подобию круглосуточных информационных телеканалов ВВС и CNN. Цель телеканала – выражение российской позиции по главным вопросам международной политики и «полномасштабное информационное воздействие на российскую и зарубежную аудиторию посредством осуществления специализированного телевизионного вещания о событиях в стране и за рубежом».2 За почти десятилетний период RT превратился в одну из крупнейших в мире информационных телекомпаний, которая объединяет в себе четыре информационных канала, ведущих круглосуточное вещание на английском, арабском и испанском языках (RT International, RT Arabic, RT Spanish, RT America), и документальный канал RTDoc. Кроме того компания имеет два видео-агентства (FreeVideo и Ruptly), интернет-ресурс InoTV и соответствующие web-сайты, в том числе на русском языке. Вещание ведется круглосуточно из студий в Москве и Вашингтоне более чем в ста странах мира. Общемировая аудитория телеканала превысила 644 млн. зрителей, что составляет 28 % всех мировых подписчиков кабельных сетей. RT можно смотреть в 2,7 млн. гостиничных номеров по всему миру. Только в Европе его смотрят более 7 млн. зрителей, в том числе 2,5 млн. жителей Великобритании. С декабря 2012 года материалы RT в HD-качестве доступны в онлайн-видеоагентстве FreeVideo, услугами которого пользуются более 15 тысяч телеканалов и информационных агентств из 185 стран мира. Данные исследований, проведенных компанией Nielsen Holdings N.Y. в пяти крупнейших американских городах (Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Чикаго), показывают, что аудитория телеканала RT во много раз превышает число зрителей других международных телекомпаний.3 Так, в Вашингтоне ежедневная аудитория RT в тринадцать раз больше зрителей немецкого Deutsсhe Welle, почти в восемь раз – китайского CCTV News и в четыре раза – Euronews и France 24. В Нью-Йорке ежедневное число телезрителей, отдающих предпочтение телеканалу RT, в девять раз превышает аудиторию японского NHK World. Российский телеканал составил также серьезную конкуренцию одному из крупнейших мировых телеканалов Al Jazeera. По данным компании Nielsen, в семи арабских странах передачи RT Arabic смотрят ежемесячно более пяти миллионов человек. Телеканал RT оснащен современным оборудованием по производству контента на основе новых цифровых и мультимедийных технологий, располагает одним из самых мощных интернет-порталов. В 2013 году RT стал первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 млрд. просмотров на видео-хостинге YouTube, подтвердив статус крупнейшего поставщика новостного контента. Современные творческие и технические возможности позволяют телеканалу создавать конкурентоспособные, высококачественные новостные программы различных форматов и жанров. Несомненно, RT является одним из самых мощных и влиятельных мировых информационных телеканалов. Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной литературе достаточно основательно изучен опыт крупных мировых эфирных телекомпаний4 и в общих чертах затронута деятельность спутниковых новостных каналов. Вместе с тем, анализ коммуникативных стратегий формирования имиджа средствами информационных телеканалов пока остается за пределами научного осмысления. Первые попытки изучения имиджа государства российской наукой относятся к раннему постсоветскому периоду. Западные теории имиджа, разрабатываемые в рамках политического маркетинга, социологии и PR, в советское время игнорировались или подвергались критике как несовместимые с социалистической идеологией. Международный имидж нашей страны находился в центре внимания пропагандистов-советологов продолжительное время, вплоть до развала СССР, и преимущественно сводился к изучению иррациональных компонентов «образа врага». В настоящее время чаще всего предметом исследований становятся социологические и политологические аспекты формирования имиджа России внутри страны и за рубежом.5 Вместе с тем коммуникативному подходу к изучению имиджа как продукту журналистской деятельности уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что СМИ являются одним из самых эффективных каналов формирования имиджа государства. Например, новые условия мультимедийности, при которых деятельность СМИ нуждается в специальных коммуникативных стратегиях, пока не оформились в качестве исследовательского направления.6 Изучение же коммуникативных стратегий телевещания вообще делает пока первые шаги.7 Методологические основы и методы исследования. В качестве теоретико-методологического обоснования диссертации использованы базовые положения теории журналистики, а также концепции и представления, выработанные в рамках теории массовых коммуникаций. Исследование такого многосложного явления как коммуникативные стратегии формирования имиджа государства потребовало обращения к фундаментальным трудам по теории, истории и типологии телевидения Э.Г. Багирова, Г.П. Бакулева, Р.А. Борецкого, Н.А. Голядкина, Е.Я. Дугина, Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского и др.8 Формирование имиджа государства в качестве малоисследованной в отечественной журналистике проблемы, предполагало привлечение идей, методов и теоретических положений из смежных областей гуманитарного знания: филологии, истории, социологии и политологии, теории внешней политики, связей с общественностью и др. Необходимо было также изучить отечественный и зарубежный опыт в сфере формирования мирового общественного мнения. Таким образом, исследование проблем, выдвинутых в диссертации, потребовало обращения к междисциплинарным методам анализа, системное применение которых нуждалось в согласовании и уточнении понятийного аппарата. Методы системно-структурного анализа были использованы для выявления форм, способов и приемов работы тележурналистов во взаимодействии со специалистами в сфере информационных технологий. Компаративные методы исследования оказались полезными для анализа жанрово-тематической определенности и адресной направленности телевизионных каналов, конкурирующих в мировом информационном пространстве. Выявление форм и методов взаимодействия телеканала RT с аудиторией потребовало изучения краудсорсинговых технологий, как способа привлечения целевой аудитории и передачи ей ряда функций, позволяющим коммуникативным сообществам участвовать в создании телепрограмм и в корректировке коммуникативных стратегий. Эмпирической базой диссертационного исследования послужили теоретические и прикладные исследования внешней политики России; материалы дискуссий о международном имидже России в структурах власти и управления (в палатах Федерального Собрания РФ, Правительстве РФ, Администрации Президента РФ, Совете Безопасности РФ и др.); публикации докладов научных и научно-практических конференций; новостные и тематические выпуски телеканала RT; отечественные и зарубежные данные социологических исследований; редакционная документация и личные наблюдения автора диссертационного исследования, который в качестве советника Главного редактора непосредственно участвует в разработке и осуществлении проектов RT. Хронологические рамки исследования охватывают период со времени создания телеканала RT в 2005 году до конца 2013 года. Гипотезы исследования: - телеканал RT активно участвует в формировании международного имиджа России в рамках общегосударственных информационно-имиджевых кампаний, ориентированных на целевую зарубежную аудиторию; - на восприятие современной России за рубежом влияют стереотипы, образы-архетипы и мифы, сложившиеся в общественном сознании в дореволюционном (имперском), советском и в раннем постсоветском периодах. При этом стереотипные представления носят преимущественно негативный характер, особенно это касается процессов демократизации и соблюдения прав человека в современной России. Автор исходит из того, что коммуникативные стратегии телеканала должны быть направлены не столько на разрушение устоявшихся стереотипов (что почти невозможно), сколько на донесение российского взгляда на актуальные проблемы международной жизни; - особенность восприятия новостного контента зарубежной аудиторией состоит сегодня не только в возможности получать информацию, но и высказывать свое мнение о событиях, давать им собственную оценку. Аудиторные оценки деятельности RT, размещаемые на сайте телеканала, способствуют коррекции каждодневной работы в отборе информации, в жанровом и тематическом разнообразии, в содержательной направленности и форматах подачи телевизионных материалов, а также учитываются при выработке коммуникативных стратегий, альтернативных конкурирующим телеканалам. Диссертант исходит из того, что «кумулятивный эффект» концентрации информации как результат объединения усилий телеканала и интернета способствует росту альтернативного телесмотрения, создает новое качество освещения событий. Актуальность темы исследования, ее теоретико-методологическое обоснование и обширный эмпирический материал обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования. Объект исследования – имидж современной России, формируемый и продвигаемый в мировое общественное мнение средствами отечественного информационного телеканала. Предмет исследования – коммуникативные стратегии телеканала RT, их типология, теоретические, концептуальные и практические аспекты, направленные на формирование позитивного имиджа России в целях обеспечения ее национальных интересов на международном уровне. Цель исследования – определить роль и значение коммуникативных стратегий телеканала RT в формировании имиджа России. Достижение данной цели предполагает последовательное решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач: - рассмотреть теоретико-методологические положения, отечественные и зарубежные теории и концептуальные подходы, направленные на выявление роли и значения информационно-коммуникативных каналов в формировании имиджа государства; - уточнить понятийный аппарат анализа содержания, форматов, жанров и методов работы телеканала RT в формировании международного имиджа России и нейтрализации предвзятого, негативного представления о нашей стране в мировом общественном мнении; - обосновать типологию коммуникативных стратегий телеканала RT; - изучить формы и методы взаимодействия RT с другими телекомпаниями и информационными ресурсами глобальной сети Интернет и предложить пути оптимизации коммуникативных стратегий телеканала; - выявить на основе результатов замеров общественного мнения популярность телеканала RT и эффективность его влияния на целевую аудиторию зарубежных стран. Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту: 1. Научно обоснованные коммуникативные стратегии позволяют конструировать имидж страны в представлениях целевой аудитории. При этом коммуникативные стратегии являются не столько системно упорядоченным планом журналистских акций или сеткой телевизионного вещания, сколько медийным принципом виртуального конструирования реальности. 2. Типологию коммуникативных стратегий определяют следующие признаки и критерии: функциональность, масштаб, сроки проведения кампаний по формированию и продвижению имиджа; адресная направленность; проблемно-тематические и жанровые кластеры; экстремальность событий. 3. Имидж страны формируется с помощью коммуникативных стратегий, ориентированных на продвинутую часть общества, на лидеров мнений и молодежь, которая в ближайшее время будет определять развитие того или иного государства. Имиджевые стратегии, пропагандирующие альтернативный образ жизни и мышления, относятся к особому типу «мягкой силы», которые можно определить как коммуникативные стратегии альтернативности. 4. Эффективность деятельности телеканала RT как проводника российского взгляда на мировые проблемы, определяется коммуникативными стратегиями, альтернативными устоявшемуся англосаксонскому взгляду на мир и предоставлением зарубежной целевой аудитории российской оценки событий. Следующий этап развития коммуникативных стратегий «мягкой силы» предполагает трансформацию событийного подхода в производство новых смыслов мироустройства, направленных на формирование и продвижение имиджа российского государства. 5. Несмотря на стремительное развитие информационных технологий, телевидение остается основным производителем контента, а подключаемые к глобальной сети Интернет разновидности компьютера следует рассматривать в качестве условий «обратной связи» и дополнительных средств доставки телепродукции различным группам аудитории. Подобную «взаимодополнительную модель» телевизионного потребления принято называть second screen (второй экран). Коммуникативные стратегии телеканала RT, ориентированные на технологию second screen, многократно увеличивают интерактивные возможности телевидения благодаря устойчивой взаимозависимости между рейтингами телепрограмм и активностью их обсуждения в социальных сетях. Научная достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются: - теоретико-методологической обоснованностью ключевых положений диссертации; - применением многообразных методов исследования, привлечением и обстоятельной проработкой большой совокупности эмпирических данных; - апробированием основных положений и выводов работы в журналистской, экспертной и педагогической деятельности автора. Научно-теоретическая значимость и научная новизна исследования определяется новаторской постановкой исследуемой проблемы, выдвинутой целью и совокупностью решаемых в диссертационной работе задач. 1. Впервые проведено комплексное исследование одной из крупнейших в мире многоязычных информационных телекомпаний, ее коммуникативные стратегии в формировании и продвижении международного имиджа России. Систематизированы и дополнены научные понятия и трактовки коммуникативных стратегий, обоснованы их типоформирующие признаки и типология. 2. В научный оборот введен обширный оригинальный материал анализа содержания, жанрово-тематических структур, форматов и методов работы телеканала RT в условиях противостояния и информационных войн, ведущихся зарубежными СМИ. 3. Изучены новаторские формы и методы работы телеканала RT с зарубежными коммуникативными сообществами в социальных сетях на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Научно-практическая значимость исследования определяется актуальностью продвижения объективного имиджа России за рубежом. Методологические подходы, предложенные в диссертации, могут найти практическое применение для уточнения концепции вещания, повышения конкурентоспособности телеканала RT и в каждодневной практической работе журналистов. Основные положения и выводы диссертации, теоретико-методологические подходы могут послужить основой для дальнейших исследований коммуникативных стратегий формирования имиджа России. Рекомендации и выводы диссертационного исследования могут быть использованы и отчасти уже нашли применение в преподавании учебных курсов: «Основы тележурналистики», «Теория и методика журналистского творчества», «Особенности работы журналиста в условиях мультимедийности», а также в спецкурсах и спецсеминарах. Апробация диссертации. Материал диссертационного исследования использован в ходе проведения лекционных и семинарских занятий, которые автор проводил в ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии», ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» и ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет». Основные идеи, концептуальные положения и главные результаты диссертационной работы представлены в докладах автора на научно-практических конференциях и опубликованы общим объемом 4,3 п.л. Три статьи опубликованы в научных журналах, включенных в список изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов научных исследований. Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования, способствует раскрытию логики научного анализа, его объекта и предмета, обоснованию и доказательству гипотез исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 160 страниц компьютерного набора. Работа содержит 4 таблицы и 3 диаграммы. В список литературы включен 160 источников. |
На правах рукописи Коммуникативные стратегии выхода международной торговой компании на Российский рынок |
Внеклассное мероприятие. Цели: Воспитывать у учащихся чувство прекрасного,... Воспитывать ответственность не только за свой имидж, но и за имидж окружающих людей |
||
Исследование имиджа языковой школы при помощи контент-анализа сайта... Концепция конкурентоспособности как движущий фактор развития организации |
Стратегии продвижения телеканалов на примере Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии |
Выпускная работа по предмету «Основы информационных технологий» Здесь предстоит действовать по двум направлениям: содействовать укреплению информационной безопасности государства, а также использовать... |
||
Несколько слов от организаторов конференции: Конференция «Микрофинансирование... Агенством международного развития США. Мнения, отраженные в данном отчете, отражают взгляды авторов и не обязательно совпадают с... |
Выпускная квалификационная работа Структурный анализ рынка и его значение для формирования конкурентной стратегии |
||
Курсовая работа по курсу “Основы маркетинга” Тема «Стратегии маркетинга... Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) |
Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа... «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» |
||
Антитеррористические усилия международного сообщества и Российской... Аннотация: в статье анализируются актуальные вопросы международного контртеррористического сотрудничества по борьбе с террористической... |
Содержание Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте 3 Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром 15 |
||
Сварщик Организация «WorldSkills Russia» Организация «WorldSkills Russia» в соответствии с Уставом WorldSkills Russia, Регламентом и Правилами конкурса, приняла следующие... |
Сварщик Организация «WorldSkills Russia» Организация «WorldSkills Russia» в соответствии с Уставом WorldSkills Russia, Регламентом и Правилами конкурса, приняла следующие... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технология формирования имиджа» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
3. конкурсное задание Организация «WorldSkills Russia» в соответствии с Уставом WorldSkills Russia, Регламентом и |
Поиск |